Знания Намки Кичикова в наши дни считались бы уникальными

d0bdd0b0d0bcd0bad0b06До села Алцынхута Кетченеровского района и сейчас нелегко до­браться. Но дорогу сюда знали многие, так как здесь жил и лечил людей Намка Долдушевич Кичиков. Бывший выпускник высшей буддийской школы  Чееря-хурула, монах, эмчи, астролог, он в го­ды советской власти был вынужден снять с себя монашеский сан, чтобы избежать репрессий. Но буддийские принципы неукосни­тельно соблюдал всю жизнь. Он помогал всем, кто обращался к нему за помощью. С его именем связано немало историй, кото­рым можно было бы и не поверить, если бы не их реальные участ­ники. Один из талантливых эмчи тибетской и калмыцкой медици­ны, он совершал чудеса: ставил на ноги людей, считавшихся безнадежными.

На самом деле это был высокопрофессиональ­ный целитель традиционной медицины. Его знания в на­ши дни считались бы уни­кальными, так как он устра­нял не симптомы, а корень заболевания. Один из первых выпускников высшей буд­дийской школы калмыцкого монастыря Цанит Чееря под руководством высоких кал­мыцких и тибетских лам, он изучал методы и приемы ле­чения, растительный мир сте­пи, готовил лекарственные препараты, совершал ритуа­лы, основанные на священ­ных буддийских текстах и мантрах, призванных устра­нять препятствия на пути к исцелению. Часто, рассказы­вают его земляки, он уходил в степь и приносил травы, от­вары из которых обладали чудодейственной силой. До нынешних дней обязательно кто-нибудь из алцынхутинцев, указав в сторону живо­писного холма, скажет вам: “Вон оттуда Намка прино­сил волшебную траву, кото­рая лечила от всех болез­ней”. Не было, думаю, вол­шебной травы, а были опыт, знания и потрясающая инту­иция калмыцкого эмчи, кото­рый из степного разнотра­вья, не столь богатого и обильного, готовил отвары, настои, порошки, пилюли, исцелявшие больных.

Намка Кичиков родился в 1901 году в местечке Авджин Абганеровского улуса. Эта земля известна талант­ливыми, трудолюбивыми людьми, которых хорошо знают и помнят в Калмыкии - народного художника Рос­сии Гаря Рокчинского, пер­вого председателя Централь­ного исполкома Калмыцкой автономии Араши Чапчаева, военкома республики Алек­сея Маслова и Намку Кичикова - буддийского монаха.

Его отдали на обучение в Чееря-хурул, который от­крылся в 1907 г. и был цент­ром подготовки кадров священнослужителей. Здесь будущие священники изу­чали буддийскую филосо­фию, астрологию, медици­ну, искусство танкописи. Монастырь был закрыт в тридцатые годы. Намка Кичиков успел завершить свое образование, получить сан гелюнга и поработать в хуруле. В годы репрессий, об­рушившихся на священно­служителей, он продолжал свою деятельность, затем, ус­тупив настойчивым прось­бам родных, снял с себя мо­нашеский сан. Родственни­ки предчувствовали беду, так как жизнь многих кал­мыцких монахов оборвалась на каторге и в ссылке.

Хурул в Алцынхуте был разрушен в годы советской власти

Хурул в Алцынхуте был разрушен в годы советской власти

Он учился жить мирской жизнью. Его врачебный та­лант, бескорыстие и постоянная готовность прийти на помощь в полной мере рас­крылись в годы сибирской ссылки. Потрясенных жестокостью депортации, ослабев­ших людей косил тиф. Мно­гие из ссыльных были при смерти. Ночью в бараки к больным людям приходил Намка Долдушевич и прино­сил приготовленные лекарства, которые спасали от смерти. В село Ново Ключи Купинского района Новоси­бирской области добира­лись люди, чтобы попросить у бывшего ламы помощи.

Несколько лет назад в селе Алцынхута улице, на кото­рой жил Намка Долдушевич, было присвоено его имя. На открытие пришли все жите­ли поселка. Тогда мне рас­сказали историю молодой де­вушки, которая в ссылке ра­ботала на лесоповале. Ее ста­ли донимать боли в руке, и однажды рука так распухла, что поднять ее было невоз­можно. Хирург сказал, что поможет только операция. Расстроенная, возвращалась она домой и по дороге встре­тила Намку. Плача, рассказа­ла ему о своей беде. Он при­вел ее домой, там ее обогре­ли, напоили чаем, а затем Намка Долдушевич, осмот­рев больную, сказал, что вылечит ей руку. Он дал ей тра­вы. В составе отваров были хвоя ели и сосны. Через ме­сяц опухоль спала, рука была спасена. Калмыцкий эмчи составлял рецепты лекарст­венных препаратов, исходя из местных растений, мине­ралов, словом, всего, что бы­ло под рукой.

Однажды я спросила у за­служенного врача Калмыкии Марка Исааковича Стеклова, который в свое время час­то ездил к Намке Долдушевичу, были ли случаи, которые поразили его, как доктора.

- Да, - сказал он, - вместе с нами ехала к нему женщина, больная астмой. Она была на инвалидности, передвига­лась с трудом, удушье мучи­ло ее. А потом, спустя какое-то время, я снова встретил ее. Это был другой человек. Намка Долдушевич вылечил ее. С инвалидности ее сняли, она стала работать, все у нее было хорошо.

По возвращении на роди­ну он не оставил врачебную практику, и в республике не­мало людей, которых он спас. Теперь они взрослые, у них дети и внуки. Им расска­зывают старшие о гелюнге, которому обязаны жизнью.

Так выглядит современный хурул в Алцынхуте

Так выглядит современный хурул в Алцынхуте

В   повседневной   жизни Намка Долдушевич был ра­бочим совхоза «Заливной» и сделал немало для становле­ния этого хозяйства. Он до­ставал стройматериалы, до­ставлял технику, ездил за се­мьями, которые хотели жить и работать в новом совхозе. Намку Кичикова знали в Калмыкии как врача и священнослужителя. К нему приезжали провести обряды по случаю рождения, смерти, удаления препятствий и про­блем. Он хорошо знал аст­рологию, составлял горо­скопы, владел приемами га­дания. И был очень проница­тельным человеком, ника­кие тайны невозможно было скрыть от его пытливого взо­ра. Он говорил людям даже то, о чем они забыли за дав­ностью лет, объяснял взаи­мообусловленность всех при­чин и явлений.  - Что посеете, то, рано или поздно,  обязательно пожнете, - часто слы­шали эти слова от него посе­тители. Ему запрещали про­водить обряды, принимать больных. Частенько люди приезжали к нему под покро­вом ночи, чтобы у него не было тягостных объяснений с партийными чиновниками. Земляки говорят, что им не хватает его, они помнят его добрые дела, чуткость, радушие, готовность всегда прийти на помощь.

Нина Шалдунова

Изображение Намки Кичикова висит в хуруле Алцынхуты рядом с алтарем

Изображение Намки Кичикова находится в хуруле Алцынхуты рядом с алтарем

Дар хурулу от Шаджин-ламы Калмыкии - статуя Будды Шакьямуни, привезенная из Индии

Дар хурулу от Шаджин-ламы Калмыкии - статуя Будды Шакьямуни, привезенная из Индии

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag