Главная Новости Контакты

Далай-лама: «Постигнув учение Будды о пустоте, вы получите ключ к другим его учениям»

Из учения Далай-ламы по текстам Шантидевы «Бодхичарья-аватара» и Далай-ламы III «Ламрим – чистое золото». Часть 4.

Часть 3.

Часть 2.

Часть 1.

121Основной текст, который мы будем изучать в течение нескольких дней, - это «Бодхичарья-аватара» Шантидевы, а также текст Ламрим «Сущность чистейшего золота», составленный Далай-ламой III. Как вы все знаете «Бодхичарья-аватара» является сборником практик, которые выполняют во всех школах тибетского буддизма: Сакья, Ньингма, Гелуг, Кагью и Чжонанг. С момента создания этот текст в Индии и Тибете был главным из тех, что объясняют практику взращивания любви ко всем живым существам - Бодхичитту. Поэтому он действительно является чрезвычайно важным и полезным.

Я решил совместить учения по вышеназванным двум текстам потому, что в «Бодхичарья-аватаре» говорится о том, насколько важно взращивать Бодхичитту и совершать практику шести парамит. Если же мы хотим понять порядок этих практик, то нам необходим «Ламрим», в частности, «Ламрим» Далай-ламы III, который показывает нам правильную последовательность их исполнения. Взращивание Бодхичитты должно проходить в определённом порядке: чтобы развить ее в себе и довести до высшего уровня, мы должны развить в своем уме великое сострадание. А для этого нам необходима практика отречения, для реализации которой нам нужно соблюсти все необходимые условия. В частности, нам необходимо размышлять о природе страдания самсары, о законе кармы и т.д. Именно поэтому в Тибете существовала традиция взращивания Бодхичитты, которая предполагала предварительные практики в безошибочном порядке.

С приходом Атиши, индийского мастера XI века, появилось философское произведение под названием «Светоч на пути к просветлению». В действительности, это тот текст, который является основой практики взращивания Бодхичитты. К нему существует также множество комментариев, например, «Великое изложение Ламрима» и другие. Существуют разнообразные традиции преподавания этих практик, и одна из традиций предполагает объяснение «Бодхичарья-аватары» и изложение основных правил поведения.

Как вы знаете, я получил линию преемственности «Бодхичарья-аватары» от Куну Ринпоче, и для меня этот текст был чрезвычайно полезным. В свою очередь, этот Учитель получил эту передачу от Дза Патрула Ринпоче. На них я в основном полагаюсь. Что касается второго текста «Суть чистейшего золота» Далай-ламы III, то я получил передачу от Геше Тенпа.

Сегодня здесь собралось много людей из самых разных стран, и я считаю крайне важным дать вам надлежащее введение в буддизм. Когда вы поймёте, что такое буддизм, то следующий шаг, который необходимо сделать - это применить на практике те наставления, которые вы получили. Если вы изучаете «Бодхичарья-аватару» Шантидевы, то в первой главе становится ясно, что этот текст предназначен для человека, который уже является буддистом. Но в девятой главе содержатся наставления, рассчитанные также на людей, не являющихся буддистами.

В самом начале я читал молитву, составленную Нагарджуной: в ней он вспоминает о доброте своего Учителя Будды Шакьямуни. Там говорится так: «Движимый великим состраданием, ты, Будда, преподал концепцию взаимозависимого возникновения. Перед Тобою я совершаю простирания». Тема этой молитвы следующая: то учение, которое дал Будда, является глубоким и обширным. Он преподал его своим последователям, потому что испытывал огромное сострадание ко всем живым существам. Целью этого учения было устранить все неправильные взгляды, которые присутствуют в умах живых существ. Теперь вопрос в том, почему Будда преподал учение, устраняющее неправильные взгляды? Потому что именно они приводят ко всем тем нежелательным переживаниям, которые мучают нас.

Любое живое существо испытывает инстинктивное желание счастья, а также нежелание страдания. Одновременно каждое живое существо обладает правом испытывать счастье и избегать страдания. Для того чтобы достичь этого счастья нам, прежде всего, необходимо знать его природу и понимать, каким образом оно может быть достигнуто. Только если мы знаем об этом, мы способны его обрести.

Представьте себе человека, который страдает от бедности. Если он будет просто лежать и ничего не делать, то едва ли разбогатеет. Именно поэтому, чтобы в этом мире обрести какие-либо материальные блага, которые мы видим повсеместно, например, еду, богатство, одежду, то становимся очень активными - занимаемся бизнесом, что-то продаём, что-то покупаем и так далее. Тогда весь мир приходит в движение, становится активным, и это показывает чрезмерную взаимозависимость всего, что в нём есть.

Например, в сфере бизнеса или экономики, в сфере развития новых технологий мы видим, как эти технологии начинают играть всё более и более ощутимую роль на пути материального прогресса. Именно поэтому люди даже на мирском уровне сегодня понимают важность образования, потому что начинают понимать, что благодаря образованию у них появляется возможность устранять свои проблемы. В тех областях нашего мира, где превалирует неграмотность, всегда слишком много проблем, и потому образование имеет большое значение даже в смысле мирского счастья, для достижения самых обыденных вещей. Если мы хотим обрести необходимые материальные блага, нам нужно понимать, каким образом это сделать. Мы приходим к выводу, что только благодаря образованию мы можем получить нужную информацию, которая поможет обрести желаемые объекты, а также информацию о том, что этому не способствует. Это то, что сегодня становится очевидным.

Тяга к образованию отсутствует в мире животных. Например, самки, воспитывающие своих детёнышей, учат их тому, каким образом им достичь желаемых целей. В силу отсутствия у животных языка, они не могут взаимодействовать должным образом. Их процесс обучения является примитивным и не приводит к достижению желаемой цели в полной мере. Если мы поднимемся на уровень человека, то благодаря достаточно развитым умственным способностям люди осознают важность образования: именно с помощью обучения, обретения мудрости мы можем избежать ложных способов обретения счастья и найти подлинные.

Именно поэтому в молитве Нагарджуны говорится, что Будда преподал концепцию взаимозависимого возникновения для того, чтобы устранить неправильные взгляды. Как мы обсуждали вчера, источником всех страданий являются омрачающие эмоции. Если мы составим классификацию, то выделим 84 000 омрачающих эмоций. Классификация на более грубом уровне выделяет два вида: категория воззрения и категория не-воззрения. Омрачения категории не-воззрения не связаны с различающей способностью, с принятием решений и так далее. Те омрачающие эмоции, которые относятся к категории воззрения, напрямую связаны с верованиями и взглядами. Даже несмотря на то, что эти верования являются ошибочными и зачастую сбивают нас с толку, они всё же заставляют нас крепко-накрепко держаться за тот или иной объект. Далее мы можем сказать, что все омрачающие эмоции коренятся в неведении, в неправильном восприятии реальности. Если вы тщательно поразмыслите о том, каким образом функционируют омрачающие эмоции, то увидите, что отвращение, гнев, привязанность связаны с преувеличением, с состоянием ума, в котором искажаются те или иные качества объекта - он становится чрезмерно привлекательным или наоборот чрезмерно отталкивающим. Вот это и ведёт к формированию неправильных взглядов. В основе этих омрачений лежит неведение, искажающее реальную картину мира.

Каким образом это происходит? Хотя всё в мире является взаимозависимым и пустотным, неведение заставляет нас думать, что все явления существуют независимо друг от друга. И все эти омрачающие эмоции коренятся в этом типе неведения. Каким же образом нам устранить их? Для этого недостаточно лишь молиться о том, чтобы устранились все омрачающие эмоции. Одними молитвами не достичь этих целей. Только в том случае, если мы постигнем реальность и поймём, как функционируют эти омрачения и неправильные взгляды, мы можем с ними справиться.

Например, если мы хотим съесть тот или иной незнакомый фрукт, то поначалу мы не знаем, является ли он ядовитым или полезным. Он может казаться нам таким соблазнительным, но если в действительности он является ядовитым, то, съев его, вы будете страдать от последствий. Следовательно, вам нужно искоренить неправильное представление о том, что данный фрукт является полезным. Для этого необходима мудрость, которая обнаружит, что его есть опасно. Если же вы просто будете сидеть возле него и читать молитву: «Пусть этот фрукт не будет ядовитым», то это вам не поможет. Только если вы на самом деле постигнете, что данный фрукт является ядовитым, и будете знать, что не стоит есть ядовитую пищу, тогда вы убережёте себя от негативных последствий.

Только с помощью постижения реальности и взращивания мудрости, которая показывает картину мира правильным образом, вы можете искоренить неправильные представления, которые лежат в основе всех омрачающих эмоций. Именно поэтому Нагарджуна в своём приветствии Будде Шакьямуни говорит: «Я простираюсь перед Буддой Шакьямуни, который преподал правильный взгляд для того, чтобы искоренить неправильные воззрения живых существ. И Ты сделал это, движимый великим состраданием». Так мы понимаем, что Будда был действительно очень сострадательным по отношению к нам, потому что он хотел, чтобы все живые существа избавились от страданий. Вопрос в том, каким образом Будда помогает всем живым существам устранять страдания. В одной из сутр говорится о том, что даже Будда не способен устранить страдание живых существ, взяв их своей рукою или смыв их водою. Но он способен дать Учение, которое может быть применено на практике каждым из них. Только сами они могут устранить страдание, опираясь на Учение Будды. В этом суть молитвы Нагарджуны.

Что же такое искажённые взгляды или неправильные воззрения? Их существует огромное количество. Самый тонкий из них - это неведение, которое искажает картину мира и заставляет нас думать, что всё существующее нерушимо и независимо друг от друга. Будда говорил, что источником всех страданий является неведение и это очень сильное высказывание. Поскольку наши страдания связаны с врождённым неведением, то мы не можем их устранить одними молитвами. Только устраняя причины страданий, мы можем устранить собственно страдания.

Мы видим, насколько важную роль начинает играть образование в нашем мире и люди начинают понимать его необходимость. Каким образом оно может помочь нам устранить страдания любого рода? Например, если вы не учили алфавит, то у вас есть неведение, которое не позволяет вам его знать. Когда вы изучаете алфавит, то устраняете именно этот вид неведения. Если вы думаете о природе страдания, то начинаете понимать, что все виды страдания имеют в качестве своего корня неведение: оно лежит в основе всех омрачений, искажая реальность. Если мы сможем устранить его, то устраним и все прочие страдания, которые испытываем ежедневно. Если мы сможем понять реальность, подлинный способ существования явлений и событий, тогда устранится неправильное воззрение о том, что все явления существуют независимо друг от друга и нерушимо. Именно поэтому Нагарджуна сказал, что Будда преподал нам правильные воззрения для того, чтобы устранить страдание всех живых существ.

Если мы углубимся в своих рассуждениях и подумаем о том, как же нам устранить это неведение, то давайте проследим, каким образом все явления предстают перед нашими глазами. Они кажутся нам такими независимыми, такими прочными и нерушимыми. Но так ли обстоит дело на самом деле? Нет, в реальности всё иначе. Получается, что все явления существуют в жёсткой зависимости друг от друга, и нет ничего, что бы существовало независимо. Так мы начинаем понимать, что все явления существуют лишь как ментальные обозначения, лишь полагаясь на другие факторы и объекты. Как только мы узнаем об этом, то в этот самый момент понимаем, что восприятие того, что все явления существуют независимо, прочно и нерушимо, является ложным.

Неведение, которое заставляет нас цепляться за объекты как реально существующие, может быть устранено только с помощью мудрости, которая позволяет нам видеть реальное существование предметов и явлений - благодаря этому мы можем справиться с неведением, лежащим в основе всех омрачающих эмоций. Именно поэтому Нагарджуна в своём тексте «Фундаментальная мудрость срединного пути» говорил, что Будда основывал все свои учения на концепции двух истин: абсолютной и относительной. Абсолютная истина - пустота, а относительная - все явления существуют лишь как ментальные обозначения.

В тексте Шантидевы говорится, что Будда дал такое огромное количество учений лишь для того, чтобы привести всех своих учеников к высшему постижению пустоты. Когда мы даём введение в буддизм, очень важно начинать с упоминания о мудрости, постигающей пустоту. Если кто-либо способен дать вам объяснение нирваны, освобождения, то он должен быть способен привести вас к постижению того, что причины, противодействующие нирване, могут быть устранены. Потому что если вы не знаете о возможности и способе достижения нирваны, тогда не имеет смысла размышлять о природе страдания - вы лишь будете испытывать новые страдания.

Для того чтобы понять, что такое освобождение или просветление, нам нужно рассмотреть эти понятия с точки зрения школы Срединного пути. Конечно, все школы философской мысли преподаны самим Буддой, но если мы исследуем Его объяснения во всей тонкости, то придём к выводу, что именно Мадхьямика - школа срединного пути - является высшей из всех. Когда мы хотим понять что такое нирвана и освобождение, нам необходимо понять, что такое пустота. Здесь мы можем положиться на текст Арьядевы «Четыреста стихов». В нём говорится, что если вы поймёте учение о пустоте, которое преподал Будда, то сразу же получите ключ к другим его учениям, которые раньше казались вам не очень понятными. Если вы подумаете об обыденных удовольствиях, о мирском процветании, то решите, что конечно стоит их достигать. Но по сравнению со счастьем нирваны они покажутся вам ничтожными. Поэтому если вы поймёте, что такое освобождение, то вы будете в меньшей степени устремляться к удовольствиям этой жизни. Если же ваше постижение нирваны находится лишь на словесном уровне, тогда вы не можете по-настоящему этого оценить.

Как же нам постичь это в полной мере? В этом нам поможет проникновение в сущность пустоты. Нам также важно понять, что подлинной природой ума является ясный свет и что неведение, которое искажает реальность, является временным явлением. Его можно искоренить путем взращивания мудрости. Поняв эти вещи, мы можем переходить к развитию однонаправленной концентрации. После достижения высшего уровня однонаправленной концентрации мы можем достичь единства шамадхи и випашьяны. Это единство, сфокусированное на пустоте, поможет нам пройти различные духовные пути, ведущие к Просветлению.

Именно поэтому в Сутре Сердца содержится мантра пустоты, которая описывает различные стадии пути, ведущего к Просветлению. Что же такое пустота? И каким образом нам взрастить мудрость, постигающую пустоту? Это делается постепенно. Сначала необходимо изучать, что такое пустота, то есть слушать учения, говорящие о ней, и внимательно изучать эту концепцию. Затем мы должны постараться тщательно размышлять об этой концепции и достичь мудрости, тщательно медитировать об этой концепции и достичь мудрости.

Существует три уровня постижения пустоты. Сначала я хочу остановиться на девятой главе «Бодхичарья-аватары», которая называется «Парамита мудрости».

Девятая глава (в русском переводе[1] стр.129 «Парамита мудрости») первый стих:

“Все эти [парамиты]

Изложены Муни для [достижения] мудрости.

И потому да породит мудрость

Желающий устранить страдания”.

Наша конечная цель - достижение состояния Будды. Цели бывают двух видов: первая - благоприятное рождение, вторая и высшая - освобождение или полное просветление. Первая является более тривиальной, обеспечивая лишь благоприятное рождение в самсаре. Вторая - это то, что достигается с помощью веры. В буддизме вера порождается с помощью логического анализа и размышления.

В буддийских текстах содержится упоминание о двух видах веры. Первый вид - вера людей с менее развитыми интеллектуальными способностями, не связанная с логическим анализом. Второй вид - вера людей с развитыми умственными способностями, опирающаяся на логический анализ и рациональное мышление. Например, если человек хочет изучить тот или иной текст, то он должен знать цель обучения. Если он понимает цель, то изучение текста будет иметь большой смысл и ему будет проще читать и запоминать его.

Все страдания имеют своим корнем неведение и его можно устранить с помощью взращивания мудрости, которая постигает реальность и прямо противоположна неведению. Для того чтобы достичь состояния всеведения, недостаточно лишь устранить неведение. Нам также необходимо взрастить такую мудрость, которая постигает абсолютно все явления одновременно, в один момент осознавания. В тексте говорится о желающем устранить свои страдания и страдания других существ. Если мы хотим устранить страдания других существ, то нам необходимо достичь состояния всеведения. Для начала нам необходимо понять, что такое неведение и взрастить мудрость противоположную ему, то есть мудрость, сфокусированную на пустоте всех явлений.

По материалам синхронного перевода лекций

Текст подготовили: Надежда Дегтяренко, Валентина Головкина

Продолжение следует…


[1] Здесь и далее Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара). Фонд «Карма Йеше Палдрон» - Культурный центр «Уддияна», 2000. 232 стр.

Фото: Анатолий Кинчаров

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag