Главная Новости Контакты

Третий визит Его Святейшества Далай-ламы XIV

img_1505_resize

2004 год

Важнейшим событием последних лет стал визит в Калмыкию Его Святейшества Далай-ламы  XIV в 2004 г. Несмотря на краткость, встреча с Учителем дала огромный импульс возрождению буддизма в нашей республике. В рамках своего визита Далай-лама освятил место под строительство  в Элисте нового храма – «Золотой Обители Будды Шакьямуни», который является самым крупным буддийским храмом в Европе.

СМИ о третьем визите Его Святейшества Далай-ламы XIV

img_1456_resize

Этот день мы приближали как могли!

Наконец-то, свершилось! После 12 лет ожиданий и надежд на то, что сможем вновь увидеть у себя на родине нашего духовно­го Учителя - Его Святейшество Далай-ламу XIV, лотосоподобные стопы земного божества, воплощения Будды Авалокитешвары, коснулись калмыцкой земли!

Вчера около шестнадцати часов по московскому времени само­лет с Далай-ламой, доставивший его прямым рейсом из Индии, приземлился в элистинском аэропор­ту. Высочайшего гостя встретили по калмыцкому обычаю с особыми по­честями. В сопровождении Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Его Святейшество вышел в зал ожи­дания, где состоялась десятиминут­ная пресс-конференция для московс­ких и калмыцких журналистов.

Приветствуя Далай-ламу, Тэло Тул­ку Ринпоче не смог сдержать слез.

- Простите, меня переполняют эмоции, - сказал Шаджин лама. - Это как сон. Было очень трудно организо­вать этот визит. Я прошу прощения у Его Святейшества за те проблемы, которые сопутствовали его приезду.

Возможность задать вопросы была предоставлена прежде всего журна­листам республиканских СМИ,

-Ваше Святейшество, буддисты всей России очень ждали этого ви­зита. Что Вы можете сказать сегодня, обращаясь ко всем верую­щим?

-Прежде всего, я хотел бы попривет­ствовать своих старых друзей, которые здесь собрались. Мой главный интерес - это пропаганда человеческих ценнос­тей. Потому что я верю - это является основанием для того, чтобы помочь лю­дям стать счастливыми. И здесь, в Кал­мыкии, моим главным посланием явля­ются именно эти человеческие ценнос­ти. Независимо от того, верующие люди или неверующие, все они нуждаются в этом.

img_1477_resize

Если мы следуем своей религии, то должны делать это искренне. Для того чтобы учение, которое мы проповеду­ем, наша религия стали частью нашей жизни. Все существующие религии не­сут одно и то же послание - послание любви, сострадания, терпимости, И ког­да вы обретете определенное понима­ние своих традиций, опыт следования им, это поможет вам понять и другие традиции. Это также поможет в дости­жении взаимопонимания и взаимоува­жения между различными традициями.

Между нами, буддийскими братья­ми и сестрами, существует очень дав­няя крепкая связь. Вы очень желали, чтобы я приехал, теперь это желание материализовалось. И я очень счаст­лив.

-В одном из интервью Вы сказа­ли, что не исключаете того, что бу­дущий Далай-лама может родиться в другой стране, и даже в России. Возможно ли это?

-Я не знаю. То место, куда мы попа­дем в следующей жизни, где родимся, - это всегда неопределенно. Все живые существа с высокой духовной реализа­цией могут контролировать свое сле­дующее перерождение. Но с такими людьми, как я, это очень неопределен­но, - улыбнувшись при этих словах, Да­лай-лама поблагодарил всех за внима­ние.

Кортеж автомобилей с Его Святей­шеством, направившийся из аэропор­та в Сити чесс, вдоль пути его следова­ния приветствовали, образовав живой коридор, жители республики. Среди людей царило ликование - Далай-лама все-таки приехал! Как долго мы ждали этого дня!

Сегодня тысячи паломников - элистинцы, жители районов и гости степной республики соберутся на территории хурульного комплекса, чтобы встре­титься с Его Святейшеством и получить его благословение. Далай-лама прове­дет также церемонию освящения Сякюсн-сюме - реальное подтверждение его завета о том, что в Калмыкии долж­ны быть построены храмы, и самое главное, чтобы каждый в своей душе возвел храм - святилище нравственных ценностей.

Елена Болдуринова,
«Известия Калмыкии»,
30 ноября, 2004 года

Далай-лама, третий визит в Калмыкию

Освященные Далай-ламой

Вчера и позавчера вся Калмыкия была охвачена одним общим чувством, одним вдохновением - Далай-лама прие­хал, он здесь, а Элисте! С вечера 29 ноября только и разго­воров было - кто и где стоял в живом коридоре, когда Его Святейшество проезжал по улицам города, кому посчастли­вилось увидеть его хотя бы на какое-то мгновенье. А вчера с раннего утра тысячи людей устремились к хурулу, чтобы приветствовать своего Учителя и принять посвящение, кото­рое он даровал народу Калмыкии.

Мокрый снег, переходя­щий в дождь, пронизы­вающий ветер и сплошное месиво под ногами не мог­ли заставить остаться дома тех, кто ждал этого дня долгих 12 лот. С радостью и печалью, с ве­рой и надеждой на лучшее бу­дущее шли к Далай-ламе и стар, и млад - среди паломни­ков, несмотря на непогоду, не­мало было пожилых людей и детей. Помня о советах органи­заторов визита, многие запас­лись стульями, пледами, термо­сами с горячим чаем, исполнившись решимости провести весь этот день с Далай-ламой. Очень скоро все пространство вокруг сюме Его Святейшества и вдоль дорожки, ведущей к нему, бы­ло полностью заполнено веру­ющими.

Далай-лама прибыл к Сякюсн-сюме в начале десятого утра. Поприветствовав ожидав­ших его здесь людей, в сопро­вождении шажин-ламы Тэло Тулку Ринпоче и других свя­щеннослужителей Его Святей­шество вошел в хурул, где сос­тоялась церемония освящения храма, построенного восемь лет назад. По буддийской тра­диции совершать церемонию освящения монастыря должны только Далай-лама или од­новременно несколько сот вы­соких лам. По словам шажин-ламы Тэло Тулку Ринпоче, це­ремония освящения - раднэ -означает, что хурул становится настоящей обителью божеств. «Освящение означает, как он пояснил, призывание существ мудрости буддийских божеств и растворение их в статуях, кото­рые стоят в хуруле. После этого они становятся как бы воплощением живых Будд».

Звуки молитвы Далай-ламы, транслируемые через динамик, раздавались широко окрест. За самим же действом, происхо­дившим в эти минуты в Сякюсн-сюме, мы могли наблюдать благодаря телеэкрану, уста­новленному у входа в хурул.

Завершив церемонию освя­щения. Его Святейшество осмот­рел убранство хурула, его по­мещения. Внимательно рас­смотрел настенную роспись, вы­соко оценив мастерство худож­ников. При этом Далай-лама выразил удовлетворение по по­воду того, что в Калмыкии за прошедшие с его последнего визита годы произошли боль­шие изменения, построены де­сятки хурулов. Двенадцать лет назад не было и этого велико­лепного храма - люди отправ­ляли обряды в небольшом по­мещении, в тесноте. На месте нынешнего хромоного комп­лекса стояло лишь маленькое сюме. Как заметил Далай-ла­ма, предназначение главного храма Калмыкии - не только в проведении служб, но и, преж­де всего, в распространении учения Будды.

img_1528_resize

Ближе к десяти церемония освящения была завершена, и ярко-желтый гьялцен Его Свя­тейшества (большой зонт с бах­ромой - атрибут высших буд­дийских иерархов) поплыл над головами верующих в сторону сюме Далай-ламы. Трон Его Святейшества был установлен у распахнутого входа сюме, ук­рашенного гирляндами цветов. Так что все мы могли лицезреть Его Святейшество, принимая посвящение. При первых же звуках его голоса, усиленного микрофонами, все вокруг будто замерло, внимая каждому сло­ву Учителя, просто и понятно го­ворившему о высоких вещах. В распахнутые ему навстречу сердца и души бальзамом про­лились слова Его Святейшества о том, как он рад новой встрече с верующими Калмыкии, ду­ховная связь с которыми у ти­бетцев была установлена еще несколько столетий назад.

Проповедь Далай-ламы об основах буддийского учения продолжалась несколько ча­сов, завершившись в четвертом часу дня. Благодаря прямой телетрансляции. Слову Учителя могли внимать практически все жители Калмыкии. В числе буд­дистов, побывавших в хуруле, были и руководители респуб­лики, депутаты, члены прави­тельства. В этот поистине исто­рический, незабываемый день мы как никогда ощущали себя единым сообществом - привер­женцами Учения Будды, даро­ванного нам Его Святейшеством Далай-ламой.

Надежда Kуменова,
Известия Калмыкии,
1 декабря, 2004 года

img_1537_resize

Даже природа плакала…

Свершилось! Духов­ный лидер буддистов всего мира Далай-лама XIV снова побывал в Калмы­кии. Когда самолет с Его Святейшеством на борту приземлился в элистинском аэропорту, в импровизиро­ванном конференц-зале, устроенном прямо у выхода из зоны досмотра, раздались радостные возгласы и плач. Люди улыбались и плакали одновременно. Даже Шаджин лама Калмыкии, проводив­ший пресс-конференцию сразу после прибытия Его Святейшества, не смог сдер­жать эмоций и говорил с журналистами сквозь слезы.

Уставший, но, по обыкно­вению, улыбчивый, Далай-лама обстоятельно ответил на вопросы, тактично обходя при этом политические сто­роны. Затем доброжелательно попрощался и в со­провождении кортежа авто­машин отправился в Элисту. На протяжении всего пути от въезда в город до Сити чесе, где остановился Далай-ла­ма, его приветствовали ты­сячи жителей Калмыкии, многие из которых заранее приехали в столицу из райо­нов. А иные, совершив неблизкий путь, прибыли в Элисту из-за пределов рес­публики. То, что въездная виза Далай-ламе была вы­дана российскими властями практически в последний момент, сыграло свою роль: многие буддисты из России, не смогли физичес­ки уже успеть добраться до Калмыкии к приезду своего духовного наставника. Но все равно, такого людского моря, окружавшего в минув­ший вторник Сякюсн-сюме в хурульном комплексе, где Далай-лама давал учение, наша республика до сих пор не видывала. Калмыцкие ав­тоинспектора, не имевшие доселе опыта работы в столь сложных условиях, с трудом справлялись с ог­ромным потоком автотранс­порта. Не испугали народ дождь, ветер и мокрый снег, опустившиеся вдруг в эти дни на город-. Создавалось впечатление, что сама при­рода плакала, дождавшись наконец приезда Его Свя­тейшества. Ведь какую осень она подарила Калмы­кии в нынешнем году! Как будто ждала вместе с нами со дня на день высочайшего гостя и потому сохраняла все это время непривычно погожую для здешних мест погоду.

img_1569_resize

Первый приезд Далай-ламы XIV в Калмыкию ле­том 1991 года не сопро­вождался таким эмоцио­нальным фоном в силу многих обстоятельств. Во-первых, мы в ту пору толь­ко-только выходили из эпохи всеобщего атеизма и недостаточно восприни­мали (по крайней мере, многие из нас) всю важ­ность прямого общения со своим духовным лидером. Во-вторых, Китай тогда не значился в списке приори­тетных направлений рос­сийской дипломатии и по­тому преград для визита Его Святейшества было ку­да меньше. А следователь­но, таких переживаний, как нынешней осенью, по поводу приезда Далай-ламы в Калмыкии не наблюда­лось.

Надо отдать должное федеральным властям, ко­торые в непростой внеш­неполитической ситуации не проигнорировали и вну­треннюю, может быть, ме­нее значимую проблему, связанную с миллионом с небольшим российских буддистов: их право на свободу вероисповеданий было соблюдено.

Лари Илишкин,
«Степная мозаика», 2004, 4 декабря, № 35

img_1716_resize

Далай-лама зашел в гости к Владыке

Во время пребыва­ния в Элисте Далай-лама нанес ответный визит епископу Элистинскому и Калмыцкому 3осиме, дважды бывавшему в гостях у Его Святейшества в Дхарамсале.

После осмотра Ка­занского собора владыка пригласил Далай-ламу в свой дом на церковном подво­рье. О чем говорили представители двух конфессий, неизвест­но, да и не нашего ума это дело. Но встреча была настолько дружеской и сердечной, что рукопожатия на прощание, пусть и самого теплого, Далай-ламе, видимо, показалось недостаточно. «Знаете, - неожиданно сказал Его Святейшество, - жители Но­вой Зеландии, прощаясь, трутся носами». И два пастыря - буд­дийский и православный - потерлись носами…

img_1752_resize

…и освятил будущий хурул

На следующий день, 1 дека­бря, рано утром Его Святейшест­во Далай-лама XIV освятил мес­то, где, как обещают власти, уже через год будет построен городской хурул. Величествен­ный храм будет воздвигнут по­чти в центре города на месте за­вода железобетонных изделий.

Василий Ванькаев, «Степная мозаика»,
2004, 4 декабря, № 35

img_1605_resize

Далай-лама уехал. Но обещал вернуться!

Проведением церемонии освящения места, где будет строиться новый Элистинский хурул, Далай-лама завершил свой визит и направился в аэропорт. Как и в день его прибытия, в здании аэровокзала собрались жур­налисты, чтобы запечатлеть на камеры светлый лик Его Святейшества и записать, на этот раз уже прощальные, его слова и напутствия.

На вопрос журналиста “Известий Калмыкии” о том, какие у Его Святей­шества впечатления от визита, что вызвало у него наиболее сильные ощущения, Далай-лама ответил сле­дующее:

-Наиболее сильное ощущение - в этот визит было очень холодно. Кроме того, я увидел больше зданий и строе­ний. Я также слышал, что общий уро­вень жизни в Калмыкии улучшился. Это - об аспектах материального прогресса. Если говорить о духовном прогрессе, то главный храм 8 Элисте построен очень хорошо, просто прек­расно. Отрадно, что и во многих селах республики построены хурулы. Но са­мое впечатляющее - это вера людей, она просто удивительная. Буддийская религия пришла к вам из Тибета. Это совершенно чистое учение, которое идет из монашеского университета Наланда в Индии, и через Тибет линия передачи учения пришла к вам. Эта традиций - не только чистая, богатая, но и очень важная, она незаменима в настоящее время.

За последние пятнадцать-шест­надцать лет у меня было очень много встреч, диалогов с учеными, главным образом четырех главных направле­ний науки: космологии, физики атом­ных частиц, психологии и микробио­логии. Ученые, которые работают в этих областях, проявляют все боль­ший интерес к буддийскому учению. И мы также можем узнать много но­вого и получить полезного от иссле­дований, проводимых в этих направ­лениях науки. Поэтому я хотел бы по­делиться с моими буддийскими братьями и сестрами своей уверен­ностью в прогрессе человечества. Я считаю, что обязательно необходимо изучать учение Будды. В том числе с помощью современных научных ме­тодов.

Журналист Калмыцкого телевиде­ния Тамара Надбитова показала Да­лай-ламе старую фотографию, на ко­торой был изображен маленький тибетский мальчик-монах. Она поп­росила прокомментировать, кто изображен на снимке.

Рассмотрев его поближе, Его Свя­тейшество сказал, что на фотографии изображен не он, а Панчен-лама X , предшественник нынешнего ма­ленького Панчен-ламы. “Фотография была опубликована в американском журнале “Лайф”. Это не ваша ошиб­ка, это ошибка американского жур­нала, неправильно подписавшего фотоснимок”, - заметил он.

Далай-ламе также показали фо­тографию, вырезанную из журнала “Огонек” за 1954 год, которую все эти годы берегла одна калмыцкая семья, - с ней она прошла Сибирь, возврати­лась из ссылки и, как реликвию, хра­нит до сих пор. “Эта фотография действительно была сделана в 1954 году, когда я посещал Китай. Я встре­тил по дороге двух чехословацких ре­портеров, и они сфотографировали меня. Уникальная вещь - на фотогра­фии у меня видны начинающие расти усики”, - улыбаясь, сказал Далай-ла­ма.

Руководитель Элистинского бюро ФИДЕ Вячеслав Намруев, два года назад по поручению Президента рес­публики побывавший в качестве па­ломника в Тибете и на родине Далай-ламы, подарил Его Святейшеству фо­тографии и видеокассету с кадрами, на которых запечатлены виды дере­вушки Такцер. “Очень отдаленная ма­ленькая деревня. Иногда я сам удив­ляюсь тому, что мальчик из такой заброшенной деревни стал Далай-ламой”, - это были последние слова, сказанные Далай-ламой на публике. Учитель с благодарностью принял этот дорогой его сердцу подарок, попрощался со всеми и удалился за дверь, ведущую к выходу на летную полосу.

Проводить Его Святейшество пришли монахи центрального хурула во главе с Шаджин ламой Тэло Тулку Ринпоче, волонтеры, жители респуб­лики. Все испытывали волнение в связи с отъездом Его Святейшества, думая о том, чтобы полет прошел нормально и Далай-лама благопо­лучно вернулся в Дхарамсалу. Но вместе с тем каждый из нас пережи­вал радостные чувства от соприкос­новения со Святейшим иерархом, восхищаясь обаянием его светлой личности и безмерной добротой и состраданием.

А еще всех ободрило обещание Его Святейшества приехать в Калмы­кию следующим летом и провести в Элисте церемонию посвящения Калачакры. Да будет так!

Елена Болдуринова,
«Известия Калмыкии»,
2
004, 3 декабря

img_1799_resize

Да будет процветание!

Вчера в семь часов утра Его Святейшество Далай-лама XIV освятил место строительства Элистинского хурула, комплекс которого будет возведен на месте нынешнего завода железобетонных изделий.

Перед началом церемонии освяще­ния архитекторы проекта вкратце рассказали собравшимся о будущем Элистинском хуруле. Самый большой хурульный комплекс в Европе будет вклю­чать в себя резиденцию Далай-ламы, зал для ритритных церемоний, алтарь, прос­ветительский центр, пантеон Будд, вмес­тительную центральную площадь, зеленую пешеходную зону вокруг холма, высота ко­торого составляет семь метров. На холме и будет возведено главное здание Элисти­нского хурульного комплекса высотой 54 метра. Его строительство намечено закон­чить через год, к празднику Зул.

Предваряя церемонию освящения, Далай-лама сказал, что калмыцкий на­род, на протяжении нескольких веков ис­поведующий буддизм, кровными узами связан с тибетским народом. Его Святей­шество с удовлетворением отметил, что сегодня в Калмыкии немало зримых и яр­ких примет духовного возрождения, и он рад, что уже в третий раз ступает на калмыцкую зем­лю. Несмотря на тяготы и лише­ния, калмыцкий народ сохранил верность своим духовным тради­циям и заслужи­вает того, чтобы в Элисте был пост­роен такой краси­вый храм. Его Святейшество пожелал процве­тания и благоден­ствия народу рес­публики.

Затем состоя­лась церемония освящения. На камне, заложенном на месте строитель­ства хурула, начертано: “Ом мани падме хум!”

Это место освящено 1 декабря 2004 года Его Святейшеством Далай-ламой XIV под строительство хурула, который ста­нет для всех нас символом возрождения буддизма в Калмыкии. Да будет процве­тание!

Борис ДЖЕНГУРОВ,
«Элистинская панорама»,
2004, 2 декабря

img_1845_resize

До свидания учитель! До новых встреч!

Раннее холодное, морозное утро первого дня зимы. Элистинский аэропорт. Журналисты, священ­нослужители из Монголии, Тывы, Бурятии, Индии, Калмыкии в ожи­дании Его Святейшества Далай-ламы XIV. Время, отведенное для пастырского визита нашему ду­ховному Учителю, пролетело, как один миг. Сердце щемит от осоз­нания близкой разлуки, всем нем­ного грустно.

В сопровождении Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче входит Его Святейшество. Добрая улыбка, мудрый взгляд Учителя.

На пресс-конференцию отведено совсем мало вре­мени. Наставник делится своими впечатлениями о визите, сравнивает увиден­ное с  тем, что было в начале девяностых.

- На внешнем уровне я увидел больше зданий, больше строений. Я также слышал, что общий уровень жизни улучшился. И это ас­пект материального прог­ресса. Что же относительно духовного прогресса, то главный храм Калмыкии построен очень хорошо, просто прекрасно. Мне так­же сказали, что во многих местах, в деревнях, селах вашей республики строится очень много новых храмов. Но самое впечатляющее - это вера людей, она просто удивительна. И ваша вера, ваша религия, то есть то учение буддизма, что пришло из Тибета, - это со­вершенно чистая линия, ко­торая идет из самой Индии, из буддийского универси­тета Наланды. Через Тибет эта линия пришла к вам. И эта традиция не только очень чистая, богатая» но и очень важная, незаменимая в настоящее время, - гово­рит Далай-лама.

- В последние 15-16 лету меня было очень много встреч, диалогов с учеными и, главным образом, с уче­ными четырех основных на­ук (физика атомных частиц, психология, космология, микробиология). То есть сейчас у ученых возрастает интерес к буддийскому уче­нию. Мы также можем взять много нового из исследова­ний, проводимых в этих на­учных направлениях. И поэ­тому я хотел бы поделиться своим суждением с моими буддийскими братьями и сестрами о том, что обяза­тельно необходимо изучать Учение Будды с помощью современных методов.

img_1884_resize

Больше всего меня в этот визит поразило то, что было очень холодно (смеется).

Нужно отметить, что диа­лог с Учителем проходил в очень теплой, непринуж­денной обстановке. Его Святейшество улыбался, живо на все реагировал. Журналисты принесли фо­тографии Далай-ламы раз­ных лет. Выяснился удиви­тельный факт - американс­кие калмыки, по ошибке журнала “Лайф”, предыду­щего Панчен-ламу, чей портрет был опубликован на страницах этого журнала, воспринимали как Далай-ламу.

О другом интересном факте также узнал Его Свя­тейшество - его портрет сбе­регла и пронесла как главную буддийскую реликвию через годы ссылки простая калмыцкая бабушка. Сейчас он бережно хранится ее детьми и внуками. Этот ра­ритет показали Учителю.

-   Да,   это   фотография 1954 года, - говорит Далай-лама. - Она была сделана в то время, когда я посещал Китай. Я встретил по дороге двух чехословацких репор­теров, они и сделали эту фотографию.

Калмыцкие паломники побывали в деревне, где ро­дился и жил Его Святейше­ство. Они сделали много снимков, сняли увиденное на видео, привезли горсть земли. Все это было пере­дано Учителю. Он внима­тельно посмотрел фотогра­фии.

-  Да, это моя деревня. Очень отдаленная, малень­кая деревня. Иногда я сам удивляюсь, что мальчик из такой отдаленной, забро­шенной деревни стал Его Святейшеством  Далай-ламой.

На этом встреча завер­шилась. Наш Наставник улетел в Индию, в Амрит­сар, на белоснежном само­лете, так похожем на прек­расного журавля. Все про­вожавшие мысленно жела­ли Учителю долгих лет, здо­ровья, благодарили за уни­кальную возможность полу­чить Учение из Его драго­ценных уст и надеялись, что в будущем нас ожидает еще много таких незабываемых встреч.

До свидания, Учитель! Белой дороги! До новых встреч!

Индира ЭРЕНДЖЕНОВА,
«Элистинская панорама»,
2004, 2 декабря

img_1886_resize

Визит состоялся или Праздник духовной силы,
мудрости и сострадания

В самом конце ноября про­шлого (2004) года состоялся, нако­нец, долгожданный, но краткий визит в Калмыкию главы буддис­тов мира, лауреата Нобелевской премии, выдающегося обществен­ного, политического и государственного деятеля, автора очень популярной во всем мире доктри­ны ненасилия и мира Его Святей­шества Далай-Ламы XIV.

Визит был для всего населения республики поистине всеобщим праздником. Он состоялся после 12 лет ожидания, что сопоставимо по продолжительности с 13-летней ссылкой калмыков в Сибирь в 1943-1956 гг.

Неоднократно объявляли конкретные сроки визита Его Святейшества, но он по разным при­чинам, в основном политическим, откладывался на неопределенный срок. При этом те, кто ставил вето на визит Его Святейшества, совер­шенно не считались с чувствами верующих республики, были глу­хи к их просьбам, отказывали да­вать визу Далай-Ламе на въезд в Калмыкию. Наконец, осенью 2004 года слухи о возможности визита Далай-Ламы в Калмыкию стали обретать реальные очертания. 5 ноября на встрече с общественно­стью г. Элисты во Дворце культу­ры Президент республики К.Н.И­люмжинов сообщил, что визит Его Святейшества Далай-Ламы в Калмыкию состоится, все согласо­вано с МИД РФ. При этом назвал и точную дату прибытия: 13 но­ября 2004 г. в 12-00. Заявление К.Н.Илюмжинова дополнили Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и представитель Его Святейшества в России господин Даши. Это была замечательная весть не только для верующих, но и для всего населения республики, ибо Далай-Лама вносит в нашу жизнь, в наши души удивительную чистоту, человеческую доброту, благородство, а места же, где Он бывает, насыщаются аурой любви и сострадания. Словом, Далай-Лама облагораживает нас и нашу жизнь, что очень важно в наше не всегда спокойное время. И это за­метили на себя многие жители на­шей республики в связи с визитом Его Святейшества в 1991 и 1992 гг.

Вместе с тем далеко не все уча­стника встречи поверили, что ви­зит обязательно состоится. И это понятно, поскольку подобных со­общений на протяжении прошед­ших двенадцати лет ожиданий ви­зита было довольно много. Но когда через несколько дней сооб­щили, что визит Его Святейшества откладывается на более поздний срок, у скептиков появилось ре­альное основание для сомнения.

И все же визит состоялся. Сро­ки пребывания Далай-Ламы в Кал­мыкии были очень сжатыми, прак­тически Его пребывание было ог­раничено одним днем: самолет, на борту которого летел Его Святей­шество, приземлился в Элистинс­ком аэропорту вечером 29 ноября, а 1 ноября рано утром самолет взял курс на Дхарамсалу (Индия).

И этот визит Его Святейше­ства Далай-Ламы в Калмыкию имел, несмотря на свою непродол­жительность, исключительно важ­ное значение для духовной и куль­турной жизни республики. Это был настоящим праздником для народа Калмыкии. И многие с бла­годарностью называли имена дея­телей, благодаря которым визит состоялся. Это в первую очередь добрая воля Самого Его Святей­шества Далай-Ламы XIV, а также огромные усилия Президента Рес­публики Калмыкия К.Н. Илюм­жинова, Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, представите­ля Далай-Ламы в России господи­на Даши. Естественно, огромное значение в решении этого вопроса имела политическая воля Пре­зидента Российской Федерации В. В. Путина. Верующие с благодар­ностью называли имя министра иностранных дел РФ С. Лаврова. При этом не осталось незамечен­ным и то, что глава МИДа про­явил мудрость дипломата-профес­сионала, ответственность государ­ственного деятеля, нашел очень удачную и соответствующую цели визита формулировку.

С первых минут пребывания Духовного Учителя на земле Кал­мыкии люди встречали со слезами радости, кланялись, сложив свои ладони. По пути следования Его Святейшества Далай-Ламы из аэропорта в Шахматный городок Сити Чесе, выстроился живой ко­ридор людей разного возраста и национальностей.

На следующий день Его Свя­тейшество прибыл в Элистинский хурул Сэкюсен сюме, провел обряд освящения. Затем дал Учение на открытом воздухе возле Элистин­ского хурула. Погода была ненас­тной, шел проливной дождь со снегом. Но промокшие насквозь, за­мерзшие люди часами (с 10 до 12 и 14 до 16 часов) стояли перед Его Святейшеством и слушали Его Уче­ние, никто не хотел уходить. По некоторым сведениям, слушать Учение пришли около 50 тысяч человек - это жители г. Элисты, районов республики, буддисты из разных городов России и зарубеж­ных стран. Что интересно, это были в основном люди среднего и молодого возраста. К этому сле­дует добавить, что очень многие желающие так и не смогли доб­раться до хурула и принять учас­тие в слушании Учения из-за транспортных затруднений, хотя автобусный парк города был мо­билизован для этой цели. Тысячи и тысячи людей стояли на автобус­ных остановках и толпами броса­лись к каждой проезжающей маши­не в надежде добраться до хурула.

Кроме того, желающих при­ехать в Элисту, чтобы поклонить­ся Его Святейшеству и слушать Его Учение, было очень много и за пределами нашей республики. По официальным данным, более 10 тысяч человек пожелали при­быть в Элисту. Абсолютное боль­шинство их не смогло приехать из-за сжатого срока визита, а больше всего из-за неожиданного (бук­вально накануне) определения даты визита.

И это нетрудно понять, если учесть высокий авторитет Его Свя­тейшества Далай-Ламы в мире, харизматичность Его личности, популярность буддизма во всем мире.

Затем Далай-Лама нанес визит епископу Элистинскому и Калмыц­кому Зосиме, с которым Он зна­ком уже давно.

На следующий день, 1 декабря, рано утром Его Святейшество Да­лай-Лама XIV посетил место стро­ительства нового хурула в центре г. Элисты и осветил его. Он отме­тил не только религиозное, но и культурное значение будущего ху­рула, выразил надежду, что вместе со строительством нового храма, будет меняться и внутренний мир людей. Далай-Лама прочитал мо­литву, осыпал освященным рисом местность, где будет строиться хурул, и символический камень, ко­торый будет положен первым в ос­нову фундамента будущего храма.

После чего в аэропорту перед самым Его отъездом состоялась короткая пресс-конференция, на которой Его Святейшество Далай-Лама XIV ответил на вопросы журналистов и в заключении, пе­ред посадкой в самолет попрощал­ся с народом республики с глубо­кой верой, что следующая встреча состоится скоро. И по просьбе журналиста Калмыцкого телевиде­ния прочитал короткую молитву, адресовав ее буддистам Калмыкии.

П.Ц.Биткеев,
журнал «Мандала»,
2005, №№14-15.

Калмыкия просветленная

О самом кратком визите в России духовного лидера Тибета.

«Калмыкия, это в Монголии» - часто спрашивают тибетцы, привыкшие обозначать общим словом «сокпо», «Монгол» всех кто приезжает учиться в калмыцкие монастыри с обширных буддийских территорий, лежащих к северу от Тибета. И вот мы снова ведем пальцем по карте: мимо монгольских степей, тувинских гор, дальше за Урал, к Каспийскому морю и предгорьям Кавказа. Калмыкия это здесь.

Здесь калмыцкие буддисты ждали встречи с Далай-ламой более 12 лет. О том, что визит Его Святейшества в Россию может состояться в ноябре 2004-го, мы узнали вскоре после завершения фестиваля «Тибет» в Москве. И все же нас не покидали сомнения, и мы то и дело спрашивали друг друга: «Как думаешь, Далай-лама приедет?» все последующие дни этот вопрос задавали друг другу все жители Калмыкии, наш сотовый телефон с московским номером не умолкал ни на минуту: звонили из Москвы и Краснодара, Киева и Риги. Журналисты, готовые срочно вылететь для эксклюзивного интервью, друзья, знакомые знакомых и совершенно неизвестные нам люди. Был проведен необычайно редкий тантрический ритуал устранения препятствий. Монахи монастыря Гьюдмед разожгли большой костер. «По тому, как ярко горело пламя костра, можно сказать, что визит состоится» - улыбнулся верховный лама Калмыкии Тэло Римпоче.

Самолет плавно приземлился в аэропорту Элисты 29 ноября. Встречающие замерли, не зная верить ли своим глазам, тибетские ламы и юные калмыцкие монахи с цветами и громадным желтым зонтом, символом величия и духовной власти правителя Тибета, поспешили к трапу. И вот после двенадцати лет молитв и тревог Его святейшество XIV Далай-лама Тибета снова ступил российскую землю. На пресс-конференции в аэропорту он обозначил главную цель своего визита – пропаганду общечеловеческих ценностей. «Общечеловеческие ценности, основа счастья каждого человека в отдельности и сообщества людей в целом. В этом состоит моё главное послание к людям. Вне зависимости от того, являемся ли мы верующими или нет, базовые ценности – это то, что всем нам необходимо».

В каком-то смысле эта цель выходила за пределы заявленного «пастырского» визита, ибо касалась не только буддийской «паствы», но человеческих существ вообще. «Посмотрите, как мы отвечаем на вопрос: кто я такой? Я могу сказать: я – монах. Это один уровень восприятия. Я – буддист. Следующий уровень. Я – тибетец. Вы двигаетесь дальше и дальше и в конце концов говорите: я – человек. На каждом предшествующем уровне вы отделяете себя от остальных, и, следовательно, возможно конфликты. Между буддистами и не - буддистами, тибетцами и не-тибетцами. И лишь на последнем, базовом уровне становится, очевидно, что все мы равны, ибо все мы – человеческие существа. Все конфликты на религиозной почве происходят лишь от того, что мы концентрируем свое внимание на промежуточном уровне восприятия. Осознание себя как последователя той или иной религии затмевает осознание себя как человека».

Тема гармоничного сосуществования религий не могла не всплыть в много конфессиональной России, и Калмыкия была лучшим местом для этого не простого разговора: на её территории мирно уживается три основные российские религии – буддизм, православие и мусульманство. Уже на краткой пресс-конференции в аэропорту Его Святейшество, обращаясь к буддистам,  сказал: «Если вы избрали  буддизм,  вы должны быть серьёзны и искренни в своей практике, должны постараться сделать учение Будды неотъемлемой частью своей жизни. Затем, когда вы получите определенные знания и опыт в своей религии, тогда, может быть, полезным поразмышлять о ценностях других традиций. Ведь, несмотря на различие в философии, все традиции несут послание любви, сострадания, все прощения, терпимости и самодисциплины.… Как только вы сумеете понять ценность других религий, вы сможете добавиться гармонии между различными традициями на основе взаимопонимания и уважения».

В свете этого посещение Его Святейшеством Казанского Кафедрального собора Русской Православной Церкви и его встреча с епископом Элистинским и Калмыцким Зосимой были, безусловно, одними из самых значимых событий его визита в  Россию. Владыка Зосима передал Далай-ламе приветственное слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и сообщил, что Патриарх будет рад видеть Далай-ламу в Москве и готов предоставить ему для визита свою резиденцию в Свято-Даниловом монастыре.

В тот день в Казанском соборе Элисты собрались православные монахи и прихожане, которым повезло даже больше, чем калмыцким буддистам: в силу их молчисленности они могли подойти к Далай-ламе поближе, поймать его внимательный взгляд и искреннюю улыбку. Владыка Зосима разрешил им касаться Далай-ламы, получить от него благословления. Обычно строгие православные монахи улыбались. Впервые за много лет перед объективами многочисленных телекамер на территории маленькой Калмыкии встречались священный Тибет и православная Русь. Черные одежды православных монахов и шафрановые буддийских… Они сидели за одним столом и шутили по поводу нынешнего ненастья. « У природы нет плохой погоды» - фраза, которая особенно пришлась по душе Далай-ламе. Эта встреча была именно такой,  какой подобает быть встрече между людьми, посвятившими себя служению духовным идеалам: какой-то особенно теплой, радушной и по детски трогательной. На мгновение показалось, что гармония между религиями – не такой уж недосягаемый идеал. Всё, что необходимо, это чуть больше знаний друг о друге. Владыка Зосима входил в состав калмыцкой делегации, посещавшей резиденцию Его Святейшества в августе 2003-го. На встрече в Элисте он неоднократно вспоминал ту поездку, прекрасные храмы Дхарамсалы, буддийских подвижников и подаренный им тогда Его Святейшеству христианский посох.

Когда пришло время прощаться, Далай-лама вдруг отчего-то вспомнил, что в Новой  Зеландии здороваются и прощаются, касаются друг друга носами. «Так давайте, и мы попрощаемся», - не думая ни секунды, промолвил владыка Зосима, и они, на глазах у изумленных журналистов, смеясь, попрощались по-новозеландски. В одном из последовавших за этой встречей интервью владыка Зосима сказал о Далай-ламе: «В нем много от православных святых …»

В тот же день Далай-лама, говорил о гармонии между последователями разных религий, припомнил один эпизод из своих бесконечных странствий по миру. Как-то в Америке он получил приглашение выступить в одном из христианских храмов. По окончании выступления пригласивший Далай-ламу священник искренне поблагодарил его и сказал: «Вы – настоящий христианин». «Он знал что я – буддист, - вспоминал Его Святейшество, - но мои дела и принципы находились в полном соответствии с христианским учением. С тем же успехом я мог сказать о нём, что он – настоящий буддист…»

Рано утром 30 ноября Далай-лама освятил главный Элистинский хурул.

За последние годы в Калмыкии стараниями ее президента и верующих было построено 39 храмов и молельных домов, и теперь Далай-лама ставил новую задачу – наполнить их жизнью. «В последний раз, когда я был здесь более десяти лет назад, - сказал он, - этого храма ещё не было, на его месте стоял лишь маленький домик. Сейчас глядя на этот храм, на окружающее его строения, я вижу, сколько вы сделали, какого процесса вы добились. Однако буддийское учение не сводится к возведению зданий. Люди помнят Миларепу не за то, что он строил монастыри, но за то, что он практиковал учение. …В ближайшее годы этот храм должен стать тем местом, где будет изучаться, и практиковаться учение Будды». Многотысячная толпа – монахи, миряне, люди самых разных возрастов и социальных ниш слушали Далай-ламу под проливным дождём. Многие вспоминали. Как в прошлый свой приезд Его Святейшество сетовал на нестерпимую жару и говорил, что хотел бы, чтобы в следующий его приезд было прохладнее…

Лёгкий снег постепенно сменился ледяным дождём. Как будто местные духи, отвечающие за погоду, проверяли людей на прочность. Погода стала настоящим испытанием: ни тента, ни горячего чая, ни малейшей возможности спрятаться от пронизывающего ветра. Тысячи людей мужественно слушали наставления о Бодхичитте, истории буддизма, важности духовных практик.

Подобного подвижничества Его Святейшество не ожидал увидеть в стране, где в годы Советской власти были разрушены все буддийские храмы и не осталось лам, чтобы учить и возносить молитвы. «Я потрясён, на сколько люди здесь сохранили традиционные ценности, в том числе буддийскую веру – признался он в самом конце визита. – Почему так важно сегодня, в XXI столетии, сохранять традиционные ценности и, в частности, буддийскую культуру? Потому что буддизм, как и другие мировые религии, учат добросердечию. Буддийская культура – культура мира, ненасилия и сострадания, а это то, что так не обходимо современному миру».

Его удивили люди, выстроившиеся, вдоль дороги со сложенными руками и белыми шарфами – хадаками, чтобы приветствовать его кортеж (точь – в – точь, как в Тибете!); толпа, выстоявшая несколько часов под проливным дождём, добиравшаяся до хурула пешком (неблизкий путь и непогода); женщины, встречавшие его тибетскими молитвами. Я был рад быть здесь встречаться с этими людьми, говорить с ними обмениваться улыбками …» - сказал он на прощанье. Долгожданная встреча после долгой разлуки, ощущение пронзительной радости. Видимо прав Роберт Турман (американский профессор – тибетолог), движение к Просветлению, случись ему однажды набрать обороты в какой-то стране, затем, даже если его выжигают огнем, вырубают мечом, продолжается по инерции, его очень трудно остановить, ибо семена Просветления – добросердечия и сострадание – проникают в умы, трансформируют сердца, остаются в глубинной памяти народа. Но нужен свет и тепло, чтобы эти семена давали всходы. Свет мудрости великого учителя, тепло его сердца…

Перед отлетом в южноиндийский Бангалор Далай-лама место строительства нового храма в центре Элисты, которому суждено, будет стать, самым высоким буддийским храмом в Европе, местом паломничества с азиатской и европейской частей континента. Он будет окружен кольцом белоснежных ступ, поставленных в память погибших в годы репрессий калмыцких лам. Многие из них учились в стране Снегов и были известны особым прилежанием. В Тибете у нас были «Доб-добы», - заметил Далай-лама, - монашеская полиция, следящая за соблюдением многочисленных правил и предписаний, в особенности во время больших молитвенных собраний. Так вот общепризнанным фактом было то, что среди нарушителей никогда не оказывалось монахов с российских и монгольских территорий, слишком уж безупречным было их поведение. …В числе выходцев из России были поистине великие ученные, я сам учился по текстам, составленным некоторыми из них».

Не случайно ещё одним кольцом, обрамляющим новый элистинский хурул, будут статуи семнадцати ученных индийского университета Наланда, духовными наследниками которого являются сегодня монастырские университеты Тибета. Перенести на калмыцкую землю дух Наланды, величайшего центра философской мысли, чьи обширные библиотеки хранили девять миллионов книг, где десять тысяч учеников изучали классические тексты, вели диспуты и медитировали о смысле прочитанного; перенести эту живую пульсирующую энергию, которая так явственно ощущается и сейчас в тибетских монастырях в изгнании, - вот, что необходимо на нынешнем этапе развития буддизма. Вот та задача, которую ставит Его Святейшество, - не случайно ему так понравился проект нового храма. Семнадцать статуй: Шантракшиты, и Шантидевы, Нагарджуны и Арьядевы и других великих Учителей в самом центре Элисты будут служить напоминанием о том, что буддизм – это не только чистая вера, но и ежедневный тяжелый труд ради постижения смысла учения Будды и очищения сердца, труд, который нужно начинать прямо сейчас, ибо в жизни нет ничего важнее, ибо только наберёт обороты «всеобщее движение к Просветлению» и Калмыкия из ещё одной страны на карте мира превратится в чистую землю, Калмыкию Просветленную…

Юлия Жиронкина,
журнал «Наука и религия»,
2005, № 7

Глас народа

Жители Калмыкии:

В душе каждого есть потребность в духовном  возрождении

Моросящий дождь и слякоть не стали преградой для жителей Калмыкии в их стремлении встретиться с Его Свя­тейшеством Далай-ламой, послушать его Учение и полу­чить благословение. Сотни и тысячи людей непрерывным потоком шли по дороге к хурулу - старики и дети, муж­чины и женщины держали в руках цветы, буддийские иконы, их лица были озарены счастливой улыбкой.

В этот светлый для всех буддистов день, ставший для них праздником, жители республики с радостью дели­лись своими чувствами и мыслями, пожеланиями и на­деждами.

Ноган Шамадыкова, Ики-Бурульский район:

- Я до сих пор не могу поверить в то, что Далай-лама вновь приехал в Калмыкию. Словами не выс­казать, какие чувства переполняют мое сердце. Дома зажгла лампадки. Привезла с собой буд­дийские реликвии, которые по крупице собирала все эти годы. Хочу, чтобы они были освящены молитвами Далай-ламы. Слушая Учителя, молюсь за своих сыновей, своих близких и знакомых, соседей и всех жителей нашей респуб­лики. Счастье должно быть общим. Знаете, совсем не чувствую холода, не страшен мне дождь со снегом, какой-то внутренний огонь в душе согревает меня.

Кермен Харцхаева, президент городской общественной организации “Service of peace“:

- Со вчерашнего вечера мы с ребятами на ногах. Очень рады, что работаем волонтерами в этот день. Счастлива, что духовного лидера Тибета мы встречаем в калмыцком хуруле Геден Шеддуп Чой Корлинг, Величие и красота храма не раз восхищали приезжих паломников, гостей из разных городов и весей. А теперь хурул освятит сам Далай-лама - это ли не радость для народа. Огромное количество людей свидетельствует о том, что в душе у каждого из нас есть потребность в духовном возрождении. Но, на мой взгляд, наша общая проблема - люди на культовом уровне воз­величивают все, что связано с буддизмом, без осознания основ буддийской философии. Надеюсь, этот переходный период прой­дет. Символично, что приезд Далай-ламы в Калмыкию пришелся накануне светлого праздника Зуд. Вступая в новый год, мы все по­лучили благословение от Далай-ламы. Я очень горжусь, что глава буддистов всего мира посетил нашу маленькую Калмыкию, и мо­люсь за благополучие этого удивительного человека, чье сердце наполнено любовью и состраданием ко всему живому на Земле.

Светлана Митруева, прихожанка буддийс­кого центра “Тилопа”:

- Всю ночь глаз не могла сомкнуть - очень волно­валась. Столько лет все мы ждали этого момента, Лотосоподобные стопы Учителя ступили на кал­мыцкую землю. В эти минуты все наши повседнев­ные заботы кажутся такими мелкими. В душе раз­лилась какая-то теплая благодать - позабыты все обиды, волнений и тревоги. К чему они, когда нам всей дарована уникальная возможность получить Учение Будды от самого Далай-ламы.

Борис ИМКЕНОВ, пенсионер:

– Мне посчастливилось увидеть Далай-ламу в третий раз. Сегодня я увидел его совсем близко – на расстоянии вытянутой руки. Уверен: Его Свя­тейшество приедет к нам еще не один раз, в этом не может быть никаких сомнений. Но для этого мы сами, прежде всего, должны приложить все уси­лия. Постараться жить в ладу со своей совестью, в мире и согласии со своими близкими, знакомыми, соседями, не сеять вражду и зло. И если каждый из нас будет следовать этим заветам, то тогда у калмыцкого народа накопится огромное коли­чество заслуг. И навстречу Далай-ламе распахнутся все двери.

Валентина ЭРЕНДЖЕНОВА,
«Известия Калмыкии»,
2004, 1 декабря

Гости Калмыкии:

Спасибо за ваше гостеприимство и любовь!

В последние дни ноября Элистинский хурул стал местом паломничества сотен и тысяч людей. Внять Учению своего духов­ного лидера Далай-ламы XIV спешили со всех концов не только нашей республики, но и страны. Здесь можно было встретить паломников из Тывы и Бурятии, Новосиби­рска и Томска, Волгограда и Воронежа и многих других городов нашей необъятной России. Нашим корреспондентам удалось пообщаться с некоторыми из них.

Николай Евсеев

(г. Воронеж):

– По профессии я - учи­тель, но  приехал сюда не только потому, что интере­суюсь восточной культурой. Я просто никак не мог про­пустить это событие. Такое бывает раз в жизни. Конеч­но, я верю в то, что Далай-лама приедете Россию еще не раз, но упустить такую возможность для меня бы­ло бы непростительной ошибкой. Хочу подчеркнуть, что приехал сюда, несмотря на то, что сейчас практически середина учебного года - самый -разгар занятий. Взял отпуск за свой счет, и сразу сю­да. Хоть я и не буддист и являюсь представителем другой религии - православной, все же считаю,  что мне очень повезло, ведь я увидел Далай-ламу!  Это все-таки живая легенда,  можно сказать.  Будда во плоти.

Впечатления от всего этого самые замечательные, я не забуду этого никогда, ведь Учителя такого уровня, навещают нас крайне редко и поэтому душевный подъем у всех здесь был просто колоссальный. Это вообще, я считаю, большое счастье, когда такие люди приезжают к нам в страну, и я рад, что мне удалось стать, участником события такого масштаба.

Наталья Кадралеева и Рада Монгуш

(г. Кызыл)

- О том, что Далай-лама приедет в Калмыкию, мы узнали из Интернета. Мно­гие приехали сюда к перво­начально-названной дате визита и до сегодняшнего дня находились здесь,  в Элисте.  Сейчас нас здесь около сорока человек. Правда, добирались сюда каждый своим ходом. Мы, например, прибыли в Элисту сегодня ночью, и все сра­зу направились в хурул.

Единственное неудобство доставляла непогода но, как нам кажется, никто этого не замечал, всех согревала мысль, что с нами рядом наш Учитель и Наставник - наш Далай-лама. Мы очень счастливы, что смогли увидеть Его еще раз и очень надеемся, что визит этот будет далеко не последним, От имени всех буддистов России хотим сказать вам ог­ромное спасибо за организацию этого визитами пожелать вашему народу процветания и благоденствия.

Николай Красников

(г. Тамбов):

- Мы с женой являемся большими почитателями Далай-ламы, поэтому приеха­ли принять Учение, - так ска­зать, из уст этого великого че­ловека. Очень рады за ваш на­род, за Калмыкию.  Сегодня здесь побывало огромное ко­личество людей, очень много молодежи, детей. Все это го­ворит о том, что духовное самосознание калмыков очень велико. Для моей, супруги стал откровением тот факт, что калмыки тоже являются буддистами, причем единственными буддистами - проживающими в Европе. По ее прежним представлениям, приверженцами этой религий являлись лишь народы, населяющие Индию, Тибет! Словом, она была приятно удивлена этому открытию. После этой поездки пробел в ее познани­ях был благополучно восполнен.

Хотим поблагодарить вас за ваше гостеприимство. Нас здесь очень хорошо приняли. Поселили нас в общежитии конторы Племсовхоза - приютили, накормили. Вместе с нами, там жили паломники из Москвы, Волгограда, Ново­сибирска, Томска, Кызыла, Иркутска. Всего более восьми­десяти человек, В общем, если можно так выразиться, “география общения” у нас здесь была очень обширной.

Единственное, что немного огорчает, это то, что увидеть ваш город довелось лишь мельком. Приехал вечера ночью, целый день сегодня были здесь, а завтра утром опять в до­рогу. Хотим хотя бы посмотреть ваш хурул. Сейчас пока нас туда не пускают. Сказали, что доступ в хурул будет отк­рыт, когда народ немного рассеется. Стоим вот и ждем, без этого не уедем.

Олег Никулин и Дмитрий Соловьев

(г. Саратов):

- Наша делегация состоит из 28 человек. Мы предс­тавляем здесь Общественную палату Саратовской об­ласти, в которую входят Фонд межконфессионального взаимодействия, общественная организация “Центр позитивного мышления”, буддийский центр и несколь­ко просветительских общественных организаций. Одним из проектов, который мы приехали обсудить здесь, является программа международного паломнического центра. Она предполагает не религиозные паломничества, которые в большей степени, находятся в ведении духовных общин, церквей, а именно светскую просветительскую работу группы людей, причем не обяза­тельно верующих. В рамках этой программы они посе­щают святые места, духовные центры каждого народа, знакомятся с их историей, традициями, культурой. Пос­ле этого, понятно, взаимное, недоверие между людьми, между разными народами начинает пропадать. Несколько человек - наши волонтеры - приехали сюда на пару дней раньше, чтобы узнать, что, где и как здесь все будет происходить, остальная часть подъехала сегод­ня.

Впечатления от встречи с духовным лидером буддистов самые замечательные. Мы просто восхищены, потому что услышать суть буддизма из уст самого. Далай-ламы - это просто незабываемо. Впечатлил также уровень организации этого мероприятия. Продумано было все, кроме погоды (смеется). Все прошло просто красиво. У нас есть возможность сравнивать, так как мы присутствовали и на мусульманских съездах, были на православных мероприятиях, и на общем фоне всего того, что нам доводилось увидеть, смотрится все просто красиво, других слову нас нет.

Удивило также миролюбивое доброе отношение людей друг к другу. Общая доброжелательность вашего народа по отношению к гостям поразила. В вас присут­ствует какая-то чистота, искренность, доброжелательность. За все время пребывания здесь мы ни разу не столкнулись с проявлением какой-то агрессии, то есть люди пришли сюда именно за тем, что здесь собственно и проводилось. Это было по-настоящему духовное мероприятие, Спасибо Элисте, Калмыкии, всему ваше­му народу за гостеприимство и любовь!

Подготовили Л. Каляева

Б. Миклеева

Элистинская панорама, 2004, 2 декабря

img_1887_resize

Итоги визита

«Визит как сон – короткий, но успешный»

Тэло Тулку Ринпоче об итогах визита Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию

Дорогие братья и сест­ры!

Мне нужно так много сказать и поблагодарить стольких людей, что я не знаю, с чего начать.

Подошел к концу визит Его Святейшества Далай-ламы в Калмыкию, а мы уже думаем о его будущем ви­зите. Этот визит был, ко­нечно, коротким, и погода была не та, которую мы ожидали. Несмотря на кап­ризы матушки-природы в тот день, люди продолжали стекаться к хурульному комплексу, чтобы получить благословение. Его Святейшество был удовлетворен своим ко­ротким визитом и сказал мне во время прощания в аэропорту, что этот визит был, как сон, - короткий, компактный и успеш­ный. Если Его Святейшество удовлетворен визитом, удовлет­ворен им и я. Если народ Калмыкии удовлетворен, то удовлет­ворен и я.

Но я бы не выполнил эту трудную работу один. Прежде все­го, я хочу поблагодарить Президента Калмыкии Кирсана Илюм­жинова за его неустанные усилия сделать этот визит возмож­ным. Без его руководства и усилий этот визит никогда бы не состоялся. Я благодарю Вас, Кирсан Николаевич, от всего сердца и хочу сказать: для меня было удовольствием работать с Вами во время визита Его Святейшества.

Я благодарю весь персонал хурула Геден Шеддуп Чой Корлинг за их бессонные ночи, за их терпение по отношению ко мне и их веру в мое руководство. Без них я был бы никто. А так­же я благодарю монахов за их работу днем и ночью для того, чтобы выполнять все поручения вовремя и без жалоб.

Я в большом долгу перед волонтерами центров “Тилопа” и “Ченрези” за их пребывание рядом со мной всегда, когда это было нужно, и за выполнение моих инструкций с особым стара­нием и большой мотивацией. Вы все стали вдохновением для общества.

Хочу поблагодарить Общество друзей Тибета в Калмыкии за их дружбу и за возложенную на них ответственность в проведе­нии Дней Тибета в Калмыкии.

Мы были заняты подготовкой визита Его Святейшества и возложили все обязанности на вас, а вы были более чем счаст­ливы выполнить возложенную на вас задачу, хотя были заняты своими каждодневными заботами.

Я поистине восхищен молодым поколением Калмыкии и их огромной поддержкой в течение всего фестиваля тибетской культуры и визита Его Святейшества. Вы были хорошей коман­дой и всячески помогали нам вне зависимости от погоды, вре­мени и места. Хочу поблагодарить вас за вашу ответствен­ность. Вы послужили хорошим примером вашему будущему поколению и дали мне почувствовать, что я не одинок в этом мире. Я благодарю всех людей, кто приходил в хурул помочь и потратил свое драгоценное время, помогая нам наводить по­рядок, готовиться, конструировать и т.д.

Я высоко ценю вклад всех организаций, которые объедини­ли свои усилия, чтобы сделать это событие возможным.

Я благодарю всех частных спонсоров….

Без таких людей и такого единства мы не смогли бы осуще­ствить это. Мы все работали ради благой цели, и результат ока­зался позитивным. Пусть это послужит примером для нашего будущего.

Если я забыл назвать кого-то, это не означает, что мы забы­ли вас. Вы в наших сердцах навсегда.

Огромная благодарность всем, и желаю всем всего наилуч­шего в наступающем новом году. Я искренне надеюсь, что вы будете рядом со мной во время следующего визита.

Искренне ваш Тэло Тулку Ринпоче

газета «Известия Калмыкии», 2006

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag