Геше Йонтен Дамчо о Мадхьямаке-прасангике: «Поиски объекта обозначения обречены на неудачу»

Из лекций, прочитанных Геше-лхарамбой Йонтеном Дамчо в главном хуруле Калмыкии “Золотая обитель Будды Шакьямуни” в сентябре 2009 года

img_7868Сегодня я расскажу вам о Мадхьямаке-прасангике - направлении в школе Мадхьямака (учение о срединности). Речь пойдет о смысле определения термина «Мадхьямака-прасангика», а также воззрениях, которых придерживаются последователи этого направления. В нем говорится, что никакое явление не существует с точки зрения своих собственных характеристик, что не существует истинного бытия. Если говорить о конкретных личностях, придерживающихся Мадхьямаки-прасангики, то ее яркими представителями являются Буддхапалита, Чандракирти и Шантидева.

В названии «Мадхьямака-прасангика» слово прасанга - сведение к абсурду (отрицательная аргументация, отрицательная диалектика) - служит объяснением мысли этой школы, которая утверждает, что объект можно постичь не только с помощью силлогизма из трех составных частей, но и с помощью приема сведения к абсурду. Другие школы буддизма постигают объект с помощью силлогизма; прасангики же утверждают, что объект постигаем и с помощью прасанги.

Далее о философской позиции Мадхьямаки-прасангики, объясняя которую следует говорить о трех подразделах - основе, пути и результатах (плодах). Основой для утверждений этой школы служат Четыре благородные истины.  Приверженцы Прасангики говорят, что все существующее, то есть то, чья основа установлена, является несуществующим с точки зрения своих собственных характеристик. Все явления существуют лишь как обозначения, и слово «лишь» указывает на объект отрицания в этой школе, то есть отсекает существование со стороны своих собственных характеристик. Логическим обоснованием признается тот факт, что явления существуют только как обусловленность. Почему используется именно это обоснование? Существование всех без исключения явлений устанавливаются только на основе обозначения. Так, колесо в колеснице не является самой колесницей, его оглобля также не является колесницей, или основой, благодаря которой объекту дается обозначение «колесница». Колесница не существует с точки зрения своих признаков. Мы не сможем найти объект ни в одной его части, потому что у него нет своих собственных характеристик. В попытках обнаружить объект колесницы, мы понимаем, что колесница не является ни оглоблей, ни корпусом, ни колесом. Нет никаких шансов обнаружить объект обозначения - его нет в основе обозначения, в частях колесницы, в совокупности ее частей. И отсутствие существования от своих характеристик - это и есть тот аспект пустотности, о котором мы обычно говорим.

Однако, не обнаруживая объекта обозначения, мы не можем говорить о полном отсутствии колесницы, о том, что ее вовсе нет: есть обозначение, которое дается основам обозначения. Каким же образом колесница существует как наименование? Колесница - это всего лишь ярлык, данный концептуальной мыслью - термином или знаком.

Мы не находим объекта обозначения во всей колеснице: подобным же образом существуют и другие явления, в том числе люди и все живые существа. Объекты всех миров - лишь обозначения, опирающиеся на свои собственные основы обозначения. Основой для разъяснения обусловленности человека являются 5 скандх: скандха формы, скандха ощущения, скандха различения, скандха волевых импульсов и скандха сознания. Однако когда мы пытаемся найти человека в этих пяти скандхах, то оказываемся в тупике, потому что человек - только лишь обозначение, которое опирается на скандхи-основы. Каждая из этих основ сама по себе не является человеком. Подобно тому, как вы приходите к выводу, что человек - только обозначение, вы можете исследовать природу всех явлений, реальность которых заключается в обозначении.

Последователи Мадхьямики-сватантрики утверждают, что все существует на основе своих характеристик. В этом и заключается разница между этими двумя школами: сватантрики говорят, что если искать объект обозначения, то он обязательно найдется. Мадхьямаки-прасангики же отрицают точку зрения, согласно которой все существует с помощью наличия своих собственных характеристик.

img_7896Существует несколько школ - Вайбхашика, Саутрантика-сватантрика, Йогачара-сватантрика, воззрения которых состоят в том, что все явления можно найти в основах обозначения, что все существует с помощью своих характеристик. Единственная школа - Мадхьямака-прасангика - постулирует другое: все существует лишь как обозначение, опирающееся на свои собственные основы обозначения. Представители Читтаматры и Сватантрики-мадхьямаки считают, что человека можно найти среди основ относимого к нему наименования: скандха сознания, по их мнению, служит причиной для обозначения человека как существующего объекта. Прасангика же отвечает им, что человеком является лишь обусловленность, и человек проявляется только при опоре на свои собственные основы обозначения.

В буддизме существующий объект - это тот объект, чья основа приведена и установлена и является объектом для правильного постижения. Все существующее делится на два вида феноменов: проявленные (явные) и непроявленные (скрытые). В отношении простых, не святых личностей, определение нескрытых феноменов связано с возможностью их постижения без опоры на силлогизм или логические доводы, эмпирическое постижение на основе собственного опыта. Феномены такого типа являются проявленными. В качестве примера здесь можно привести пять аятан - базу формы, базу вкуса, базу звука, базу запаха, базу ощущения. Личности, не принадлежащие к роду арьев (святых), постигают цвет, размер объекта не на опоре силлогизма, но с помощью сознания глаза.

- Существует три вида взаимозависимости - причинно-следственная, взаимозависимость от частей и взаимозависимость от наименования. Расскажите, пожалуйста, какова связь между основой обозначения и обозначением в третьем из них? Каким образом эта связь может функционировать?

- Я дам ответ на Ваш вопрос на примере такого предмета, как деньги. К примеру, российское правительство для того, чтобы выпустить рубли, использует особый вид бумаги, на которой печатаются определенные изображения, ставятся водяные знаки и так далее. После всего этого это уже не простая бумажка, но купюра стоимостью, к примеру, сто рублей. Человек может взять эти сто рублей, пойти в магазин и купить какие-то вещи с назначенной стоимостью. Таким образом, российское правительство закрепляет за небольшим листом бумаги наименование «сто рублей». По абсолютно такому же принципу существует тысячная купюра, выпускаемая российским банком. Между ними нет большой разницы: они практически одинаковы по длине и ширине, различия - только в количество нулей после первой цифры. Деньги становятся деньгами только по наименованию и существуют только как наименование. Сотня не тысяча лишь потому, что за ней закреплено наименование «сто рублей». Все существует как обозначение.

Так же, Хонгр Эльбиков занимает пост Вице-спикера Парламента Калмыкии только с точки зрения обозначения, созданной концепции и термина. Если мы предполагаем, что это не наименование, но Хонгр Бадмаевич ни кто иной, как вице-спикер с точки своих собственных характеристик, однако если это так, то нельзя не признать, что в этом случае он должен был быть вице-спикером с момента рождения.

Или: сейчас президентом вашей страны является один человек, который пришел на смену предыдущему, другому человеку. Как произошло то, что появился новый президент? В результате выборов он был назначен выполнять эту миссию. Бывшего президента обозначили как «не являющимся президентом». Другого же обозначили действующим президентом, и только поэтому все мы признаем последнего как президента. Это и есть ответ на вопрос о том, как функционируют явления третьего вида взаимозависимости, существующие как обозначения. Президент всего лишь обозначение. Если бы было по-другому, то не было бы необходимости проводить выборы и голосовать: президент был бы президентом еще до избрания российским народом. Однако это не так, а значит можно сделать вывод, что он существует как обусловленность. Этот логический довод подтверждает, что все явления существуют как обозначения, и как бы мы не пытались найти объект этого обозначения, наши поиски обречены на неудачу.

- Каким образом можно понять, что наши скандхи пусты от самобытия?

- В этом вопросе важно понять, что для всех пяти скандх существует единственный объект отрицания - отсутствие самосущего незавимисимого существования. Если мы осознаем пустоту на примере скандхи формы, тогда по аналогии мы очень легко постигнем и пустоту скандхи ощущений, и пустоту кармических импульсов и все остальные скандхи, включая скандху сознания.

По материалам устного перевода Бема Митруева

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag