Кочевья хурулов и калмыцких родов в конце XIX века

В хурул на молитвенную службу

В хурул на молитвенную службу

Монастыри играли важную социальную роль в калмыцком сообществе. Различные обряды - свадьбы, похороны, лечение, гадание - проводимые буддийским духовенством, делали огромным влияние хурулов на жизнь людей.  Они являлись основой удовлетворения духовных потребностей народа, хранителями традиционных ценностей, в силу чего были неразрывно  связаны с калмыцкими родами.  Поэтому каждый хурул имел свою родовую принадлежность и существовал на пожертвования этого рода. Более того, данная зависимость вынуждала хурулы двигаться вслед за своими родами. Следовательно, изучение мест кочевок хурулов позволяет уточнить места кочевок и калмыцких родов.

Багацохуровский улус

Территория Багацохуровского улуса - это земли нынешнего Юстинского района. Сведения по пяти хурулам улуса подали лама калмыцкого народа Зодба-Аракба и бакша Багацохуровского улуса Бар-Шара Манджиев. К сожалению, списки учеников были даны общие для всех хурулов, что не позволяет достаточно точно указать их родовую принадлежность.

Все пять хурулов: Первый Большой хурул, Манлан Большой хурул, Докшадын Большой хурул, Дандажигин Малый хурул и Онкоров Малый хурул с весны до осени совместно кочевали в урочище Эмчин Боро. С осени до весны - на землях духовенства в местности Цаган_Аман, где, как указывал попечитель, «имеются сюме, субурган и деревянные дома, построенные духовенством. Во-вторых, находящиеся в хурулах гелюнги, гецули и манджики делают по Далай-Ламайской религии службы в хурулах и исполняют по своему сану обязанности».

Учениками пяти хурулов были Запсуры зайсангов аймаков Ирсламова, Онкорова, Хазамбышева, Убуши Чиджинова, Тукчи и Бакшин Шебенерова рода, а также Бакшин-Шебенеры аймаков Павла Алексеева, Эрдени Джимбеева, Генден_Убуши Зунгруева, Цебек_Джала Онкорова, хурул Шебенерова рода аймаков Убуши Чиджинова, Лиджи_Церен Джапова, Хазамбышева, Эрдени Джимбеева, Онкорова, Убуш_Манджи и Секлетера, Истинкинерова рода аймаков зайсангов Улаза и Хонгора.

Александровский улус

Александровский улус ныне находится на территории Астраханской области и частично в Калмыкии.

Послушниками Первого Большого хурула были представители Цатанова рода зайсангов Джан Хазлаева и Банчикова, Керетова рода аймака Сариева и Мергечутова рода. Учениками Манлан Большого хурула являлись представители Керетова рода зайсанга Сариева, Шебенерова и Бага-Хошоутова родов зайсанга Улюмджиева, Эркетенева рода Н. Дорджаева и Догшутова рода Намруева.

Докшадын Большой хурул набирал учеников из Бага-Хошоутова рода зайсанга Шонхорова, Керетова рода зайсанга Сариева, Эркетенева рода зайсанга Дорджиева, Ики-Хошоутова рода зайсанга Джамуева, Уранхусова рода зайсанга Цебекова.

Эти три хурула кочевали летом в нагорной стороне Волги и с левой стороны озера Шамбай, «зимой          три больших и один малый Цацан хурулы имеют зимовку на луговой стороне реки Волга, где построен один молитвенный каменный сюм Манлан большого хурула, каменный сюм Доншоджи большого хурула, деревянный дом Цацан малого хурула, каменная цаца и один деревянный субурган».

Цацан Малый хурул кочевал летом в урочище Гашун Худук, зимой на нагорной стороне Волги против острова Цаган Аман, где был построен один деревянный субурган.

Цагаланкинов Малый хурул набирал учеников из Цагаланкинова и Шебенерова родов.

Джума Бакшин Малый хурул кочевал летом в урочище Табун Модон, зимой - на нагорной стороне Волги, «около сада владельца Тюмень, где построен один деревянный субурган». Ученики набирались из Керетова рода зайсанга Сариева, Хахачинова и Уранхусова родов зайсанга Цебекова.

Ноен Убушан Малый хурул имел постоянное местопребывание на нагорной стороне Волги в урочище Гурбун-Улан «в каменных кибитках». Учениками были подданные мелкопоместного владельца Батырова.

Арши Бакшин Малый хурул тоже имел постоянное место. Как писал попечитель Калмыцкого Базара, данный хурул «постоянно жительство имеет на нагорной стороне р. Волги на Калмыцком Базаре, где построен один деревянный субурган». Ученики были из Бага-Эркетенева рода аймака зайсанга Аршиева, Цатанова и Хазланкинова родов аймака зайсанга Хазлаева.

Харахусовский улус

Старший бакша всех харахусовских хурулов Сана Осоров и попечитель Харахусовского улуса К. Егоров подали сведения по Харахусовскому улусу. Ныне часть территории этого улуса относится к Юстинскому, Яшкульскому и Черноземельскому районам.

Араши Гюлюнг Харахусовский Большой хурул, Малый Дугаров хурул, Арши-Чилинг Харахусовский Малый хурул кочевали вместе летом в урочище Ярхан-Боро, зимой - в урочище Утта. Затем стали кочевать летом в урочище Утта, а зимой - в урочище Аваджи.

Араши Гюлюнг Харахусовский Большой хурул набирал учеников из Харахусова рода зайсанга Бадля Эрдениева.

Малый Дугаров хурул набирал послушников из представителей Харахусова рода зайсанга Бадля Эрдениева и Нойдутова рода старшины Шонх Камушева.

Арши-Чилинг Харахусовский Малый хурул набирал учеников из Ангучинова рода зайсанга Сангаджи Бюбеева и Бага-Гурбутова рода.

Эрдениевский улус

Большая часть Эрдениевского улуса относится к нынешнему Яшкульскому и Черноземельскому районам. Попечитель К. Егоров и старший бакша всех эрдениевских хурулов Эрдени Ширипов сообщили, что в их улусе кочуют всего два хурула.

Сере-Текглинг Эрдениевский Большой хурул кочевал летом в урочище Деде-Китин, Менгете, Норбо-Арша, Ноен-Гелюн, Серкенекте, Тебет и Бурджи, а зимой - в урочище Ара-Тоста.

Малый Манлон хурул летом и зимой кочевал на Сарпе. Ученики набирались из Самтанакинова рода аймака зайсанга Бадма_Убуши Дарджиева, Шебенерова и Замутова родов зайсанга Цебека Дорджиева, Багутова рода зайсанга Дамбилева, Джамбанкинова рода зайсанга Эрдени Санчирова, Бабенкинова рода аймака зайсанга Бадма Хамурова, Ики-Гурбутова рода зайсангов Нарима Атиева и Бочкаева.

В начале XX века, на первом этапе заселения калмыками волжских степей, наиболее древними из числа действующих хурулов были харахусовский хурул Раши-Гомон, эрдениевский Сере-Текглинг, икицохуровский Гемперлинг и Тэгэчин-Шараб-Чонкорлинг, малодербетовские хурулы Далай-ламы и Доджуд-Рацан, эркетеневский Реши-Мон, большедербетовский Раши-Гомон, багацохуровский Ламринлииг, хошутские Раши-Лхунбо и Нойон Убашан. Всего насчитывалось около ста хурулов.

Эркетеневский улус

Сведения по Эркетеневскому улусу, ныне это территория Черноземельского района, были поданы бакшой семи хурулов Эркетеневского улуса, ламой меркетова рода Первого Большого хурула Ширипом Нарыновым. Все семь хурулов зимовали при зимней ставке в урочище Донам Быш (Белое озеро). А весной, летом и осенью первый Эркетеневский Большой хурул кочевал в урочище Котка. Послушники набирались из Будбулова, Цатанова, Меркетова, Хоокчутова, Кетченерова, Шарс-Багутовского, Гуюрмутова родов.

Второй Докшудов Большой хурул кочевал в урочище Бартха. Принадлежал, очевидно, Кетченерову, Мацагакинову, Цебгакинову, Шебинерову, Икихапчинову, Тобенкинову, Багахапчинову родам.

Третий Ики-Малу хурул кочевал в урочище Джанай. Обслуживал Эрекчутов и Харнутов рода аймака зайсанга Никеева.

Четвертый Бага-Мала хурул кочевал в урочище Маргата и Одюдень. Учениками были представители Бульчинерова и Шебенерова родов.

Пятый Еми Ихи или Емин Малый хурул кочевал в урочище Котка. Шестой Мани или Манлан Малый хурул кочевал в урочище Кек Усун. Обслуживал Цатанов, Керетов и Эрекчутов рода.

Седьмой Бага-Мала Малый хурул кочевал в урочище Джамбыш и Тапка Гецуль. Послушники набирались из Багахапчинова и Икихапчинова родов.

Яндыковский улус

Территория этого улуса в Советские времена называлась Каспийским, а ныне Лаганским районом. Сведения были поданы попечителем Яндыковского улуса Артемьевым и старшим бакшой всех яндыковскых хурулов Ширипом Мончаевым в 1883 году.

Яндыковский Большой хурул кочевал летом по берегам ильменей Лабзанг, Джабага, Цурхата, зимой в урочище Гахата. Ученики набирались из Ламан-Шабинерова и Барунова родов аймака Улюмджи Замбаева, Барунова рода аймаков Бадмы Церенова, Оргечкиева, Моголцык Бадмаева, Корнусова и Керетова рода аймака Босхо Эрдениева.

Багутов Большой хурул кочевал летом при худуках Гурбун   Малзарнке, Гурбун Маштак, Ботошь Монтошь, зимой - при худуке Булгум. Ученики состояли из представителей Багутова рода аймака зайсанга Лиджи Гаря Оконова.

Цатанов Большой хурул кочевал летом в местности Хота, а зимой в местности Гута. Ученики относились к Цатанову роду аймака зайсанга Эрдени Малочаева.

Шебенеров Малый хурул кочевал летом на стороне Борлнь Хал, в урочище Зар, зимой в урочище Бу. Ученики были из Керетова рода аймака Эльзете Самтанова и Шебенерова рода.

Керетов хурул кочевал летом на стороне Борлнь Хал, в урочище Уту-Газар, зимой в урочищах Бора и Уту-Газар. Ученики набирались из Керетова рода аймаков Убуши Хечиева, Самтанова, Сангаджиева, Бебюева, Корнусова.

Керетов Малый хурул кочевал в урочище Дабхар.

Батутов Малый хурул кочевал в местности Тарани-Хол, а ученики набирались из Батутова и Керетова родов зайсанга Босхо Эрдениева, Барунова рода аймака Бадмы Церенова, Ахаатанова рода аймаков зайсангов Сангаджи Убушиева и Самтана, Керетова рода Самтанова.

Цатанов Малый хурул кочевал по берегу Ерика, а учениками являлись представители Цатанова рода аймака зайсанга Эрдение Мальчаева. Багутов Малый хурул кочевал зимой и летом в урочище Диике. Послушники были из Багутова рода аймаков зайсангов Лиджи Гаря Оконова, Басанга Бюбеева и Нарана Даржаева.

Мочажное ведомство

Необходимо отдельно указать хурулы Мочажного улуса или ведомства, ныне это Лаганский район и территория, отошедшая к Астраханской области, где кочевали обедневшие рода всех калмыцких улусов. Сведения были поданы попечителем улуса Овечкиным.

Ики-Багутов хурул Эркетеневского улуса кочевал в урочище Зурмата. Ученики набирались из Ики-Багутова рода зайсанга Лиджи Манджи Эрдени Убушаева.

Шарс-Багутов хурул Эркетеновского улуса кочевал летом в урочище Цаган-Обесте, а зимой в урочище Абалик. Ученики набирались из Шарс-Багутова рода зайсанга Замбы Цюрюмова.

Замутов хурул Багацохуровского улуса кочевал весной, летом и осенью в урочище Махлата и Шегете, а зимой в урочище Модон-Шохо. Послушники набирались из Барунова рода зайсанга Гари Джимбеева.

Шонтолов хурул Багацохуровского улуса кочевал весной в окрестностях урочища Табун-Булунг, летом и осенью в урочище Гахата, Бигчалда, Боро-Аджилга, Дабаста, а зимой в урочище Табун-Булунг. Ученики были из Зюневых родов зайсангов Хонгора Ака Манджиева и Онкора. Манджинов хурул Багацохуровского улуса кочевал летом в урочище Махлата, Лован, а зимой в урочище Марсим. Послушники набирались из Зюневых родов зайсангов Павла Алексеева и Убуши Манджи.

Замутов хурул Икицохуровского улуса постоянно находился в урочище Шабарта. Ученики набирались из Замутова рода зайсанга Галя Самтанова, Кебюн-Ноготова рода зайсанга Эрдени Амгулунгова.

Харахусовский Малый хурул имел постоянное местоприбывание в урочище Сухата. Послушники набирались из Харахусовского рода зайсанга Бадмы Эрдениева.

Валерий Батыров, Борлан Лиджиев

«Парламентский вестник», 19 и 26 декабря 2009 г.

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag