Главная Новости Контакты

Далай-лама о том, какой должна быть практика человека, называющего себя буддистом

Из учения Далай-ламы по текстам Шантидевы «Бодхичарья-аватара» и Далай-ламы III «Ламрим – чистое золото». Часть 1.

1philly-visit-08-162Уже больше шестисот лет мы проводим великий молитвенный праздник Монлам. Сейчас мы живём в Индии, оказавшись в изгнании, но, несмотря на это, продолжаем традицию исполнения церемоний великого молитвенного фестиваля. Случилось так, что именно в это время люди из Тибета приходят в Индию для того, чтобы встретиться со своими родственниками. Итак, сегодня здесь собралась группа тибетцев, которые приехали, чтобы встретиться со своими родственниками и друзьями. Здесь также присутствуют люди, которые приехали из тех стран, где буддизм не является традиционной религией, но представляет большой интерес для части населения. Есть здесь и люди из Тайваня, Сингапура, Кореи, то есть из тех стран, где буддизм был распространён изначально и имеет влияние по сей день. Здесь также есть люди из Японии и Китая.

Когда мы говорим слово «Дхарма» или слово «религия», мы должны помнить о том, что все религиозные системы необходимы для того, чтобы приносить пользу всему человечеству. Даже среди тибетцев есть мусульмане и христиане. Как мы видим, здесь собрались люди со всего мира, из самых разных стран. В основном это те, кто обладает верой в Будду Шакьямуни, который родился на нашей планете 2500 лет назад. Конечно, среди последователей буддизма есть люди, которые обладают верой только потому, что этой веры придерживались их предки и она - часть их культурной традиции.

Существуют религии, которые основаны на философии и определённых доктринах, и, конечно, буддизм является одним из таких учений. Именно по этой причине Учение Будды имеет такое большое значение для современного мира. Это учение, построенное на логическом анализе. В наши дни даже учёные начали проявлять интерес к буддийскому учению, которое становится неотъемлемой частью академических исследований. Они не обладают верой в буддизм, однако путем исследований начинают понимать, что в буддийском учении содержатся очень подробные, детальные объяснения, каким образом наши эмоции, ментальные проявления связаны с покоем ума. И, кроме того, буддизм объясняет нам, как мы можем устранить наше ментальное беспокойство, трансформируя свой ум.

Интерес ученых к буддизму не связан с беспокойством о следующем перерождении, но объясняется тем, что буддийское учение можно использовать в контексте конкретной, нынешней жизни, в частности для того, чтобы достичь покоя ума. Поэтому сегодня, в XXI веке всё больше людей проявляют интерес к буддизму и их число растёт.

У людей, которые присутствуют здесь, вера возникла по-разному. Они собрались здесь для участия в великом молитвенном фестивале. Существует традиция, согласно которой в рамках молитвенного фестиваля рассказывается о предшествующих жизнях Будды Шакьямуни, о тех временах, когда он ещё не достиг просветления и был Бодхисаттвой.

Тибетцы, которые пришли сюда из Тибета! Возможно некоторые из вас через несколько дней отправятся домой, но вы должны знать о том, что на этих учениях я буду объяснять текст великого Шантидевы «Бодхичарья-аватара», а также Ламрим «Чистое золото», составленный Далай-ламой III. И поскольку здесь есть тибетцы, которые не смогут присутствовать на учениях до конца, сегодня я хотел бы провести церемонию зарождения Вдохновенной Бодхичитты.

Будда Шакьямуни, прежде чем достичь состояния Будды, на протяжении тысяч и тысяч бесконечных кальп занимался практикой взращивания шести совершенств - практиками принесения пользы живым существам. И когда мы слушаем истории о предшествующих жизнях Будды Шакьямуни, когда размышляем о том, какие усилия он прилагал, пока был еще обычным человеком, а не просветлённым, то мы должны принимать его жизнь в качестве примера и думать о том, каким образом мы на своём духовном пути должны порождать Бодхичитту. Если вы сможете идти по стопам Будды Шакьямуни, если вы сможете взрастить Бодхичитту - устремление к достижению полного Просветления, тогда вы сможете заронить в своё сердце семя Бодхичитты. И если мы сможем поступить так, если мы сможем практиковать Бодхичитту должным образом, тогда наши обычные физические действия (даже если они не будут продвигать нас к Просветлению), то, по меньшей мере, в целом будут альтруистичными. И когда мы умрём и перейдём в следующее рождение, то в силу привычки к практике Бодхичитты мы тотчас же вспомним о ней. И даже в следующей жизни это памятование пробудится в нас без усилий и окажет огромное положительное воздействие.

Если вы подумаете о качестве Бодхичитты в описании Нагарджуны и Шантидевы, это подвигнет нас на пути взращивания Бодхичитты. Мы  будем привыкать к этой практике и старательно устранять все факторы, которые не способствуют развитию Бодхичитты, и, напротив, развивать те факторы, которые способствуют её росту. Что бы мы ни делали в своей жизни, наши действия должны быть направлены на развитие Бодхичитты.

Мы читаем ежедневные молитвы, обращаемся за Прибежищем, взращиваем Бодхичитту в своих молитвах, в которых говорим: «Я обращаюсь за Прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе вплоть до достижения Просветления. И пусть посредством практик даяния я смогу достичь Просветления ради счастья всех живых существ». Если вы сможете не только произносить эти слова, но сделать эту молитву частью своей каждодневной жизни, то тогда, может быть, не будет нужды изучать огромные многотомные тексты. С помощью такой практики мы действительно сможем сделать свою жизнь исполненной смысла.

Сколько здесь людей из Тибета? Сколько из вас пришли сюда, чтобы встретиться со мной и с родственниками? В этом мире существуют разные религиозные традиции. Их основополагающее послание состоит в том, что мы должны практиковать любовь, сострадание, умение прощать и путь ненасилия. В буддизме вы также сможете найти такое послание. Буддизм учит не совершать убийства, воровства и других негативных деяний, но подобные постулаты содержатся и во всех других ключевых религиях мира.

В буддизме мир, в котором мы живем, описывается не как беспричинно возникший. В буддизме говорится о том, что всё, окружающее нас, возникает в силу соответствующих причин. Например, человек состоит из тела и ума. Если мы подумаем серьёзно о теле, то можем задать себе вопрос: «Как долго проживёт это тело?» Конечно, у него есть свои ограничения. Это человеческое тело может прожить не более ста лет. Некоторые черепахи способны жить до четырёхсот лет, а срок жизни маленьких насекомых порой составляет всего лишь несколько дней. Мы видим, что жизненный отрезок того или иного существа зависит от того, из чего состоит их тело, каким образом оно устроено. Даже у вселенной, которая населена всеми живыми существами, тоже есть свой срок существования.

В буддизме говорится о так называемых эре эволюции, эре существования мира и эре распада - стадии, которые ясно показывают нам, что у всего есть свой отмеренный срок. Если мы подумаем о том, как происходит процесс зачатия, то мы увидим, что соединения клеток отца и матери не достаточно для того, чтобы появилось новое существо. Должен быть ещё третий фактор, и этот третий фактор - ум, который вступает во взаимодействие с клетками двух родителей, его состояние.

Теперь вопрос в том, откуда берётся этот ум, что он из себя представляет? Этот ум является тонким умом ясного света, который приходит из предшествующего рождения, и затем вступает в контакт с двумя клетками отца и матери: так происходит процесс зачатия. Если анализировать процесс возникновения тех или иных явлений в контексте буддизма, то мы придем к выводу, что ни одно явление не может проявиться беспричинно.

Ни одно явление не может проявиться в силу постоянно существующей причины, таким образом, буддизм отвергает теорию существования бога-творца, который является первопричиной всего. Потому что если мы признаем существование всемогущего бога-творца, который всё создает, в этом случае мы вынуждены будем признать существование так называемой первичной субстанции. А поскольку такая причинность невозможна и противоречит здравому смыслу, то, следуя логическому анализу, мы можем прийти к выводу, что ничто не может возникнуть с опорой на постоянно существующую неизменную причину.

Итак, мы видим, что все явления, которые окружают нас, обладают элементом непостоянства, элементом перехода из одного состояния в другое. Буддизм говорит, что всё проявляется в силу соответствующих причин и следствий. Возьмём, например, «я», наше собственное «я»: мы испытываем всевозможные переживания, всевозможные чувства. И эти чувства и переживания являются следствием тех или иных действий, которые осуществил тот или иной человек. Так мы видим, что всё возникает в силу соответствующих причин и следствий, ничто не проявляется без причины и ничто не порождается посредством постоянно существующей причины. Эти представления о природе бытия мы называем теорией взаимозависимого возникновения, что является уникальной чертой буддизма. Васубандху в своём тексте «Абхидхармакоша» говорил: «Я возношу молитвы Будде Шакьямуни, который увидел реальность как таковую и на основе этого видения показал людям соответствующие пути». Итак, Васубандху описывает Будду Шакьямуни как человека, который видит, каким всё является на самом деле, как человека, который видит реальность.

Из двух аспектов буддийского учения первый касается философии, второй - поведения. Поведение буддиста - это действия, связанные с ненасилием, что является общим для многих религиозных традиций, хотя разные традиции могут объяснять ненасилие с различной степенью глубины или тонкости. Буддизм же делает уникальным учение о взаимозависимом возникновении. Оно действительно выделяет буддизм среди других религий.

Теперь вопрос в том, почему это так? Все основополагающие религиозные традиции возникли на этой планете не потому, что хотели эксплуатировать людей, но потому что религиозные лидеры видели хаос, в котором пребывает человечество. Они видели, что люди убивают друг друга, допускают неправильное сексуальное поведение, воруют. Они видели человечество буквально пронизано всеми этими страданиями и проблемами, и для того, чтобы их устранить, были сформированы различные религиозные традиции. Таким образом, мы можем сказать, что абсолютно все они едины в том, что подчеркивают важность любви и сострадания, умения прощать. Они говорят, что мы не должны притеснять и обижать друг друга. Теистические религии говорят, что мы не должны притеснять и обижать друг друга, потому что мы едины, всех нас сотворил один Господь Бог. И поскольку мы являемся творениями одного творца, то не должны допускать неправильного поведения по отношению друг к другу. С точки зрения буддизма, Будда - это человек, который преподал глубинные, изысканные учения, однако Будда не был просветлённым с самого начала. В действительности Будда на протяжении многих жизней был обычным человеком, таким же, как мы с вами, но он был готов пройти всевозможные духовные пути, исполнить все необходимые практики и именно это привело его к полному Просветлению.

Учение, данное Буддой, - это то учение, которое использовал он сам и поделился им со всем миром. Его собственный опыт открыл для него удивительное учение о взаимозависимом возникновении, которое показывает, что все является взаимозависимым, любое явление опирается на всевозможные  факторы. Будда дал концепцию не Бога-творца, но концепцию взаимозависимого возникновения - уникальное учение, которое говорит нам, что если мы совершим какое-либо негативное действие, нам придется нести ответственность за совершенное. Будда говорит, что если вы совершаете благое деяние, тогда результаты будут поистине приятными для вас. Если же вы совершаете неблагие действия, то результатом станет страдание.

Мне кажется, это очень достойное учение, всепронизывающая концепция, которая является применимой не только для живых существ, но также для всего мира, для неодушевленных предметов, таких как деревья. Все, о чем вы можете сейчас подумать, все это возникло в силу определенных причин и следствий. Таким является буддийское учение.

И теперь вопрос: какой же должна быть практика человека, который называет себя буддистом? Основополагающий принцип, который преподан в буддизме, является следующим: все неблагоприятные явления являются следствием негативных деяний, а все приятное, все, что доставляет нам удовольствие, является следствием благих деяний.

В основном здесь собрались монахи и миряне с Южной Индии, где стоит очень хорошая погода. И вот сейчас вы проделали весь этот долгий путь, чтобы страдать от холода. Совсем недавно я был в Южной Индии. И когда здесь так холодно, незамедлительно я вспоминаю, какая прекрасная погода на юге Индии: я думаю, как же там прекрасно!

Теперь вопрос в том, что если все возникает с опорой на определенные причины и следствия, то в чем же состоит причина того или иного явления? Может ли какое-то явление возникнуть беспричинно или все-таки причина необходима? Конечно, мы видим, что существуют разные уровни причинности: есть грубые уровни, которые мы способны увидеть собственными глазами, и нам очень легко их объяснить, но есть также тонкие уровни причинности, которые не являются очевидными, но тем не менее они имеют место быть. И если мы просто отвергнем тонкие уровни причинности, сказав, что они не являются очевидными, то совершим ошибку. Подобно тому, как грубые уровни причинности определяют связь между тем или иным объектом и его следствием и его причиной, то же самое должно распространяться и на тонкие уровни причинности. Хотя в большинстве религиозных традициях они являются едиными в том смысле, что подвигают человека к тому, чтобы он совершал благие деяния, которые дают положительные результаты, и, наоборот, устранял негативные деяния, которые приводят к страданию. Тем не менее разные религии по-разному описывают, почему следует так поступать. Некоторые религии говорят о том, что нет определенных причин, что все происходит спорадически, хаотично.

Все неблагие последствия связаны с нашими неспокойными эмоциональными состояниями. Какого-то человека мы можем называть мирным и спокойным, но когда он находится под воздействием гнева, мы можем увидеть собственными глазами, как сама внешность этого человека меняется. И когда гнев уходит, этот человек начинает испытывать очень большое чувство сожаления; он спрашивает себя: «Почему я так поступил, как это могло случиться, как я мог совершить это неблагое действие?»

Когда человек находится под влиянием алкоголя или других интоксикантов, он может совершить самые разные неблагие деяния, так как его ум приходит в неспокойное состояние. Это происходит под воздействием алкоголя, то есть материальных субстанций. Мы очень ясно можем видеть, каким образом такие субстанции приводят к негативным последствиям.

То же самое касается и наших ментальных состояний. Есть определённые ментальные состояния, которые ведут к разнообразным негативным переживаниям или действиям. Например, никому из нас не хочется иметь врагов, никому из нас не хочется, чтобы кто-то нас не любил. Говорим мы о маленьком ребёнке или о целом государстве - нам не хочется, чтобы у нас были люди, желающие нам зла, напротив, мы устремляемся к тому, чтобы у нас были друзья - те, кто желает нам добра. Если мы поразмыслим очень тщательно, то придём к выводу, что чем больше у нас друзей, тем счастливее мы будем. И, напротив, один вид нашего врага порождает в нас ощущение несчастья. Но хотим мы врагов или нет, они есть. Что же заставляет вас иметь врагов? Именно ваше негативное состояние ума. Ваше отвращение и другие негативные эмоции. Это то, что является причиной порождения врагов. Если вы бросите в кого-то камень, то вы тотчас же породите врага. Но если вы не вовлечены эмоционально, не находитесь под властью сильной эмоции, то вы не поднимите камень и не бросите его в вашего врага. Таким образом, мы видим, что негативная эмоция является определяющей - именно она побуждает вас взять камень и кинуть его в другого человека. Это состояние ума, связанное с гневом, заставляет вас быть очень недальновидным: вы не можете видеть дальше своего действия, вы хотите лишь взять камень и бросить его во врага и не думаете, что после этого у вас появится враг. Вы думаете: «Если я сейчас причиню боль врагу, то я буду счастлив». Вы способны думать только об этом.

Что же является источником гнева? Если вы поразмыслите очень тщательно, то вы увидите, что гнев связан с той или иной формой привязанности. Например, представим себе человека, который очень привязан к своей славе. Если какой-либо фактор или человек мешает ему обрести славу, то такой человек придёт в сильное негодование, испытывая негативные эмоции к тому, кто препятствует обретению славы. Таким образом, элемент привязанности лежит в основе проявления гнева. Тогда мы зададим вопрос: «Что же порождает привязанность? Как возникает привязанность?» Причиной привязанности являются нереалистичные состояния ума, которые не основаны на постижении реальности. Под воздействием такого мировоззрения вы видите объект привязанности как очень приятный, как обладающий только положительными свойствами, и у вас появляется огромное желание обрести этот манящий вас объект. Это желание обрести что-либо и является омрачённой привязанностью. Но когда мы хотим, например, достичь состояния Будды, является ли это привязанностью? Состояние Будды - это высшее состояние, в котором нет никаких изъянов. Мы не преувеличим здесь реальность, если скажем, что состояние Будды является высшим из высших. Опираясь на реалистичную картину мира, мы можем сказать, что наше устремление к состоянию Будды не является омрачённой привязанностью. Если же мы преувеличиваем качества того или иного объекта, считаем его приятным и прекрасным, хотя он таковым не является, то имеем дело с негативной, омрачённой формой привязанности. Вот как функционируют различные виды эмоций.

Это то, что объяснено в буддизме, но мы должны очень много и внимательно об этом размышлять. Если вы будете анализировать свои эмоции, то сможете найти способы усмирения негативных эмоций и будете действовать соответствующим образом. Если вы хорошо ведёте себя в монастыре, но стоит вам выйти за его стены монастыря и вы становитесь самым обычным человеком, злым и жадным, то это никуда не годится. Вот так вы должны подробно размышлять о ментальных состояниях и их проявлениях. Необходимо спрашивать себя, являются ли они преувеличением, искажают ли они картину мира? И если вы сами себе ответите утвердительно, то должны подумать о том, каким образом избавиться от негативных эмоций. Но если вы не знаете о функционировании ментальных состояний, но будете просто читать молитвы, однако это вам не поможет. Вы не сможете устранить негативные эмоции одними молитвами.

Продолжение следует…

По материалам синхронного перевода лекций

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag