Учение Будды… в танце

Во время церемонии ЦАМ

23 мая в Калмыкии прошло событие поистине всенародного значения – «живая» встреча с защитниками Дхармы, гневными божествами, к которым на протяжении многих веков обращался калмыцкий народ в своих молитвах. Имя Шаджин ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, по инициативе которого мистерия Цам в исполнении монахов монастыря Дзонкар Чоде привезена в республику, становится символом обновленной, возрождающейся в вере Калмыкии. С раннего утра до позднего вечера при подготовке к мероприятию он помогал рабочим, которые натягивали тент и оборудовали территорию для церемонии. Напряженные дни, неустанная работа… И вот долгожданный день настал – ничто уже не помешает ламам, мастерам ритуального танца, выйти к людям и явить свое благословение.

С волнением в голосе Тэло Тулку Ринпоче призвал в тот день несколько тысяч буддистов, присутствующих на церемонии, делать как можно больше фотографий и снимать на камеру – пусть максимально полно будет запечатлен этот исторический момент! «Мы с вами находимся на святой земле, – сказал он. – После долгого перерыва войн, насилия и бездуховности мир начнется здесь, в нашей республике! Калмыкия – станет местом паломничества».

«Спасибо нашим тибетским друзьям за то, что, несмотря на собственные трудности, помогают калмыкам возрождать традиционную религию, очищать негативную карму, преодолевать страдания и преграды, – с такими словами обратился к зрителям Глава РК Кирсан Илюмжинов. – Главная преграда для нас – это постоянно откладывающийся визит Его Святейшества Далай-ламы XIV. Сегодня все буддисты будут молиться о том, чтобы Министерство иностранных дел России подарило калмыцкому народу в год 400-летнего юбилея пастырский визит нашего духовного учителя». Большой резной трон для Далай-ламы, который вот уже несколько лет ждет своего хозяина, в день мистерии вынесли на площадку: пока на нем лишь портрет учителя, но пустующий сейчас, он является символом самых откровенных надежд и не оставляется ни тени сомнений, что мечты о встрече скоро сбудутся.


Калмыцкие мужчины со знаменами Монахи Центрального хурула во время церемонии
Только один раз в году, на 29-й лунный день 12-го месяца, можно увидеть удивительную мистерию Цам. Все СМИ республики писали о том, что танцы божеств – это не просто театрализованное представление, а один из способов духовного развития. Вот завораживающие движения защитников приковали к себе все внимание и осталось только созерцание этих важных, поступательных, иногда ускоряющихся, иногда устрашающих движений. На сцене танцевали сами божества. Их танцы, что стало очевидным, совсем не похожи на людские, основная цель которых – красота и эстетическое наслаждение. Здесь не было никакой актерской игры, только проявление естественной природы буддийских защитников, для которых гнев – орудие покорения демонов и помощи всем живым существам.

Защитница калмыцкого народа и Далай-ламы Окон-Тенгр Спутница Окон-Тенгр
Один за другим выходили персонажи мистерии под звуки ритуальных инструментов – длинных труб ганглингов, раковин, барабанов и цимбал: Махаякша — защитник монастыря Дзонкар Чоде с военным флагом треугольной формы, чей танец отличается особой стремительностью; защитница калмыцкого и тибетского народов Палден Лхамо (Окон Тенгри) со своими спутницами в масках, изображающих головы льва и крокодила; четыре скелета-защитника кладбищ, напоминающие зрителям о непостоянстве всего сущего и о том, что о смерти нужно задуматься уже сейчас; бесподобные резвящиеся снежные львы с веселыми белозубыми улыбками, через шкуру которых угадывались силуэты двух монахов… И, наконец, под звуки восхвалений появился сам Каларупа с супругой Цамунди. Ему, главному защитнику ламы Цзонкавы и школы Гелуг, поднесли хадаки с просьбой даровать благополучие Тэло Тулку Ринпоче, Кирсан Илюмжинов, вице-премьер РК Владимир Сенглеев, министр образования, культуры и науки РК Бадма Салаев.

Кирсан Николаевич преподносит хадак Танец снежных львов Ритуальные инструменты - ганглинг
Серьезную школу прошли монахи Дзонкар Чоде, чтобы научиться божественным танцам – они пребывали в трехлетнем затворничестве, медитируя на того защитника, которого представляют в мистерии. Их костюмы сшиты из шелка, а широкие рукава по форме напоминают колчан: подразумевается, что в них божества скрывают лук и стрелы, чтобы в любой момент иметь возможность поразить врагов учения.

Как ни удивительно, но в этой воцарившейся атмосфере грозности появилось ощущение легкости, необыкновенной ясности ума, вовлеченности в священное действо. «Эти монахи выражают в танце учение Будды, – поделилась впечатлениями жительница Элисты Евдокия Дамбинова. – У многих пожилых людей сами собой потекли слезы, когда зазвучали ритуальные инструменты – наверное, так просыпается память о том, что этот ритуал был частью жизни наших предков. Созерцаю, и как будто мед или масло по душе разливается! Великое дело сделали руководство республики и центральный хурул».

Ритуал Торгьяк
В завершение мистерии процессия в составе танцоров, музыкантов и тантрического мастера совершила церемонию бросания ритуального оружия Торгьяк. Мастер попросил просветленных божеств простить его за бросание тормы, подчеркивая, что целится не в них, а во вредоносных духов.

«Я рад, что участвовал в этом историческом событии, – сказал сотрудник МВД Арсланг Сарангов. – Церемония заставила меня призадуматься о существовании человечества, о природе сознания и своих поступках, о том, к чему они могут привести в следующей жизни».

«Это очень редкий, полезный и сильный ритуал, – отметил паломник по имени Дмитрий из Краснодара. – И для того, чтобы это понять, не нужно быть слишком умным – нужно просто созерцать, всматриваться в каждое движение. Не надо ничего придумывать, пытаться анализировать. Лично я только удерживаю в памяти, что передо мной божества в собственном обличии. Большего не нужно, потому что все остальное исходит от самих защитников. Очень хорошо, что совсем рядом, в России есть регион, где люди исповедуют буддизм».

ЦАМ - дорогой подарок калмыцкому народу
Факт остается фактом: 23 мая божества танцевали на площади перед главным калмыцким храмом. Они изгоняли силы зла и способствовали возвращению калмыцкому народу глубины буддийского учения во всей его многогранности.

Валентина ГОЛОВКИНА

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag