Последний монах из рода Балдановых | Буддизм в Калмыкии

Последний монах из рода Балдановых

d0b1d0b0d0bbd0b4d0b0d0bdd0bed0b2Величие буддизма, его роль в мировой культуре, высота его нравственных идеалов неоспоримы. История свидетельствует: в начале XX века в Калмыкии функционировало более ста буддийских храмов и молитвенных кибиток. Духовенство Калмыкии являлось одним из влиятельнейших и богатейших слоев калмыцкого общества. К числу больших хурулов относился и Сойбин Ламан, который соотносился с родом Багшин-Шебенеры. Одним из представителей рода Багшин-Шебенеры был мой прадед, монах Хара Балданов, который получил религиозное образование и в 20-х годах прошлого века был настоятелем Багшин-Шебенеровского хурула. И всю свою жизнь он посвятил вере и лечению людей. Цель моей работы - рассказать о моем прадеде, чтобы его жизнь служила примером для нашего подрастающего поколения.

Цаннит-чоори - высшая богословская школа

В 1890 году при Дунду-хуруле в Малодербетовском улусе была организована первая в Калмыкии Цаннит-чоори - высшая богословская школа. Она была основана известным паломником Базой-бакши. Но в 1903 году вскоре после смерти База-бакши эта школа закрылась.

В 1905 году Далай-лама проживал вблизи российской границы, в центре монголо-ламаистского мира - Урге. Этим воспользовались религиозные деятели Калмыкии, получив благословение Его Святейшества на продолжение «чоори» - высшей буддийской школы.

В 1906 году в Малодербетовский улус прибыл приближенный к Далай-ламе тибетский ученый Агван Дорджиев. Объехав северную и южную часть улуса, он собрал пожертвования и при содействии нойона Тундутова приступил к постройке школы в семи верстах от урочища Амта-Бургуста. Тогда же русским правительством был легализован устав высшей школы -Цаннит-чоори . Так, в 1907 году Чееря-хурулу суждено было вновь открыться в Малодербетовском улусе, где он просуществовал до 1935 года.

В духовной академии молодежь обучали пяти предметам, в том числе буддийской богословской науке, буддийскому учению и диалектике «Нарвал» индийского ученого Дармакирти. Обучение в высшей школе длилось 18 лет. В нее принимались только способные юноши, успешно сдавшие экзамены в школах при хурулах. Выпускникам Цаннит-чоори присваивались ученые степени.

В 1908 году на своем съезде малодербетовские бакши утвердили устав улусных хурулов, соответствовавший требованиям Цаннит-чоори. С этого времени при хурульных школах вводится обязательный 11-летний курс подготовки монахов.

В 1911 году в Малодербетовском улусе было 5 больших и 7 малых хурулов, которые соотносились с родами.

Таким образом, начало XX века ознаменовалось созданием в Калмыкии развернутой цепи образовательных учреждений для духовенства с тремя академиями Цаннит-чоори: в Малодербетовском, Икицохуровском и Денисовском (Богшургинском) улусах.

Багшин-Шебенеровский хурул

Балдановы происходили из рода Багшин-Шебенеры, местом поселений которых была северная окраина Калмыцкой степи, ныне это село Плодовитое.

Багшин-Шебенеры - это  один    из    девяти    шебенеровских    родов Малодербетовского улуса. Шебенеровские улусы и аймаки образовались в результате пожертвований калмыцких ханов и нойонов хурулам по разным случаям в их жизни. В калмыцком ханстве были: Шебенеры-хурульные, ламы, багшин, богдын и т.д. Они ухаживали за хурульным скотом и  прислуживали духовенству. Положение шебенеров, их обязанности, выполнение повинностей зависело от того, кому они прислуживали.

Багшин-Шебенеры, уже название рода говорит о том, что род принадлежал хурульному бакши.

В конце ХIХ века из-за частых территориальных разногласий с соседями на совете старейшин было решено искать другое место для кочевки. И вскоре шебенеры присмотрели для себя место с хорошим травостоем и пресной водой. Сейчас это территория племзавода «Сухотинский» Кетченеровского района. Туда и решили переселиться.

В местечке Цяклт переселенцы установили временный кибиточный хурул, а чуть позже перевезли из Царицына два деревянных дома и построили на возвышении у родника Цаган булг стационарное культовое сооружение. Хурул был характерным компонентом кочевья и представлял собой двухъярусное строение квадратной формы. В нем служили более тридцати монахов и манджиков, жилища которых опоясывали по кругу основное здание. Проучившись в хурульной школе, представители духовенства продолжали свое образование в Малодербетовском Цаннит-чоори. Многие имена священнослужителей Багшин-Шебенеровского хурула сохранены в памяти потомков.

Старожилы рода помнят двух высших наставников (Аха-бакши) - это Авга-лама и Севг-лама, которые, ведя скромный образ жизни, всегда и неизменно отказывались от богатых подношений мирян в пользу беднейших. Они были знатоками астрологии и восточной медицины.

В этом хуруле учились братья Кокла и Бота Лиджиевы. Боота с семи лет учился в Багшин-Шебенеровском хуруле, продолжил обучение в Чееря-хуруле, а затем отправляется в Тибет. Позже Бота стал известен как Геше Вангьял, который основал Лабсум Шедруб Линг, тибетский буддийский обучающий центр (первый ламаистский буддийский монастырь США). Кстати, Хара Балданов был женат на сестре Геше Вангьяла.

Из послушника - в настоятели

Хара Балданов родился в 1894 году, в Багшин-Шебенерах, ныне это поселок Шин-Мер Кетченеровского района. К роду Багшин-Шебенеры относились пять арванов - кевюды, зеды, этясюды, монголы и абганер-шебенеры. Хара Балданов принадлежал к этясюд-арван. В семье Балдановых были две сестры и два брата.

Отец Хары Балданова, Бюрюн Балданов, по семейной традиции отдал своего сына в малолетнем возрасте на учебу в хурульную школу Багшин-Шебенеровского хурула. После ее успешного завершения послушник продолжил обучение в Малодербетовском Цаннит-чоори и блестяще защитил ученую степень бакши. В конце 20-х годов прошлого века Хара Балданов становится настоятелем Багшин-Шебенеровского хурула. Он становится эмчи и лечил многих людей. У него была своя методика врачевания. Из трав, привезенных из Тибета, он по особой рецептуре изготавливал лекарства, которые помогали спасти жизнь многим нашим землякам. Слава о народном целителе быстро разнеслась по всей степи, лечиться к нему приезжали жители практически всех улусов Калмыкии. Но в 1933 году, когда начались гонения на духовенство, хурул закрыли, и последний его настоятель, чтобы спасти свою жизнь, вынужден был снять с себя монашеский сан. После проведенного по этому случаю ритуала бакши было дано мирское имя - Хара.

В начале 30-х годов внезапно умер дядя Хары - Дорджи Балданов. После его смерти, по настоянию родственников, Хара Балданов взял в жены вдову дяди (сестру Геше Вангьяла ) Кююкджу и усыновил трех его сыновей - Ангрыка, Санджи и Буту. Затем рождаются сыновья Николай (мой дедушка) и Петр. Второго сына Петра Кююкджя родила очень тяжело. Когда Петру исполнилось три месяца, мать умерла. Хара Балданов после смерти жены женится на Поти, которая родила ему дочь Отхн. Таким образом, у моего прадеда было шестеро детей.

Годы испытаний

Для религиозных деятелей Калмыкии начались тяжелые времена.

После снятия монашеского сана Хара Балданов сдал всю хурульную утварь в Малодербетовский улуском. Хурул был разграблен, верхняя его часть была снесена. В 1936 году в этом здании открыли начальную школу-интернат. После выселения калмыков в Сибирь культовое сооружение было полностью разобрано, стройматериалы перевезли в п. Кетченеры и построили дом, который позже сгорел.

А   последнего настоятеля хурула Хару Балданова ждали новые испытания - депортация 1943 года в Сибирь. Собрав вокруг себя всех родственников, друзей и соседей, он добился того, чтобы их поселили в одном месте - в Славгородском районе Алтайского края. И в ссылке Хара Бюрюнович не терял веру в бога, продолжал лечить своих земляков. Его особая методика и доброе сердце помогли справиться с болезнями многим людям, и не только калмыкам. В Сибири Хара женил трех сыновей.

В тяжелые годы жизни в Сибири, он приютил у себя многих своих племянников, всех содержал, спас от голодной смерти и всех выдал замуж. Так например, в семье Хары Балданова воспитывалась и вышла замуж племянница жены - Гиляда,которая осталась сиротой.

В ссылке калмыки приносили Харе свои семейные реликвии, различную буддийскую утварь. Все эти эрк, джадв, чашки из серебра, сандаловые четки, моган овр (дословно: змеиный рог) помогали ему при лечении больных. Он пользовался этими вещами во время проведения религиозных буддийских обрядов и сохранил их до возвращения на родину.

В 1957 году Хара Балданов со всем своим многочисленным семейством вернулся в родной поселок Шин-Мер, поселился в скромном имении, которое еще до войны принадлежало его роду. Он продолжал заниматься врачеванием, никому не отказывал в помощи.

По воспоминаниям Утиевой Нины Каранджановны, «Балдна Хар вылечил многих людей. Так, например, в Сибири очень многие наши земляки заболели корью. Он спасал их от этой страшной болезни.Главными методами лечения у него были молитвы (номар тярндх, цер огх) , лечение травами. Балдна Хар был «хурлын ахлач». Я много раз, еще будучи маленькой девочкой, ходила туда, обходила Кюрд (молитвенный барабан), ела аршан. Когда у меня заболел мой маленький сын, я посадила его на деревянную тележку и отвезла к Балдна Хар, который жил в трех километрах от нас. И он вылечил моего единственного сына, за что я ему благодарна и молюсь. Каждый раз, когда по утрам варю джомбу, я отливаю дежинь этому великому лекарю.»

Многие старожилы нашего села рассказывают, что до самой смерти к моему прадеду приезжали люди со всей Калмыкии.

Последние годы Хара Бюрюнович жил в Кетченерах, в небольшой землянке по улице Набережной. Умер он в 1968 году, в возрасте 74 лет. Вот такую яркую жизнь прожил мой прадед, последний священнослужитель рода Балдановых, верой и сердцем служивший людям.

Заключение

Меня, как и многих, тревожит все расширяющийся процесс утери людьми нравственности, роста числа бездушных, черствых людей. Почему это происходит, думается, ясно - дефицитом стала духовная воспитанность, все меньшая вера в прежние идеалы…

Жизнь таких людей, как мой прадед, должна служить примером для нашего молодого поколения.

«Трудно найти благородного человека: не везде он рождается. Но где рождается такой мудрый, там процветает счастливый род». Это цитата из Дхаммапады - знаменитого сборника изречений самого Готамы Будды.

Работу выполнила ученица 8-го класса МОУ «Шин-Мерская средняя школа имени Героя Советского Союза Б.М.Басанова» Балданова Булгун

Учитель: Кандуева Л.В.

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag