Главная Новости Контакты

Второй визит Его Святейшества Далай-ламы XIV

Далай-лама, второй визит в Калмыкию
Сентябрь 1992 года

Осенью 1992 г. Далай-лама вновь посетил республику. Как и во вре­мя предыдущего визита, он читал молитвы и произносил проповеди. Кро­ме того, он посвятил в монахи тринадцать человек, среди которых были не только калмыки, но и представители других национальностей. Эта церемония проходила во вновь воздвигнутом храме - сюмэ. За время своего визита Далай-лама побывал в Каспийском, Кетченеровском и Яшкульском районах Калмыкии. Им были освящены хурулы в г. Лагань и п. Джалыково.

s6

СМИ о втором визите Его Святейшества Далай-ламы XIV

«Каждый должен быть учителем самому себе»

С пресс-конференции Далай-ламы

Как мы уже сообщали, в последний день визита Далай-ламы в Калмыкию, 18 сентября, состоялась пресс-конференция Его Святейшества с журналис­тами республиканских средств массовой инфор­мации. Мы обещали чита­телям рассказать о ней более подробно и представ­ляем сегодня их вниманию наш отчет.

Вел пресс-конференцию председатель Союза жур­налистов Калмыкии В.Х.Эрендженов. Он же задал первый вопрос.

—Ваше Святейшество, каковы ваши впечатления о нынешнем визите, встре­чах с народом?

—Насколько я могу судить, люди получили больше религиозных свобод и довольны этим. Подтверж­дением может служить то, что, несмотря на экономи­ческие трудности, они стро­ят хурулы.

Я заметил также при по­сещении районом, что в буд­дийских общинах большин­ство составляют женщины. Выходит, основную ответ­ственность за передачу ду­ховного наследия следую­щим поколениям у вас несут женщины…

— В Калмыкии назрела необходимость создания центра тибетской медици­ны. Можно ли надеяться на помощь в этом деле Далай-ламы? Почему нет международ­ного центра буддизма? (Я.С.Джамбинов, ветеран, член СЖ).

— Один из тибетских вра­чей скоро приедет в Элисту — здесь сложностей нет. Oотсутствие же международно­го центра буддизма можно, наверное, объяснить тем, что в большинстве стран, насе­ление которых исповедует буддизм, буддийские общи­ны заняты прежде всего своими внутренними про­блемами…

— В республики бывше­го Союза нахлынули нынче миссионеры—представите­ли различных религий и конфессий. В прежде ате­истических советских рес­публиках они стремятся заполнить образовавшийся вакуум, привлечь внима­ние людей и по возможнос­ти обратить их в свою веру. Каково ваше отношение к этому явлению? (”Элистин­ские новости”).

— Смена религии для че­ловека—очень сложный и бо­лезненный процесс. Если, к примеру, это христианин, то ему надо преодолеть семей­ные традиции. Возникают внутренние психологические проблемы. Поэтому мое мис­сионерство заключается в том, чтобы дать человеку от имени религии, но не стре­миться обратить его в свою веру.

— Известно, что главы му­сульманских государств, президенты дают при вступлении на престол клятву на Коране. Есть ли практика клятвы верой у глав буддийских госу­дарств? Может ли быть нечто подобное у нас? (Радио Калмыкии).

— Каждый, кто становит­ся буддистом, дает обеща­ние признавать три драго­ценности Будды, то есть обещает быть хорошим че­ловеком. Что касается клят­вы президента, то он это делает в соответствии с тем, к какой религии принадле­жит. Если президент неве­рующий, то, естественно, он и не должен давать клятву верой. У вас этот обряд может быть таким, как вы захотите. Тут я не могу со­ветовать.

— Религиозные учения представляются нам сво­дом канонов и догм. Почему же пробудился нынче во всем мире интерес к буддизму? В чем его диа­лектика? (”Известия Кал­мыкии”).

— Для буддийского уче­ния вообще, в частности, для махаяны, свойственно опи­раться не на слова, а на их сущность, не на временное их значение, а на абсолют­ное. Будда учит ничего не принимать на веру, а позна­вать все на собственном опыте. Для постижения буддизма большое значение имеет анализ. Все происхо­дящее — относительно, абсолютных истин не существу­ет.

Буддийский подход чрез­вычайно гибок, если и есть в этом учении догмы, то они минимальны, поэтому оно постоянно развивается.

— Одна из заповедей буддийского учения гласит: от­казаться от себя самого. Этот тезис у нас, ориенти­рующихся на европейскую систему ценностей, в кото­рой индивидуальное пре­валирует над обществен­ным, вызывает замешатель­ство. Если отказаться от себя самого, то, что же в человеке останется чело­веческого? (Калмыцкое телевидение)

— Конечно, ничего не ос­танется. Некоторые дума­ют, что в этом и состоит нирвана. Но на самом деле буддизм, махаяна — необы­чайно индивидуалистическая религия. Будда учил: вы должны быть своими собст­венными учителями. Поэто­му, исповедуя буддизм, за­нимаясь религиозной прак­тикой, человек с самого на­чала и до конца сохраняет свою индивидуальность.

Что   касается  желаний, чувства “эго”, то желания могут быть двух видов. Если мы хотим учиться, достичь состояния Будды и т.д. — это  положительное желание. Но  бывают   и   отрицательные желания,  чувства  “я”.  К. примеру, когда мы смотрим на других сверху вниз. С другой стороны, невозможно принимать на себя ответственность за других, не имея чувства  “я”. Оно в данном случае положитель­ное. Даже гнев может иметь положительное значение. Абсолютно отрицательное чувство — это ненависть.

— Ваши проповеди, к со­жалению, не переводились на калмыцкий язык. Поэ­тому людям старшего по­коления не все было по­нятно.

У людей же, как вы за­метили, есть большое же­лание возродить религию. Но у нас не хватает свя­щеннослужителей. Видимо, необходимо открыть в Калмыкии духовное учи­лище? (Калмыцкое телеви­дение).

— Я уже упоминал о том, что чувствовал себя неудоб­но оттого, что перевод был только на русский язык, Надеюсь, что в следующий раз вы найдете переводчика со знанием тибетского и кал­мыцкого, которому была бы знакома буддийская тер­минология.

Что касается подготовки священнослужителей, то с вашим руководством есть на этот счет договоренность: в Тибетский центр в Индии поедут на учебу десять мо­нахов и пять мальчиков. Обучение продлится 10-15 лет. Накануне визита в Рос­сию я спрашивал настояте­ля одного из дацанов, сколь­ко человек из монголо-язычных республик они смо­гут принять? Он ответил, что около ста… Мы подгото­вили двух учителей, кото­рые в скором времени соби­раются сюда выехать.

В нынешний визит, как вы, наверное, знаете, я да­ровал посвящение в монахи нескольким юношам. На них сейчас будут смотреть все буддисты. Поэтому они должны быть особенно внимательны к своему по­ведению. Хотелось бы на­помнить и о том, что цент­рами обучения, а не только молельными домами, могут стать ваши храмы. Основам буддизма можно также обу­чать в общеобразовательных школах.

Я доволен тем, что в Кал­мыкии создано общество друзей Тибета, начат вы­пуск журнала культурно-ре­лигиозного направления. Это очень хорошие шаги.

— Можно ли хотя бы кратко переводить на кал­мыцкий тексты молитв? (”Хальмг унн”).

— Конечно, можно. Уче­ние Будды пришло к нам из Индии, все тексты были на санскрите. Мы их перевели на тибетский и теперь про­износим молитвы на своем языке, кроме специальных выражений—мантр.

— Ваши впечатления от встречи со студентами и какими будут ваши поже­лания молодежи? (”Моло­дежь Калмыкии”).

—Я ожидал больше во­просов, поэтому мне трудно судить о том, что волнует молодежь.  Но  я видел на лицах энтузиазм, и общее впечатление от встречи в КГУ положительное.

Обычно при встречах с молодежью я говорю, что познания не должны отры­ваться от самой личности познающего. Только целос­тное развитие личности даст возможность проявиться знаниям.

У молодежи много энер­гии, но не хватает терпе­ния. Молодые должны по­нимать: они — основная сила будущего, поэтому на их плечи ложится колоссаль­ная ответственность.

И еще: осознание своей национальной принадлеж­ности лежит через пости­жение национальной куль­туры. Основа же, стержень культуры калмыцкого наро­да — буддийская религия. Поэтому требуется ее поз­нание.

Как мне говорили, большой проблемой у вас явля­ется алкоголь, будут ею, возможно, наркотики. И то, и другое ведут к саморазру­шению личности.

— Не так давно в нашем хуруле несколько священ­нослужителей посредством голодовки добивались вы­полнения своих требований. Каково ваше отношение к подобным мерам воздейст­вия? (”Элистинские новос­ти”).

— Тибетцы тоже устраи­вают голодовки. Эти спосо­бы борьбы—голодовка и гражданское неповинове­ние — придуманы не нами, а еще Махатмой Ганди. О том же, что произошло в вашем хуруле, я плохо информи­рован.

В прошлом, случалось, во имя религии совершались не совсем достойные вещи. Но вообще должен сказать, что важно не количество мо­нахов, а их качество. Если они устраивают скандалы, то тем вредят не только себе, но и учению Будды. Нужны строжайшие правила, кото­рым монахам необходимо следовать—особенно из ныне посвященных —  с само­го начала.

Монахи не должны быть перегружены работой — в этом им могут помочь миряне, взяв на себя боль­шую часть работ. Монахам не положено иметь личную собственность, кроме 13 вещей одежды. У меня, к примеру, есть только то, что на мне и запасная одежда. Есть вот, правда, часы. Но отношение даже к этим ве­щам должно быть не как к лично своему, а как к обще­му, общинному. В против­ном случае будут нарушены заповеди.

Деньгам, жертвуемым храму, нужно вести точный счет, чтобы ни у кого не было сомнений в том, что они тратятся не по назначе­нию.

Монахи не должны жениться, иначе наступит разложение буддизма. Монах не может быть од­новременно мирянином. Есть миряне и есть монахи. Если кто из ныне обращен­ных тринадцати монахов нарушит заповеди, того нужно немедленно удалять из монастыря.

Не исключено, что в бу­дущем миряне построят свой храм. Есть храмы, при кото­рых верующие живут семьями – в таких случаях нару­шений заповедей нет.

В завершение пресс-конференции Его Святей­шество заметил; поскольку большинство верующих в Калмыкии, по его мнению, женщины, то надо, видимо, открывать здесь женский мо­настырь. И, естественно, изгнать из него всех муж­чин.

Закончилась   встреча   с журналистами фотографи­рованием на память.

*    *    *

В газетном отчете, кото­рый мы даем в кратком изложении, не представля­ется возможным рассказать обо всех вопросах и отве­тах, прозвучавших на пресс-конференции. Запись ее будет транслироваться по местному телевидению.

Н. Куменова,
«Известия Калмыкии»,
26 сентября, 1992 года

s12

Я рад видеть вас снова – с этих слов начал свои новые встречи в Калмыкии Далай-лама

14 сентября

Встречи с Далай-ламой разделяет всего лишь год. Но какой год! Мы пережили за это время августовский путч (крах коммунистичес­кой идеологии, начало экономической рефор­мы, сопровождавшееся беспредельным ростом цен, визит главы Российс­кого государства, надежды, связанные с этим событием…

Мы изменились за этот год, хотя Его Святейшес­тво сказал, что видит те же бодрые лица. Стали жестче, прагматичнее, романтика новой жизни более нас не вдохновля­ет. А испытаниям будня­ми грандиозного перело­ма не видно конца.

Становимся ли мы муд­рее, познав такой опыт, закаленнее, сильнее? Сможем ли сохранить свой внутренний мир, не позволить обстоятельст­вам убить в себе Челове­ка?

О нравственности, о вечных человеческих ценностях  неизменно существующих во все времена, говорил на встрече с буддистами Калмы­кии Далай-лама. В тепе­решней ситуации в Рос­сии, — говорил Его Свя­тейшество, — важно ста­раться жить по своим внутренним законам, не подвластным никаким внешним силам»

Как очень сильную моральную поддержку, как надежду на лучшее, как напоминание о необ­ходимости совершенство­вать свой внутренний мир воспринимаем мы приезд Далай-ламы.

Простыми сердечными словами Его Святейшест­во дал понять, что всегда помнит о нас, помнит все о прошлогодних встречах, о том, что говорил и обе­щал, Он был таким же, каким мы его узнали и запомнили: приветливым, энергичным, полным оп­тимизма. Неповторимо обаятельным,

Для будущего храма Далай-лама подарил веру­ющим прекрасную танку — красочное, расшитое шелком полотно, с изображением Будды.

Встреча проходила у сюмэ, воздвигнутом на месте будущего хурула. Высокого гостя приветст­вовали первые лица руко­водства республики. С речью выступил Предсе­датель Совета Министров РК Б.Ч.Михайлов,

15 сентября

Религиозная программа вчерашнего дня началась с посвящения Далай-ла­мой молодых буддистов в монахи. Этой чести были удостоены тринадцать человек, среди которых, кстати, не только калмы­ки, но и люди других национальностей. Ритуал проходил внутри помеще­ния сюмэ. Затем монахи и другие священнослужите­ли вышли к верующим, чтобы вместе с ними помолиться и прослушать проповедь Его Святейшес­тва,

Перед проповедью верующим раздали стра­ничку на тибетском язы­ке, где написаны различ­ные благопожелания. И вот тут во время раздачи, наши верующие, забыв обо всем, бросились тол­каться, вырывать друг у друга листки, кричать и ругаться. Напрасны были уверения служащих, что все желающие получат эти страницы. Даже начале молитвы Далай-ламы не сразу прекратило гул и переругивания. Но все же очарование голоса и ма­гия молитвы возымели свое действие: люди об­ратились к Богу.

Потом Далай-лама под­робно рассказал об осно­вах буддизма, о жизни и учении Будды, повел речь о том, что близко сердцам всех жителей республи­ки.

В мире существует много разных религий. Все они учат добру, взаимо­пониманию, уважению к окружающим и т. д. Ос­новами буддийской рели­гии являются любовь и сострадание.

На рубеже XXI века буддизм стал завоевывать многие страны, к его философии проявляют все больший интерес не толь­ко верующие и религиоз­ные деятели, но и ученые, ведь буддизм — это един­ственная религия, кото­рая не признает сущест­вование Бога — Творца и единственная философия, где основательно разра­ботана наука о сознании.

Процесс принятия че­ловеком другой веры сопряжен с большими трудностями, Но свобода выбора остается за ним. Поэтому так лояльна буддийская вера к тем, кто хочет заняться ее познанием и проповедо­ванием. Калмыкия в этом плане представляет собой особый случай: здесь, конечно, не насаждается буддизм. Он возрождает­ся через десятки лет го­нений и запрета на духов­ную жизнь калмыцкого народа. Эти печальные времена не смогли убить в народе веру, жившую сотни лет, передававшу­юся из поколения в поко­ление. Не зря и сегодня было много молодых, внимательно вслушивав­шихся в слова молитвы.

Однако, Далай-лама отметил, что постижение мудрости буддизма идет не просто от молитв, а прежде всего, от самосо­вершенствования чело­века. Быть достойным жителем этого мира — вот что главное для верующе­го,

В конце Далай-лама попрощался с элистинцами, сказал, что побывает в Калмыкии еще не раз, пожелал им всего наилуч­шего.

Всем присутствовавшем на программе были розда­ны таблетки и нектар долголетия.

Н. КУМЕНОВА,
Л. МУХТАРОВА,
Известия Калмыкии,
1992, 16 сентября

s17

О визите Его Святейшества

Завершился визит в Кал­мыкию Его Святейшества Далай-ламы XIV. Для всех верующих республики, для всех мирян приезд главы буддийской церкви явился большим событием. В эти дни Его Святейшество про­водил богослужение: читал молитвы, произносил про­поведи, наставлял верующих на истинный путь.

Надолго запомнят люди дни,  проведенные рядом с Далай-ламой XIV. Помолить­ся воплощению живого бога приходили тысячи и тысячи людей,  от стара  до  млад, было очень много  молоде­жи,  представителей  различ­ных конфессий.  Этот факт говорит о том, что встречи с главой   тибетского   народа очистили душу каждого из нас,  независимо  от нацио­нальности и вероисповеда­ния.

За время пребывания в Калмыкии Его Святейшест­во побывал в Каспийском, Яшкульском и Кетченеровском районах. Верующие получили в дар изображе­ния Будды с отпечатком его ладони, символический бе­лый шарф, тексты молитв. Все это люди будут хранить как святыню. Но само его присутствие на калмыцкой земле самый большой пода­рок для каждого из нас.

Освященные им хурулы в Лагани и Джалыково, встре­чи с верующими, проповеди и прочитанные молитвы — большой вклад в националь­ное возрождение нашей рес­публики,

Конечно, все встречи в ходе визита Далай-ламы XIV достойны детального осве­щения в газете, но, прини­мая во внимание то, что “молодежка” выходит один раз в неделю и теряет опера­тивность в подаче новостей, остановимся лишь на пресс-конференции, которая сос­тоялась вчера утром в сту­дии Калмыцкого телевиде­ния.

На вопрос от редакции газеты “МК” о впечатлении Его Святейшества насколь­ко наша молодежь интере­суется, насколько она про­являет углубленный интерес к своей родной, но позабы­той религии Далай-лама XIV ответил следующее:

— У меня была одна встре­ча со студентами Калмыцко­го университета, где моло­дежь не была активна, мало задавали вопросы, поэтому мне трудно судить об этом. Но их лица светились энту­зиазмом и общее впечатле­ние положительное.

Обычно на встречах я под­черкиваю, что постигаемые познания не должны отры­ваться от индивидуальности личности, знания полезны, когда они гармонично раз­виваются в сочетании с индивидуальностью. Учите­ля (буддийские) всег­да заботятся о том, чтобы знания не были пустыми. Для молодежи характерна энергия, она инициативна, ищет приключений, ей не хватает терпения. Я желаю ей быть терпеливой. Молодежь дол­жна понимать, что она — сила будущего, и поэтому на ней лежит колоссальная ответственность. Специально для молоде­жи Калмыкии хочу пожелать, осознания своего националь­ного тождества, быть частью своей калмыцкой культуры, которая в свою очередь основывается на буддийс­кой религии.

Мне сказали, у вас есть проблема среди молодежи алкоголизма и, наверное, наркомании. Им я хочу ска­зать — этот путь ведет к саморазрушению,

Далай-ламе были зада­ны также и другие вопросы.  Сразу после пресс-кон­ференции состоялась встре­ча в зале Президиума Сове­та Министров правительст­ва с Его Святейшеством. Здесь присутствующих проинформировали о договорен­ностях по обучению в Ин­дии и Тибете 10 монахов и 5 мальчиков на 10-12 лет, о введении е общеобразова­тельных школах предмета по истории буддизма, об ока­зании помощи в строитель­стве культовых сооружений.

После окончания встречи в Совете Министров Далай - лама XIV отбыл в Москву.

газета «Молодежь Калмыкии»,
1992, сентябрь

s19

Незримый след в душе
Второй визит Его Святошества Далай-ламы XIV в Калмыкию

В середине сентября ны­нешнего года Калмыкию вторич­но посетил Его Святейшество Далай-лама. Со времени его пер­вого посещения произошли боль­шие изменения в религиозной жизни Калмыкии.

Проповеди и молитвы, прочитанные Его Святейшест­вом во время его пребывания в Элисте в 1991 г., дали свои всхо­ды. В душах людей, особенно ве­рующих, произошли положитель­ные перемены. Они оказали влия­ние на отношение общества к буддизму и религии вообще. В этом нетрудно убедиться и по чисто внешним признакам, кото­рые имеют место в Калмыкии. В продаже появились изделия — раз­личного рода буддийские амуле­ты и статуэтки божеств буддийского пантеона. Издаются и продаются восточные календа­ри, книги по буддизму. Например, книга “Старокалмыцкое искусст­во”, изданная Калмыцким книж­ным издательством по материа­лам архива Калмыцкого инсти­тута общественных наук РАН, картинной галереи.

Широкий интерес читате­лей Калмыкии вызывали и издан­ные в последнее время также под влиянием проповеди Его Святей­шества книги по буддизму, кото­рые большими тиражами выпу­щены в Москве, Санкт-Петер­бурге и других городах, и расп­ространяются в Калмыкии.

Проводились выставки буддийских картин. В районах республики возникли буддийские общины, в ряде населенных пунктов стали строиться хурулы. В Элисте организовано общество друзей Тибета.

Республиканские газеты “Хальмг унн”, “Известия Калмы­кии”, “Советская Калмыкия”, “Элистинские новости” регуляр­но публиковали на своих страни­цах материалы на религиозную тему. Программы республиканс­кого телевидения и радиовеща­ния также не обходили эту тему. Большое впечатление на телез­рителей произвели серии теле­передач о пребывании в Калмы­кии в 1991 г. Его Святейшества. И перед самым прибытием Да­лай-ламы впервые в Калмыкии вышел в свет первый номер уч­режденного Калмыцким институ­том общественных наук РАН ре­лигиозного журнала “Мандала”.

Таким образом, население нашей республики было в значи­тельной мере подготовлено для активного восприятия в 1992 г. проповедей и молитв Его Святей­шества.

Программа пребывания Его Святейшества (14 - 18 сентября 1992 г.) была насыщенной. Сос­тоялись встречи с верующими и общественностью Элисты, Яшкульского, Кетченеровского, Кас­пийского районов, а также с ру­ководством Калмыкии в Верхов­ном Совете и Совете Министров республики.

Далай-лама посетил Калмыц­кий институт общественных наук РАН, где состоялась официаль­ная презентация журнала “Мандала”, открытие научно-практи­ческой конференции по буддиз­му, посетил Калмыцкий госуни­верситет, где ему было присвое­но почетное звание профессора. Перед отъездом Его Святейшес­тво дал пресс-конференцию жур­налистам.

Выступая перед верующи­ми и широкой общественностью, Далай-лама говорил, что Его дея­тельность и сегодняшний визит направлены на установление гар­монии в отношениях между людь­ми в обществе, семье, гармонии человека с природой и самим собой, гармонии между религия­ми.

Процесс принятия другой веры — не простой вопрос для человека, но свобода выбора остается за ним, — подчеркивал Далай-лама. Теплотой уважитель­ного отношения к другим религи­ям была проникнута встреча Его Святейшества с настоятелем Крестовоздвиженского храма русской православной церкви отцом Зосимой.

На встречах с обществен­ностью Далай-лама уделял вни­мание и вопросам Тибета. Он отметил, что наиболее опасными являются: нарушение прав чело­века в Тибете, систематически проводимый геноцид в отношении культуры, разрушение окру­жающей среды.

— Я рассматриваю тибетс­кий вопрос, — добавил Он, — и как духовную проблему, ибо полное учение буддизма сейчас доступ­но исключительно в тибетской традиции. Сложившаяся в Тибете критическая ситуация, постигшие тибетцев неисчислимые беды и лишения представляют собой острейшую политическую проб­лему, которую надо решать поли­тическими методами.

Подчеркнув исторические связи тибетской и калмыцкой культуры, Он выразил надежду, что со временем удастся создать в Калмыкии буддийские центры медицины, философии, живопи­си.

Собравшимся на площадях перед строящимися хурулами верующим Его Святейшество читал молитвы и проповеди о буддизме, сути и значении буд­дийской религии. Он читал веру­ющим стихи, в которых восхва­ляются достоинства, тело, речи Будды. Читал сутры Пражняпарамиты, т.е. достижения высшей мудрости; подношение “Мандалы” — высшему сакральному символу буддизма. Его Святей­шество остановился и на учении дхармы, которое имеет большое значение для устремленности к просветлению.

— В мире существует много религий, — сказал Его Святей­шество, — все они учат быть добр­ыми. Буддийское учение основано исключительно на сострада­нии к другим. В буддизме находят науку о сознании. На рубеже XXI века мы воскрешаем буддий­скую религию, которая сущест­вует уже два с половиной тыся­челетия.

Далай-лама подчеркнул, что в буддизме акцентируется внима­ние не на слепой вере, а на разу­ме. В подтверждение привел одно из высказываний Будды: “Не принимайте мои слова на веру из уважения ко мне”.

Объяснение буддийского учения давалось и на основе того текста на тибетском языке, кото­рый был роздан верующим.

— Можно избежать страда­ния, если знаешь причины, — говорил Его Святейшество. — Нам иногда кажется, что страдания возникают по независящим от нас причинам. На деле все причинно обусловлено (в этом смысле они пустотны, а не самосущи). Наше счастье, несчастье имеют свои причины и условия. Путем позна­ния причин мы можем устранить страдание.

Далай-лама, освящая мес­та, где строятся хурулы, дарил буддийские иконы. Так, для бу­дущего храма в Элисте подарил танку — красочно расшитое шел­ком полотно с изображением Будды с отпечатком руки Его Святейшества на обратной сто­роне иконы.

Буддийские иконы он пода­рил также строящимся хурулам в Яшкуле, Лагани, Джалыкове и Кетченерах. На обратной сторо­не икон отпечатки руки Его Свя­тейшества.

Затем он даровал верую­щим аршан (таблетки—нектар долгой жизни), “бу” (повязки на шею), освященные ста миллиона­ми прочитанных молитв, тексты мантры, содержание молитвы.

Таким образом, благодаря буддийской практике метода, практике мудрости (пустотности), даровал еще две мантры.

Особое внимание уделял Его Святейшество необходимости очищения сознания, для чего нужно избавиться от своих нрав­ственных недостатков.

Необходимо добиваться морального очищения, моральной концентрации. Основой нравст­венного очищения является воз­держание от десяти дурных дея­ний. Это прежде всего три дур­ных деяния тела — убийство, разврат, воровство; затем четыре дурных деяния речи: ложь, злос­ловие во вред другим, сквернос­ловие, пустословие (болтовня), наконец, три дурных деяния мысли — зависть, желание другим пло­хого, ложное воззрение.

Отказ от десяти дурных деяний и практика десяти добрых деяний принесут мир, благополу­чие и добрые отношения между людьми.

Чтобы люди могли занимать­ся буддийской практикой, Его Святейшество даровал четыре молитвы.

1. Люди должны практико­вать сострадание ко всем живым существам, для чего необходимо обращаться к Авалокитешваре и читать молитву ОМ МАНИ ПАД МЭ ХУМ.

2.  Чтобы заниматься рели­гиозной практикой, люди долж­ны обладать хорошим здоровьем и долгой жизнью,  поэтому они должны обращаться к Белой Таре, чтобы   она   даровала   здоровье, долгую  жизнь и устраняла все препятствия на пути к правиль­ной жизни, должны читать мо­литву ОМ ДАРИ ДУ ДАРИ ДУРИ СУУХА.

З.Для реального сострада­ния необходимы практика выс­шей мудрости, обращение к МАНДЗУШРИ и чтение молитвы ОМ АРА ВАЗА НА ДИ.

4. Каждый человек должен взращивать в себе просветление всех живых существ, взывая к Будде - ШАКЬЯМУНИ, читать молитву ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СУУХА. Эти молитвы даются в переводе “и транслите­рации несколько ниже.

Далай-лама обращал внима­ние верующих и на такие детали, например, как держать сложен­ные ладони при молитве.

— Конечно, большой ошиб­ки нет в том, что сложенные ладони держат иногда наклонно, — говорил Он, — но лучше делать все с самого начала правильно, а это значит — сложенные ладони надо держать вертикально вверх.

П.Биткеев,
журнал «Мандала», 1993, № 2

Молитвы, дарованные

Его Святейшеством Далай-ламой XIV верующим Калмыкии

•  Люди должны практи­ковать сострадание ко всем живым существам, для чего необходимо обращаться к Авалокитешваре и читать молитву ОМ МАНИ ПАДМЭХУМ.

•  Чтобы заниматься ре­лигиозной практикой, люди должны обладать хорошим здоровьем и долгой жизнью, поэтому они должны обра­щаться к Белой Таре, чтобы она даровала здоровье, дол­гую жизнь и устраняла все препятствия на пути к пра­вильной   жизни,   должны читать молитву ОМ ДАРИ ДУДАРИ ДУРИ СУУХА.

•  Для реального состра­дания необходимы практи­ка высшей мудрости, обра­щение к Мандзушри и чте­ние молитвы ОМ АРА ВАЗА НАДИ.

•  Каждый человек дол­жен взращивать в себе прос­ветление  всех живых  су­ществ, взывая к Будде Шакьямуни, читать молит­ву ОМ МУНИ МУНИ МАХА МУНИЕ СУУХА.

Его Святейшество подчеркнул, что эти молитвы не­обходимо читать утром и вечером по 108 раз (с четками), но минимум 21 раз.

Журнал «Мандала», 1993, № 2

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag