Его Святейшество Богдо-гэгэн Джебзун-Дамба - символ кармической связи монгольских народов с Тибетом

Наши предки были судьбоносно связаны в течение многих веков и тысячелетий с народом Тибета, его историей, культурой, традициями. Монгольские народы, как и тибетцы, являются носителями Учения Будды: в наши степи Дхарма пришла впервые еще во времена хунну, почти сразу после возникновения буддизма в Индии.


Как духовная мать, Тибет питал живительным нектаром Учения Будды нашу родину - степь между Байкалом и Великой Китайской стеной, а все монгольские ханы, в свою очередь, немало помогли духовному объединению Тибета во главе с Далай-ламой. Четвертый Далай-лама, Йондан Чжамцо (1589-1616), чья интронизация состоялась в Лхасе в 1601 г., был по происхождению монголом, правнуком Алтан-хана (1506-1583), того, кто возродил принципы Хубилай-хана и заложил на последующие века основу духовного родства и дружбы монгольских народов с тибетцами, как и самого института Далай-лам в Тибете. Как зафиксировано историей, глава школы гелуг Сонам Гьяцо (монг.Соднам Джамцо) был приглашен к монгольскому Алтан-хану в 1573 г. “Лама и хан после взаимных совещаний и переговоров стали относиться друг к другу с большим уважением и поднесли титулы: хан ламе - “Далай-лама Ваджра-Дара”, а лама хану - “Чжалпо-хай-цанг-чэнпо”.

Появление в Монголии перерождения великого тибетского Мастера Таранатхи - Первого Джебзун-Дамба-хутухты имело особое значение для укрепления духовного союза и родства монголов с тибетцами. Таранатха Гунга-Ньинбо (1575-1634) - замечательный тибетский историк, философ, писатель, ученый, йогин. Его перу принадлежат “История буддизма в Индии”, теоретические трактаты из цикла “Калачакра-тантры”, “История учения культа Тары”, географические трактаты и многие другие труды.

Перерождение в Монголии столь выдающегося тибетца, носителя чистого Учения Будды, появление Первого Джебзун-Дамба-хутухты, да еще в ханской семье, имело огромные по духовному и общественному значению последствия. Вообще.сами монголы, как установлено в исследовании А.М.Позднеева, верят, что перерождения Джебзун-Дамба-хутухты начались еще со времен Будды Шакьямуни. С первого по четырнадцатый хубилганы появлялись в Индии. Таранатха явился пятнадцатым перерождением со времен Будды Шакьямуни и он родился в Тибете. Он был уже кармически связан с Монголией, ибо посещал Монголию по приглашению монгольского народа и основал здесь несколько монастырей. Он умер в Монголии.

Современные историки Монголии склонны объяснять возвышение Джебзун-Дамба-хутухты лишь двумя, мирскими, факторами – родством с Тушету ханом и особым отношениемк нему Цинов. Но в действительности, думается, гораздо большее значение имело то, что Джебзун-Дамба-хутухта являлся воплощением подлинного духовного Мастера, и он имел авторитет именно как духовное лицо. «Богдо эдзэн достиг святости, стал ламой, почитаемым четырьмя халхаскими аймаками, и халхаские ханы, ванны, дзасаки все как один уважают (его)»,- говорится в монгольских источниках.

Рождение Джебзун-Дамбы I было отмечено предзнаменованиями и предсказаниями. Время накануне рождения у Тушету-хана будущего Джебзун-Дамбы отмечено появлением необычных знаков, ежедневных радуг, благовещих снов у людей. И само его рождение было сопряжено с чудесами: кормилицей его стала невинная юная девушка, из грудей которой показалось молоко в тот момент, когда у ханши начались роды. Новорожденный ребёнок, по свидетельству знатока примет, которого Цэцэн - хан из – за многих необычайных явлений направил специально для проведения обследования, был совершенен и отмечен всеми признаками будд, «а потому можно считать за несомненное, что он действительно будда» А М Позднеев. “Монголия и монголы”, с.488.

Появление Джебзун-Дамба-хутухты в Монголии было, судя по сведени¬ям летописи “Эрдэнийн эрихэ”, оценено монголами адекватно: через четыре года после того, как сына Тушету-хана опознали в качестве хубилгана Таранатхи, он в пятилетнем возрасте был провозглашен главой буддизма в Халхе, и его посадили “настоятелем монастыря, незадолго пред тем построенного при Цаган-нуре”.

Одновременно ему поднесли титул “гэгэн” (Просветленный), дарованный уже Лубсан-Дамба-Чжамцану прежде, когда ему шел второй год от роду, Сэцэн-ханом Шолоем. Говорят, по-родственному принятый в доме Тушету-хана, Сэцэн-хан подарил будущему великому ламе один - из своих титулов - гэгэн. Тушету-ханы же, носившие на своем головном уборе в качестве особого знака отличия золотое изображение ваджра, впоследствии передали этот знак отличия Джебзун-Дамба-хутухте. Летопись “Шара туджи” говорит о сыне Тушету-хана, ставшем Первым Джебзун-Дамбой, как о “всеведущем, всемогущем, премудром охранителе религии, великолепном хубилгане”. Этот сын Тушету-хана, ставший монгольским первосвященником, хубилганом Таранатхи, родился в 1636 г., в 1639 г. он принял обеты генина или убаши и в то время ему было дано имя Занабазар, а в 1640 г. он был окончательно посвящен в монашество ламою Ванши бурулэгу, при этом посвящении он и получил имя Лубсан-Дамба-Чжамцан, которое оставалось с ним до конца дней его, как говорится об этом в биографии Джебзун-Дамба-хутухт. В этом же году халхасцы провозгласили его своим первосвященником. В 1650 г. Пятый Далай-лама официально при¬знал его перерождением Тарантхи и даровал ему титул Джебзун – Дамба - хутухта вместе с драгоценным зонтом (ратначхаттра) из желтого шелка. Ундур-гэгэн, как его именовали монголы, первым из духовных лиц Халхи посетил Тибет. Первый визит гэгэна был в Даши – Лхунбо, к его настоятелю Лобсан – Чойчжи - Чжалсану,впоследствии провозглашенному Первым Панчен- эрдэни.Гэгэн поднес настоятелю массу подарков, принял от него обеты гецула и получил наставления, соединённые с несколькими посвящениями, «главнейшим из которых было Ямандагийн - ван».(А,М,Позднеев, «Монголия и монголы», с.491). С этой встречи началась особая кармическая связь Джебзун-Дамбы и Панчен-ламы, протянувшаяся через все их перерождения. И примечательно, что в эту первую их встречу состоялось посвящение Джебзун – Дамбы в Ямантаку. Он совершил поломничество по другим тибетским монастырям, «повсюду принося жертвы и делая вклады», получая учение. Получил наставления по основным теориям гелугпы и от Далай – ламы.

Занабазар был поистине Мастером и великим духовным просветителем Центральной Азии. Он известен также как великий художник-иконописец, скульптор. В истории Джебзун-Дамба-хутухты сохранились факты совершения им великих чудес. Так, когда он прибыл в монастырь Даши-Лхунбо, оказалось, что Панчен-эрдэни за три дня перед этим умер. В страшной печали гэгэн отправился поднести мандалу перед останками учите¬ля. “И чудо! Подносит гэгэн первый мандал, в чертах лица умершего проис¬ходит перемена, - он как бы оживает; подносит второй мандал. - покойник начинает шевелиться; подносит третий мандал, - мертвец начинает говорить”. (А.М¬.Позднеев, “Монголия и монголы”, с.495). Дело было в том, что весь свой путь гэгэн каждое утро совершал жертвоприношение с особой молитвой, составленной им самим. И благодаря такой религиозной ревности Джебзун-Дамбы Панчен-лама решил вернуться, чтобы дать ему наставления. Он прожил еще 20 лет после этого. Монголы сохранили еще много преданий о других чудесах Ундур-гэгэна Первого. В день его смерти над его дворцом протянулась пятицвегаая радуга, а на седалище хутухты долго дрожал ясный огонёк.

Когда в 1691 г. на Долоннорском сейме было оформлено вхождение Халхи в состав маньчжурской империи, Джебзун-Дамба-хутухта I был возведен повелением императора в достоинство “великого ламы” и главы желтой веры. Но ни один Джебзун-Дамба-хутухта не был марионеткой пекинского двора. Духовный авторитет Ундур-гэгэна был по настоящему вы¬сок в монгольском мире, и он проводил политику, направленную на объединение и независимость Монголии. Он был подлинным лидером монгольского народа и его национально-освободительного движения, хотя с III по VIII Джебзун-Дамба-хутухта были тибетцами. Антицинская пропа¬ганда среди монголов велась от имени Богдо-гэгэна - в форме его посланий лундэн. Идея защиты религии звучала в них в первую очередь.

В 1911-1912 гг. национально - освободительное, антиманьчжурское движение в Монголии приняло всенародный характер и привело к провозглашению независимости и образованию государства во главе с Богдо-гэгэном Джебзун-Дамба-хутухтой VIII. 16декабря 1911г. Джебзун-Дамба-хутухта VIII, по происхождению тибетец, был возведен на трон всемонгольского хана с поднесением традиционной дани “девяти белых”. Авторитет Богдо-гэгэна был велик, как свидетельствуют его современники. (См. документы из архива В.Котвича, хранящиеся в Улан-Ба¬торе). Ряд князей Южной Монголии поспешили в Ургу, стремясь стать под¬данными Богдо-хана Джебзун-Дамбы-хутухта VIII. Известный бурятский деятель Агван Доржиев писал В.Котвичу о принятии на службу в правительство Богдо-гэгэна южномонгольских князей, в частности, баргутского Дамдинсурэна. “Говорят, что по его приказу уже едут представители от узумчинов, суннитов, авгинцев, алашаньцев». Идея единой монгольской нации и создания независимого монгольского государства во многом направляла как внутреннюю, так и внешнюю политику правительства Богдо-гэгэна, - подчеркивает исследовательница этого периода монгольской истории Л.П.Попова.

Девятый Джебзун-Дамба родился в Тибете. В возрасте четырех лет он был признан перерожденцем Таранатхи и получил титул Халха ‘Джебзун-Дамба Римпоче IX, но лишь в 1991 состоялась официальная церемония его возведения на трон, был проведен ритуал “Дарование одежд”. Халха Джебзун-Дамба Римпоче IX получил образование в дацане Гоман мо¬настыря Дрепунг. Его Учителем был Геше Тубтен Ньима, бурят по происхождению. Получив ученую степень лхарамба (профессор буддийской философии), Его Святейшество Джебзун-Дамба IX провел несколько лет в горах, в затворничестве занимаясь медитацией. В 1959 г. вместе с Его Святейшеством Далай-ламой XIV он эмигрировал в Индию. Жил и практиковал в разных местах до 1991 г. В настоящее время проживает в Дхарамсале. В июне 1997 г. Его Святейшество Халха Джебзун-Дамба Римпоче посетил Бурятию, и по просьбе досточтимого Геше Джампа Тинлэя, в качестве духовного Представителя Его Святейшества Далай-ламы, сопровождавшего Его во время визита, а также по просьбе многочисленных российских учеников Геше Тинлэя Его Святейшество дал в местности Курумкан наставления по Лам-риму и посвящение в Ямантака-тантру.

Прибытие Его Святейшества Джебзун-Дамба Римпоче в Курумкан было отмечено необычными световыми эффектами над местностью, а все дни, на протяжении которых Его Святейшество и Геше Тинлэй давали Учение, сопровождались появлением в небе радуг необычной формы, даже в ночное время, со стороны гор раздавались звуки дамары, колокольчика и пение необычных существ.

От имени всех участников этих событий, которым посчастливилось стать учениками Его Святейшества Богдо-гэгэна Джебзун-Дамба IX и от имени народа Бурятии выражаем глубочайшую благодарность Его Святейшеству за Его бесконечную к нам доброту и сострадание.

Посвящаем накопленные заслуги делу Освобождениям Просветления всех живых существ!

И Урбанаева.
Из книги «Драгоценное наставление. Комментарии к Лам-риму»

Новости 5 Февраль 2006

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag