И зазвучат молитвы в храме…

p1080586От города, что расположился вдалеке, словно парашютные стропы, вьются тропинки, достигая наконец своей цели: буддийского храма. Желтая крыша его, ярко освещенная солнцем, притягивала в этот субботний день взоры многих лаганцев. На степном просторе, вдали от городского шума и мирской суеты, соблюдая буддийские каноны, построили лаганцы свой храм. И день 27 мая стал для них поистине историческим днем. «Сегодня, — сказал представитель Президента в Лаганском районе К. С. Бембеев, — мы вернули людям то, что принадлежит им по праву».

Удивительные парадоксы преподносит жизнь, вот уж воистину бывает время разбрасывать камни и приходит время собирать их. В каждом временном промежутке — свои достоинства и свои ошибки. Старые люди рассказывали, с каким пылом громились хурулы и церкви. На обломках старой жизни для потомков воздвигали новую. На площадях горели древние иконы, а по степи разбрасывало ветром страницы священных буддийских книг… «Опиум для народа» выкорчевывали основательно. Осенью 1938 года в Лаганском улусе еще оставались шестнадцать молитвенных построек, а до революции их было свыше сорока. К нашему времени не сохранился ни один. И вот наступил сложный, многогранный процесс возрождения.

Буддийские храмы в старину являлись центрами духовной и, культурной жизни народа. Там хранились уникальные буддийские трактаты, книги по медицине, прекрасные по отделке ритуальные принадлежности, имевшие большую художественную ценность.Сейчас никто не может сказать, какими были старинные калмыцкие хурулы Лаганского улуса. Скудные сведения, редкие гравюры, литографии и фото запечатлели удивительной красоты, с элементами восточной архитектуры, некоторые хурульные комплексы. А какими были многие другие хурулы, можно только гадать. Новый храм города Лагани— одно из первых буддийских сооружений в республике. И ему предстоит долгий, добрый путь — учить людей милосердию, состраданию, возвести в душе каждого калмыка божественный храм.

«Кто бы мог подумать, что в такой короткий срок мы сможем построить хурул и радоваться всему тому, что делается для возрождения национальной культуры, — сказал на церемонии открытия Председатель Народного Хурала К.Н.Максимов.

«Религия — это духовный мир не только одного человека, а всего общества, культура, образование, традиции, сложенные веками, это народные обычаи».

На праздник приехало много гостей. Были в том числе представители буддийской конфессии России, направленные лично Хамба-ламой на торжественное открытие хурула.

Сюда пришли и стар, и мал. Бабушки, перебирая четки, заплакали от радости, когда настоятель храма Дава-Самбу стал читать молитву. Есть куда пойти прихожанам, есть кому поведать печаль свою, совершить обряды, которые все же сохранили калмыки за семьдесят лет безбожия. «А было время, — говорил заместитель главы буддийской конфессии в России Цевен-лама Дорджи-Церенов, — когда за тысячи километров ехали калмыки в бурятские дацаны, чтобы провести религиозные обряды. Я бесконечно рад, что у вас есть теперь возможность молиться на родной земле. Пусть этот храм будет для вас храмом веры, добра, учения Будды Шакьямуни».

Самые сердечные пожелания привезли гости от буддистов, проживающих на берегах Байкала, и в дар молодому храму была преподне¬сена статуэтка Будды, прекрасно выполненная южнокорейскими мастерами. На освящении храма присутствовали также ламы из Бурятии, Монголии, Тибета и Калмыкии.

«Ом мани падме хум», - звучит молитва. Смотрят на все восторженными глазами ребятишки, этот день запомнится им надолго, как запомнились директору машиностроительного завода В. X. Манджиеву горящие лампадки детства, молитвы матери. «Я не скажу, что я уж очень верующий человек, — говорит он, — но я помню все это и понимаю, что буддийская религия — история и культура нашего народа. Когда строительству нужна была помощь, наш завод всегда ее оказывал».

А начал строительство хурула предыдущий директор завода Б.А.Бадмаев. Вообще все жители района как могли способствовали стройке, это было истинно народное дело, это именно тот случай, когда можно ска¬зать: в каждом кирпичике храма — вклад всех. Люди работали не считаясь со временем.

Бригада В. Я. Рогатикова в этот духовно высокий день скромно ушла в сторону, давая своим родным возможность радоваться и гордиться В.Убушаев, С.Цакаев, Н.Эрдниев, А.Анджукаев, бригадир столярного цеха В.Манджиев стояли у небольшого коттеджа и смотрели на людское море, что волновалось у стен храма. «Каждый день мы работали до позднего вечера, приходили домой затемно и сделали почти все. Конечно, без поддержки ру¬ководства района, администрации завода нам было бы нелегко. Ведь не хватало стройматериалов, леса, цемента, но все позади, и теперь в хурул идут люди. А работали мы от души для стариков наших, для себя, для потомков», — так говорили они нам.

Они немногословны, но за них говорят их дела. Они свидетельствуют об их профессионализме, добросовестности и мастерстве. Высокий просторный зал, алтарь, светлая комната на втором этаже - всё сделано добросовестно, в каждую работу люди вложили душу.

В.Х. Манджиев вручает настоятелю храма символический ключ, звучат дунги, морские раковины, открывающие богослужение, и красивый голос ламы, усиленный динамиками, вознес над степью буддийскую молитву. В этот торжественный момент с просветленными лицами люди входили в зал.

Глава департамента по делам религии М. Б. Бурнинов говорил: «Открываются в селениях республики молельные дома, вот и в Лагани построен хурул — это просто здорово. Но это — полдела. Нам нужны кадры, ведь во многих молельных домах нет священнослужителей. И священ¬нослужители Элистинского хурула едут туда и проводят богослужения. Мы наладили контакты с буддистами из Синьцзяня, которые пообещали направить к нам 8—10 священников. Да и мы осенью отправим к ним своих ребят для обучения».

Лаганцам в этом плане повезло. Вот уже несколько лет работает здесь настоятелем выпускник буддийского института Монголии Дава-Самбу. Бурят по национальности, он выучил калмыцкий язык и с прихожанами гово¬рит на их родном языке. Его энергия, работоспособность, умение найти общий язык с людьми также способствовали строительству храма. На открытии звучали благопожелания, как говорится в «Джангаре», нежнее лотоса, искренние и теплые.

С пожеланием добра встречались у храма люди, с пожеланием благополучия они прощались у храма, и пусть этот символ возрожденния несет людям высшее счастье.

Н.ШАЛДУНОВА, И.МУХАРАЕВ
«Известия Калмыкии» от 2.06.1995

Статьи 2 Июнь 1995

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag