Публичная лекция «Этика и общество» Его Святейшества Далай-ламы XIV в Париже

ad09910de4ee88dd434dcf76d47d3b2e_bigСначала позвольте мне сесть поудобнее. Я сажусь в позу для медитации, но не беспокойтесь - я не погружаюсь в безмолвные размышления.

Дорогие братья и сёстры, собравшееся здесь! Сегодня последний день моего европейского визита. Для меня большая честь выступать перед столь многочисленной публикой, которая в большинстве своём, полагаю, говорит по-французски. Я всегда был убеждён, что у французов есть хорошие способности к мышлению. Но, однако, я не совсем в этом уверен (смех в зале).

Некоторые мои друзья беспокоятся о состоянии моего здоровья. И я отвечаю им, что остаюсь всё тем же человеком, обладающим всё тем же телом, однако сейчас мне не хватает одного органа. Мой желчный пузырь доставлял мне небольшие неприятности в течение последних двадцати лет.  Я знал, что там у меня образовались камни, но эта проблема не сильно меня беспокоила. Позже ситуация обострилась, и после осмотра в Индии выяснилось, что камни увеличились практически втрое и появилось воспаление. Врачи рекомендовали мне операцию по удалению камней. Итак, мне сделали общий наркоз: операция оказалась сложнее, чем обычно, и длилась вместо двадцати минут три часа. Три дня спустя я чувствовал себя намного лучше, а через неделю окончательно поправился. Теперь я рад сообщить вам, что у меня стопроцентное здоровье! (аплодисменты в зале)

Я неизмеримо благодарен всем тем людям, что беспокоились о моём здоровье. Большое спасибо!

Когда господин Бадинтер произносил свою вступительную речь, во мне возникли сомнения: действительно ли я обладаю всеми перечисленными им качествами? Возможно, мой давний друг немного преувеличил мои достоинства. Как бы там ни было, я уверен в одном: причиной тому является искренность моей мотивации.

Вы все знаете о драматических событиях, произошедших в Тибете в прошлом году начиная с 10 марта. Вы также знаете, как жёстоко и безжалостно отреагировало на них китайское правительство. Когда буря этих событий утихла, я понял, что испытывал те же самые чувства, что и 10 марта 1959 года во время первого восстания, произошедшего в Лхасе. Но, глубже заглянув в свой ум, я понял, что на этот раз у меня была возможность сохранить некоторую объективность. Это было возможно, даже принимая во внимание мои личные повседневные проблемы в течение столь сложных последних месяцев. И я убеждён, что это является плодом моей практики сострадания, дававшей мне силы сохранить внутренний мир и спокойствие перед лицом этих трудностей. И эти события лишь укрепили меня в мысли о важности сострадания, которое я взращивал всю свою жизнь.

Напомните мне точную тему нашей сегодняшней встречи. Этика и общество.

Мы с вами живём в XXI веке, веке бурного материального прогресса, не повсеместного, разумеется, но имеющего место в Европе, во Франции, в частности. Абсолютно ясно, что это развитие достигло высокого уровня, но очевидно и другое - материальный прогресс сам по себе не способен дать человеку состояние внутреннего счастья и удовлетворения. Порой мы встречаем людей, принадлежащих к малообеспеченным слоям нашего общества, но, однако, радующихся жизни и обладающих внутренним спокойствием. Также встречаются миллионеры, постоянно страдающие от стрессов, депрессий, беспокойств и страхов, даже если у них есть «всё, чтобы быть счастливыми». Конечно, материальные ценности играют большую роль, но величайшей ошибкой будет посвятить им все наши стремления к счастью. Материальный прогресс направлен на наш физический комфорт, на удовольствие от удовлетворения наших потребностей, но всё это имеет мало общего с внутренним духовным спокойствием. Это духовное равновесие рождается в самом уме и создаётся силами нашего ума. Всем нам знакомы примеры людей, находившихся в очень трудных условиях, но, тем не менее, обладавших великой ясностью и безмятежностью ума. Также нам знаком и противоположный пример (возможно, вы и сами испытывали подобное), когда в окружении друзей и всевозможных современных удобств, человек всё же ощущает себя несчастным. Итак, многое зависит от нашего внутреннего отношения, и, порой, оно бывает даже сильнее внешних обстоятельств.

У каждого из нас есть возможность развивать эти внутренние силы. В действительности, каждый из нас обладает равным потенциалом развития, ведь это биологический фактор, который дан нам от рождения. Благодаря этому потенциалу наша жизнь начинается, и мы способны выжить. Научные исследования доказали, что даже до момента рождения для ребёнка важно состояние материнского ума, которое оказывает влияние на будущего малыша; и ещё более эта зависимость проявляется после рождения. Известно, что в первые недели жизни прикосновения матери - главный фактор развития ребёнка, особенно важный для правильного формирования мозга. И именно поэтому у многочисленных видов животных, которые растят своё потомство, такие как птицы, млекопитающие - собаки, кошки и др., наблюдается это внутреннее чувство заботы и внимания, связь между матерью и новорождённым. Итак, очень важно, чтобы мы с вами реализовывали этот потенциал, понимая, что сами можем развивать эти качества, проявлять участие в судьбе других, дарить любовь и теплоту окружающим - всё это мы унаследовали от наших матерей при рождении. Именно это и даёт нам силу для помощи другим, помогает на нелёгком пути служения благу других.

Однажды со мной произошёл случай, который я часто вспоминаю. Это было во время долгого межконтинентального перелёта - возможно Япония-США; обычно я летаю бизнес-классом, ведь 10-15-ти-часовые перелёты в тесном эконом-классе действительно сложно вынести. Моими соседями были молодая пара с двумя детьми. Старший ребёнок был немного спокойнее, а вот младший был крайне беспокойным. Он бегал туда-сюда, плакал, кричал. В течение двух-трёх первых часов полёта отец вместе с матерью были очень заняты своим сыном, но через три часа я заметил, что отец просто-напросто уснул и проспал всё оставшееся время перелёта. Мать же, наоборот, не сомкнула глаз, продолжая бегать за малышом, который не прекращал носиться повсюду и плакать. Она нашла силы не спать всю ночь, и даже утром с глазами, покрасневшими от недосыпания, она всё еще продолжала заниматься своим ревущим ребёнком. Её поведение не было обусловлено глубокой религиозностью или предписаниями закона, а происходило из чувства участия и заинтересованности во благе для своего ребёнка, чувства ответственности, дающего ей энергию, чтобы заниматься своим малышом.

Я считаю, что если мне удалось развить в себе немного сострадания, то зерно его было заложено заботой моей матери. Несколько тысяч людей собралось здесь сегодня, и у нас есть такая возможность благодаря тому, что мать дала нам жизнь, с молоком  мы впитали её заботу и присутствуем здесь благодаря ей. И я убеждён, что чувство ответственности и заботы о других людях может быть неисчерпаемым источником энергии.

Итак, вернёмся к теме «этика и общества», которая имеет непосредственное отношение как к человеческой природе, так и ко всем другим формам жизни. Что мы понимаем под словом «этика»? Одни мои друзья говорят, что этика основана на религиозной вере, но другие утверждают, что это не обязательно так. Я соглашусь со вторыми по многим причинам. Этика означает действие (будь то мысленное, вербальное или физическое), приносящее пользу другому, а также самому субъекту, его совершившему. Но, в свою очередь, то, что доставляет временное удовольствие одному, но приносит вред другому, не может называться этичным действием. Итак, выше сказанное мне представляется наиболее простым и полным определением этики. И мы видим, что такая этика неразрывно связана с бескорыстной любовью и добротой: понятия об этих качествах составляют основу понятия этики, и в этом, конечно же, нет ничего религиозного.

Мы наблюдаем подобную способность проявлять доброту даже у птиц, которые заботятся о своём потомстве, помогают друг другу, но ведь нельзя же утверждать, что они делают это из-за своих религиозных верований. Так, новорождённый инстинктивно перенимает заботу и доброту от родившего его существа, даже не осознавая на интеллектуальном уровне в первое время, что это его мать. В тот момент он способен оценить любовь и доброту матери, и речь здесь также не идёт о религиозной вере.

Существует два вида этики: одна основана на религиозной вере, а другая просто имеет в своём основании добросердечие. То есть, говоря о духовности, мы выделяем одну - основанную на религии, и другую - основанную на доброте, принесении пользы другим, которые в свою очередь приносят окружающим и нам самим внутреннее спокойствие. И когда мы говорим о поступках и словах, то очевидно, что наше тело и речь подчинены нашему уму: именно ум в конечном итоге определяет наши действия как этичные или же наоборот. Подводя итог, мы выделили два типа этики: одна основана на религиозных убеждениях, а другая - на желании принесения добра другим, которое порождает соответствующее поведение.

Итак, это универсальный уровень понимания этики, основанный на фундаментальных человеческих ценностях. Я называю это светской этикой. Это совсем не означает полного отказа от религии и её ценностей, но скорее это похоже на конституцию, которая имеет светский характер и с уважением относится к религиям, в то же время, не предпочитая одну из них другой. Это означает равное уважение как к верующим, так и к неверующим людям, то есть уважение ко всякому образ мысли. И в этом смысле я использую словосочетание «светская или мирская этика». Некоторые мои друзья замечают на этот счёт, что такой подход необратимо приводит к отказу от религии, а другие говорят, что это совсем не так, что употребление выражения «светская этика» вполне уместно. Быть может, такое понимание религии появилось во время французской революции и других подобных революций в Европе, но это относится, скорее, не к самой религии, а к религиозным учреждениям, которые, безусловно, несправедливо наделяли кого-то властью и привилегиями. Но если мы будем иметь в виду все крупные мировые религии, то их главная идея - это любовь и сострадание, и это не имеет ничего общего с организациями, которые пользовались этой идеей для получения власти, для манипуляции и использования других. Во всех религиях присутствует идея любви.

Итак, говоря о светской этике, я исхожу из понятия о здравомыслии, общечеловеческих ценностях, основываясь на понимании, научных исследованиях и особенно на очевидности того, сколь благотворно взращивание чувства всеобщей ответственности и добросердечия.

Человеческое общество состоит из огромного количества людей. Каждый из нас без исключения, с самого рождения знаком с понятием этики, основанной на доброжелательности, стремлении заботиться о других, проявлять участие во благе других. Но также есть ещё один фактор, который обусловлен самим устройством нашего тела: оно создано в соответствии с этими понятиями доброты и любви к окружающим. Сострадание и бескорыстная любовь способствуют поддержанию тела в добром здравии. Доподлинно известно, что такие состояния ума, как гнев, одержимость ненавистью, враждебностью, которая, в свою очередь, порождает страх, являются крайне разрушительными для нашего тела, для нашего здоровья. И наоборот: чувство глубокого сострадания, отсутствие злобы говорит о том, что в нас меньше страха, меньше чувства незащищённости, больше доверия и открытости окружающим. Такое состояние ума способствует хорошему самочувствию, наилучшему взаимодействию с другими людьми. Даже животные чувствуют настроение друг друга: от злой собаки, или даже хуже - от собаки, у которой бешенство, все животные будут спасаться бегством.

Так как мы сами являемся социальными животными, то сострадание и доброта способствуют укреплению социальных связей, в то время, как ненависть и гнев разделяют людей. Именно поэтому важно, если мы желаем развить внутреннее спокойствие, всё более и более развивать бескорыстную любовь, поскольку, поистине, мы все обладаем такой внутренней природой и все стремимся к обретению этого внутреннего спокойствия.

В конце концов, доброжелательность говорит о том, что нам нечего скрывать, ведь если в нашем уме нет ничего, кроме доброты, то нечего и прятать, мы можем быть абсолютно прозрачными, абсолютно открытыми другим, заботясь о благе окружающих, мы можем избавиться от страхов. Учёные говорят, что ненависть и страх разрушают иммунную систему, тогда как люди, которые проявляют и развивают в себе сострадание и доброжелательность, обладают более сильным иммунитетом. Я испытал это на собственном опыте, убедившись, что добрые люди обладают хорошим здоровьем - это следствие их положительных качеств.

Я часто упоминаю, что доброжелательность и бескорыстная любовь - это и есть настоящая красота, красота внутренняя. Часто молодые девушки и женщины озабочены своей красотой, своей внешностью, любят косметику, уход за собой, но это, конечно же, внешняя красота. Не забывайте о красоте внутренней - ведь через несколько дней или месяцев близкие люди понимают, что внешней красоты недостаточно и начинаются проблемы. Ясно, что в идеале обладать внешней и внутренней красотой, но в любом случае, внутренняя красота намного важнее. И я хочу рассказать вам об одном случае, произошедшем в 70-х годах: в моём окружении был один монах, который сложил с себя монашеские обеты и позднее женился. И когда я познакомился с его супругой, то решил пошутить, сказав, что внешне она не слишком эффектна, чтобы из-за этого решиться на отказ от монашеских обетов. Он ответил, что, быть может, она и не так привлекательна внешне, но её внутренняя красота поразительна. На это мне было нечего сказать!

Итак, мой совет девушкам и женщинам, придающим большое значение своей внешности: обращайте также внимание на внутреннюю красоту. Это также относится и к молодым людям, которые заняты своей внешностью, физической силой: заботьтесь также и о своей внутренней красоте!

Итак, этика очень благотворно влияет на наше здоровье. Мы с вами - социальные животные, и до самой смерти мы постоянно стремимся к счастью, но сама эта цель недостижима без участия окружающих, ведь невозможно выжить независимо от других. И наилучший вид взаимодействия с другими - это тёплые отношения, сострадание, доброжелательность - нечто, объединяющее людей, в то время, как ненависть и гнев сеют раздор, отдаляют нас друг от друга. Совершенно очевидно, что если мы хотим создать более счастливое и стабильное общество, то нам нужна этика сострадания.

Итак, если мы поставим перед собой задачу создания более справедливого и сострадательного общества, то, на мой взгляд, есть три возможных способа это реализовать: первый - развитие сострадания, основанного на религиозной вере, и именно, на монотеистических религиях, для которых понятие Бога-создателя является священным. Такое понятие очень сильно, поскольку Бог есть бесконечная любовь, и чем сильнее вера в него, тем больше способность к участию в жизни других, проявления любви и сострадания к живым существам.

Есть также второй подход - нетеистический - принадлежащий буддизму и философии Джайнизма, которые не признают концепции Создателя, но настаивают на понимании закона причины и следствия. Мы все желаем преодолеть страдания, жить счастливо. И это зависит от очень многих причин и условий, например, если мы заставляем другого страдать, то это приведёт к нашим собственным страданиям. Когда мы в мыслях и действиях проявляем доброту к другим, это также наилучший способ для нас самих обрести счастливую жизнь. Сострадание является лучшим способом достигнуть счастья.

Существует и третий способ - светский, я уже упоминал о нем. Огромное количество людей на нашей планете не живут по религиозным законам. Очевидно, что все эти люди также стремятся к счастью, поэтому бескорыстная любовь и стремление к счастью также занимают главное место в их жизни. И им совершенно необходимо знать способы развития доброты и сострадания. Итак, поощрение и развитие благих качеств - это то, что я называю светским путём создания более сострадательного и чуткого общества. И именно поэтому я сам всюду провозглашаю важность этих общечеловеческих ценностей, так как они универсальны и не зависят от религиозных взглядов.

Теперь поговорим об этике и сострадании, об альтруизме. Этот вопрос мы рассмотрим на двух уровнях: первый - биологически обусловленное сострадание, которое объясняет наше доброжелательное отношение к близким, и особенно к тем, кто сам доброжелательно к нам относится. И мы добры в ответ на доброту. Очевидно, что если с нами обращаются плохо, то нам сложно испытывать доброту, и уж конечно мы не привыкли испытывать доброжелательность к тем, кого мы считаем нашими врагами. Наш избирательный альтруизм, сострадание и благожелательность ограничены пристрастностью, поскольку основываются на том, как с нами поступают другие.

Как же развивать то беспредельное сострадание, которое будет абсолютно беспристрастным, безграничным? Такое сострадание основано не на том, как с нами обращаются другие, а на глубоком понимании внутренней человеческой природы с ее естественными фундаментальными стремлениями. Приведем пример: нам очень трудно любить других, если мы ненавидим сами себя. Если мы сами в себе не познали этого естественного стремления к счастью и желания избежать страданий, то как же мы можем говорить о желании освободить других от страданий? Но нежелание страдать - это нечто изначально присущее живому существу и не зависящие от каких бы то ни было взглядов. Как бы мы не вели себя, пусть даже своим собственным поведением - по незнанию или неловкости - навлекая на себя страдания, стремление к счастью преобладает. Только осознание этого приведет нас к осознанию того, что абсолютно все живые существа, даже те, что ведут себя противоположным образом, на подсознательном уровне не желают создавать себе болезненных ситуаций. И если бы они только знали как, то сразу бы устремились к счастью и благополучию.

У всех нас есть право избежать страданий. Здесь мы видим возможность развить совершенно иной вид сострадания - намного более обширное, всеохватывающее, вне наших пристрастий. Биологически обусловленное сострадание не требует специальной тренировки  или обучения. А более широкий - безусловный вид сострадания - должен прочно основываться на понимании, на тренировке ума, на знании; он требует тонкости ума. Будучи социальными животными, шесть миллиардов людей на планете как никогда раньше зависят друг от друга. Это стало очевидно с появлением глобальных проблем, таких как потепление климата. Проблемы, с которыми мы столкнулись, требуют совместных решений и кооперации, они заставляют отказаться от устаревших понятий о соперничестве небольших автономных сообществ, где были победители и побеждённые.

Если мы не сможем объединиться, то побеждёнными окажутся все без исключения. Главное - приложить все наши интеллектуальные усилия для развития беспристрастного сострадания, которое будет основано не на поведении других по отношению к нам, а на нашей глубинной природе. Вот то, что я хотел сказать вам.

7 июня 2009

Перевод: Надежда Дегтяренко

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag