Эффективность практики Прибежища зависит от того, какой страх нами движет - Геше Джампа

img_277630 и 31 января мне посчастливилось присутствовать на Учениях по практике Прибежища, проходивших в центральном калмыцком хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни». В уютной библиотеке собралось несколько десятков человек - пожилых и молодых, в основном калмыков, желающих углубить свою духовную практику. Геше Джампа, очень скромный и улыбчивый лама, попросил пришедших не делать перед ним поклоны, мотивируя просьбу тем, что его познания в Учении Будды очень малы. Однако все до единого ученики, знающие о важности беспрекословной преданности Гуру - воплощению всех просветленных существ - сделали простирания перед монахом, который, как я услышала позже, является одним из лучших выпускников монастыря Дрепунг Гоманг.

В отношении чистоты учений, которые проходят в калмыцком хуруле, у меня никогда не возникало сомнений: я бы сказала, что Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче собрал в «золотой обители» одних из лучших буддийских умов - полностью посвященных гелонгов и докторов буддийской философии, ведущих чистую линию Будды Шакьямуни. А потому калмыцкий хурул служит для меня олицетворением Прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе.

Меня переполняла радость от того, что на нашей планете есть небольшой народ, который так самоотверженно старается следовать Дхарме, а это значит, по словам Геше Джампы, «держать в чистоте тело, речь и ум». Учения были построены удивительно удобным образом, в соответствии с тремя ступенями буддийского ученичества - слушанием, размышлением и медитацией. Лама давал подробные и многократные, по традиции своего монастыря, объяснения, о шести подготовительных действиях: очищении места для практики Прибежища, установлении символов тела, речи и ума Будды на алтаре, семичленной позе Будды Вайрочаны, визуализации Древа Прибежища и других. После этого все мы, представляя себя в роли запевалы (тиб. умдзе) в окружении всех живых существ, наших матерей, начитывали мантру «Намо гуру ве, намо Будда я, намо Дхарма я, намо Сангха я» и визуализировали, что наши тела наполняются светом и очищаются от всей негативной кармы.

img_2803«Если бы заслуги от почитания Трех Драгоценностей были материальными, осязаемыми, то они не смогли бы вместиться в трех мирах обитания живых существ, - сказал Геше Джампа. - Те, кто не принимал Прибежище к Будде, Дхарме и Сангхе, не  будет испытывать вреда от непочтительного отношения к ним. Мы же, приняв обет буддийского Прибежища, должны считать священными даже буквы, буквы любого алфавита, ибо они являются одним из способов распространения Дхармы и познания Учения».

Я едва успевала записывать за Учителем перечень предписаний и запретов по отношению к Будде, Дхарме и Сангхе. И геше, не желая напугать нас длинным списком обязательств, время от времени делал отступления, обращаясь к историям о великих святых, которые с помощью практики Прибежища достигали небывалых высот в духовной практике и развитии ума.

По-тибетски Прибежище звучит «кябдо», кяб переводится как  «защита», защита  от страданий самсары, рождения в низших мирах. Именно начав практиковать Прибежище, человек может сказать, что стал буддистом. Однако, как я убедилась в ходе лекций, наша практика должна постоянно подкрепляться знаниями о неисчерпаемом потенциале Трех Драгоценностей. Их достоинства со всей тщательностью прописаны в незаменимом для буддиста труде Ламы Цонкапы «Ламрим». Думая: «Визуализируемое мною Поле Заслуг имеет силу только потому, что наполнено энергией коренного Учителя»; «Цог переводится с тибетского как «собрание», а «шин» - дерево, а все вместе - «древо собрания»; «в Цогшине нет мирских божеств, потому что только полностью просветленные существа могут даровать нам освобождение»; «приняв Прибежище, я могу держать обеты личного освобождения, либо обеты Бодхисаттвы, либо тантрические обеты» и так далее, вы как бы коллекционируете знания о великолепии и совершенстве Прибежища, обо всех его качествах. Чем больше подобных знаний будет храниться в уме, тем глубже и проникновеннее будет практика.

По словам Геше Джампы, эффективность практики Прибежища зависит также от того, какой страх нами движет. Именно от силы и вида страха согласно Ламриму зависит принадлежность человека к одному из типов личности. В перерыве я беседовала с девушкой Очир, сидевший рядом со мной. По ее словам, настоящий страх пришел к ней в момент осознания непреложности закона кармы. «Для меня учение о причинно-следственном законе - самая интересная часть буддизма, - поделилась она. - Его не видно простым глазом, поэтому люди часто теряются в догадках относительно того, почему им то везёт в жизни, то не везёт. Полностью принять этот принцип взаимозависимости нелегко, однако каким прозрачным и знакомым становится мир, когда ты знаешь, на чем он основан и как он функционирует».

Именно благодаря полной реализации причинно-следственной связи Будда стал тем существом, которому никто не может навредить. Каждая частица Его тела обладает всеведением. В различных формах Он непрерывно эманирует помощь и любовь ко всем живым существам, и Его постоянное и равностное сострадание - результат того, что в течение многих жизней Он приучал свой ум к заботе о других.

img_2835img_2774Меня поразило то, что эти Учения проходили сразу на трех языках - тибетском, русском и калмыцком. По словам переводчика Хонгра Эльбикова, который на радость ученикам владеет всеми этими языками, многие буддисты Калмыкии дома читают ежедневные молитвы на родном языке. Однако в хурулах эта практика пока не развита. «На самом деле, сейчас начинается процесс активной популяризации буддийского Учения на калмыцком, - сказал он. - Мы возрождаем давнюю традицию и закладываем причины для того, чтобы в будущем вся Дхарма существовала на калмыцком, чтобы не было проблем с пониманием смысла молитвенных и философских текстов».

От пожилых людей я слышала особые слова благодарности в адрес буддийских наставников из Тибета, которые всячески поддерживают инициативу калмыцких верующих перелагать Учение Будды на калмыцкий язык, частью которого является меткий и выразительный высокий, литературный стиль.

В завершении Учений мы хором читали текст долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы, вознося молитвы о том, чтобы Он как можно скорее приехал в Россию, а также тексты Ламы Цонкапы «Восхваление взаимозависимого возникновения» и «Три основы пути», благодаря чему получили, по словам Геше Джампы, благословение всего Ламрима.

Прослушав Учения, мы получили достаточное количество знаний о Прибежище и теперь сможем начать выполнять обширную подготовительную практику «нёндро». «Трижды в день обращайтесь к Трем Драгоценностям, памятуйте об их достоинствах,  непрерывно поддерживайте веру в своем уме, - дал последние наставление досточтимый Геше Джампа. - Какие бы трудности не возникли на вашем пути, не допускайте сомнений в отношении объектов Прибежища».

Валерия Уманцева

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag