В Дрепунг Гоманге была поговорка: “Без знания монгольского языка невозможно диспутировать”

img_789023 сентября в Калмыкию прибыл настоятель тибетского монастыря в Индии Дрепунг Гоманг Геше-лхарамба Йонтен Дамчо. Визит учителя связан с его недавним избранием на пост настоятеля монастыря - крупнейшего учебного буддийского колледжа, в котором в течение многих веков получали знания не только тибетские, но и калмыцкие, бурятские, тувинские, монгольские монахи. Геше Йонтен Дамчо родом из восточной провинции Тибета Амдо; в детстве он отправился в Лхасу, в Дрепунг Гоманг, чтобы продолжить буддийское обучение, начатое в небольшом местном монастыре.  «Маленький монастырь на моей родине был вотчиной Гоманга в том смысле, что преподавание там велось по системе, которую составил 32-ой настоятель монастыря Гоманг великий Кункьен Джамьянг Шепа», - рассказывает учитель. Пройдя многолетнее обучение, Йонтен Дамчо сдал экзамены на высшую докторскую степень буддийской науки - геше-лхарамба, но и до этого преподавал многие предметы монахам.

По словам Геше Йонтена Дамчо, настоятель Гоманга избирается сроком на шесть лет по результатам голосования всех учащихся. Дхармические выборы не похожи на политические: в монастыре не принято выставлять кандидатуры. На место настоятеля может стать любой уважаемый, опытный лама, которому было отдано наибольшее число голосов. «Обычно после сбора бюллетеней получается шесть-семь кандидатур, которые рассматриваются по возрастному критерию», - рассказывает Учитель. Имена четырех старших монахов  представляются Его Святейшеству Далай-ламе, который путем медитации решает, кто будет настоятелем.

Геше поделится воспоминаниями по поводу избрания: никаких особенных переживаний, признается Учитель, он не испытывал. В списке, который был подан Далай-ламе, значились два ринпоче, и Учитель не думал, что назначат его.

«Выбранный монах вправе отказаться от предложенной должности, - говорит Геше Йонтен Дамчо, - но я не стал этого делать по двум причинам: во-первых, я помнил о своих учениках, которые выбрали меня. Во-вторых, я подумал о том, что та работа, которую я буду выполнять, не является даже миллионной долей той сложной деятельности, которую ведет Его Святейшество Далай-лама: перед ним стоят тяжелейшие задачи, ради которых он претерпевает невероятные трудности, как с точки зрения религиозной, так и с политической, чтобы помогать своему народу. Я избран на шесть лет и сделаю все, чтобы оправдать доверие Его Святейшества».

С тех пор, как монастырь Гоманг был заново основан в Индии, полномочия наставника на новом посту делятся на дхармические и административные. Во времена же, когда Гоманг находился в Тибете, настоятель выполнял главным образом религиозные обязанности. Наиболее важные вопросы решаются с Далай-ламой, который почти каждый год проводит в монастыре учения или церемонии. «Я знаю, что держатели трона Ганден-монастыря получают отдельные, закрытые учения от Далай-ламы, - рассказывает Учитель. - Это связано с тем, что Ганден несет особую функцию и ответственность - по сохранению и развитию традиции Гелуг, и Далай-лама, вероятно, дает настоятелям Гандена специальные учения, линия преемственности которых может прерываться».

По словам наставника, сейчас в монастыре Дрепунг Гоманг, который содержит более двух тысяч послушников, учатся около 15 монахов из Калмыкии, около 40 из Бурятии и примерно 20 - Тувы; монгольских студентов больше всего - приблизительно 120 человек. По словам настоятеля, из них не много ребят-старшекурсников, и все они учатся довольно хорошо. Геше Йонтен Дамчо является их лектором.

«Развивать буддийское Учение - одна из задач, стоящих перед колледжами Гоманга, поэтому мы принимаем студентов из Калмыкии, Монголии, Тувы, Бурятии, - говорит Учитель. - Пройдя соответствующее обучение, они смогут вернуться в свои республики и страны, чтобы распространять там буддийские знания, восстанавливать то, было утеряно».

Такие известные ламы, как Геше Вангьял, Геше Яндак, Геше Ярпель были выходцами из Калмыкии: они сначала обучались, а затем преподавали в монастыре. Лама Йонден Дамчо встречался с ними лично. По его словам, Геше Ярпель занимал одну из важных должностей в монастыре Дрепунг Гоманг.

«В Дрепунг Гоманге до изгнания было и четыре геше из Бурятии: Агван Нима, который был одним из настоятелей Дрепунга в Индии, геше Лигден, геше Тубтен Нима, который был в должности настоятеля 1958-1959 годах, когда мы уходили из Тибета, и Геше Шивала, - сообщает Геше Йонтен Дамчо. - Были также два Геше из Монголии».

Получив базовые знания по буддийской философии в известном монгольском монастыре Да-хурэ монахи из Монголии отправлялись в Тибет, чтобы углубиться в понимании Дхармы. «Как сейчас Америка знаменита своим материальным прогрессом, так и Тибет был известен как обитель духовности, как земля, священнослужители которой знают тонкости буддийской философии, - говорит Геше. - Джамьянг Шепа написал в одном из своих текстов, что практика пути Праджняпарамиты, слушание и размышление о ней, необходимы до момента полного Пробуждения».

По сообщению Геше Йонтена Дамчо, еще до китайского вторжения в Тибет в Гоманге было так много монахов из буддийских регионов России и Монголии, что в монастыре даже ходила поговорка: «без знания монгольского языка в Гоманге невозможно диспутировать». В связи с трагическими событиями число монголоязычных монахов резко уменьшилось, но из тех, кто на тот момент находился в Гоманге, большинство имели степень геше либо уже читали лекции молодым монахам.

 «Исторически сложилось так, что у монгольских народов именно с Дрепунг Гомангом сложились крепкие, я бы сказал необычайные отношения, - отмечает Геше Йонтен Дамчо. - Учебники по философии Джамьянг Шепы, которого называли всеведущим, сыграли огромную преемственную роль: монгольские монахи, обучаясь по ним в Дрепунг Гоманге, по возвращении на родину, опирались на эту систему в своем преподавании». Многие монахи монголоязычных народов были учениками Кункьена Джамьянга Шепы, который сам в свое время посещал Монголию и давал философские учения. Далай-лама XIII писал, что когда он однажды посетил Монголию (какое-то время он находился там в изгнании), то отметил две вещи: удивительную веру монгольских народностей в Учение Будды и богатое наследие деяний Кункьена Джамьянга Шепы.

Настоятель Дрепунг Гоманга Геше Йонтен Дамчо дарует калмыцким буддистам учение о сущности четырех философских школах буддизма, а затем отправится в Бурятию, Туву и Монголию.

Учения пройдут с 4 по 9 сентября.

4 сентбря в 17:00; с 5 по 9 сентября в 17:30.

Гости, Новости 4 Сентябрь 2009

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag