Главная Новости Контакты

Субурган, Овата

Решение о строительстве субургана «Бодь» (Ступы Просветления) в балке Уласта, в километре от села в месте, отмеченном могущественными богинями, в честь Дяркин гегян и в память о «эз-джах» - бабушках, было принято в октябре 1999 года на большом сходе граждан.


Ступу строили всем миром. Вначале был проведен обряд: расчертили землю на 360 квадратов, буддийские художники сотворили изображение Хозяина местности, и Санжи-лама прочел молитву. Затем заложили фундамент. Первый взнос сделали Дюнгя Деликова, Сергей Эрендженов, жители поселка Целинный. Существенную помощь оказали директор ГУП «Бага-Чоносовский» Д. Кекеев и директор ГУП «Оватинский» В. Башанкаев.

В строительстве ступы приняли активное участие люди разных национальностей. Субурган построили за две недели.

При строительстве субургана особенно отличились: каменщик, печник, облицовщик, штукатур, мастер на все руки Василий Хахлинов, сварщик Владимир Новочихин, каменщики Николай Бакаев, Церен Мергенов, сварщик Игорь Бамбунев, школьный учитель труда Юрий Бодраев, рабочие Анатолий, Сергей и Василий Музаевы, бригадир Александр Антонов, разнорабочий Джангар Дорджиев и другие.

Овата, Уласта-Сала, субурган…

Однажды богини Зеленая Тара и Белая Тара предприняли путешествие из легендарной северной страны Шамбла в Тибет. Ровно на середине пути они сошли на землю с серебряного трона. Загремел гром, вспыхнули молнии, и земля, которой они коснулись стопами, из бесплодной превратилась в плодородную, забили родники чистейшей воды. Люди позвали на то место гелюнгов, которые совершили положенные обряды. Прошло много лет, но легенда - или быль?- про святую землю с отпечатком божественной стопы дошла до наших дней.

Середина пути между страной Шамбалой и Тибетом - это местность Уласта-Сала близ Оваты, поселка в Целинном районе. Конкретное знание об отмеченном благодатью участке земли сохранилось чудом, ведь место никак не было обозначено. В преддверии и предчувствии долгих “безбожных” времен в 1928 году в калмыцкую степь прибыл специальный посол Да¬лай-ламы XIII монах Камбин Зерг. Целью его приезда было проведение обряда в честь Дяркин гегян в балке Уласта. Духовенство и народ приняли монаха с большим почтением. В балку посла Далай-ламы несли на помосте, чтобы он не коснулся земли.

В балке били ключи. С незапамятных времен и, между прочим, до сих пор здесь растет таволга, дерево, которое калмыки весьма почитают. Из него делали лучшие рукоятки для калмыцкой плети “маля”. Дерево тяжелое, тонет в воде, считается священным, его обходит стороной нечистая сила. Оватинцы постарше помнят, что издавна здесь росли никем не саженные тополя. Они высохли без видимых на то причин после того, как калмыков в 43-ем выслали в Сибирь…

Оватинским старикам Бархаевым, бездетной супружеской паре, было под восемьдесят лет, когда в начале девяностых они показали святое место совсем юному своему земляку Андрею Босхомджиеву. Это был не случайный выбор. Овдтинцы, и люди старшего поколения, и молодежь, с большим уважением относятся к молодому историку, коренному жителю Оваты, несколько лет назад создавшему буддийскую общину в селе, которое всегда было многонациональным. Этнически неоднороден и педколлектив местной школы, который возглавляет директор Андрей Босхомджиев.

В Овате жили и сейчас живут представители двух родов Бага-Чоносовского аймака: хадргс и шаджинакин. Третий род калмыки называли “молкад” - это были русские молокане, прибывшие в Овату во второй половице 19 века. Самые глубокие русские старухи помнят, что в начале 20 века они еще жили в кибитках и - бывало такое - молились в калмыцких хурулах. Исконные оватинские фамилии: Бузулуковы, Мололкины, Кичкины, Михайловы - это все русские оватинцы, потомки молокан.

Два года назад в Овату приехал геше Тинлей и также указал на то самое место, о котором говорили Бархаевы. С геше здесь связана одна история, по¬хожая на сказку. Мне ее рассказала Ирина Горшкова:

“В ноябре тяжело заболел мой сын Олег. Мы попали в больницу. Ребенка всего выворачивало, он не мог стоять на ногах, а врачи не могли определиться с диагнозом. Было очень страшно именно из-за этой непонятности, и все растерялись, не зная, что предпринять. Андрей Чимидович Босхомджиев попросил геше Тинлея прочитать молитвы. Геше помолился, снял со своего пальца кольцо и попросил Андрея Чимидовича передать его подарок моему сыну.

Гете молился в субботу утром, мы находились в больнице и не знали об этом. Но ближе к обеду в тот день сын впервые за время болезни попросил еды. На другой день он выздоровел, причем от болезни не осталось никаких признаков, а в понедельник мы уже выписались…”.

В октябре 1999 года в Овате состоялся большой сход граждан, на котором Андрей Чимидович попросил население о помощи в строительстве в балке Уласта, в километре от села, субургана “Бодь” - Ступы Просветления. А. Босхомджиев считает, что в месте, отмеченном могущественными богинями, надо ставить субурган в честь особо почитаемых калмыками Дяркин гегян и в память о наших “ээдже” - бабушках. Когда мужчины воевали, народ спасли женщины. Молчаливые, терпеливые, они вынесли на своих хрупких плечах все страдания нашего века. Калмыцкие бабушки спасали народ в Сибири, когда умирали здоровые, сильные мужчины. Они, мужчины, умирали первыми, потому что жизнь была невыносимой. Но женщины этого не хотели понимать, им надо было выжить ради детей, и они выжили. Когда жизнь стала получше, они тихо уходили и сейчас уходят от нас, не привлекая к себе внимания рассказами, что им пришлось пережить.

На сходе люди приняли решение: строить ступу будем всем миром, и каждый двор даст денег, сколько сможет.

Тогда же, в октябре прошлого года, был проведен обряд - расчертили землю на 360 квадратов, буддийские художники сотворили изображение Хозяина местности, и Санжи-лама прочел молитву. Затем заложили фундамент.

К возведению субургана готовили почти год. Дело это хлопотное, причем сугубо добровольное, да и не все верили, что задумка все-таки претворится в реальность. Но те, кто поверил учителю Босхомджиеву, были с ним рядом от начала до конца. Собирались год, говорят оватинцы, а построили за две недели. Но какие это были недели, дни, часы и минуты!

54-летний коренной оватинец Иван Лященко работал на возведении ступы с самого начала. И жертвовал деньги, и камень собственноручно собирал. “Религии разные, Бог один, - говорит Иван Михайлович. - Ступа построена - это заслуга Андрея Чимидовича. Бог дал ему талант убеждать людей, находить подход к сердцам. Кто понимал его, калмыки, даргинцы, русские, чеченцы, те шли работать. Я не считаю себя слишком верующим, но ступа - это же большое дело! И правильно Кирсан Николаевич говорит, надо возрождать религию, дух народа. Строительство ступы было богоугодным делом для нас, для буддистов, православных, мусульман. Все, кто сегодня был на открытии ступы, хоть на два-три часа стали мягче сердцем. Дай Бог.

В 14-летнем возрасте И. Лященко работал на поле копнильщиком. Тогда в окрестностях распахивали новые земли. На целине, раздираемой” плугом, нашли они статуэтку с полметра высотой, вырубленную из камня. Что за диковина, почему она здесь? Комбайнер А.Я. Горбанев (сейчас он живет в Элисте) объяснил ребятам, что это калмыцкий Будда. Мальчишки с поля понесли находку в село Мулаеву Дорджи, дядя которого был гелюнгом. В тридцатых годах гелюнг закопал возле Оваты, чуть ниже того места, где сейчас стоит субурган, буддийские реликвии, статуэтки, иконы. Иван Михайлович говорит, что в семидесятых власти заставили Дорджи показать тайник. Понаехала милиция, оцепила округу. Оватинцы так и не узнали - нашли ли чего. А Дорджи молчал. Года через два после того случая он умер.

Всем, чем мог, помогал строительству местный участковый Сергей Мучкаев. Сам родом из Ергеней, в Овате он всего год с небольшим, но, по его словам, “как будто вся жизнь здесь прошла”, так ему нравятся местные жители. Каждая мелочь, вспоминает Сергей Ольдаевич, при строительстве превращалась в проблему, и ему иной раз приходилось на федеральной трассе останавливать КамАЗы, просить водителей подвезти стройматериалы.

В июне нынешнего года геше Дугда с ученой степенью лхарамбы привез в Овату реликвии для субургана и оставил их в доме Ноган и Юрия Кавдаловых. Два месяца Ноган зажигала зул, держала дом в чистоте, поила всех, кто приходил,- а люди шли потоком - горячим чаем. И - какое совпадение - сын Ноган и Юрия появился на свет шестого июля 2000 года, в день рождения Далай-ламы XIV. Геше тогда сказал, что мальчик должен первым прикоснуться к реликвиям.

В тот же день родился еще один оватинец, сын Юрия Коваленко, пожертвовавшего на субурган более полутора тысяч рублей.

Первый взнос сделала оватинка Дюнгя Деликова. Собрали и привезли три тысячи рублей жители поселка Целинный. Директор ГУП “Бага-Чоносовский” Д. Кекеев выделил три тысячи рублей и двадцать мешков цемента. Оватинец, фермер Сергей Эрендженов сделал взнос в шесть тысяч рублей. Чеченец Рамазан Изнауров, года два назад совершивший па¬ломничество в Мекку, заботился о пропитании строителей. Карачаевец Исхат Семенов помог соляркой. Управляющий фермой в Федосеевке Ростовской области Андрей Петрович Сенин, прослышав о благом деле, по собственному почину самолично привез пять мешков цемента.

Чеченец Магомед Мажиев на своем транспорте возил людей стройматериалы, так же, как и Чимид Хазыкович, отец А. Босхомджиева. Сто долларов пожертвовал американец, наш соотечественник Михаил Башанкаев. И так далее - всех не перечислить. Женщины села установили график приготовления горячей пищи, и рабочие попросили меня особо написать об их участии в общем деле. А сами женщины настаивали: напишите про нашего Андрея Чимидовича, про то, как он не ел, не спал, ловил на трассе попутный транспорт, чтобы ехать за необходимым в Элисту или Волгоград.

А вот имена тех, кто возводил ступу своими руками на пронизывающем осеннем ветру. Мастер на все руки, каменщик, печник, облицовщик, штукатур, а вообще-то инженер-механик с незаконченным высшим обра-зованием Василий Хахлинов. Сварщик Владимир Новочихин, которому пришлось выполнять самые разные работы. Каменщик Николай Бахаев, сварщик Игорь Бамбунев, школьный учитель труда Юрий Бодраев, рабочие Анатолий, Сергей и Василий Музаевы, бригадир Александр Антонов, разнорабочий Джангар Дорджиев. Каменщик Церен Мергенов в одиночку выложил карнизы, изгибы ступы, и все руки у него были в крови…

Они - самые обычные оватинцы. Кто-то мается без работы, другие при деле, одни не пьют, вторые не прочь принять на грудь горячительного. На за¬кате дня, когда открывали ступу, мы сидели в опустевшей столовой местной школы и разговаривали. Я спросила: это правда, что за все время строитель¬ства вы не позволили себе ни капли спиртного? Правда, ответили они. А трудно было? Трудно, признались строители: Работы велись на возвышенности, на ветру, было холодно. Мы так мерзли, что, если честно, согреться хотелось. Но с самого начала Андрей Чимидович сказал: нельзя. И мы держались”.

Они сказали, что сегодня (22 октября), когда открывали ступу, у них появилось чувство гордости. Цитирую: “Стало светло на душе. Мы умрем, и наши дети будут знать, что их отцы строили эту ступу”. Юрий Бодраев добавил: “Ступа - это только начало. Ламы сказали нам очистить родники. Весной снова начнем работать. Знаем, что справимся, а поможет нам наш директор хозяйства Виктор Андреевич Башанкаев. Надо будет, построим и молельный дом”.

К слову сказать, директор ГУП “Оватииский” В. Башанкаев по окончании работ на субургане выделил строителям по мешку муки, а буддийской общине села передал полузаброшенную животноводческую стоянку близ субургана под строительство ритрит-центра.

“Последние дни возведения ступы были самыми напряженными. На¬чались заморозки, пошли дожди, штукатурить под дождем было невозможно. Упали духом:какое может быть открытие в степи, куда ведут размытые проселки, да и разве успеем закончить работы к назначенному дню? И рабочим, и самому А. Босхомджиеву казалось, что все стоит на месте без движения. Геше Дугда тогда сказал: работайте с верой, с чистой душой, и в последний день сойдутся много кругов.

Так и получилось. 22 октября был теплый и солнечный день, приехало много гостей, и сам Президент республики, и геше Джамьян Кенце Ринпоче,

Снова были совпадения. Приезд американских учителей в гости к А. Босхомджиеву случайно совпал с великим для него праздником - открытием субургана. Под впечатлением от увиденного и услышанного в тот день американка Мэри Гжел на днях приняла буддизм.

Открытие Ступы Просветления состоялось в яркое солнечное утро при большом стечении народа. Опять совпадения? Накануне утром К. Илюмжинов посещает Хошеутовский хурул в Астраханской области, молится в полузаброшенном храме наших предков, а в Годжуре Кетченеровского района в тот же день открывается новый хурул. На другой день в Овате снова звучат буддийские молитвы, теперь уже перед Ступой Просветления. Выступая перед людьми, Президент везде говорит о том, что нельзя нам потерять свою память, свою историю и дух.

На открытии субургана представитель Президента РК в Кетченеровском районе А. Кекешкеев вспомнил историю возведения первого в этом районе буддийского хурула на месте уничтоженного в тридцатые годы Чееря-хурула - первым на благое дело внес свои пожертвования Президент К. Илюмжинов. Потом багачоносовцы собрали средства для восстановления своего хурула. Оватинцы субурган строили тоже на общественные пожертвования.

Об этом сказал и геше Джамьян Кенце Ринпоче. Перед тем, как приступить к совершению обрядов, высокий лама обратился к оватинцам с такими словами: “Вы построили субурган благодаря вашей вере. И эта вера будет возрастать. День открытия ступы прекрасен по совпадениям: погода явила себя в лучшем виде, на открытие ступы, построенной вашими руками, приехал ваш Президент…”.

Геше Джамьян Кенце Ринпоче и Президент К. Илюмжинов разрезали ленточку. Монахи сели лицом к ступе, наступила тишина, зазвучали слова ритуальных молитв, которые стали завершением множества сложных обрядов, проведенных здесь в течение года.

Трудно сделать первый шаг, начать незнакомое новое дело, - сказал мне Андрей Босхомд-жиев. - И я понимаю, как трудно было Президенту Калмыкии первым начать возведение храмов в республике после многих десятилетий, которые мы провели в пренебрежении к религии предков. Он начал, а люди продолжили. Я думаю, поэтому Кирсан Николаевич приехал в Овату на открытие субургана, и за это ему большое спасибо от оватинцев. Спасибо всем тем, кто жертвовал деньги, помогал материалами, поддерживал нас морально независимо от того, какой они сами национальности, какой веры придерживаются.

Наша Ступа Просветления особая тем, что она посвящена Зеленой Таре и Белой Таре, женским богиням. Особая и тем, что помогали возведению и буддисты, и мусульмане, и православные, кормили рабочих и русские оватинки, и калмычки. Поэтому праздник открытия субургана “Бодь” стал общим для всех нас. Имена всех строителей и жертвователей заложены в ступу вместе с реликвиями”.

В день открытия ступы ринпоче дал людям разъяснения и комментарии к молитве Зеленой Тары “Ом таре ту таре туре сууха”:

- Когда вы с большой верой произносите эту короткую молитву, весь смысл развернутой молитвы бывает “стянут” в эти несколько слов. Тара является воплощением пробужденного Будды.., исполнение ваших просьб ею очень быстрое, как ветер… Теперь, когда у вас есть святое место… если вы не можете помочь другому, старайтесь не вредить.

Люди стали просить о благословении, и ринпоче ответил: то, что я вам сказал, и есть благословение. Большего дать невозможно.

Заканчивая рассказ о строительстве ступы, скажу: большего, чем сделали оватинцы для всех нас, сделать, наверное, нельзя. Своими руками они сотворили святое место на территории Калмыкии. Большего дать невозможно.

…Жизнь, которая нам дается, надо прожить в Овате, сказали мне строители. Кажется, они не шутили.

М. ЛАНЦЫНОВА
«Известия Калмыкии»

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag