Главная Новости Контакты

Ступа Просветления, Хомутниково

«Дарма-сала»- земля паломничества

Ступа Просветления, Хомутниково

Местность близ селения Хомутниковский, у развалин бывшего монастыря, очень красивая. Ики-бурульцы называют её «Благословенная Дхармасала». Существует поверье, что в курганах, часто встречающихся здесь, погребены останки высоких буддийских лам. Мне рассказали о случае, как на одном из курганов расположились на отдых мужчины, разлили по стаканам водку и только собрались пустить стакан по кругу, как вдруг он лопнул, а машина, стоявшая на ручном тормозе, покатилась вниз. Озадаченные туристы молча покинули это странное место.


Старожилы помнят рассказы стариков о том, как в 30-е годы выносили из храма ритуальные предметы в мешках и увозили в неизвестном направлении. Только одну лампадку сумели уберечь манжикинцы. Она хранится в семье Ноган Корнусовны Бочкаевой. Вот уже несколько лет, как покинула она этот мир, но многие помнят её и по-прежнему называют гага Ноган - тетушка Ноган. Говорят, что Ноган Корнусовна обладала ясновидением, лечила людей, за что в советские времена была взята на заметку соответствующими органами. К ней часто, вспоминает дочь Светлана, приезжали бывшие ламы, вернувшиеся из лагерей. С великим уважением встречала она их, здесь они находили приют и заботу.

Тетушка Ноган ежедневно читала молитвы, медитировала, соблюдала обеты, хорошо знала буддийское Учение. Первый монах, приехавший в Калмыкию в 1988 году, досточтимый Бакула-Ринпоче встретился с Ноган Корнусовной, и многим тогда показалось, что высокий лама давно знает о ней. Однажды она сказала дочери: «Придет время и многие будут говорить, что они сякуста (обладают божественной силой). На самом деле таких будет единицы. Уж не о нашем ли времени говорила тетушка Ноган? А еще она как-то сказала, что к месту разрушенного хурула вернутся люди. Так оно и случилось. В «Дхармасалу» приезжают высокие ламы, жители района, здесь уже залили фундамент под строительство ступы Просветления.

Мы часто говорим, и совершенно справедливо, о том, что калмыцкий народ многого достиг в возрождении национальных традиций, в развитии своей духовной культуры. В республике построено уже 38 хурулов и десятки ступ, к нам часто приезжают с лекциями буддийские учителя, которые даруют верующим особые посвящения и проводят очень сильные тантрические обряды. В свою очередь. Калмыцкий хурул под руководством шажин-ламы Тэло Тулку Ринпоче и при содействии тибетских монахов занимается не только религиозно-просветительской деятельностью, но также ведет целенаправленную работу по подготовке кадров священнослужителей для республики - наши юноши не первый год обучаются в монастырях и духовных учебных заведениях Индии. Хорошей традицией стало и то, что каждый год организуются паломничества буддистов по святым местам в Индию, Тибет и Бурятию. И, конечно же, огромное вдохновляющее значение имел для всех верующих последний визит Его Святейшества Далай-ламы IV.

Все это свидетельствует о том, что в республике созданы все предпосылки для расцвета буддизма и что, пожалуй, самое главное - у местных верующих очень высок уровень мотивации к настоящей буддийской практике.

Как известно, для того, чтобы последовательно практиковать Дхарму и достичь высокого уровня познания буддийского учения, необходимо регулярно заниматься медитацией. Но именно эта важная сторона духовной жизни верующих мирян, да и, пожалуй, монашеской общины у нас, к сожалению, не развита. И дело тут не столько в том, что у людей недостаточно знаний по медитации -.есть соответствующая литература, да и тибетские учителя, в том числе геше Тензин Дугда и геше Чжампа Тинлей, неоднократно читали лекции по этой теме. Проблема в том, что не все имеют возможность практиковать дома - жизнь в современном городе с нескончаемыми хлопотами и привычкой к комфорту не располагает к уединению и мыслям о вечном.

Вот почему, по убеждению многих местных буддистов, в республике необходимо организовать медитационный (ритритный) центр. Впервые идея ритрит-центра в Калмыкии прозвучала на встрече буддистов с Президентом РК Кирсаном Илюмжиновым во время всероссийского ритрита в Элисте в августе 2003 года, проходившего под руководством геше Тинлея. И вот в апреле, спустя полтора года после того разговора, Президент республики пригласил наставника калмыцких буддистов специально для выбора подходящего места для ритрит-центра. Первоначально, как один из возможных вариантов, рассматривался маленький островок на Волге недалеко от Цаган Амана. Вот уж где тишь да благодать! Но, внимательно осмотрев остров, энтузиасты поняли, что для “робинзонады” он не годится, поскольку подтапливается. Этот вариант признали неподходящим.

И тут-то весьма кстати оказалась инициатива руководителя буддийского центра “Дарма сала” из Ики-Бурульского района Валерия Музраева. Он предложил для построения ритрит-центра место, где раньше стоял известный в Калмыкии Большой хурул Богдо Далай-ламы (тибетское название “Таши Лхунпо”). История его связана с пятым и тринадцатым далай-ламами и паломничеством в Тибет местного ламы Уладжи Тазаева и его помощника Бадмы Цембелева. Очевидно, поэтому местность, где был построен один из первых стационарных хурулов в калмыцкой степи, носит столь символичное название - Дарма сала.

Возглавляемая Валерием Музраевым буддийская община объединяет жителей поселков Хомутников, Чолун Хамур, Манцин Кец, Южный и Маныч, чьи предки и строили хурул. Их подвижническая деятельность связана с возрождением местного исторического памятника. Во все времена люди посещали эти святые места, делая свои подношения и обращаясь с молитвами к божествам. И потому идея превратить Дарма салу, название которой, кстати, переводится как “земля паломничества”, во всероссийский ритрит-центр представляется весьма логичной.

По словам Валерия Музраева, на сегодняшний день в нашей стране имеется единственный ритрит-центр - в Бурятии, в местечке Курумкан. Для буддистов европейской части России было бы удобнее, чтобы центр медитации находился в Калмыкии. И тому есть несколько причин. Во-первых, не так далеко от крупных городов, во-вторых, у нас здесь подходящие климатические условия (короткая зима и длительное теплое время). Ики-Бурульский район подходит с разных точек зрения идеально.
Дарма сала находится на самой высокой точке Калмыкии - 220 метров над уровнем моря, на южной оконечности Ергенинской возвышенности. Говорят, что на ранней утренней заре в ясную погоду отсюда можно разглядеть далекие снежные вершины Эльбруса. Это тихое, экологически чистое, благословенное место.

Местные жители утверждают, что в районе Дарма салы есть три захоронения священнослужителей монастыя Таши Лхунпо. Расстояние от Элисты до Дарма салы -122 километра, из них 115 -асфальтированная дорога. Расстояние до ближайших поселков 5-7 километров, примерно столько же до берега Чограйского водохранилища. Рядом проложен водопровод Чограй - Элиста, в нескольких сотнях метров - газопровод, линии электропередачи. Есть старые колодцы, которые уже ремонтируются.
Стоит отметить, что в Дарма сале в настоящее время воздвигается Ступа Просветления, и именно вокруг этого места планируется организовать ритрит-центр. Для закладки в ступу недавно доставлены уникальные реликвии - мощи Будды Шакьямуни, зерна из священных мест и мандал из монастырей Тибета, ветка от дерева белого сандала с места рождения ламы Цзонкапы, фрагменты одежды Панчен-лам IX и X, первого и восьмого Богдо-гегяна и Далай-ламы XIII и другие ритуальные предметы. Все это делается с надеждой на то, что на святой земле Дарма салы заново возродится учение Будды.

На фоне все возрастающего интереса к буддизму во всем мире и в силу других объективных причин Калмыкия становится все более привлекательным регионом для паломников, постепенно превращаясь в центр буддизма России. С открытием ритрит-центра в Дарма сале мы можем ожидать приезда большого количества туристов из разных городов страны и зарубежья. Это даст более динамичное развитие инфраструктуры туризма и паломничества.

Члены общины “Дарма сала” надеются, что во время очередных визитов Его Святейшества Далай-ламы и Его Высокопреосвященства Богдо-гегяна они посетят и благословят Дарма салу. Как справедливо утверждает Валерий Музраев, причиной того, что мы имеем счастливую возможность встречать на родной земле высочайших иерархов и великих учителей современности, являются не только наши усилия, прилагаемые сегодня, а в большей мере это заслуга предыдущих поколений.

На сегодняшний день идея ритрит-центра находит поддержку у очень многих людей не только в Калмыкии, но и за ее пределами. Свою поддержку этому начинанию выразили Президент республики и геше Тинлей. В начале июня в Дарма салу выезжали священнослужитель Элистинского хурула ген Туптен Тинлей вместе с архитектором Владимиром Гиляндиковым и специалист лесного хозяйства Лидия Гучинова. Они сделали первые рабочие наброски проекта ритрит-центра согласно буддийским канонам. По общему признанию, Дарма сала -место очень живописное, на редкость богато разнообразными травами, здесь можно посадить деревья и кустарники, которые будут хорошо расти.

Валерий Музраев рассчитывает на то, что земляки-икибурульцы и все заинтересованные лица и общественные организации республики объединятся вокруг этого благотворительного проекта и внесут свой по¬сильный вклад. Несколько жителей здешних поселков, к слову, уже выразили желание в случае организации паломнического центра передать в безвозмездное пользование свои земельные паи. Буддийский центр “Дарма сала” открыт для обсуждения этого проекта и рассчитывает на сотрудни¬чество в его реализации со всеми буддийскими общинами и центрами Калмыкии, России и стран зарубежья.

Елена БОЛДУРИНОВА.
«Известия Калмыкии» от 17.06.2005

Предыстория

«Первой весна приходит в Дарма салу. Человек, который желает узнать, что весна по настоящему пришла: – пусть идет в Дарма салу, – так советуют старики. Чтобы первым увидеть суслика после зимней спячки, пусть идет в Дарму салу. И первый тюльпан краснеет здесь. И первые запахи трав благоухают тоже в Дарма сале…»
30-е годы XX века на манжикинской земле из книги «Ясное утро» Тачиева Анжи

В местности Дарма сала некогда стоял один из известнейших хурулов Калмыкии – Богдо Далай Ламин хурул (Таши Лхунпо). История этого хурула приводит ко дворцу Далай Ламы V в Тибет. В 1681 году хурул получил благословление Нгаванга Лобсанга Гьяцо (1618 – 1682 г.г.) Далай Ламы V. И затем во времена Аюки хана (1669 – 1724) был перенесен в Волжские степи под присмотром самого Аюки хана и дербетовского нойона Солом-Монко-Тэмура. Первые хурулы калмыков были кочевыми и представляли собой одну или несколько кибиток, приспособленных под нужды культа. От обычных кибиток они отличались большими размерами и добротностью, они обязательно покрывались белой кошмой.

Хурул располагался в Кочевьях Маныческого улуса и первоначально был кочевым. В конце XIX века в местности Дарма сала был построен стационарный каменный хурул с тем же названием. Строительство было благословлено Далай Ламой XIII. Паломниками, ходившими за благословением в далекий Тибет, были местный Лама Уладжа Багш и 25 – летний Бадма Цембелев. Как память о том походе у потомков сохранились и поныне 2 ритуальных предмета (по преданию полученные из рук Далай Ламы XIII).
В хуруле до последнего времени хранились редчайшие святыни: золоченая ступа с мощами Будды, одежда Далай Ламы V, подаренная самим Нгаванг Лобсанг Гьяцо, грамоты Далай Ламы V и Панчен Ламы II, а также множество статуэток божеств, работ тибетских и индийских мастеров.

Хурул по известным историческим причинам в 30-х годах XX столетия был закрыт, а в 1943 году разрушен. На сегодняшний день в Дарма сале можно увидеть лишь земляные холмики от хурула, столовой, и около тридцати домиков монахов.
Во все времена, не смотря ни на что, люди посещали эти святые места, делая свои подношения и обращаясь с молитвами к божествам. С возрождением буддизма в Калмыкии появилась надежда на новый расцвет учения Будды на святой Земле Дарма сала.

Первым шагом на этом пути явилось строительство Ступы Просветления на месте бывшего хурула. Начало строительства Ступы благословлено Его Святейшеством Далай Ламой XIV и Его Преосвещенством Богдо Гегяном. От Его Святейшества Далай Ламы XIV и Его Преосвещенство Богдо Гегяна получены святыни для заложения в Ступу Просветления. В ступу также будут заложены камни и земля с известных мест Индии, связанные с Буддой Шакьямуни, вода Ганги, фрагменты со стен Ступы Махабодхи в Бодхгайе и др.

За последние годы по приглашению Буддийского центра молельный дом в поселке Хомутниковский и Дарма салу посетили и благословили: Шаджин Лама Калмыкии Тэло Тулку Римпоче, Еше Лодой Римпоче, представители Далай Ламы в России и Странах СНГ Господин Таши и Геше Церинг Дхондуп, Геше Дугда, Геше Джампа Тинлей, монахи Элистинского хурула Геден Шеддуп Чой Корлинг, монахи тантрического монастыря Гьюдмед, а также из монастыря Его Святейшество Далай Ламы Намгьял и монастыря Дрепунг Гоманг.

Буддийский центр «Дарма сала»

В 1994 году в поселке Хомутниковский образовалась буддийская община. 25 апреля 2003 года община переименована в буддийский центр «Дарма сала». Членами Центра являются жители поселков Чолун Хамур, Манцын Кец, Южный, Маныч и поселка Хомутниковский, предки которых и строили Большой хурул Далай Ламы (Таши Лхунпо). В поселке Хомутниковский находится молельный дом, этому зданию около 100 лет. Оно построено Бадмой Цембелевым почти в одно время с Богдо Далай Ламин хурулом.

Дарма сала – Земля паломничества

В апреле 2003 года Еше Лодой Римпоче посетил Дарма салу. Сопровождавший его в качестве переводчика Бем Митруев, узнав о названии местности, с удивлением сказал, что в переводе с санскрита Дарма сала означает Земля Паломничества. В подтверждение этому, за последнее время Дарма салу посетили верующие из разных городов России, приезжавшие на учение Калачакры и на Всероссийский ретрит в Сити Чесс в Калмыкию.
Впервые идея о медитационном (ретритном ) центре в Калмыкии прозвучала на встрече с президентом Калмыкии во время Всероссийского ретрита в Элисте в августе 2003 года. И вот через два с половиной года Геше Джампа Тинлей приглашен президентом специально для выбора места подходящего для ретритного центра.

Буддийский Центр «Дарма сала» предложил для построения ретритного центра место, на котором раньше стоял известный в Калмыкии хурул, который подходит по всем необходимым канонам для затворничества.

Дарма сала как Всероссийский ретритный центр

Дарма сала находится в Ики-Бурульском районе, в юго-западной части Калмыкии. На ранней утренней заре в ясную погоду с этой точки можно наблюдать далекие снежные вершины Эльбруса. Ретритный центр будет находиться на самом высоком месте Калмыкии – 220 м. над уровнем моря. Это оконечность Ергененской возвышенности. Расстояние от Элисты до Дарма салы 122 км. (из них 115 км. асфальтированная дорога). Расстояние до ближайших поселков 5-7 км. От берега Чограйского водохранилище до Дарма салы около 5-ти км. Рядом проходит водопровод Чограй – Элиста, газопровод, линии электропередачи находятся в нескольких сотнях метров. Основным строительным материалом для ретритных домиков может использоваться камень ракушечник, добываемый в карьерах поселка Чолун Хамур, а также различный стройматериал б/у, который находится в близлежащих поселках в большом количестве. Также может использоваться кирпич из самана (глина, вода, солома), который имеет оптимальные характеристики для ретритного домика, т.е.: экологическую безопасность, низкую теплопроводность, высокую звукоизоляцию и что не маловажно низкую себестоимость. Это место тихое, немноголюдное, экологически чистое, благословленное. Несколько жителей этих мест, в случае организации ретритного центра, готовы отдать в безвозмездное пользование свои земельные паи, в виде подношения будущему центру. Буддийский центр «Дарма сала» и районное руководство находят полное взаимопонимание в этом проекте. Руководство района готово оказывать посильную помощь в деле возрождения буддийского учения. На сегодняшний день идея находит поддержку у многих людей не только в Калмыкии, но и за ее пределами.
Буддийский центр «Дарма сала» открыт для обсуждения этого проекта. А в будущем и в совместном сотрудничестве в организации, планировке и строительстве со всеми буддийскими общинами и центрами Калмыкии и России, стран зарубежья.

С вопросами и предложениями обращаться по адресу: darmasala@rambler.ru.
Контактный телефон: 89060756849.

Ики-Бурульский, Ступы 24 Январь 2009

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag