Восемь великих буддийских ступ

p1070511В классификации буддийских ступ важно разделять их на реликварные и мемориальные. Реликварные бывают двух видов: шарирака - ступы, построенные над телесными останками, и пaрибходжика - те, где реликвиями служат предметы, которыми просветленные пользовались при жизни. Мемориальные (уддешика) возводят в честь памятных событий буддийской истории, они могут быть связаны с прошлыми рождениями Будды, описанны­ми в джатаках, с его последним рождением на земле, с жизнью последующих буддийских учителей, с важными вехами истории сангхи.

Согласно Махапаринирвана сутре, над священными остан­ками Будды (шарира) было воздвигнуто восемь гиарирака-ступ в различных местах Гангской долины. Царь Магадхи Аджаташатру построил ступу в Раджагрихе, личчхави - в Вайшали, шакьи - в Капилавасту, були - в Аллакапе, колии - в Рамаграме, недале­ко от Капилавасту, маллы - в Паве, другая ветвь маллов - в Кушинагаре, брахман из Веттхадипы - в своем родном городе. Кроме этих ступ, было построено две парибходжика-ступы: брахман Дрона воздвиг ступу над сосудом, в который собирались священные останки после кремации; мории пиппхаливанские, опоздав к разде­лу реликвий, взяли угли от костра и воздвигли над ними ступу. Из перечисленных десяти ступ археологами предположительно опреде­лены места расположения шести гиарирака- и двух парибходэюика-ступ.

Восемь шарирака-ступ, возведенных над телесными останками Будды, получили название восьми великих ступ, или великих реликварных ступ (в отличие от более поздних реликвариев). Су­ществуют также понятия восемь мест паломничества и восемь ступ Татхагаты. В отечественной литературе иногда встречается путаница этих понятий, каждое из которых имеет свое определен­ное значение, связанное с историей буддизма. Выяснение их содер­жания требует обращения не только к историческому материалу, но и к данным современных археологических изысканий. Наибо­лее полное описание выдающихся буддийских монументов Север­ной Индии было дано Э. Ламоттом, С. Сарасвати, Д. Дискалкаром, Д. Митрой, коллективом авторов под руководством Т. Тулку.

Четыре места паломничества были завещены самим Буддой: это места, где Совершенный родился, достиг просветления, прочитал первую проповедь, ушел в паринирвану. Традиция отождествля­ет их соответственно с Капилавасту (Лумбини), Бодх-Гаей, Сарнатхом, Кушинагарой. Впоследствии к ним добавились еще четы­ре: Раджагриха, Шравасти, Санкасья, Вайшали, связанные с раз­личными событиями жизни Будды. Это места четырех чудес, со­вершенных Буддой. В Раджагрихе, столице Магадхи, он усмирил взбесившегося слона Налагири, которого наслал на него двоюрод­ный брат Девадатта. В Шравасти (Саваттхи), столице Кошалы, Будда явил чудо огня и воды, чтобы одержать победу над гпиртхиками. Затем, в соответствии с практикой предшествующих будд, он поднялся на небеса Траястримша, где проповедовал Абхидхарму своей умершей матери, тридцати трем божествам и их свите, затем по чудесной лестнице, сотворенной для него богами, спустился на землю в Санкасье. В манговой роще в Вайшали обезьяны выкопали для него пруд и поднесли ему сосуд с медом. Этими чудесными событиями знаменитые города Индии связали себя с именем Будды. Все они расположены в Северной Индии, где протекала деятель­ность Благословенного. Паломничества в эти города приобрели об­щественное значение после того, как их посетил император Ашока.

По описаниям китайских пилигримов Фа-сяна (V в.) и Сюань-цзана (VII в.), во всех перечисленных городах было множество больших и малых ступ. В настоящее время археологами обнаруже­ны лишь немногие сохранившиеся ступы, значительное число фун­даментов, а также колонны, стоявшие когда-то рядом со ступами.

В Лумбини (в настоящее время Румминдеи) сохранились: ко­лонна Ашоки, поставленная в честь рождения Сиддхартхи; основа­ния некоторых из ступ, отмечавших когда-то каждое событие его детства и юности, двух ступ на месте его прощания с Чандакой и од­ной на месте, где он обрезал волосы, отрекаясь от мирской жизни.

Сюань-цзан описывал также две ступы предшествующих будд - Кракучханды и Канакамуни. Два места претендуют на отождеств­ление с древним Капилавасту: Тилауракот, где найдены останки двух ступ, почитавшихся во времена Гуптов как ступы Шуддходаны и Майи, и Пипрахва, где в одной из ступ был обнаружен реликварный сосуд с надписью, которая может быть трактована таким образом, что это доля реликвий Будды, полученных шакьями.

В Бодх-Гае не обнаружены остатки ступ. Здесь имеется ограда Бодхи-врикши, поставленная в эпоху Шунгов и знаменитый храм Махабодхи, датируемый V-VII вв., а также множество современных ступ. Храм Махабодхи увенчан ступой, которая по традиции приписывается Нагарджуне.

В Сарнатхе, по описанию Сюань-цзана, было три больших и несколько сотен меньших ступ. Две ступы претендуют на то, что они поставлены на месте проповеди Будды. Дхармараджика (санскр. «царь дхармы»), приписываемая Ашоке, разрушена, от нее осталось только основание. Сохранилась нижняя часть колонны Ашоки, которая была выполнена из чунарского песчаника и дости­гала высоты 15 метров. Эдикт, записанный на ней, предостерегал монахов и монахинь от раскола. Капитель колонны теперь нахо­дится в музее Сарнатха. В настоящее время единственным непо­врежденным памятником в окрестностях Сарнатха является ступа Дхамекх (от санскр. дхарма, пали дхамма). Археологи датируют эту ступу VI в. н.э. Согласно Сюань-цзану, примерно в пол-мили к юго-западу от основных вихар находилась ступа, расположенная на месте, где Будда встретил своих бывших пятерых спутников по аскетической практике. Это описание археологи отнесли к холму Чаукханди в Сарнатхе, увенчанному восьмиугольной башней.

В Кушипагаре (современный Каши) ступа, построенная на ме­сте кремации тела Будды, не сохранилась, так же как и ступы и колонны, построенные Ашокой. Кушинагара была подвергнута за­бвению вплоть до 1861 г., пока А. Каннингхэм не раскопал большой кирпичный холм и не обнаружил более позднюю ступу, вихару и статую Будды в нирване длиной более 5,4 м. Недалеко от Каши находилась ступа, построенная мориями над углями от погребаль­ного костра Будды. Это место отождествлено археологами с холмом Рамабхар Тила.

Таковы четыре места паломничества, завещанные Буддой. Они связаны с событиями его жизни, отмечающими главные вехи на пути к полному освобождению, такими как: драгоценность челове­ческого рождения, создающая возможность духовного преображе­ния; просветление, раскрывающее подлинный смысл бытия; пропо­ведь, как священную обязанность и милосердие всех пробужденных к живым существам; паринирвану, как конечную цель человеческой жизни.

Следующие четыре места паломничества раскрывают иную тра­дицию - связывать жизнь Учителя с сотворенными им чудесами. В сутрах Будда не одобряет демонстрирования монахами своих сверхъестественных способностей - риддхи и сиддхи. Согласно тра­диции, сам Будда совершал чудеса в тех случаях, когда это было необходимо для обращения людей к Дхарме, а также в спорах с учителями других религиозных направлений. В народном созна­нии чудо служит главным доказательством святости конкретного лица. Очевидно, что по мере превращения буддизма в религию масс этот аспект приобретал все большее значение. Этим можно объяснить добавление к четырем местам паломничеств, завещан­ных Буддой, еще четырех, связываемых не с проповедями Будды что соответствовало бы духу раннего буддизма, а с совершенными им чудесами. Сложившееся понятие восьми мест паломничеств в дальнейшем стали объяснять восемью чудесами Будды. Таким образом, рождение, просветление, проповедь и паринирваиа также были зачислены в разряд чудес.

В Раджагрихе (современный Раджгир) царем Магадхи Аджата-шатру была построена ступа над его долей реликвий Будды, а еще через сорок лет - над долей реликвий Ананды. Здесь также была построена ступа на месте Первого буддийского собора. Ни один из этих памятников археологам отождествить не удалось. Лишь ступа Ашоки и колонна напоминают об укрощении взбесившегося слона Налагири, посланного Девадаттой.

К северу от Раджагрихи нахо­дится Наланда, родина Шарипутры и Маудгальяны. Здесь нахо­дились монашеские поселения и знаменитый университет. Археоло­ги не обнаружили ни одного памятника, который можно было бы датировать временем ранее эпохи Гуптов (IV-VII вв.).

В Шравасти (современный Сахетх-Махетх) находилась упоми­наемая Сюань-цзаном ступа высотой 18 м, которая была поставлена на месте спора Будды с шестью учителями. То, что ступа содержала статую сидящего Будды свидетельствует о достаточно позднем ее происхождении. Путешественники отмечали здесь ступы, построенные на месте, где Будда брал воду из колодца, на месте дома купца Анатхапиндаки, на месте первого женского монастыря, построен­ного Праджапати - приемной матерью Сиддхартхи, две колонны Ашоки у входа в сад Джетавана, увенчанные колесом и быком. Археологами обнаружены лишь остатки сада и остатки ступы, датированной III в. до н.э., содержавшей косточки, возможно, самого Будды, и огромную статую Бхагавана. В окрестностях остаются не раскопанными множество холмов, которые могут скрывать ступы.

В Санкасье (современный Санкиса-Басантапур) Фа-сян и Сюань-цзан отметили вихару, построенную Ашокой и каменную ко­лонну. Впоследствии она исчезла и была заменена кирпичной; ее капитель до сих пор находится на месте.

В Вайшали (современный Басарх) китайские пилигримы отме­чали следующие ступы: построенную Амрапали; на месте, где Буд­да останавливался на пути в Кушинагару; где он последний раз посмотрел на город; где объявил, что скоро уйдет в паринирвану; на месте Второго буддийского собора, над долей реликвий Ананды; три более поздних ступы в память о мирянине Вималакирти там, где он, как утверждается, беседовал с Манджушри. В настоящее время в окрестностях города видна ступа Ашоки с колонной пе­ред ней, и пруд, который, согласно традиции, выкопали для Будды обезьяны.

В связи с восемью местами паломничества в различных буд­дийских традициях сложились две дополнительные группы поня­тий. Одна из них - восемь чудес Будды - стала излюбленной темой изобразительного искусства в буддизме Юго-Восточной Азии. Дру­гая - восемь ступ Татхагагпы - привела к формированию в тибето-монгольском буддизме группы памятников, каждый из которых посвящен определенному событию жизни Будды.

Анализ различных списков ступ Татхагаты, сохранившихся в тибетских источниках и опубликованных П. Дорже, показывает, что даются различные перечни этих ступ и указываются различ­ные местности их расположения. Из этого можно сделать вывод, что списки в значительной степени основываются на устной тради­ции, и связаны с обычаем совершения паломничеств к памятным местам, где, как было показано выше, существовало множество раз­личных ступ. В свете этого допустимо предположить, что понятие восьми мемориальных ступ, или восьми ступ Татхагаты отра­жает не исторический факт существования каких-то конкретных ступ, а лишь соотнесение наиболее значимых событий жизни Буд­ды с местностью, где располагалось множество различных буддий­ских памятников, в результате чего в тибето-монгольской традиции утвердилась группа восьми ступ Татхагаты, отличающихся друг от друга определенными архитектурными деталями.

О.С. Хижняк

Из книги: Первые Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции. С.-Петербург, 20-21 февраля 2004 г. / Сост. и отв. Ред. С.В. Пахомов. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

Новости, Статьи 20 Август 2009

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag