Главная Новости Контакты

Учение Далай-ламы по молитве Прибежища и порождению Бодхичитты

Из учения Далай-ламы по текстам Шантидевы «Бодхичарья-аватара» и Далай-ламы III «Ламрим – чистое золото». Часть 3.

Часть 2

Часть 1

dscn9497

Если вы проанализируете свой ум и попытаетесь ответить на вопрос «что это такое?», то придёте к выводу, что объяснить, в чем именно заключается его природа очень сложно. Природа нашего ума - это способность постигать реальность, различать и познавать тот или иной объект, как и природа воды заключается в том, чтобы быть влажной. Наш ум способен проникать в суть явлений, и нам необходимо усиливать это качество, которое присутствует в нем на уровне инстинкта. Таким образом, мы постепенно придем к всеведению - состоянию, в котором мы сможем мгновенно, незамедлительно постигать сущность всех без исключения предметов и явлений.

И как же нам усилить в себе эту различающую мудрость? Нам нужно поразмышлять о том, каким образом проявляются загрязнения нашего ума. Прежде всего, это происходит оттого, что мы цепляемся за реальное существование предметов и явлений. Это цепляние мы должны искоренить. Только при этом условии мы уничтожим все без исключения негативные эмоции, в основе которых лежит подобное цепляние. Эти эмоции не являются врождёнными качествами нашего ума.

Будда, преподавший это удивительное учение, достиг полного Просветления в Бодхгайе. Каким образом Будда достиг этого состояния? По этому вопросу существуют различные интерпретации. В соответствии с Вайбхашикой, низшей школой, этот человек родился принцем Сиддхартхой. После того, как он уже прошёл множество духовных путей, на последней стадии развития он являлся Бодхисаттвой. Приложив огромные усилия, он достиг состояния Будды под деревом Бодхи.

В соответствии же с объяснением традиции Махаяны Будда пребывал в сфере пустоты и из сферы пустоты проявлял бессчётное количество эманаций. Одной из его эманаций и был принц Сиддхартха - Бодхисаттва, шедший по пути и достигший состояния Будды под деревом Бодхи в Бодхгайе. В соответствии со второй интерпретацией мы имеем дело всего лишь с кажущимися явлениями. Это был не реальный человек, а Будда. На протяжении бесчисленных кальп он был Просветленным и лишь послал свою эманацию.

В «Пяти стадиях высшей йогатантры» Нагарджуны цитируется одна Сутра. Там говорится, что Будда сначала шёл путём Сутры и достиг десятой ступени Бодхисаттвы. Затем он пребывал в глубокой медитации, в однонаправленном сосредоточении.

И далее в тексте говорится, что следуя только по пути Сутры невозможно достичь полного Просветления. Какой же путь предлагает буддийское учение? Необходимо задействовать тонкий ум ясного света, проявить его, предварительно искоренив грубые формы ума. Как только нам удаётся задействовать тонкий ум ясного света, проявляется иллюзорное тело, а затем - тело неучения более, что является синонимом состояния Будды. И далее Нагарджуна говорит: «Бодхисаттва, осознав весь этот процесс, сумел задействовать тонкий ум ясного света и достиг состояния единства неучения более, что является синонимом полного Просветления». Итак, нам необходимо понять все причины, которые приводят нас к достижению состояния всеведения, состоянию тела эманации Будды.

В этом храме наверху есть изображение Будды Шакьямуни, и у меня за спиной также есть его изображение. Мы все должны представлять Будду Шакьямуни как живое существо. Представьте себе, что он присутствует здесь и является свидетелем происходящего. Его окружают великие Архаты, семь хранителей трона, великие индийские наставники, такие как Нагарджуна - его духовные сыновья, и великие китайские мастера. В Китай буддизм пришёл раньше, чем в Тибет. Великие китайские мастера, а также буддийские наставники из Кореи, Вьетнама, которые всходили на ступени Бодхисаттвы, внесли огромный вклад в развитие буддийской Дхармы.

Впоследствии буддизм появился в Тибете потому, что Будда сказал: «Моя традиция будет распространяться на север». Из Тибета буддизм пришёл в Монголию. Представьте себе великих тибетских буддийских учителей самых разных традиций: Гелуг, Сакья, Кагью, Ньингма, что все они являются объектом Прибежища и источником накопления заслуг. Вы мысленно представляете себе это Поле заслуг - Будду Шакьямуни в окружении величайших буддийских наставников. Визуализируйте всех живых существ, число которых беспредельно как пространство, и все мы равны в том, что желаем счастья и не хотим страданий, в том, что у нас есть общая природа Будды, что мы обладаем потенциалом к достижению четырёх тел Будды. Думайте так: «Пусть я сумею достичь Просветления ради счастья всех живых существ». Тибетцы сейчас должны вознести особые молитвы, подумав так: «Пусть все китайцы, населяющие Китай, взрастят в себе различающую мудрость и смогут прийти к полному Просветлению».

Сейчас мы прочтём семичленную молитву, которая начинается с простираний на уровне тела, речи и ума. Мы можем делать поклоны при помощи тела, а также на уровне речи - восхвалять Будд и Бодхисаттв и на уровне ума - порождать веру. Всё это - формы совершения простираний перед Буддами и Бодхисаттвами на трёх уровнях: тела, речи и ума. Следующая часть молитвы - подношения Буддам и Бодхисаттвам. Мы представляем себе всевозможные предметы: всё то, что принадлежит нам, а также все те объекты и предметы подношения, которые нам не принадлежат, например, вселенная, и всё то, что возникает вследствие коллективной кармы живых существ, которые населяют этот мир. И затем, мы раскаиваемся в совершении негативных деяний. Когда мы говорим о раскаянии, то, прежде всего, оно имеет отношение к негативным эмоциям, к свойственным нам омрачениям.

Если вас окружает бессчётное число врагов, но вы пребываете в мире с собой, ваш ум спокоен, то в этом случае все они окажут на вас ничтожное воздействие и не смогут поколебать вашего внутреннего мира и покоя. Несколько десятилетий назад во время культурной революции в Тибете китайцы убили очень много буддийских учёных-монахов. Они арестовали и собирались убить одного из монахов из монастыря Таши Кхил. Прежде чем в него выстрелили, он прочёл молитву: «Пусть все негативные проявления всех живых существ обрушатся на меня и пусть я смогу поделиться своими благими деяниями и помыслами со всеми. Пусть все живые существа пребывают в счастье, пусть все страдания достанутся мне одному». Он прочитал эту молитву, и после китайцы застрелили его. Если человек очень мирный, спокойный, добрый, то даже на пороге чудовищной смерти он не утратит мужества и не будет испытывать тоску и беспокойство. А если у вас нет внутреннего покоя, то даже если вас окружают любимые люди, члены вашей семьи, всё равно в вашем уме не будет счастья.

Если мы подумаем о негативных эмоциях, то поймем, что очень часто полагаемся на привязанность, когда хотим обрести желаемое и наоборот, полагаемся на гнев и неведение, когда хотим избежать нежелательного. Мы находимся под влиянием этих трёх ядов ума. Сейчас, помня об этом, мы раскаиваемся в негативных деяниях и, прежде всего в трёх ядах ума - в свойственных нам омрачениях. Следующая часть семичленной молитвы - это сорадование благим деяниям и добродетелям других существ. Прежде всего, мы радуемся тому, что у Бодхисаттв, Архатов, Архатов-героев и Архатов-пратьимокши есть Бодхичитта и мудрость, постигающая пустоту. Мы сорадуемся тем благим деяниям и добродетелям, которые есть у них, а также добродетельным поступкам таких же людей, как мы с вами, тех людей, которые окружают нас прямо сейчас, тех людей, которые совершают обходы вокруг храмов, читают мантры, накапливают добродетельные поступки подобным образом. Вот так мы сорадуемся. И дальше мы просим Будд дать живым существам учение, наставления по Дхарме. Затем просим Будд и Бодхисаттв не уходить в нирвану, то есть всегда оставаться с живыми существами, чтобы им помогать. И, наконец, мы посвящаем свои заслуги тому, чтобы все живые существа достигли Просветления: мы не думаем только о достижении Просветления для себя одного, о благах этой жизни, но думаем о счастье всех живых существ. Размышляя подобным образом, мы сейчас читаем семичленную молитву.

Для того чтобы породить в себе Бодхичитту, нам нужно сначала обратиться к Прибежищу в контексте Махаяны. Есть один стих, где говорится: «Я обращаюсь за Прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе, пока не достигну Просветления». Здесь мы обращаемся к Прибежищу в Трёх Драгоценностях с точки зрения традиции Махаяны. Будда является общим для Хинаяны и Махаяны, но Дхарма, о которой мы здесь говорим, - это Дхарма, связанная с Махаяной. То же самое касается и Сангхи. Сейчас мы думаем о Будде, Дхарме и Сангхе в контексте Махаяны. Почему мы обращаемся за Прибежищем к Трём драгоценностям? Потому что мы желаем достичь состояния Просветления, которого достиг сам Будда Шакьямуни, и должны помнить об этом.

Слова, которые мы будем использовать, - это слова взращивания Бодхичитты: «Будды и Бодхисаттвы десяти сторон света, пожалуйста, услышьте меня. Я, такой-то по имени, с сегодняшнего дня и до достижения полного Просветления обращаюсь за Прибежищем к Будде - высшему учителю. Мой Учитель, я, такой-то по имени, с сегодняшнего дня и до достижения полного Просветления обращаюсь за прибежищем к Дхарме - высшей форме прекращения привязанности. О, мой Учитель, я обращаюсь за прибежищем к Сангхе Бодхисаттв, которые не сойдут с пути». Это обращение за Прибежищем к Будде, Дхарме и Сангхе нужно повторить трижды.

Следующее - порождение Бодхичитты. Обычно мы говорим: «Пусть с помощью щедрости и других совершенств я смогу достичь полного Просветления». В обыденной жизни мы слишком озабочены своим собственным личным счастьем, думая только о самом себе. Однако мы должны задаться целью расширить наш кругозор, наш способ мышления. И вот мы берём и увеличиваем этот фокус. Мы говорим «мы», например, «мы, тибетцы», вместо «я, тибетец». Затем мы расширяем все больше и говорим: «мы, азиаты» или «мы, жители этого мира». И далее: «мы, все живые существа», или «мы, обитатели всей вселенной». Или если наша молитва всеобъемлюща, например, мы говорим: «все без исключения живые существа, которые населяют разные вселенные», то наш ум становится шире. Его объектом становится бессчётное множество живых существ, населяющих все вселенные, и цель, к которой мы устремляемся, становится тоже великой, очень большой целью.

Мы хотим достичь состояния Будды, состояния высшего Просветления, совершенного состояния. И те качества, к которым мы устремляемся, такие обширные, такие безграничные. Мы устремляемся к этому обширному всепронизывающему сознанию, которое заботится обо всех живых существах, где бы они не находились. Такой альтруизм заставляет нас думать следующим образом: «Если мне придётся ради одного-единственного живого существа переродиться в аду, я с удовольствием сделаю это». Такое сильное альтруистическое намерение сейчас должно породиться в нас, что даёт нам возможность накопить огромные заслуги. Если же мы настроены эгоистично, то сейчас нам необходимо прорваться через завесу эгоизма и включить в круг своей заботы всех живых существ. Тогда будет смысл в тех словах, которые вы обычно говорите: «Пусть с помощью щедрости и других парамит я смогу достичь Просветления ради счастья всех живых существ». Вы должны внимательно и подробно размышлять о том, что такое Бодхичитта. Думайте так: «Безусловно, я достигну Просветления, безусловно, я буду совершать практики, ведущие меня к полному Просветлению». Сейчас вам нужно породить в своём сердце мужество, которое позволит вам думать таким образом.

Сейчас сядьте на одно колено. Те из вас, у кого больные ноги, могут сесть удобно. Как мы говорили ранее, нужно сосредоточиться на Бодхичитте, которая заставляет вас думать о других больше, чем о самом себе. Бодхичитта, которую породил в себе Будда Шакьямуни, - это высшее качество, которое есть в нём, потому что именно Бодхичитта позволила ему достичь собственных целей и целей всех живых существ. Будда Шакьямуни, всеми уважаемый Учитель, достиг высшего состояния Будды благодаря практике Бодхичитты. Его уважают не потому, что он был царевичем, сыном правителя. Подобным же образом великие наставники, такие как Нагарджуна, изложили практики, которыми они занимались, в своих текстах, таких как «Драгоценная гирлянда» и другие. И благодаря Бодхичитте эти Учителя смогли достичь высших состояний, которыми они поделились с нами в своих трудах.

На сегодняшний день мы являемся очень удачливыми существами, потому что родились в человеческом теле, встретились с Дхармой и очень чистой традицией университета Наланда. «Так же, как и великие Учителя прошлого применяли на практике эти великие учения, взращивали Бодхичитту, я сумею породить в себе Бодхичитту и займусь этими практиками. Будды и Бодхисаттвы, пребывающие в десяти сторонах света, пожалуйста, слушайте меня, мой Учитель, пожалуйста, слушайте меня. Я, такой-то по имени, в этой и других жизнях практиковал щедрость и медитацию, а также другие парамиты, и побуждал других к их применению. Подобно тому, как Будды прошлого шли по пути, как великие Бодхисаттвы порождали Бодхичитту, я, такой-то по имени, с сегодняшнего дня и до Просветления сумею породить в уме устремлённую к Пробуждению Бодхичитту. Я сумею освободить тех, кто не освобождён, спасу тех, кто не спасён, избавлю тех, кто не избавлен. Я приведу к Нирване всех живых существ, ещё не пришедших к ней».

Во время следующего повторения думайте о том, что все Будды и Бодхисаттвы находятся перед вами, и вы собираетесь принять их в качестве примера и будете уподобляться им. «Я посвящу все свои заслуги достижению полного Просветления ради счастья всех живых существ. Будды и Бодхисаттвы десяти сторон света, пожалуйста, слушайте меня. Я, такой-то по имени, какие бы благие деяния я не совершил в этой и следующих жизнях, щедрость, нравственное поведение и так далее, а также все деяния, к которым побуждал других, подобно тому, как великие Будды и Бодхисаттвы прошлого порождали ум, устремлённый к Просветлению, я также сумею породить в себе устремление к Просветлению».

Во время третьего повторения мы думаем о том, что мы получили человеческое рождение, что нам очень повезло, что мы услышали о существовании Бодхичитты - состояния, в котором мы думаем о других больше, чем о самом себе, и что у нас есть возможность её практиковать. Мы узнали о том, что есть закон взаимозависимого возникновения. В соответствии с этим принципом, чем больше вы помогаете другим, тем большую пользу извлекаете сами. Вы будете счастливы как в кратковременной, так и в долговременной перспективе. Вас ждёт прочное, нерушимое счастье.

Из всевозможных практик нет ничего выше, чем практика Бодхичитты, согласно которой других существ мы ставим выше себя самого. Это практика, которой придерживаются Будды и Бодхисаттвы. Вместо того чтобы подносить бесчисленное количество даров Буддам и Бодхисаттвам, лучше зародить в себе Бодхичитту - она превосходит все возможные подношения. Мы также можем совершать практику Ваджрасаттвы для очищения кармы, но всё же нет ничего выше, чем практика взращивания мудрости постижения пустоты. Если каждый день утром вы можете думать о Бодхичитте - состоянии ума, в котором мы можем уделять другим больше внимания, чем себе, и думать: «Если я буду порождать Бодхичитту, тогда моя жизнь будет исполнена глубокого смысла». Каждое утро думайте об этом, думайте о Бодхичитте, о том, как важно заботиться о других больше, чем о самом себе. Думайте так, пока слёзы не потекут из ваших глаз. Пообещайте себе: «Я обязательно сумею породить в себе Бодхичитту, я достигну состояния Будды ради счастья всех живых существ и ни за что на свете не отступлю от Бодхичитты». Так вы берёте на себя определенные обязательства.

Те из вас, кто не может пообещать, что никогда не отступит от Бодхичитты, думайте о том, что будете стараться следовать примеру Бодхисаттвы, подражать Бодхисаттвам насколько это возможно, что никогда не причините вреда никому, даже маленькому насекомому. «Пусть Бодхичитта породится там, где она еще не породилась, а где породилась, пусть постоянно приумножается. Пока существует пространство, пока существуют живые существа, пусть и я остаюсь, чтобы избавлять от страдания всех живых существ». На этом мы закончили зарождение вдохновенной Бодхичитты. Те тибетцы, которые возвратятся на родину, читайте эти стихи обращения за Прибежищем ежедневно и старайтесь думать о том, что я сказал. Если вы сможете думать об одной этой маленькой строфе, то увидите, что эти четыре строчки заключают в себе всё учение Будды.

Однажды тибетцы попросили меня дать учение по этой молитве Прибежища. Я очень обрадовался и сказал: «Вы действительно понимаете учение Будды». Если вы счастливы, то читайте эту молитву и размышляйте; если вы в плохом настроении, то тогда гораздо труднее сосредоточиться на молитве. Когда светит солнышко и мы не голодны, то ведём себя как практикующие Дхарму. Мы можем говорить: «Пусть я смогу достичь Просветления ради счастья всех живых существ, моих матерей», но когда мы оказываемся в трудной ситуации, в самом центре конфликта, то имеем склонность забывать о Дхарме. Мы начинаем сражаться или обманывать. Это указывает на то, что мы не являемся настоящим практиком Дхармы. Когда вы оказываетесь в сложной ситуации, то вдруг переходите в своё обыденное состояние ума. Это говорит о том, что как практики мы чрезвычайно слабы.

Нам так легко сойти с пути, когда нам трудно, и почти не составляет труда быть достойным практиком, когда у нас всё хорошо. Но настоящая проверка для нас - это трудная ситуация, и если мы сохраняем присутствие духа, то можем считать себя настоящим духовным практиком. Если тот, кто является неверующим человеком, совершает негативное действие, то в этом нет ничего удивительного. Но если мы объявляем себя великим духовным практиком, а потом совершаем негативные действия, то это весьма прискорбно. На этом мы закончили утреннюю сессию. Сейчас молитва посвящения заслуг.

По материалам синхронного перевода лекций

Текст подготовили: Надежда Дегтяренко, Валентина Головкина

Продолжение следует…

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag