Участие ойрат-калмыков в политической истории Тибета

В конце XVI в. тибетский буддизм успешно шествовал по Монголии. В 1587 г. был освящен ведущий храм Халха Эрдени-дзу (Непоколебимый). “(Люди) вступили на путь белой добродетели, стали почитать три драгоценности и усердствовать в делах высших существ - вере и подаянии” (История Эрдни-дзу, 1999 г., с. 67.) В Монголии нашли перерожденца, внука Алтын-хана, который и стал Далай-ламой IV под именем Йонтен Гьяцо (1589-1617 гг.)

Китайские власти одобрили принятие буддизма монголами, … Ван Чун-чу зам. воен. министра Минского двора в своем докладе писал: “Пусть ламы из Тибета преуспевают в обращении варварского народа и превращении дикарей в добродетельных людей…” (Мартынов, 1978 г., 61).

В это время вновь усилились (ойраты, торгауты, хошеуты, джунгары - калмыки). В 1578 Байбагас-хан на р. Иртыш разгромил халха-монголов и остановил их продвижение на ойратские земли. Ойраты, добив остатки татарского сибирского ханства Кучума, продвинули свои кочевья на север до рек Ишим и Омь. В 1608г. победили Алтын-хана, правителя местности между озерами Хубсугул и Уса. Часть ойратов в 1628-1630 г.г. во главе с Хо-Урлюком обосновывается в междуречьи Урала и Волги, продвигаясь далее за Волгу. Другая во главе с Туру-Байху (Гуши-ханом) между 1636-1639 г.г. расселяется в районе озера Кукунор. Здесь также ранее в 1634-36 г.г. обосновался халхаский Цонту-Тайджи, сторонник школы Кармапа. Он и его сын Арслан “решили уничтожить (даже) имя Гелукпа” (Дугаров, 1983г., с.33). В это время происходила борьба между так называемыми желтошапочниками (Гелукпа) и красношапочниками (шк. Кармапы).

Лидеры Гелукпа осознав опасность, нависшую над их учением, решают искать поддержки у джунгаров. Посольство Гелукпа прибыло в Джунгарию и джунгары согласились оказать помощь. Экспедиционный корпус возглавил хошут Гуши-хан, его подержали Батур-хунтайджи и глава торгудов Хо-Урлюк. Под лозунгом оказания помощи Далай-ламе и флагом желтой веры, джунгары двинулись в Тибет.

В 1635 г. Цокту-тайджи направил в Тибет 10-тысячный корпус халха-монголов во главе со своим сыном Арсланом. Гуши-хан намеревался защитить Гелукпа, Арслана - уничтожить. Когда войска встретились, начались переговоры, на которых ламам Гелукпа удалось убедить Арслана встретиться с Далай-ламой. Арслан оставил основную часть своей армии у озера Тенгри-нур и направился в Лхасу только с личной охраной. Лама Кармапа бежал из Лхасы. Прибыв в Лхасу, Арслан в храме Рамоче встретился с Далай-ламой и оказал еще почести как паломник. Из Лхасы он направился в монастырь Дрепунг. Там он прослушал курс лекций учения школы Гелукпа. После этого курса лекций он дал слово вопреки приказу отца, не перечить “желтому учению”. Таким образом, планы Кармапы уничтожить Гелукпа руками Арслана сорвались. Правитель Цзана (Тиб. обл.) родственник Кармапы, Карма Тенкьен послал людей известить Цакту-тайджи об измене сына. Одновременно войска Цзана двинулись в Лхасу с целью изгнать оттуда джунгар. Но дело не дошло до войны - сыграли свою роль старание Далай-ламы примирить противников. Однако Арслан за неповиновение воле отца поплатился жизнью, подосланные убийцы убили Арслана и двух его ближайших помощников.

В Лхасе под видом паломника оказался и Гуши-хан. Он имел встречи с Далай-ламой V и Панчен-ламой IV. Сделал богатое подношение Гелукпа. Во время этих втреч был разработан план, согласно которому основная часть армии Гуши-хана, все еще находившаяся в Восточном Туркестане, должна была двинуться на Кукунор, разгромить войска Цакту-тайджи, затем из Кукунора направиться в провинцию Кан и г. Берн, изгнать местного правителя Донье Дордже, сторонника религии Бон, который преследовал всех буддистов без разбора. И уже затем армия Гуши-хана должна была вступить в Уй и Цзан (центр. Тиб.). В 1637 г. план был приведен в действие. Войска Гуши-хана и Батур-хунтайджи атаковали Цакту-тайджи. У горы, в последствии названной “Кровавая”, войска Цакту-тайджи были разгромлены, сам он был убит. Гуши-хан стал правителем Кукунора, Батур-хунтайджи, забрав огромную добычу, возвратился в Джунгарию. Те монголы, которые были посланы с Арсланом на Кукунор, остались жить у оз. Тенгри-нур, в равнинных р-х Занара и “позже стали известны под именем согде” (Е.И.Кичанов “Ист. Тибета”, с.134, 2005).

В 1638 г. Гуши-хан посещает Лхасу в качестве паломника. Далай-лама дарует ему титул Чоки Гьялпо (Хан веры, охранитель буддизма). Гуши-хан наделяет тибетских чиновников из окружения Далай-ламы ойратскими титулами, тайджи, дзаса, даян. Эти титулы использовались в среде тибетских чиновников в плоть до китайской оккупации Тибета в середине XX в.

Цзан и Кам объединяются для борьбы с Гуши-ханом. Согласие на поход в Кам дал Далай-лама V, кроме хошеутов воевать отправились отряды тибетцев из Амдо. Гуши-хану потребовался год, чтобы завоевать Кан. Князь Кана был убит, монахи-буддисты, ранее содержащиеся в тюрьмах, были освобождены. После чего ойраты вступили в Центральный Тибет (Уй и Цзан). Войска Цзана сравнительно быстро были разгромлены хошеутами. В начале 1642 г. столица Цзана г. Шигаце пал, за ним объединенные силы Гуши-хана и Далай-ламы овладели монастырем Ташилумпо. Цанпа-хан сдался, его привезли в Лхасу и заключили в тюрьму. Далай-лама прибыл в г. Шлгане. Здесь была проведена церемония его интронизации. Далай-лама сидел на троне в центре, по бокам от него на более низких сиденьях разместились Гуши-хан и Сонам-Чойпел (глава администрации). Гуши-хан обнажил саблю и торжественно объявил, что вся власть над Тибетом, от Данзяньлу на востоке и до Ладака на западе, передается Далай-ламе V. Лхаса официально была объявлена столицей Тибета.

Далай-лама позже написал: ” Мятеж разрастался. Но под руководством правителя людей…был подавлен….Гуши-хан привел большую армию в ми солдат (20т) для того, чтобы занять южные границы. Все тибетские семьи и все чиновники выразили свою преданность. Поэтому он завершил объединение Тибета…Его повеление столь же велико, как то священное белое покрывало, которое накрывает небо” (ibid.,p.41-42)

В1643 г. Далай-лама V в качестве правителя Тибета признан Непалом и Сиккимом.

В 1645г. Гуши-хан пожаловал Панчен-ламе титул Панчен-богдо (мудрый).

Лидеры Гелукпа стремились создать единую систему управления страной, искали поддержки извне в монголоязычном мире, активно принимавшим тибетский буддизм, что безусловно подпитывалось историческим примером XIII-XIVв.в. между тибетскими ламами и монгольскими императорами. Монгольский мир в идеале должен был стать гарантом сохранения единства Тибета. Гелукпа была успешнее, потому что она приобщила монгольский мир к буддизму своего направления, а институт Далай-лам имел монголо-тибетское происхождение. Монголоязычный мир становился крупнейшим милостынедателем. Эта внешняя экономическая поддержка также работала на пользу Гелукпа. В 1652-1653 г.г. Далай-лама V нанес пасторский визит новому Маньджурскому императору в Пекин. В 1633г. на пути из Китая в семи днях от Лхасы Далай-лама V был встречен своим старым другом Гуши-ханом и официальными лицами своего правительства. Гуши-хан в последние годы своей жизни зиму проводил в Лхасе, а летом кочевал в долине Дам. Он умер в возрасте 74 лет в 1655 (1554г.). Вся полнота власти над Тибетом оказались в руках Далай-ламы V, хотя и при жизни Гуши-хан не вмешивался в административные дела и “Вся власть без остатка была в руках Далай-ламыV”.(Shakabpa, 1967,p.124)

До 1660 г. сыновья Гуши-хана, Даши-бату и Даян-хан правили Тибетом совместно. В этом году они решили поделить наследие отца. Даян-хан остался в центральном Тибете, а Даши-батуру достался Кукунор.

Ойраты-хошеуты сыграли огромную роль в укреплении власти школы Гелукпа и престола Далай-ламы.

На крайнем западе монголоязычного мира в первой трети XVII в. возникло ойратское Джунгарское ханство (1635-1758г.г.). В1640 ханы ойрат- и халха-монголов провели общий съезд, где утвердили монголо-ойратские законы, но, к сожалению, это единство монголоязычному миру не принесло. В съезде участвовал и великий ойратский просветитель Зая-Пандита, получивший образование в Тибете, 1648 он создал “ясное письмо” (тодо бичиг), усовершенствовав монгольский алфавит.

Галдан, шестой сын основателя Джунгарского ханства Батура- хунтайджи, мальчиком был отправлен в Лхасу на обучение. В январе 1651 г. ойратский караван привез 110 тыс. льянов серебра на строительство дворца Потала. Сын хана Джунгарии оказался способным учеником и пользовался личным расположением Далай-ламы V. Борьба за власть, разгоревшаяся после смерти Батур-хунтайджи, побудила Галдана вернуться на родину. Этому не препятствовал и Далай-лама V, который понимал, что после смерти Зая-Пандиты (1662г.) ойратам был нужен новый лидер. Галдан стал хутухтой при своем брате Сенге. Но вскоре Сенге был убит. В 1672 г. разгромив одного из убийц своего брата, Цецен-тайджи, он сам стал правителем Джунгарии.

В 1673 г. посол Галдана прибыл в Пекин и установил дипломатические отношения с цинским двором. В 1677г. он разгромил ойратского Очирту-хана, правителя Алашаня. В этом же году Галдан поменял свой титул хунтайджи на ханский. Часть ойратов Очирту-хана ушла на Кукунор, где приняла Цинское подданство. На Кукунор были виды и у Галдана, он даже выступил в поход со своими войсками, но вскоре он возвратился назад. Основным аргументом в пользу возвращения стало то, “что Галдан понял, что кукунорские ойраты не желают объединяться с ним”. (Хонед Акыра, 1962,с. 233) К тому же мажуро-китайские войска подошли вплотную к границам Джунгарии, а это означало войну на два фронта, что Галдан не мог себе позволить.

В 1681г. в Тибете возник конфликт с Ладаком. В итоге 1681г. ойратские отряды вступили в Ладак и заняли г. Лех. Заодно были оккупированы области Тугэ, Пуран, Руток. Эти территории отошли к Тибету и были признаны за ним по договору от 1684г. между Тибетом и Ладаком.

В начале мая 1697г. ушел из жизни Галдан Бошокту-хан, непримиримый борец за объединение Джунгарии и Монголии. Халха была присоединена к Цинской империи. Очередь была за Джунгарией и Тибетом.

В 1702-1703 г.г. главой хошеутов в Тибете был Тензин Вангьял, внук Гуши-хана, после его смерти правителем стал Лавсан-хан, его младший брат.

Далай-лама VI был найден в 16 лет, он родился 23 марта 1683 г. и был признан перерожденцем в 1683 (5)г.

Он вел светский образ жизни, что не опровергается и тибетскими авторами, хотя делают оговорку, что такой стиль мог быть правомерным, поскольку он не стал еще полным монахом. По некоторым данным в 1702г. Далай-лама VI Цаньям Гьяцо даже объявил об отречении от сана. (Petech, 1966,p. 268).

Что дало повод Лавсан-хану после ухода из жизни Цаньян Гьяцо в 1706 г. объявить своего сына новым Далай-ламой VI, который получил от Панчен-ламы имя Еше Гьяцо ?Пэлдэн. В Пекине новый Далай-ламой IV был признан истинным перерожденцем. Но одновременно цинский двор решил, что Лавсан-хан не должен один управлять Тибетом и в 1715 г. был признан манжурами Далай-ламой VII мальчик 1708 г. рождения, под именем Кэлсан Гьяцо.

Лавсан-хан, чувствуя двуличие цинского двора, стал искать поддержки у Джунгар-ойратов, еще в 1714г. сын Лавсан-хана Гаден-Тензин вступил в брак с дочерью джунгарского хана Цеван Рабдана. Но Цеван Рабдан, продолжая политику Галдана, ошибочно полагал, что Лавсан-хан является ставленником Пекина. Началась война, Церинг Дондруб, брат джунгарского хана, разгромил войска Лавсан-хана. Лавсан-хан отступил в Лхасу. Но джунгары вскоре взяли Лхасу, и в этом им помогли местные тибетские князьки, один из которых открыл джунгарам северные ворота. Лавсан-хан отступил с оставшимися ему верными хошеутами в Поталу. Панчен-лама просил сохранить жизнь Лавсан-хану. Церинг Дондруб обещал это сделать при условии добровольной сдачи Лавсан-хана и его хошеутов. Но тот сдаваться не хотел и пощады не просил. Преданный всеми Лавсан-хан предпринял отчаянную попытку прорваться из дворца Поталы и пал в бою, погиб и отряд хошеутов, до последнего защищавших тело Лавсан-хана.

Панчен-ламу джунгары выслали в Ташилхунпо. Полхана, который поддерживал Лавсан-хана казнили.

Сын Лавсан-хана Еше Гьяцо сведен с престола. Вскоре он был увезен в Шехор, где и скончался в 1725 г. На этом закончилась линия царского рода сыновей (потомков) Гуши-хана” (Дюджам Римпоче, 2001, с. 44)

В плену у джунгар находился один из сыновей Лавсан-хана - Сунца. его жена сбежала на Кукунор. Оттуда она направила Канси письмо-просьбу освободить Тибет от джунгаров. Император Канси только и ожидал такой просьбы. В 1718 г. в Тибет двинулась китайская армия под командованием губернатора г. Сиань Эренталя и генерала Селена. Но джунгарские войска разбили армию цинов, оба генерала были убиты.

Однако положение джунгаров было непрочным. Далай-лама VII Кэлсан Гьяцо находился в монастыре Кумбум под охраной манжуров. От джунгаров отмежевался Панчен-лама.

В 1719 г. две новые армии манжуров двинулись на Тибет, одна через Кам, её командовал сын Кана_Юн Ти. С Востока к Лхасе подходила вторая цинская армия под командованием генерала Гарби. В самом Тибете Канченэ правителю г.Гартока и Полханэ подняли антиджунгарское восстание. Джунгары понимали, что им не удержать Тибет, покинули Лхасу и с боями отошли на Северо-Запад, затем ушли в Джунгарию.

Осенью 1720г. генерал Ян Синь привез Далай-ламу, который был водворен в Лхасе. Панчен-лама посвятил его в гецулы. Канси пожаловал ему золотую печать.

Китайские авторы так расценивают действие цинских генералов в 1720г.: “Кан-ей_цинской династии умиротворил Тибет… изгнан из Тибета армию джунгаров, укрепил юго-западную границу, обеспечил единство родины” (Сицзан цзянин, 1993, с.209)

В 1723 г. против цинов подняли восстание хошеуты Кукунора, их возглавил Лавсан Дацзинь, внук Гуши-хана. Цинские войска разгромили хошеутов, и регион Кукунора был окончательно присоединен к империи Цинь. Лавсан Дацзин отступил в Джунгарию, где пытался найти поддержку у местных правителей. В Тибете у него остались влиятельные родственники. Но Тибету было категорически запрещено вступать в контакт с Джунгарским ханством. Циньские амбани в Лхасе начали активную подготовку к предстоящей войне с джунгарским ханством. Предполагалось, если джунгарские войска двинутся в Тибет, то Далай-ламу и Панчен-ламу следовало вывезти в Китай.

Однако вражда двух претендентов на цинский престол, Даваци и Алурсаны_, позволило манжурам осуществить свои планы по уничтожению Джунгарии. В период с 1754 по 1757 г. несмотря на отчаянное сопротивление, Джунгарское ханство было уничтожено, 600 тыс. ойратов было истреблено физически. Некогда процветающая страна была превращена в необитаемую пустыню.

В марте 1757 г., когда Цинский двор праздновал свою победу над джунгарами, в возрасте 50 лет ушел из жизни Далай-лама VII. С включением Джунгарии в состав цинского Китая Тибет был лишен надежды на получение военной поддержки монголоязычного мира, Джунгарское ханство было последним независимым государством западных монголов-ойратов.

“Досточтимый Гуру, сияющий радостной улыбкой,
прошу, пребывай сотни кальп для распространения Учения
На превосходном поле заслуг веры моего ума.
пусть ни на один момент (я) не отвернусь от этого
Прекрасного пути, прославленного Победителем”.

Илишкин М.Г.

Новости 3 Сентябрь 2007

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag