Учеба сделает веру устойчивее

Досточтимый Кенсур Ринпоче геше-лхарамба Лобсанг ТенпаДосточтимый Кенсур Ринпоче, геше-лхарамба Лобсанг Тенпа, держатель трона монастыря Дрепунг гостил в Калмыкии почти месяц. Это первый буддийский учитель из Индии, посетивший нашу республику в год 400-летнего юбилея. Его непосредственными учениками являются Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и все калмыцкие монахи-гелюнги.

- Ринпоче-ла, спасибо, что согласились на беседу с нами! Держатель трона буддийского монастыря – это гораздо больше, чем настоятель. Расскажите, какие обязанности и функции в связи с этим титулом возложены на Вас?

- Основателем монастыря Дрепунг был великий лама Джамьянг Чойдже, он же изначально был его главой. После смерти этого учителя был избран другой держатель трона – его непосредственный преемник. С тех пор прошло более четырехсот лет, сменилось, наверное, порядка шестидесяти держателей трона. Нынешним преемником являюсь я, поэтому два раза в месяц, когда луна прибывает и убывает, провожу в монастыре восстановление монашеских обетов – содженги, а также ритуал зачитывания Сутры Пратимокши – обетов личного освобождения. Иногда монахи всех трех колледжей – Гоманг, Лосселинг, Дейянг - собираются, чтобы принять подношения чаем и пищей от спонсоров. В такие дни проводятся общие молебны, и в мои обязанности входит зачитывать посвящение заслуг для жертвователей. Держатель трона также председательствует на общем собрании администраций всех колледжей монастыря, где решаются разные важные вопросы, касающиеся учебного или дисциплинарного процесса.

- Вы преподаете какие-то предметы?

- Каждый день я даю уроки и читаю лекции пяти классам. Объясняю почти все дисциплины – Винаю, Абхидхарму, Мадхьямаку и так далее.

- В чем основное отличие трех колледжей монастыря Дрепунг?

- Изначально колледжей было семь. Джамьянг Чойдже, основатель монастыря, распределил между монахами полномочия преподавания определенных дисциплин в каждом из них. Праджняпармите, например, обучал первый настоятель колледжа Гоманг Тонпа Ринчен. В Лосселинге другой учитель преподавал Праману – логику и так далее. Но впоследствии три колледжа были упразднены путем объединения с другими, и сейчас в Дрепунге действуют четыре колледжа: три находятся в местечке Мондгод (недалеко от города Хубли), а четвертый – в Дели.

Досточтимый Кенсур Ринпоче, геше-лхарамба Лобсанг Тенпа - Часто ли Вы даете учения мирянам?

- Его Святейшество снова и снова советует нам передавать учение Будды мирянам, у которых зачастую есть вера, но недостаточно мудрости и философских знаний. Для того же, чтобы обрести уверенность на пути к Просветлению, необходимо изучать логическую сторону буддийского учения. Поэтому периодически различные геше нашего монастыря выезжают в соседние поселения тибетцев и знакомят мирян с буддийским учением. Я же по большей части даю учения монахам в своей небольшой комнате, где помещается немного людей.

- Часто ли Вы выезжаете из монастыря в зарубежные страны?

- Я уже был в Малайзии, Индонезии, Голландии, Швейцарии, Франции и Италии.

- В последний раз Вы были в Калмыкии в 1992 году. Какие чувства посещают Вас сейчас, спустя семнадцать лет?

- В начале 90-ых только-только произошла смена коммунистического строя на демократический, нельзя было не заметить, что люди испытывали материальные трудности. Мы гостили тогда в течение пяти-шести дней, немного поездили по республике, посетили КГУ, Национальную библиотеку им. А.М. Амур-Санана. Помню, что хурул был очень маленьким. С тех пор все сильно изменилось, прогресс налицо – это видно по людям, строениям, прекрасным монастырям.

- Возрожденному буддизму в Калмыкии еще совсем мало лет. Как Вы посоветуете развивать учение Будды в сердцах людей в таких условиях?

- Самое главное – учеба. Это необходимо для того, чтобы Дхарма была по-настоящему восстановлена. Не важно, являются они монахами или мирянами, мужчинами или женщинами, молодыми или пожилыми. Будда говорил, что нет разницы в том, кто изучает буддизм. Только путем знаний придет понимание того, что эта философия основана не на слепой вере, а на рациональных, логических доводах, проверенных на опыте объяснениях. Учеба сделает веру устойчивее, самого практикующего – сильнее, увереннее, так что он не поддастся ложным воззрениям и даже легко сможет переубедить другого человека, доказать свою правоту. В буддизме есть такие понятия, как изложенное учение Будды и постигаемое учение Будды. Изложенное нужно слушать, размышлять над его смыслом, а постигаемое нужно практиковать. Чтобы учение приняло крепкие корни и успешно распространялось, необходима также хорошая монашеская Сангха. Это костяк, на котором собственно и зиждется учение Будды; ведь монахи не занимаются мирской работой, у них больше времени и ответственности практиковать учение, сохранять его.

- Для этого также важно, чтобы люди чтили и помнили лам из своего народа. Расскажите, пожалуйста, о каком-нибудь калмыцком Учителе, которого Вы знали.

- Я помню, что до 1959 года в нашем монастыре было три известных геше, докторов буддийской философии, из Калмыкии: геше Янгдак, геше Ярпель и геше Вангьял, которые были довольно известными. Я слышал, что геше Вангьял покинул монастырь и собирал средства для своих друзей, чтобы те смогли совершить большие подношения монастырю и сдать экзамены на геше.

- 23 мая монахи из Дзонкар Чоде проведут в Элисте церемонию Цам (разговор состоялся 11 мая – авт.). Как думаете, какое значение она будет иметь для калмыцкого народа?

- Мистерия – это не просто зрелище, но представление, религиозное действие, относимое к учению Будды. Во время мистерии совершается множество более мелких церемоний, в частности, бросание торма для устранения препятствий темной стороны – тех существ, кто причиняет вред живым существам. Приглашая таких защитников, как Ямантака, Палден Лхамо, Махакала, монахи, исполняющие Цам, расчищают дорогу учению и живым существам. В Цаме много разных видов религиозных танцев, один из них – Танец черных шапок, который символизирует практиков Мантры. Поэтому если смотреть мистерию с чистым видением, могут появиться благие знаки, и определенная польза, несомненно, будет.

- 30 мая пройдет этно-рок-фестиваль «Океан сострадания». Как Вы относитесь к таким способам распространения Дхармы?

- Хорошо, что вы стараетесь найти новые методы, чтобы привлечь интерес и внимание к учению Будды.

- Новое время – новые методы … Наверное, наставник XXI века тоже стал другим? Он отличается от наставника, жившего несколько столетий назад?

- Буддийское учение практически не похоже на школьное. В монастыре изучается пять главных разделов учения Будды, над которыми необходимо думать снова и снова, открывать все новые и новые аспекты, и в этом буддийский учитель прошлого и настоящего не меняется, не признает формальный подход. Что касается изменений, то несмотря на то, что планета не уменьшилась, мир стал меньше, уже, потому, что люди стали быстрее передвигаться. Пытаясь соответствовать реалиям сегодняшнего дня, современные учителя стараются, помимо своих предметов, знать много других вещей.

- Как учился Тэло Тулку Ринпоче?

- Тэло Ринпоче учился успешно. В старшем классе Мадхьямаки он хорошо сдал устные и письменные экзамены, экзамены в форме диспутов, тибетский язык и многое другое.

- Ваш ученик стал Верховным ламой Калмыкии. Какие чувства Вы испытываете сейчас?

- С приходом коммунистического строя монахи перестали приезжать учиться в наши монастыри. Посетив Калмыкию в 1992 году, я хотел возродить связи со всеми буддийскими республиками на территории России. В этот раз я вижу большие результаты работы Тэло Ринпоче в становлении учения Будды и рад, что это приносит реальную пользу людям. Но очень важно, чтобы миряне помогали монахам в деле развития Дхармы.

Валентина ГОЛОВКИНА

Новости 6 Июнь 2009

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag