Записки паломника

Счастливые паломники продолжают делиться своими впечатлениями.

Калмыцкие паломники в Индии. Дхарамсала-2007
Михаил Джинцанов, «Элистинская панорама»

ПО ИНДИИ НА БЕШЕНОЙ СКОРОСТИ

Сидя в кресле Боинга, я медленно приходил в себя. Позади осталась Элиста, переезд автобусом до Москвы, аэропорт «Домодедово», волнения при прохождении таможенного контроля, посадка. И вот мы летим…
В мониторах телевизоров самолета меняются рекламные картинки “Узбек Авиа”, и под чуть слышный гул моторов мы мгновенно засыпаем. Просыпаемся от улыбчивых узбекских стюардесс, которые раздают нам пищу. Всего по чуть-чуть - масло, гуляш, чай, кофе, но достаточно, чтобы наесться вдоволь. Весь самолет занят знакомыми калмыцкими лицами, среди них мелькают узбеки, индусы, европейцы. Наш самолет летит до Ташкента. Здесь мы все дружно прощаемся с гостеприимным экипажем и оказываемся среди ночи на аэровокзале. Тут уже, кто как может, устраивается спать в креслах - сидя, полулежа. Через три-четыре часа опять посадка и опять в Боинг по маршруту Ташкент - Армитсар (Индия). Обслуживает нас все тот же “Узбек Авиа”. Снова гул самолета, недолгий сон, питание, и на рассвете мы уже готовимся к выходу. Нас сразу же окружает иностранная речь - индийская, английская, тибетская. Мы идем друг за другом, стараясь не отстать от впереди идущих, ибо отставание смерти подобно. Чужая страна, незнание языка и традиций… И, в конце концов, каждого из нас охватывает внутренний страх. “Не отстать, не отстать!” - эти слова, как заклинание, я буду повторять все 20 дней своего паломничества. На выходе, при прохождении всех таможенных формальностей, нас встречают ламы хурула, и среди них - Хонгор Эльбиков, помощник Шажин-ламы. Он обречен всех нас, 200 паломников, словно поводырь, вести по неведомой Индии, от одного города к другому.

Напрягая все силы в бешеном темпе, мы несем свои баулы, рюкзаки, сумки вслед за вездесущим Хонгором и выходим на площадку, где нас рассаживают по четыре-пять человек в небольшие джипы. Вся процедура рассадки по машинам заняла 15 минут. И вот кавалькада из 20-30 машин несет нашу калмыцкую паству по дорогам Индии.

Мы летим на большой скорости по равнинам, горным ущельям и узким, с асфальтом и без, дорогам из Армитсара в Дхарамсалу. Первое время мы радуемся незнакомым пейзажам Индии, но постепенно в нас закрадывается страх неминуемой катастрофы. Нам кажется, что мы участвуем в гонках ралли “Париж-Дакар”. Водители наших джипов не переставая, нажимают на клаксоны, машут руками, кричат, чтобы им уступили дорогу, и все это на бешеной скорости. Увидев слева обрыв, мы дружно кричали: «А-а-а-а!», мельком пробегает перед глазами вся жизнь и, кажется, что еще мгновение и от нас останется одна каша. Проходит несколько часов, и мы понимаем, что у них левостороннее движение. Передний водитель должен уступить дорогу позади идущей машине. Но! Пока до нас все это дошло, мы все испытали шок от такой езды. Местами мы не могли разъехаться на узкой горной дороге, и весь наш эшелон стоял, пропуская встречную колонну.

К вечеру мы доехали до Дхарамсалы - город, где находится резиденция Далай-ламы XIV. Здесь большую часть паломников разместили в гостинице “Сахива” по три человека в номере. Приняв душ и перекусив, мы идем вниз, в холл. Наш вездесущий Хонгор объявляет, что завтра в пять утра мы едем в пещеры, где скитался Будда.

Гостиница наша стоит почти в ста метрах от монастыря, где будет проходить Пуджа долгой жизни, рядом резиденция Далай-ламы. Тут же прямо с порога гостиницы нас встречают нищие, попрошайки с грудными детьми, всевозможные уродцы, без рук и ног. Наши сердца наполняются жалостью к ним, и мы начинаем лихо раздавать индийские рупии. Однако со временем мы начинаем понимать, если так продолжать, то к концу поездки нам самим придется встать рядом с ними с протянутой рукой.

НАМ ПОКРОВИТЕЛЬСТВУЕТ БУДДА

Да, забыл сказать, что при высадке из джипа я выронил свой загранпаспорт вместе с обратным билетом, и через час, когда я выходил из гостиницы, обнаружил его лежащим у двери. Я понял, что нам покровительствует Будда. Иначе чем объяснить, что его никто не подобрал, и он не свалился в канализационную канаву?!

Итак, пять часов утра пятого ноября. Наши джипы уже стояли у порога гостиницы, мы расселись и тронулись в путь. Джипы несли нас по горным дорогам, но мы уже не так переживали, как вчера, уже уверенные, что нас довезут в целости и сохранности. Мелькали населенные пункты, женщины в сари, мусульмане в традиционной одежде, дети, идущие в школу. Наш путь продолжался около шести часов. У небольшой горы мы узнали, что приехали к пещерам, где обитал Будда.
И вот мы поднялись на высокий холм, весь увешанный флажками. Каждый из нас тоже повесил там свои флажки, исписанные именами родных, друзей и близких. Поднялись еще выше.

Здесь начинаются пещеры, в которых некогда обитал Будда. Говорят, их пять, но мы посетили только три пещеры. Особенно запомнилась пещера, где на расстоянии двух метров от земли осталась позолоченная ступня Будды. По рассказам, сама статуя была пяти метров высотой. Чтобы дотронуться до священной каменной ступни надо было подпрыгнуть, что мы и сделали. Довольные совершенным поклонением, мы разбрелись по пещерам.

С бабушкой Ксенией по святым местам

Что удивительно, наши бабушки - Ксения, Нарма, Валя и другие - умудрялись подняться первыми и быть впереди всех, несмотря на свои почтенные года. Они позабыли о больных суставах и возрасте, и несло вперед их всех одно: радость от сознания того, что, наконец, осуществилась их мечта - посетить святые места.

Солнце склонилось к обеду, и мы начали собираться у своих джипов. Тут же индийские кулинары предлагают чай, кофе и выпечку. Я взял тибетский чай и какую-то треугольную пышку. Она оказалась “термоядерной”, столько в нее было вложено специй, что мой рот огнем горел и не спас даже чай. После этого я решил не изменять своему родному “Дошираку” и кипятильнику. Почти до самого отъезда я больше не пробовал индийской кухни, чем сильно улучшил свое материальное положение.

Дальше мы поехали к “лотосовому озеру”, одному из священных мест паломничества буддистов. Озеро населяют большие карпы, которых паломники кормят рисом, купленным тут же у предприимчивых индийских коробейников. И как выдрессированное “стадо”, открыв рты, рыбины, медленно двигая хвостами, ждут свое лакомство.

К вечеру мы вернулись в ставшую нам уже родной гостиницу “Сахива”. Позже я узнал еще одну историю чудесной, иначе и не скажешь, находки утерянного паспорта одного из паломников. По пути обратно мы то и дело останавливались по “различным” надобностям. И вот один из джипов остановился именно на том месте, где один из паломников выронил паспорт во время остановки. Документ преспокойно лежал себе на дороге. А если бы они не остановились, то никто из наших не нашел бы паспорт. В общем, нам везло.

Снова вечер. Я поднялся на крышу гостиницы, с которой передо мной открылась панорама монастырского комплекса. За ним находится резиденция Его Святейшества Далай-ламы XIV.

Флажки Удачи

Утро. 6 ноября. Поднялся в пять часов утра, помолился. С молитвами, где про себя, где вслух, с флажками в руках обошел три раза весь монастырь и резиденцию Его Святейшества. Надеюсь, мои флажки, которые я повесил рядом с летней резиденцией главного оракула, еще висят.
10 часов утра. Снова джипы. Мы едем в город Норбуланг. Здесь находятся монастырь “Пото”, Карма-центр и живет очень известный в буддийском мире Кармапа XVII - глава школы карма-кагью. Благодаря стараниям Хонгора Эльбекова, преклонили свои головы перед статуей Будды и других божеств, поднесли хадаки. Здесь же мы посетили летнюю резиденцию Далай-ламы, музей Тибета, и вернулись в родную “Сахиву”.

МЫ БЫЛИ БЛИЖЕ ВСЕХ К ЖИВОМУ БУДДЕ

Утро, седьмое ноября. В семь часов мы совершили ставший традиционным обход монастыря и резиденции, заняли очередь, чтобы от имени родных, близких и друзей сделать подношение Далай-ламе. Заветная дверь открылась в 9 часов, и подношения принимались до 11 часов. Народу было так много, что наш шаджин-лама сам выписывал квитанции о подношениях. Это удивило нас и вызвало радость, уважение и гордость.

После обеда мы снова поехали в Норбуланг на аудиенцию к Кармапе XVII. Эта встреча со вторым после Далай-ламы человеком состоялась благодаря нашему Хонгору, который сумел договориться об аудиенции для калмыцких паломников. Как обычно, при входе в любой буддийский монастырь, сняв обувь, мы ждали, когда придет охрана. Нас заранее предупредили, что фотоаппараты, видеокамеры и другую аппаратуру с собой вносить нельзя. Охранники проверили каждого из нас, после чего мы по одному прошли в зал. Тут включились репродукторы, и мы услышали речь Далай-ламы. Затем по нашим рядам, как дуновение, пронесся шепот: “Идет Кармапа XVII”. Мы выстроились в очередь и с хадаками подходили к нему по одному. Он дотронулся до каждого, и на этом аудиенция закончилась.

Вернувшись в Дхарамсалу, мы вышли погулять по городу. Накупили четок, разных буддийских сувениров. Уже позже от своих соплеменников я с сожалением узнал, что чем дальше от нашей гостиницы, тем товары были дешевле, а мы-то закупали их в первой попавшейся лавке близ гостиницы. На следующий день, взяв в попутчики одного из паломников, который разбирался в божествах, я отправился в лавку купить статуэтки Будды и танки. Больше трех часов мы ходили от лавки к лавке в поисках нужных нам предметов по приемлемым ценам. Наконец, в одном магазинчике нам показали свыше 40 танок и 20 статуэток Будд. Мой сопровождающий начал торг, который продолжался три часа, при этом то и дело звучало слово “дисконт”. Товар нам понравился, но цена не устраивала: 400 долларов за две танки и две статуэтки! Не найдя общего языка, мы ушли, но через час вернулись в эту лавку и, наконец, сторговались со скидкой в 50 долларов. Свои покупки я отнес к тибетским ламам, чтобы они “открыли” глаза Буддам и наполнили статуэтки молитвами. Я приготовил подарок на открытие хурула на своей родине, в Городовиковске. Так прошло седьмое ноября, и никто из нас даже не вспомнил, что когда-то это был наш праздник.

В гостях у оракула

Хонгор договорился на восьмое ноября об аудиенции калмыцких паломников у государственного оракула Нечунг Ринпоче. Опять длинная очередь, томительное ожидание, хадак, “зерна оракула”, и мы разошлись по номерам.

На следующее утро мы на джипах отправились в тибетскую детскую деревню (школа-интернат для детей тибетских беженцев), где состоялся концерт нашего ансамбля “Тюльпан”. Зал на две тысячи мест был заполнен до отказа. Нас рассадили вместе с официальной делегацией Калмыкии на почетные места. Оглядевшись, я увидел множество детей, одетых в сине-голубую форму. Про себя отметил, что тут не слышно привычного для наших залов смеха детей, никто не бегает по рядам, и никто не пересаживается с места на место. Глядя на них, понял, что у этих детей здесь все расписано, отведены даже постоянные места в зале. Рядом с нами сидела делегация элистинских учителей. К ним подвели троих маленьких детей, находящихся под патронажем мэрии города Элисты. Мы передали деньги и сувениры этим детям. Выступление ансамбля “Тюльпан” дети встречали бурными аплодисментами и овациями. Я не раз бывал на концертах нашего ансамбля, но такого приема не видел нигде. После концерта были розданы подарки, деньги, собранные для детей, и у каждого из нас подкатывался ком к горлу и мы, еле сдерживая слезы, попрощались с ребятами. Так прошел еще один день на гостеприимной земле Индии.

Живой Будда

Вот и настал день, ради которого мы проделали свой долгий путь. Сегодня мы увидим Далай-ламу XIV, услышим его учение. С раннего утра мы толпились у входа, чтобы первыми пройти досмотр и устроиться как можно ближе к живому Будде. Строгая охрана проверила и пропустила нас в Цуглакан (главный храм), где мы расположились недалеко от Его Святейшества. С 9 до 11 часов мы прослушали учение Далай-ламы XIV по тексту Чже Цонкапы “Три основы пути”. Вот где нам пригодились наушники и приемники, благодаря которым мы услышали речь Далай-ламы на русском языке. Все паломники из Калмыкии расположились в головном храме, в непосредственной близости к Его Святейшеству. Впереди, как всегда, наши вездесущие бабушки в национальной одежде. С 11 до 13 часов был перерыв на обед, и с 13 до 16 часов - продолжение учения. Не раз я благодарил судьбу, что захватил с собой маленькую подушку, на которой можно было сидеть в позе лотоса часами.

Итак, последний день нашего пребывания в Амритсаре, у половины паломников завтра отлет домой.

ПуджаПуджа долгой жизни Его Святейшества Далай ламы 14. Калмыкия.

Снова досмотр, тот же зал, в котором Его Святейшество Далай-лама XIV даровал посвящение Тары или Амитаюсы (божества долгой жизни) официальным делегациям, паломникам России и Монголии. На посвящении присутствовали, кроме паломников Калмыкии, делегации Тувы, Бурятии, Монголии и тибетские ламы, всего более 2000 человек. После обеда начались подношения Его Святейшеству. Вереницей шли люди с хадаками, подарками, деньгами. Восьмидесятичетырехлетний член нашей делегации Алексей Амнинов, с белой бородой, одетый в белый национальный бешмет, выглядел, как сказочный белый богатырь, сошедший с небес. Затем Его Святейшеством было проведено освящение буддийских вещей, после чего все паломники с хадаками прошли мимо Его Святейшества, получив благословение. Вот и все. Прошли-пролетели мгновения прикосновения к живому богу.

Настала пора расставания. Часть паломников уехала домой, а мы с нашим неугомонным Хонгором поехали дальше.

Перед отъездом мы узнали, что Вера Петровна Иванова, которой больше 80 лет, ветеран Великой Отечественной войны, обещала Далай-ламе завещать свою квартиру в Элисте. И еще одна новость: председатель калмыцкого фонда имени Номто Очирова Н. Уланова встретилась с государственным оракулом Тибета, который освятил статую Будцы, приобретенную ею в Дхарамсале для установки в ступе на территории бывшего владения князя Тундутова. Мы попрощались с теми, кто возвратится домой. Нас охватила легкая грусть, тоска по родине, родным и близким людям. Впереди нас ждала дорога длиною в десять дней, посещение новых святых мест Индии.С Хонгором по святым местам

ИЗ ДХАРАМСАЛЫ В БАДГАЮ С ПЕСНЕЙ

Итак, мы выселились из гостеприимной “Сахивы”, взяли свои сумки, рюкзаки, баулы и пошли мимо знакомых торговых лавочек и магазинов к “бас стэйшн”. Это где-то километр-полтора вверх по узким улицам Дхарам-салы.

Идти было тяжело, но когда мы добрались до “бас стэйшн”, оказалось, что это еще не все. Автобусы не могли развернуться на этом “бас стэйшн”, и нам пришлось пройти с баулами еще дальше, к месту, где нас ждали автобусы. Опять инструктаж нашего неутомимого Хонгора: мы едем автобусами до железнодорожного вокзала, садимся в поезд, в вагон С-1, время пути - 34 часа. Хонгор объяснил, что нужно за три минуты найти свой вагон и не отстать от других. Мы тронулись в путь в комфортабельном автобусе. За окном мелькали горные ущелья, населенные пункты. Уставшие, мы медленно впали в блаженство созерцания индийских пейзажев. Вдруг кто-то из женщин запел “Элистинский вальс”, песню тут же подхватил Хонгор, и вот уже весь автобус в 30 голосов распевал любимую песню. Потом мы пели “Нюдлю”, “Ээжин дун”, и этот песенный хор продолжался по дорогам Индии часа три. И вот мы подъехали к железнодорожному вокзалу. Хонгор еще раз нас предупредил: “Вагон С-1″, время посадки три минуты”. Вскоре подошел состав. Он был абсолютно не похож на наши российские. Схватив свои баулы, мы ринулись искать вагон “С-1″. Пробежав от середины состава до конца, мы обнаружили, что такого вагона здесь нет, и тут все мы, 80 человек, поняв, что можем отстать, бегом понеслись вдоль состава в другой конец, побив все рекорды по бегу в своих возрастных категориях. И вот, наконец, залезли в вагон, немного отдышавшись, начинаем приходить в себя, искать своих друзей: где баба Ксения, где Николай, а где остальные? В конце концов с радостью узнаем, что все на месте, и никто не отстал. Мы решили, что на этом наши треволнения закончились и можно, как в наших поездах, ложиться спать, ведь до города Гайя нам предстояло ехать 36 часов. Но не тут-то было. Оказалось, что здесь полки трехъярусные, рядом с тобой, лежащим, могут сидеть, а то и лежать три-четыре человека. Я разместился на третьей полке, буквально в пяти сантиметрах от потолка, и мгновенно заснул.

Проснулся на рассвете бодрым и отдохнувшим - спасибо моим спальному мешку и подушке. Матрасов и постельного белья здесь никто не давал. Или состав наш был не того класса, или у них вообще не дают постельного белья. К своему удивлению, я обнаружил спящих людей на полу, в коридоре и даже возле туалета. Вагон был полон людей и было такое ощущение, что мы едем не в пассажирском поезде, а в российской электричке в часы пик. За окном мелькали рисовые поля, различные станции, на которых вместе с людьми мирно восседали обезьяны.

Потихоньку из горной Индии мы спустились в ее равнинную часть. И вот наша станция Гайя. В автобусах мы въехали в город Бадгая.

Нас сразу же расселили в двух гостиницах. Отведав своего не-заменимого “Доширака”, вместе с соседом Семеном Санджарыевичем Нерюповым наняли велорикшу и поехали к ступе, которой свыше двух тысяч лет. Обошли ее три раза, поклонились статуе Будды. Согласно легенде эта статуя сама возродилась из ничего, а потом ее покрыли позолотой. С другой стороны ступы растет дерево Будды, а рядом на камне сохранился отпечаток его ступни.

Вообще в городе Бадгая много буддийских храмов: тибетский, китайский, тайский, непальский, японский и другие. В Бадгае можно жить месяцами, но нам судьба подарила всего два дня.

ГАНГ: ВОДА ЧИСТАЯ, КАК СЛЕЗА, И ТЕПЛАЯ, КАК ПАРНОЕ МОЛОКО

На следующий день нас вывезли в горы. Здесь мы поднялись в пещеры, где свыше двух тысяч лет назад Будда проповедовал свои учения. Ощущение незабываемое, казалось, что мы сквозь века прикоснулись к живому Будде. Опять развесили флажки, завязали ленточки с именами родных и близких.

Остался позади город Раджгир и горы, на вершине одной из них Будда давал учение “Парамиты” - учение о мудрости. Соприкоснувшись с мудростью Будды, мы автобусом отправились в многомиллионный город Варанаси. Здесь на рассвете следующего дня нас улочками провели к великой реке Ганг.

Нашим взорам открылась великолепная панорама этой священной реки. Несмотря на раннее утро, в ней уже омывались женщины и дети. Я тоже решил окунуться в священную реку. У берега она казалась мелкой, а через два-три метра шел крутой обрыв. Вода была чистая, как слеза, и теплая, как парное молоко. После этого нас повезли в музейный комплекс Сармат, который занимает несколько гектаров земли. Говорят, что его обнаружили из космоса и затем раскопали археологи. Этому комплексу несколько тысячелетий. В центре находится громадная ступа, а вокруг располагаются фундаменты зданий и сооружений - возможно, некогда здесь возвышались храмы.

Снова дорога. Теперь - на железнодорожный вокзал, чтобы ехать дальше - в столицу Индии Дели. Посадка на поезд на этот раз прошла более спокойно, и через 18 часов мы оказались в городе. В течение двух часов на автобусах проехали через всю столицу, мимо правительственной резиденции, памятников. Широкие проспекты сменялись узкими улочками.

Когда подъехали к гостинице, нам показалось, что мы никуда не уезжали из Дхарамсалы: те же узкие улочки, магазинчики и тибетцы вокруг. Оказалось, что нас поселили в тибетском квартале. Сутки мы слонялись по кварталу, и на следующий день некоторые решили пройтись по магазинам. А я после полудня решил покататься по Дели, нанял велорикшу и поехал. Час еду, два еду. Меня, как короля, везли двое велорикш поочередно - то один, то другой. На третий час меня охватила тревога - куда меня везут? Уже темнело, мне захотелось в гостиницу. К счастью, я вспомнил два английских слова - “Тибет” и “хауз”, и рикши повезли меня обратно. Изрядно перетрухнувший, я по темноте вернулся в гостиницу, оставив велорикшам последние две тысячи рупий (слава богу, они мне не были нужны). В тот вечер счастливее меня не было никого во всей гостинице. Хорошо, что меня не обокрали, и все закончилось благополучно.

Утром в последний раз мы расселись по автобусам и выехали в аэропорт Дели. Регистрацию все прошли удачно, но при сдаче у меня не приняли багаж! Таможенник мне что-то объяснял, но я не понимал его. Переводчика нет, вещи бросать жалко, но домой лететь охота. Кто-то из наших объяснил мне, что надо повесить на сумку таможенную бирку. Я со скоростью пули побежал к багажному отделению, поставил бирку и, наконец, прошел в зал ожидания.

Разгоряченный после стрессовой ситуации, я сел рядом с одной из наших паломниц и заметил ее потерянный вид. Она судорожно рылась в сумке в поисках паспорта с билетом. Я стал успокаивать ее, тут к нам подошел таможенник и вручил ей ее паспорт с билетом. Оказывается, она выронила его при прохождении регистрации.

Итак, мы в самолете и летим домой, счастливые оттого что посетили пять святых мест. Позади 20 дней пути, впереди - встреча с родиной, родными и близкими.

P. S. Я - не журналист, поэтому извините, дорогие читатели, если что-то не так написал. Я лишь хотел поделиться своими впечатлениями о поездке.


В заключение хочу поблагодарить нашего шаджин-ламу Тэло Тулку Ринпоче,

Хонгора Эльбикова, работников хурула, наше правительство


и лично Кирсана Николаевича Илюмжинова.


Всех тех, кто имел отношение к этой поездке.


Низкий поклон вам, люди.

Новости 30 Декабрь 2007

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag