Танкопись не терпит суеты

Танкописцы из Дхарамсалы расписывают золотой храм

В эти дни в храме “Золотая обитель Будды Шакьямуни” монахи тантрического монастыря Гьюдмед сооружают песочную мандалу Ямантаки. Здесь же, в большом молельном зале, можно понаблюдать и за “ювелирным” искусством тибетских художников – танкописцев. Девять мастеров из Индии были приглашены лично шаджин ламой Тэло Тулку Ринпоче для росписи стен Алтн-сюмэ.

Эскиз узора танкописцы предварительно наносят на бумагу, затем копируют на кальку и уже через нее каждую линию рисунка аккуратно прочерчивают карандашом на стене.

Несмотря на занятость, несколько художников согласились дать нам интервью, призвав на помощь переводчика Бембю Митруева.

Танкописцы оказались немногословными и скромными. Все они окончили специальную школу при Тибетской библиотеке трудов и архивов, которая находится в Дхарамсале. Кстати, роспись стен в Калмыцком центральном буддийском монастыре “Геден Шеддуп Чой Корлинг” –

творение рук двух бывших ее воспитанников. Теперь школа росписи при библиотеке не функционирует, но ее выпускники открыли собственный класс, чтобы продолжить дело своих учителей. Среди студентов, желающих обучаться этому уникальному искусству, есть выходцы из Бурятии, Монголии и Калмыкии. Причем за свои уроки мастера не получают никаких денег, это совершенно безвозмездный труд, во имя сохранения исконной традиции тибетской танкописи.

Художники, приехавшие в Калмыкию, молоды. Руководителю группы, Туптену Гомбо, всего тридцать лет, половину из них он посвятил танкописи. В списке его работ – роспись известного буддийского монастыря Шераблинг, он также принимал участие в многочисленных художественных выставках и внутреннем оформлении здания тибетского правительства в Дхарамсале. Родом Туптен Гомбо из южного индийского штата Карнатака, но уже давно живет в Дхарамсале. Все свое время Гомбо отдает работе . “Мы постоянно рисуем. Если не будем держать кисть в руках, останемся голодными, – шутит мастер. – Заказы из-за границы – неплохое подспорье для танкописца. В основном, они поступают из стран Западной Европы, Америки, Малайзии, Сингапура. Покупатели, неплохо разбирающиеся в искусстве танкописи, заинтересованы, прежде всего, в эксклюзивной, ручной, работе. Впрочем, уважающий себя мастер никогда не пользуется трафаретом.

Существуют три основных вида тибетской танкописи – карма-гадри, менсар и менинг. Все мы придержит ваемся последней традиции, которая отличается насыщенностью красок, богатством оттенков, частым использованием позолоты. Раньше тибетские правители заказывали танки последователям именно этой традиции”.

Техника настенной росписи и танок заметно разнится, как и резьба по дереву, но хороший художник должен быть универсалом. По словам моих собеседников, им невероятно повезло оказаться в подмастерьях у непревзойденного мастера Санге Еше, который долгое время был личным художником Его Святейшества.

” Сейчас Санге Еше уже 83 года, но он по-прежнему остается ревностным ценителем искусства танкописи, строгим цензором работ своих старших учеников, – присоединяется к разговору художник Джамба Таши. –
Любая, даже мелкая, погрешность не укроется от его зоркого глаза. Ученики часто обращаются к нему за помощью или советом. Сейчас мы работаем над созданием книги, посвященной нашему гуру. Старший брат Туптена Гомбо, Таши Церинг, исследователь в области тибетской истории, занимается сбором биографических справок, материалов, фотографий. Книга – наш своеобразный знак признания и уважения Учителю с большой буквы”.

Джамба Таши родился в тибетской провинции Кхам, учился сначала в китайской специализированной школе, затем в техническом колледже. Но в 18 лет вдруг четко осознал, что свою дальнейшую жизнь хочет связать только с танкописью. Родители не одобряли выбор сына, и тогда, что­бы избежать бесполезных споров, юноша решил втайне от родных перебраться в Индию …

Рабочий день художников длится почти десять часов. На мой вопрос, сохранилась ли в сегодняшние дни традиция танкописцев медитировать перед началом работы, мастера признались, что такая практика в современных условиях, когда остро чувствуется нехватка времени, постепенно уходит в прошлое. Правда, обязательным остается обряд освящения танки после ее завершения.

Вопреки их ожиданиям, проблем с акклиматизацией в Калмыкии у танкописцев не возникло. Приятно порадовала погода, им очень нравится прохладный степной ветерок. С удовольствием в минуты отдыха тибетцы пьют калмыцкий чай, по вкусу напоминающий их родной напиток.

Бескрайние просторы Калмыкии просто поразили монаха художника –
Туптена Цундю, уроженца горной провинции Ладак. Талантливый молодой живописец в прошлом году участвовал в фестивале “Тибет : традиции, искусство, философия”, организованном Тибетским Домом в Москве. Он не только занимается росписью, но и пишет картины на холсте. По его мнению, занятия классической живописью не мешают, а даже помогают лучше изображать буддийские сюжеты. Шестилетним мальчиком его привезли в тибетский монастырь – институт Ганден. Определили в монастырский колледж Джангце, в котором он изучал буддийскую философию. Перебравшись затем вместе со своим учителем в монастырь Гьюме, Туптен Цундю всерьез увлекся рисованием танок. Дальнейшие пути – дороги привели монаха в Дхарамсалу – здесь юноша поступил в ту самую школу танкописи.

Вместе с группой художников в Элисте находится 21-летний студент из Дели Гачой Джамба. Будущий переводчик приехал сюда изучать русский язык. На ближайшие три года Калмыцкий госуниверситет станет для тибетца родной альма-матер. Занятия он начнет посещать с сентября. Шефство над юношей взял сам шаджин-лама. А пока сотрудники администрации центрального хурула подыскивают ему репетитора по русскому языку, все свободное время Гачой проводит со своими соотечественниками. Юноша помогает художникам, наводит порядок в мастерской – складывает эскизы, готовит кисти. Модный парень с мелированной прической и стильных рваных джинсах ждет не дождется, когда сможет окунуться в местную студенческую среду. По словам Гачой, так ему будет гораздо легче выучить “один из самых сложных языков в мире”.

Валентина ЭРЕНДЖЕНОВА.

Известия Калмыкии. 2 ИЮНЯ 2006 ГОДА

Фотогрфии пресс-центра Хурула.

Танкописцы из Дхарамсалы расписывают золотой храм
Танкописцы из Дхарамсалы расписывают золотой храм
Танкописцы из Дхарамсалы расписывают золотой храм
Танкописцы из Дхарамсалы расписывают золотой храм
Танкописцы из Дхарамсалы расписывают золотой храм

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag