Встреча Его Преосвященства Богдо Гегяна с представителями буддийских центров, молодежью и волонтерами

Богдо-гегян IX Джебзун Дамба ХутухтуСегодня состоялась встреча Его Преосвященства Богдо Гегяна с представителями буддийских центров, молодежью и волонтерами.

Его Преосвященство начал свою встречу с небольшой вступительной речи о буддийском учении:

- Слово «дхарма» означает «то, что держит». Существует много различных учений, различных Дхарм. Но цель нашей Дхармы в том, чтобы через свое собственное желание, через свою свободу воли отсечь цепляние за «я». Будучи буддистом, я буду излагать Дхарму, связанную именно с буддизмом.

Наш добрейший учитель Будда Шакьямуни изложил Учение о не причинении вреда, Учение о принесении пользы, Учение, которое советует приносить лишь пользу окружающим и ни в коем случае не причинять им вред. На земле существуют множество различных религий, вероучений. Даже в самом буддизме, с точки зрения названий, существуют различные течения. В Тибете существуют различные школы, традиции, но на самом деле учение и учитель в этих школах и традициях едины.

Сам Будда предсказывал, что учение будет распространяться с Севера на Север. Что означает Север? За центр обычно берется Ваджрасана, то, что мы сейчас называем Бодхагая. Ваджрасана находится в стране Магадха – это центр. Относительно Магадхи на Севере находится Тибет. Но есть второй Север – здесь подразумеваются страны, которые находились на территории Великой Монгольской империи.

Таким образом, Будда предсказал движение или траекторию развития, распространения буддизма в его полной версии, то есть полное наличие Учения: сутры и тантры. В Тибете, а позже и на территории Великой Монгольской империи, по предсказанию Будды, должно было распространиться полное учение буддизма, в котором присутствуют оба его аспекта. Но мы с вами воочию можем наблюдать то, что буддизм присутствует и в таких странах, как Бирма (Мьянма), Шри-Ланка (Цейлон), Тайланд и так далее. Буддизм, который распространен там, действительно, является буддизмом.

Но в буддизме имеются две ветви, мы можем сказать, что по траектории с Севера на Север распространялось Учение Большой колесницы – Махаяны, а в южных странах распространялось Учение Малой Колесницы – Хинаяны.

На встречи с представителями буддийских центров Сейчас существуют различные названия для буддийских школ. Например, говорят, «тибетский буддизм», но на самом деле это тот же буддизм, который проповедовал и изложил Будда Шакьямуни. Именно это Учение распространилось у нас в регионах. Говорится о трех «буддийских регионах», что указывает на то, что там распространен именно буддизм.
Когда мы говорим, что мы – буддисты, это не значит, что мы какие-то новые буддисты, нео-буддисты, что мы излагаем новое учение. Будучи буддистами мы всегда возводим свои корни именно к тем учениям, которые изложил Будда Шакьямуни.
И тем не менее, все религии мы называем духовным учением, Дхармой. На долю одного из наших поколений выпали тяжелейшие испытания: наступило то время, когда мы должны были отбросить всевозможные споры, раздоры между различными учениями, вероисповеданиями, религиями, потому что в то время решалось не то, какая религия будет преобладать на Земле, а будет ли вообще существовать духовность.

Нашу точку зрения можно обосновать, независимо к какой религии относятся люди, какого цвета у них кожа, какой разрез глаз, на какой территории они проживают, какого они пола, все люди хотят быть счастливыми и не хотят страдать. Но есть, конечно, люди, которые излагают религию с политической точки зрения. Это нам не подходит, ведь Дхарма – это то, что не может причинять вред, и, исходя из этого, мы не можем излагать с помощью Дхармы свои политические воззрения.

В силу того, что мы, будучи людьми, желаем счастья, нам нужно знать, в чем кроются причины счастья, и, зная это, мы должны развивать и закладывать такие причины. Также, не желая страдать, мы должны знать, в чем кроются причины страдания, а, зная это, мы должны избегать этих причин.

В буддизме говорится о мысли принесения пользы окружающим. В более развитом виде это называется «бодхичитта», и это то, о чем мы должны размышлять – о причинах счастья и страдания, о доброй мысли. Бодхичитту и великие помыслы невозможно развить без сострадания. Да, с одной стороны, какие-то мелкие виды преходящего счастья можно достичь благодаря научным достижениям наших ученых. Однако благодаря этому невозможно достичь всех видов душевного счастья. Но сколько бы мы не зарабатывали, сколько бы у нас не было вещей, тем не менее, душевные страдания остаются. Значит, нам нужно искать выход в другом направлении.

Также говорит и Его Святейшество Далай-лама, который является покровителем, владыкой нашего учения, но в настоящее время он уже превзошел эти границы. Сейчас последователи множества всевозможных религий ждут его с лекциями, с объяснениями, с изложением его точки зрения на их учение. В сущности, Далай-лама говорит о том, чтобы все религии, все представители духовных учений уважали друг друга. Если сейчас наступило то время, когда население Земли разделилось на тех, кто следует каким-то духовным практикам, и тех, кто не следует им, то последователям духовных практик стоит объединиться. Ведь если мы считаем, что хотим достичь счастья посредством духовных практик, то мы не должны ни в коем случае испытывать никаких негативных эмоций по отношению к последователям других духовных практик. Далай-лама говорит, что последователи различных учений должны быть дружными, должны объединиться, однако некоторые люди не очень правильно это понимают. Основной смысл этих слов заключается в том, что последователи мировых религий не должны ссориться.

Уже в самом буддизме много различных течений, а помимо буддизма на Земле есть другие религии – христианство, мусульманство, иудаизм, индуизм и так далее. И поэтому, если мы начнем судиться между собой, мы не сможем достичь никакого мира на Земле, а ведь Дхарма – это то, что должно приносить мир. Ведь если последователи духовных учений будут ссориться между собой, то о каком мире может идти речь? Роль религии состоит в том, чтобы приносить счастье и мир на всей Вселенной.

Представим, что буддисты и индуисты в Индии будут обвинять друг друга в неправильности и ложности учения, конечно же, никто друг друга слушать не станет. Какими-то внешними усилиями, насильно, изменить мышление человека практически невозможно. На территории России старшее поколение подвергали гонениям, убивали, уничтожали за веру, но духовность сознания не была искоренена. Это указывает на то, что агрессивными средствами мы не сможем воздействовать ни на кого. Но зато если мы будем дружны, если мы объединимся, мы можем надеяться на то, что когда-нибудь мы достигнем мира на Земле.

Сегодня возможно среди собравшихся здесь есть не только буддисты, а также представители и других религий. Как сказал Нгаванг Лодой-лама, сегодня у нас запланирована встреча в форме вопросов-ответов, так что задавайте свои вопросы. Я, конечно, не могу сказать, что много чего-то знаю, но, тем не менее, постараюсь на них ответить.

Вопрос: Ваше Преосвященство, пожалуйста, расскажите о ваших отношениях с Тэло Тулку Ринпоче, Шаджин ламой Калмыкии и о его личности.

Богдо-гегян: Да, у нас с Тэло Ринпоче довольно тесная связь. Я знал его ещё и в прошлом рождении. На долю их поколения выпала очень тяжкая ноша. В то время в Монголии были сильнейшие гонения на буддизм, так же как и в Калмыкии, где на такой маленькой территории люди не только не могли исповедовать своё учение, но даже были вынуждены покидать свою родину. Подобные страдания претерпели люди и в других регионах. Именно в этот период правительство Монголии написало официальное письмо в Лхасу о том, что Монголия является Республикой и Богдо-ханов, или Богдо-гегянов больше быть не должно. Это было указание на то, чтобы в Лхасе или где-либо ещё никто больше не находил Богдо-гегяна. Но Тэло Ринпоче, видимо, имея очень тесную связь с предыдущим перерождением, целенаправленно выехал в Тибет, чтобы вернуть Богдо-гегяна в Монголию. Дорога проходила через территорию Китая и правительство Китая, коммунистическое к тому времени, задержало Тэло Ринпоче. Его помощники смогли добраться до Тибета, но сам он был вынужден остаться в Китае под стражей. Его продержали под стражей около года и лишь позже выпустили с условием, что он подпишется под тем, что может поехать в Тибет, но ни в коем случае не должен встречаться с Богдо-гегяном. Тэло Ринпоче вынужден был согласиться, и дал подписку. Сейчас, наверное, об этом уже можно говорить, ведь то поколение уже ушло, и в этом нет ничего страшного. Приехав в Тибет, он тайно встретился с Богдо-гегяном под покровом ночи и передал некоторые вещи. К сожалению, Тэло Ринпоче не смог долго находиться в Тибете, он очень быстро выехал в Индию, совершил там паломничество по святым местам и после этого уехал в Америку. Там он основал несколько Дхарма-центров. Он был уже очень пожилой и через некоторое время ушёл из жизни. Несколько позже снизошло следующее его рождение. Я не знаю, каким он был в раннем детстве, но перед тем, как он приехал в монастырь, мы с ним встречались. Мне сказали: «Вот это наш Тилопа». К сожалению, на тот момент у Тилопы не было какой-то свиты, резиденции, то, что было, являлось совсем маленьким. А у Богдо-гегяна тем более, ведь его резиденцией была Даккура, и в то время в Улан-Баторе кто-то, может быть, и слышал о существовании какого-то Богдо-гегяна, но никто не мог рассказать об этом точно. Итак, Тэло Тулку Ринпоче приехал в монастырь, учился там, и мы всё это время поддерживали связь. Я в то время находился на положении обычного беженца, но, тем не менее, когда Тэло Тулку Ринпоче куда-то выезжал или возвращался обратно в монастырь, он обязательно заезжал ко мне в гости и мы часто общались. Позже, по велению Далай-ламы и, видимо, в силу тех благопожеланий и молитв, которые совершал прошлый Тэло Ринпоче, нынешний Тэло Тулку Ринпоче приехал в Калмыкию. И Калмыкия является основным местом его бодхисаттовской деятельности. Сначала, как я слышал, здесь не было какой-то очень хорошей организации, а был лишь небольшой центр. И вот, благодаря деятельности Тэло Тулку Ринпоче, я, наблюдая нынешнее положение, испытываю только лишь радость и сорадуюсь той активности, той деятельности, которую проявляет нынешний Тэло Ринпоче.

Вопрос: Каким видится Его Преосвященству процесс развития буддизма в Калмыкии в последние годы?

Богдо-гегян: Главный критерий, согласно которому мы можем говорить о существовании Учения Будды или о его отсутствии, это присутствие держателей учения – превосходных личностей, которые могут поддерживать и распространять Учение. Их присутствие также зависит от наличия Арья Сангхи – Святой Общины. В Калмыкии есть личность, которая является держателем Учения – это Тэло Ринпоче. Некоторые спрашивают: «Каким образом Тэло Ринпоче связан с Калмыкией?» Я думаю, что какая-то связь есть уже в силу того, что его родители являются калмыками, но это всего лишь условие. Основной и главной причиной явилось то, что прошлые воплощения Тэло Ринпоче имели такие благопожелания, вязанные с вашим народом. Далай-лама тоже очень много думает об этом и всегда помнит о вас.

Вы ведь помните, что когда был построен первый элистинский хурул, он находился очень далеко и в нём были несколько тяжёлые условия для проживания. И мы стали говорить о том, что хурул находится слишком далеко от города и очень сложно решить вопросы с питьевой водой и так далее. После этого буквально за год был построен этот храм. Когда он ещё строился, и стройка проходила на каком-то из его этажей, уважаемый Кирсан Николаевич провёл для меня экскурсию и рассказал о ходе строительства. Тогда было сделано несколько фотографий, которые я в Швейцарии показал Далай-ламе. Далай-лама был очень рад этому. Уже в силу того, что был построен этот храм, в силу того, что он является самым большим в Европе. Да, конечно, может быть в Америке и строятся большие храмы, и на стройматериалы уходят миллионы, но я не думаю, что в них так же хорошо продуманы все условия для проживания монахов и есть такие же хорошие образы для почитания. То, что вы смогли построить такой храм говорит о том, что для этой цели вы смогли консолидироваться, объединиться. Если бы вы не имели единых самай, чистых отношений меж собой, то вряд ли вы смогли бы достичь такого результата. И, наблюдая за деятельностью Тэло Ринпоче, а также за тем, как вы следуете за ним, я могу лишь радоваться этому. Хотел бы ещё раз подчеркнуть, что критерием наличия Будда-Дхармы на какой-то территории является совершение на ней ритуала Трёх Основ. То есть, на каждое новолуние и полнолуние Сангха как минимум из четырёх полных монахов собирается для ритуала Соджонг (ритуал покаяния); во второй половине лета проводится сорокапятидневное затворничество (Ярне) и выход из этого затворничества Гайе. Итак, если на какой-то территорbb проводятся эти три ритуала, то можно говорить, что на этой территории распространён буддизм. Уважаемые монахи уже готовятся к тому, чтобы начать проводить эти ритуалы в Калмыкии.

Также Цонкапа говорил о том, что полноту Учения можно оценить с двух точек зрения: с общей и частной. Частная точка зрения – это то, что в потоке сознания людей, живущих на этой территории, присутствует Дхарма, то есть, они совершают сутрические или тантрические практики. Именно это и называется распространением Учения, то есть, появляются люди, несущие в себе это Учение. Внешняя точка зрения – это то, что появляются храмы, люди, помогающие Учению. Когда объединяются оба этих фактора, то происходит расцвет Учения, полное его распространение.

Вопрос: Чтобы быть буддистом достаточно ли не причинять вред другим, быть добрым, или нужно изучать философию и выполнять специальные буддийские практики?

Ответ: Да, для того, чтобы являться буддистом, нужно практиковать, нужно знать какие-то практики – сутрические или тантрические. Но опять же, бывает так, что в Европе к нам подходит какой-то человек и говорит, что целых полгода или год начитывает мантру «Ом ара паза на ди» и умнее не стал. Нельзя сводить буддизм до такого уровня. Ведь на самом деле буддизм – это изменение ума.

Часто люди говорят, что бог един, а на вопрос «где он?» отвечают: «где-то там». В буддизме не признается вечная изначальная нерушимая неизменная личность. С другой стороны, каждый человек имеет какую-то свою веру. То, что этот человек благоговеет именно перед этим учением, зависит от его собственной кармы. Например, большинство из присутствующих здесь были бы рады встретиться с Далай-ламой. Почему это так? В прошлой жизни у нас уже была с ним кармическая связь и, слушая его учение, в потоке нашего сознания закладываются хоть какие-то семена, зарождаются хоть какие-то отпечатки устремления к Пути Освобождения, приносящему нам счастье. Поэтому, даже не признавая существование изначальной личности, мы ни в коем случае не имеем права осуждать последователей других религий. Ведь целью каждой религии является принесение счастья, и в силу наклонностей или особенностей у каждого человека какой-то свой путь. Важнее всего то, чтобы каждый человек имел возможность достичь счастья тем путём, который для него больше всего подходит. Каким образом мы можем сказать, является человек буддистом или нет? Если он всем сердцем обращается к Прибежищу в Трёх Драгоценностях, то это буддист. Если это не так, то он не является буддистом. Но при этом, если человек обращается к буддийскому прибежищу, то он не может обращаться к Прибежищу других религий. Выражать почтение и относиться с уважением – это одно, а верить – это другое. Да, мы не должны вступать в конфликты с представителями других религий, мы не должны никак их осуждать, необходимо уважать их точку зрения. В таком случае они будут уважать и нашу точку зрения. В последнее время часто бывает, что буддисты побывали в индуистском храме, получили учение, благословение и верят в Шиву. На самом деле это не чистый буддизм и мы этого не признаём. Буддист обращается к Прибежищу Трёх Драгоценностей: к Будде, объясняющему суть Прибежища, к Дхарме – само Прибежище, лекарство, излечивающее наше сознание и Сангха, помогающая на Пути к Освобождению.

Вопрос: Ваше Преосвященство, как Вы посоветуете приобщать наших детей к Дхарме и с какого возраста?

Ответ: Да, я думаю, было бы важно, чтобы дети как-то с малого возраста приобщались к буддийскому учению. И, может быть, даже было бы очень важно, чтобы и в школах велось бы какое-то преподавание. Например, недавно из Монголии жаловались на то, что было слишком мало уроков по буддизму, было очень мало возможности преподавать буддизм. И по просьбе, которая пришла из Монголии наше правительство составило учебники по буддизму – они были переведены на монгольский и сейчас идёт преподавание. Думаю, было бы хорошо, если бы и у вас было бы нечто подобное. Например, в наших школах детям обязательно преподают жизнеописание Будды, его деяния и т.д. Наверное, думаю, было бы очень важно, чтобы были какие-нибудь тексты по дхарме, серьёзные тексты о дхарме, исходя из которых человек мог бы получить представление о буддизме, о его философии.

Вопрос: Люди из Санкт-Петербурга, которые хотят учиться Дхарме, спрашивают, к чему лучше стремиться: ехать в Индию и подобные места или приглашать учителей к себе?
Ответ: Наверное, многие слышали об Атише. Он был великим мудрецом, он достиг многих реализаций, будучи в Индии, в центре. Но, тем не менее, за наставлениями по взращиванию бодхичитты он направился на Суматру, к своему учителю. В то время не было самолётов, и путешествие длилось не несколько часов, а длилось многие месяца, может быть, годы. Это было опасное путешествие, но все же он направился туда за этими учениями. И то, что сейчас мы с вами можем говорить о бодхичитте, о методиках её взращивания – всё это благодаря тому, что Атиша бесстрашно направился через океан. Но опять же: от одного изменения своего географического местоположения мы ещё ничего не достигнем. Я не могу сказать однозначно, что, поехав в Индию, вы всего там достигнете. Бывает всякое. Очень важно встретиться с нужным учителем. Если вы возложите стопы истинного учителя себе на макушку, и будете внимать его учению, то, независимо от того, где вы находитесь, в России или в Индии, вы сможете достичь знаний и результатов. Всё зависит от вашей собственной практики. И ещё личное пожелание, чтобы ученики, прежде чем куда-то ехать, сначала изучили язык, это было бы лучше, потому что по моим личным наблюдениям, те ученики, которые приезжают с какими-то базовыми знаниями тибетского языка лучше понимают Дхарму и быстрее продвигаются. Поэтому, прежде чем ехать куда-то в Индию, слушать тибетских учителей, хорошо было бы изучить тибетский язык. Когда мы занимаемся практикой дхармы, мы не должны ограничивать себя ближайшим временем. Мы должны думать глобально. Например, Атиша обучался у Серлингпы в течение двенадцати лет. Он изучал способы взращивания двух видов бодхичитты. Но он изучал это в течение двенадцати лет. Мы же сейчас думаем, что сможем изучить это очень быстро, но нам нужно готовиться к этому и мыслить более широко, нежели мы сейчас себе что-то представляем.

Вопрос: Ваше Преосвященство, Вы планировали посвящение долгой жизни Амитаюса, но потом изменили на Белую Тару. Объясните, пожалуйста, в чём разница между Белой Тарой, Амитаюсом и Ушнишавиджаей, то есть по каким аспектам выбирается то или иное благословение?
Ответ: По поводу Белой Тары. Раньше я давал посвящение долгой жизни, опирающееся на Амитаюса. Но в последнее время, всё чаще и чаще даю посвящение Белой Тары. Это связано с его собственной практикой. А вообще же, если получать посвящение Белой Тары, то на самом деле его можно считать и посвящением Амитаюса, потому что владыкой семейства для Белой Тары является Амитаюс. Но, опираясь на посвящение долгой жизни Белой Тары, помимо удлинения жизни прилагается ещё и развитие мудрости, то есть, опираясь на практику Белой Тары, можно не только удлинять жизнь, но и развивать свой ум. Опять же в прошлом сама Тара дала клятву, в которой она обещала поддерживать его последователей. То есть тех, кто является последователями Новой Кадам (или Гелук) поддерживает сама Тара. Поэтому, ввиду всевозможных условий я пришёл к решению дать посвящение Белой Тары. Опять же, в чём разница между этими тремя божествами долгой жизни Амитаюс, Белая Тара и Ушнишавиджая. В основном практики Амитаюса связаны с такими практиками, как ритуал продления жизни, ритуал обмана смерти и т.п. Белая Тара – это, в основном, посвящения долгой жизни и некоторые другие практики. 23,56… здесь совершаются ритуалы тысячи подношений. Это тоже свои особые ритуалы. Вообще же, очень важно, чтобы вы совершали такой ритуал, как цетар (выкуп жизни). То есть когда вы спасаете тех существ, которые уже должны погибнуть. Это продляет нашу жизнь, благодаря тому, что мы накапливаем добродетель. Ведь часто бывает так, что человек внезапно, без каких-либо условий умирает. Зачастую это происходит потому, что заканчивается добродетель. Это подобно тому, например, что у нас есть счёт в банке, и мы только снимаем с него деньги, но не вкладываем ничего. И однажды наступает такой момент, когда мы приходим за деньгами и не получаем ничего. Таким же образом и с продолжительностью жизни может случиться. Мы действительно накапливаем добродетель, но это не так-то легко, это трудно, но очень важно уметь преодолеть эти трудности. Если нам, например, скажут, что если мы будем двигаться в каком-то направлении пешком в течение двух-трёх дней и в течение этого времени мы не будем получать ни пищи, ни питья, но когда мы придём туда, то сможем получить сто тысяч, мы ведь пойдём. Мы преодолеем все эти трудности и достигнем этого. А когда нам говорят, что мы достигнем счастья, нужно практиковать – мы в течение дня не можем терпеть, мы сразу же устаём. Разница лишь в расстановке акцентов. Но часто бывает так, что учителя говорят: «Пусть сократится жизнь злодеев». Потому что бывает так, что в силу чего-то человек становится таким, что чем дальше, тем больше он будет совершать каких-то недобродетелей. И чем больше он накопит недобродетелей, тем больше он будет страдать в следующей жизни. И этот процесс будет продолжаться. И чем дальше, тем хуже. Поэтому учителя молятся иногда, чтобы жизнь таких людей сократилась. Ведь в таком случае он не успеет накопить такое количество дурной кармы, и не будет страдать в будущем. Такое как бывает иногда. Часто бывает так, что когда мы счастливы, то думаем: «Жить бы и жить так лет сто или двести». А когда нам плохо, мы болеем, страдаем, то думаем о том, чтобы умереть поскорее. Опять же, если мы продлеваем свою жизнь, присутствуем на каких-то посвящениях, совершаем какие-то ритуалы, очень важна мотивация. Если мы мотивируем это тем, что мы должны жить долго для того, чтобы продолжать свой бизнес, торговать, ещё что-то делать, то это неправильная цель, и мы не достигнем своего результата. В силу того, что эти практики опираются на Амитаюса, Белую Тару или Ушнишавиджая – это тантрические практики. Будучи тантрическими эти практики являются махаянскими и для них обязательной основой должна служить бодхичитта. Только при этом условии эти практики будут правильными и результативными. А практики бывают всевозможные. Например, бывает практика однодневной танки. Если человек сможет сделать так, чтобы на рассвете художник начал грунтовку, в течение дня заканчивает изображение, рисование танки Белой Тары и ещё до заката был бы произведён ритуал её освящения, в таком случае этот человек отстраняет срок смерти как минимум на пять лет. Также бывает и практика медитации, когда в течение суток человек должен через медитацию начитать сто тысяч раз эту мантру. Тогда тоже бывает так, что даже если этот человек должен был скоро умереть, его смерть отстраняется на пять лет как минимум. Но опять же здесь очень важна мотивация. Это с дхармической точки зрения. С обычной точки зрения личный совет от меня состоит в том, чтобы соблюдать гигиену, следить за своим здоровьем. Это очень важно. Но ещё важнее спокойствие, доброта. Если мы всё время будем беспокоиться о чём-то, переживать (я должен сделать это, ехать туда и т.д.), то из-за этого сокращается наша жизнь. Может быть, мы и достигнем каких-то мирских результатов. Но достичь их сложно, трудно, а когда достигаешь их, то понимаешь, что в них нет сущности. Иногда бывает так, что родители считают: «Женю своих детей и всё, моя работа закончится, и я могу жить спокойно». У кого-нибудь на этом дело всё закончилось? Женили этих, появляются следующие и опять те же самые мороки. То есть не нужно считать, что это всего лишь самоцель. Главное: доброта и спокойствие.

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag