Ики-бурульцы верят, что мандала Авалокитешвары приблизит визит Далай-ламы

img_0703Утром 13 ноября в стенах здания Дома молодежи Ики-Бурула зазвучали буддийские молитвы в исполнении монахов монастыря Дрепунг Гоманг. Пропеваемые обертонным голосом священные тексты, среди которых молитва Ламе Цонкапе Мигзм, обращение к Трем Драгоценностям Кябдо и другие, отнюдь не чужды местным жителям: именно их калмыки пронесли в своем сердце через войну и сибирскую ссылку. По словам Розы Бембеевой, ветерана войны, чтобы понять радость калмыцких бабушек и дедушек, прошедших депортацию и слушающих буддийскую молитву много лет спустя, нужно знать историю калмыцкого народа. Это - расстрел священнослужителей, преследование и доносы на людей, хранивших статуэтку Будды, четки. «Мы прошли великие страдания, и сложно выразить словами радость от того, что настало время свободно, вслух читать мантру, находиться рядом с настоящими монахами, дающими учение Будды об освобождении», - говорит Роза Михайловна, переходя на родной язык, чтобы оформить чувства в слова.

«Еще в начале 90-х годов эти молитвы нам были непонятны, и казалось, что они не несут в себе никакого смысла, - говорит представитель молодого поколения, Глава буддийской общины поселка Бага-Бурул Валерий Кутушов. - Сейчас же благодаря усилиям Шаджин-ламы и всей монашеской Сангхи Калмыкии эти молитвы стали для нас более родными и значимыми, нам и нашим детям открывается истинная глубина учения Будды».

84 тысячи учений, переданных Буддой Шакьямуни, заключено в символике буддийской мандалы Авалокитешвары, ритуал построения которой тибетские монахи будут совершать здесь в течение недели по приглашению буддийских общин поселков Хомутниковский и Бага-Бурул, а также администрации района. Это десятая и последняя по счету мандала в программе большого тура, который ламы осуществляют в Калмыкии вот уже в течение трех месяцев. Благословение на приглашение мастеров возведения мандал организаторы получили от самого Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, принадлежащего к одному из местных родов «джеджикины».

img_0771img_0676img_0702img_0743img_0706img_0753

Первая в истории поселка (после восстановления буддизма) песочная мандала по просьбам жителей посвящается Будде Авалокитешваре (калм. Арьябало Бурхн), воплощением которого является Далай-лама. «Мы специально попросили монахов построить именно эту мандалу с тем, чтобы в будущем, когда Его Святейшество Далай-лама посетит Калмыкию, он приехал и в наш поселок, - говорит один из организаторов мероприятия, Председатель буддийской общины «Дарма сала» Валерий Музраев. - Чтобы заложить прочные причины для этого события, нам нужно постараться не убивать даже самое маленькое существо в дни совершения священного ритуала».

«Во время учений Далай-ламы в разных странах, особенно в Индии, убиение любых живых существ прекращается. Это замечательная, полная сострадания и мудрости традиция. Монахи строят мандалу также для того, что прекратились суициды, которых немало произошло в Ики-Бурульском районе», - добавил Валерий Музраев.

С утра до вечера в помещении, где строится мандала, много людей, созерцающих песочный дворец, начитывающих мантры, приходящих посмотреть буддийские фильмы. Старожил поселка, первый руководитель буддийского центра «Дарма сала» Василий Лизинов пришел на личный прием к монахам, чтобы показать ценные реликвии, подаренные ему в 1956 году в Сибири, в деревне Павловка Куйбышевского района Новосибирской области гелюнгом Нгаванг Лодоем. Написанную от руки сутру «От злых языков», два священных изображения Бурхна гер - Гау в металлическом обрамлении с изображением Будды Шакьямуни и йидама Ямантаки, Василий Хаджинович хранит много лет и каждый год приносит буддийским ламам для освящения. Монахи Дрепунг Гоманга прочитывают текст от начала до конца. «Предназначение священного текста как раз и состоит в том, чтобы помогать людям накапливать добродетели, - говорит монах Центрального хурула Мутул-гелюнг. - Сегодня мы услышали молитву, когда-то написанную ламой, в результате и мы, и тот гелюнг заработали буин. Однако если заглянуть в более далекое прошлое, то заслуги накопил и тот буддийский учитель, который обучил калмыцкого монаха Нгаванга Лодоя тибетской письменности и передал ему монашеские обеты. Однако и здесь эта цепочка взаимозависимости не заканчивается, отсылая нас к основателю буддизма Будде Шакьямуни. Так что пользу от прочтения сутр невозможно охватить обычным умом - она неизмерима как пространство».

img_0777img_0773По рассказам Василия Лизинова, Цунгден-гелюнг Нгаванг Лодой (Лари-багш) был родом из поселка Бага-Чонос Ики-Бурульского района, а учился в монастыре Лхасы. Обладавший сиддхами, необычайными способностями, он вылечивал людей, страдающих тяжелыми заболеваниями. В сибирской тюрьме лама почти не принимал пищи, поразив тем самым своих надзирателей. Когда те попросили монаха продемонстрировать чудодейственную силу его способностей, Нгаванг Лодой попросил принести воды: дунул, и вода стала как молоко. «Вскоре его освободили от заключения, потому, что он смог излечить безнадежно больного начальника тюрьмы», - говорит Василий Лизинов.

Многие факты говорят о том, что калмыцкие ламы имели огромный потенциал в изучении и практике учения Будды, которое, по всей видимости, было представлено в Калмыкии во всем многообразии. «Буддийская мандала когда-то была неотъемлемой частью нашей культуры, - говорит Валерий Кутушов - Это можно утверждать, судя по тому, что, по крайней мере, в двух калмыцких хурулах Калмыкии до революции монахи исполняли мистерию Цам, а значит - возводили и песочные мандалы. Об этом же говорят факты существования философских школ - Цанид- и Чееря- монастырей, после завершения обучения в которых монахи проходили и тантрические дисциплины».

18 ноября долгожданная мандала Авалокитешвары, уменьшающая чувство привязанности и гнева и увеличивающая  Бодхичитту - стремление помочь всем живым существам, будет достроена, 19-го произойдет ее освящение, а 20-го - традиционное разрушение.

«Карма калмыцкого народа сильно отягощена, - считает местный житель Олег Бембеев, - потому что калмыки участвовали во всех войнах. Думаю, что как раз эта мандала способна помочь нам очиститься от недобродетелей. Каждое утро я читаю мантру «ом мани пад ме хум», обращаясь к Арьябале Бурхн - так по-калмыцки зовется Его Святейшество Далай-лама».

На груди почти каждого из монахов Дрепунг Гоманг прикреплен значок с эмблемой 400-летнего юбилея - именно в честь этого праздника они подарили Калмыкии благословение десяти мандал. Этот уникальный тур войдет в историю буддизма Калмыкии как одно из важнейших событий после восстановления религии: трудно оценить ту лекционную и ритуальную работу, которую провели монахи Дрепунг Гоманг с населением Калмыкии за весь период пребывания в республике.

Новости 14 Ноябрь 2009

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag