Буддизм – учение, устремленное в будущее

img_9518Доклад, прочитанный Настоятелем калмыцкого хурула “Золотая обитель Будды Шакьямуни” Анджа гелюнгом на конференции “Философия в диалоге культур”

Величайшему ученому современности, Альберту Эйнштейну принадлежит известная фраза: «Религия будущего будет космической религией. Ей предстоит превзойти единоличного Бога и отказаться от догм и теологии. Объединяя природное и духовное, она должна будет основываться на религиозном чувстве, возникающем из опыта всех вещей, материальных и духовных, воспринимаемых как цельное единство. Этому описанию отвечает буддизм… Если есть религия, созвучная потребностям современной науки, то это буддизм». По всей видимости, эта удивительная мысль знаменитого физика  вызвана тем неоспоримым фактом, что в настоящее время буддизм в умах всех просвещенных людей, прежде всего, ассоциируется с мощным интеллектуальным потенциалом, заключенным в Учении самой древней мировой религии. Действительно, общеизвестно и не лишено смысла утверждение о том, что буддийская религия, при всем важнейшем значении чисто религиозной стороны: обрядовости, ритуальности, - это, в первую очередь, сложнейшая и вместе с тем детально разработанная система взглядов на микро и макрокосм, который мы можем обозначить как буддийскую философскую систему. В основе ее положены взгляды и суждения нашего Учителя Будды Шакьямуни.

Сиддхартха Гаутама родился в 6-м веке до н.э. в г. Капилавасту в царской семье кшатриев. Жажда истины, огромное желание найти ответы на мучавшие его вопросы об источнике причины всех страданий заставила его покинуть царский дворец и стать аскетом-отшельником. Он учился у многих религиозных учителей разных школ, подвергал себя тяжелым испытаниям, морил голодом, но ничто не удовлетворяло его, и тогда он занялся сосредоточенным размышлением. В результате сильнейшего напряжения мысли и концентрации внимания он сумел достичь Просветления и стал Буддой. Именно он заложил основы буддийской религии и философии.

Подобно всем великим учителям древности, Будда облекал свои поучения в форму бесед, т.е. передавал свои знания изустно. Точно также они передавались из поколения в поколение, от учителей к ученикам. Полным источником учения Будды в настоящее время является «Трипитака» (Три корзины учения), содержащая учение Будды, записанное со слов его близких учеников. «Трипитака» состоит из трех канонических работ, которые называются «Винная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхарма-питака». Первая работа содержит правила поведения монахов, вторая является собранием проповедей и притч, рассказанных Буддой, и третья состоит из комментариев к словам Учителя, и рассматривает, собственно, проблемы буддийской философии. Все три вышеперечисленные работы можно назвать памятниками буддийской философии. Первоначально они были написаны на языке пали, затем были записаны также на санскрите, китайском, тибетском, монгольском языках.

Учение Будды, зародившись на севере Индии, с течением времени распространилось на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию, Корею, Монголию и другие страны.  Согласно некоторым исследованиям, с буддизмом предки калмыков - ойраты впервые познакомились еще в дочингисхановскую эпоху. Однако более активный период распространения буддизма среди широких масс ойрат-монголов начался с конца XVI в. Буддизм стал одним из важных факторов консолидации как ойратских племен Центральной Азии, так и калмыцкого этноса в пределах Российского государства.

Вхождение буддизма в общественное сознание калмыцкого народа способствовало появлению новых ментальных элементов и в то же время обогащало саму буддийскую традицию разнообразными этническими мотивами. В культуре калмыцкого народа сформировались мировоззренческие принципы, идеалы, в результате чего буддизм стал неотъемлемой частью духовной культуры калмыков. Исторически сложилось так, что долгое время именно религиозные центры одновременно были и центрами образования и просвещения. Так было и на западе и на востоке. Так было и в ойрат-калмыцкой среде. Во многом благодаря непосредственно влиянию буддийского учения, в Калмыкии впервые в мировой практике были изданы знаменитые законы хана Дондок-Даши, обязывающие население к всеобщей грамотности. Так, согласно одному из пунктов Токталов (законов) хана Дондок Даши: «Если сыновья знатных людей не будут обучаться монгольской грамоте, то с отцов таковых взыскивать по трехгодовалой лошади, сыновей же отдавать для обучения учителю; с многих известных людей (взыскивать) по трехгодовалому барану, а с (людей) низкого звания брать по пятнадцать копеек, и детей их отдавать, по прежнему, для обучения учителю. Если (чей-либо) сын не будет учиться до пятнадцати лет, то таковых штрафовать».

Как известно, огромную роль в становлении и развитии буддийского учения в калмыцкой степи сыграла крепкая духовная связь между Калмыкией и Тибетом. В Тибете традиционные образовательные центры находились в крупных монастырях, каждый из которых представлял определенную буддийскую школу. Монастырские образовательные центры университетского уровня могли иметь широкий или узкий профиль обучения. В образовательных центрах широкого профиля имелось четыре факультета: философский (цанид), тантрический (факультет, на котором студенты-монахи изучали традиционные техники работы с сознанием, опираясь на соответствующие разделы текстов буддийской письменной традиции), медицинский и астрологический. В монастырских университетских центрах узкого профиля упор делался на изучение философии. Здесь углубленно изучали классическую индобуддийскую философию (наследие четырех ведущих школ - Вайбхашика, Саутрантика, Мадхьямика и Виджнянавада), теорию и практику философского диспута, логику и диалектику.

Особое внимание также уделялось наряду с философией изучению религиозной доктрины буддизма и монашеской дисциплины, включая практическое освоение традиционных методов работы с сознанием (углубленная концентрация, система созенрцательной практики). Это было особенно присуще образовательным центрам школы Гелугпа. Основатель этого направления тибетского буддизма знаменитый реформатор Зонкава, которого  называют также Второй Победитель (Второй Будда) восстановил процесс исторической приемственности буддийской традиции. Он создал цельную и стройную систему буддийского учения, включив в него логику и диалектику школы Мадхьямика, ведущие концепции школы Виджнянавада (теория сознания), «Энциклопедию Абдхирхармы» Васубандху, тексты Праджняпарамиты и кодекс Винаи (устав монашеской жизни).

Поэтому далеко не случайно, что с течением времени, у нас в Калмыкии появились не только буддийские хурулы, но и Чееря-хурул - буддийское учебное заведение университетского типа.  К великому сожалению, в известный исторический период, все буддийские храмы Калмыкии - хурулы были варварски уничтожены, а служители культа - ламы подверглись репрессиям и даже физическому уничтожению. И все же, не смотря на это, буддизм, как система духовно-нравственных и морально-этических установок, долгие годы забвения Учения внутренне поддерживал калмыков и оказал огромное влияние на сохранение духовности и культуры народа.

Буддисты хорошо знают, что в мире нет ничего вечного, и все преходяще.  Сейчас, когда времена гонений религии ушли в прошлое, мы являемся свидетелями и участниками возрождения и развития буддизма в республике и стране. Возрождение буддизма в Калмыкии началось в конце 1980-х годов и было связано с процессом перестройки в СССР, началом демократизации общественной жизни. В 1988 году в Элисте была зарегистрирована первая община буддистов, в том же году открыт первый молельный дом. Его настоятелем был приехавший из Бурятии лама Туван Дордж.

Одним из самых значимых событий стало создание Объединения буддистов Калмыкии (ОБК). В 1991 году состоялась первая конференция ОБК, на которой утвердили устав и Шаджин-ламой калмыцкого хурула был избран Туван Дорж. В 1992 году прошла вторая, чрезвычайная, конференция, на которой шаджин-ламой и президентом ОБК был избран досточтимый Тэло Тулку Ринпоче, который ранее был признан очередным перевоплощением известного древнеиндийского йогина Тилопы.

Сегодня на территории Калмыкии зарегистрированы и действуют десятки буддийских общин. Наибольшее число верующих составляют пожилые люди, однако в последнее время наблюдается приток молодежи и людей среднего возраста, увеличивается доля учащихся и служащих, религиозная среда в целом молодеет, меняется ее социальный состав в сторону повышения интеллектуального и образовательного уровня. Усилилась тяга народов Калмыкии к возрождению и развитию национальных культур, к нравственному очищению общества.

В свою очередь Калмыцкое буддийское духовенство, возглавляемое Шаджин-ламой Тэло Тулку Ринпоче, при содействии тибетских монахов занимается не только религиозно-просветительской деятельностью, но также ведет целенаправленную работу по подготовке кадров священнослужителей для республики - калмыцкие юноши не первый год обучаются в монастырях и духовных учебных заведениях Индии. Хорошей традицией стало то, что каждый год организуются паломничества буддистов по святым местам в Индию, Тибет и Бурятию. Республику с пастырским визитом регулярно посещают буддийские священнослужители.

В начале апреля 2002 года группа тибетских монахов из монастыря Гьюдмед провела обряд построения Мандалы божества Зеленая Тара. В конце апреля того же года монахи из монастыря Дрепунг Гоманг воздвигли Мандалу бодхисаттвы Авалокитешвары. Строительство мандал должно способствовать миру и спокойствию в регионе, благословлению всех живых существ. С 30 сентября по 13 октября 2003 года в Калмыцком хуруле тибетские монахи воздвигали Мандалу Калачакры. По этому случаю в Элисту съехались буддисты со всей России. Верующие имели возможность прослушать лекции Его Святейшества Богдо-гегена IX из Индии. И, конечно же, огромное вдохновляющее значение имел для всех верующих последний пастырский визит Его Святейшества Далай-ламы XIV. На встречу с Учителем в Элисту съехались паломники из Москвы, Ростова, Волгограда, Ржева, Азова. Тысячи паломников - элистинцев, жителей районов и гостей республики - получили благословление Далай-ламы.

В 2006 году в Элисте было завершено строительство самого большого буддийского храма в Европе «Золотая обитель Будды Шакьямуни», одной из важнейших функций которого является популяризация и пропаганда буддизма, чтобы каждый житель и каждый гость нашей республики мог иметь возможность получить в максимально полном объеме всю мудрость, заключенную в философии буддийского учения.

Составлен при содействии сотрудника литературно-переводческого отдела Центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Чагдыра Санджиева

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag