Главная Новости Контакты

Далай-лама XIV: «Человеческие существа делятся на два вида: йогинов и обычных людей»

Из учения Далай-ламы по текстам Шантидевы «Бодхичарья-аватара» и Далай-ламы III «Ламрим - чистое золото». Часть 5.

Часть 4.

x_18cb4e52Все страдания имеют своим корнем неведение, которое можно устранить с помощью взращивания мудрости, постигающей реальность и прямо противоположной неведению. Для того чтобы достичь состояния всеведения, недостаточно лишь устранить неведение. Нам также необходимо взрастить такую мудрость, которая постигает абсолютно все явления одновременно, в один момент осознавания. Если мы хотим устранить страдания других существ, то нам необходимо достичь состояния всеведения.

Для начала нам необходимо понять, что такое неведение и взрастить мудрость противоположную ему, то есть мудрость, сфокусированную на пустоте всех явлений. Мы говорим именно о мудрости, постигающей высшую реальность. Что же такое высшая реальность, абсолютная реальность?

Всё, что мы видим и всё, о чём мы можем подумать, обладает двумя видами природы: первый - кажущийся уровень существования, второй - подлинная природа. На уровне видимости, на уровне кажущихся проявлений мы ощущаем, что все явления и предметы существуют независимо, прочно и нерушимо. Но на абсолютном уровне ни одно явление, ни один предмет не существуют независимо, прочно и нерушимо. Мы говорим о том, что есть определённый грубый уровень восприятия, уровень поверхностных представлений, который заставляет нас воспринимать объекты как реально существующие, однако есть более тонкий уровень восприятия, который пытается проникнуть в подлинное существование предметов и явлений. Именно это называется абсолютным способом существования или пустотой.

В нашей ежедневной жизни существует два способа восприятия явлений: поверхностный и более глубокий, который лежит за пределами того, что мы можем видеть невооружённым глазом. Эти два способа восприятия, два вида природы мы можем применить к абсолютно любому объекту или явлению. На первый взгляд объект кажется нам прочно и нерушимо существующим. Так мы воспринимаем его на поверхностном уровне. Но затем к нам может прийти другая мысль: «Так ли существует этот объект? Действительно ли он таков, каким представляется?» Таким образом, мы начинаем исследовать реальность на более глубоком уровне. Например, человек, который кажется нам столь убедительно честным и надёжным, при серьёзной проверке на надёжность может оказаться обманщиком, и тогда вы уже не будете на него полагаться, не будете верить тому образу, который он создаёт вокруг себя, потому что на собственном опыте убедились в его сущности.

Глава девятая, стих второй из текста «Бодхичарья-аватара» Шантидевы:

Относительная и высшая,
Таковы два вида реальности.
Высшая реальность недостижима для разума,
Ибо разум называют относительным.

В этой связи люди делятся на два вида:
Йогинов и обычных людей.
Представления обычных людей
Опровергаются [опытом] йогинов.
Из-за различия в степени познания
Высшие йогины опровергают [представления] низших.
Ибо и те, и другие обращаются к одинаковым примерам
Независимо от того, что они стремятся доказать.

Воспринимая явления, обычные люди
Считают их реальными, а не подобными иллюзии.
Именно в этом состоит различие
Между йогинами и обычными людьми.

Даже в нашей обыденной жизни мы видим, что есть люди, которые полагаются на видимость, на то, какими явления представляются на первый взгляд. Но есть и другие, которые склонны к анализу и не полагаются на первое впечатление, их подход - аналитический. Между этими двумя типами людей есть большая разница. Из них человек, склонный к анализу, способен к более надёжным суждениям. Его выводы глубже и ближе к действительности, нежели выводы человека первого типа.

Например, возьмём группу людей, которая думает только о материальных благах, а также вторую, думающую, что счастье всех живых существ напрямую связано с умом. Из этих двух групп вторая более близка к действительности, потому что уделяет внимание не только материальным явлениям, но и ментальным качествам. С этой точки зрения мы можем считать первую группу обычными людьми, а вторую - йогинами.

Если вы обратите внимание на учёных, то увидите, что эти люди не принимают ничего на веру. Они не просто смотрят на растущий из земли цветок, но пытаются изучить его, задавая себе вопросы: почему этот цветок расцвёл именно таким образом, почему у него именно такой цвет, почему у него именно такая форма? Итак, людей, которые просто смотрят на цветок, не задавая себе вопросов, мы можем назвать обычными, в то время как учёных, которые его исследуют, - более продвинутым классом существ. Подобным образом обычными людьми мы можем назвать тех, кто связывает своё счастье с материальным прогрессом, и наоборот, тех, кто понимает связь и материального прогресса, и ментальных состояний с нашим счастьем, назовём более продвинутыми существами по сравнению с первыми.

Эмоции и ментальные состояния напрямую связаны с нашим ментальным и физическим здоровьем. Именно поэтому учёные проявляют такую глубокую заинтересованность в изучении ума и влияния эмоций. Если вы посмотрите на обычных людей и йогинов под другим углом, то к первой категории мы отнесём тех, которые полагает, что счастье приходит само по себе, без какой бы то ни было причины; ко второй - тех, кто связывает счастье с ментальными качествами - с любовью, состраданием, умением прощать и так далее.

Верующих людей мы снова можем разделить на две категории: первые верят в существование бога-творца, вторые не верят в его существование. Среди тех, кто не верит в существование бога-творца, также есть свои подразделения. Представители первой категории верят в отсутствие самосущего существования явлений, а представители второй также в отсутствие самосущего существования явлений и самого «я».

Таким образом, мы делим людей на две группы - обычные люди и йогины, рассматривая их с самых разных сторон. Например, обратите внимание на дерево, которое растёт во дворе. Обычный человек скажет: «Это дерево росло здесь всегда, со времён моих предков». Но учёные  и философы скажут нечто иное: «Это дерево не росло здесь со времён ваших предков. Вы можете смотреть на него сегодня как на совершенно новое, потому что дерево времён ваших предков уже перестало существовать. Дерево подвержено ежедневным, ежеминутным, ежесекундным изменениям. Оно не существует постоянно и неизменно. Следовательно, это уже совсем другое дерево». Какими бы богатыми ни были люди, многие из них пребывают в состоянии депрессии и крайне несчастны. Они чувствуют себя такими одинокими и им очень трудно жить своей ежедневной жизнью. Это явно показывает, что одно материальное благополучие не является ключом к счастью человечества. Есть второй фактор, и этот фактор - ум. И потому те люди, которые концентрируются только на материальном благополучии, считаются обычными людьми, а те, кто способен постигать реальность на более глубоком уровне, называются йогинами.

Если вы посмотрите ещё глубже, то увидите, что даже для тех людей, которые делают акцент на материальном благополучии, существует два уровня восприятия страдания - чувственный и ментальный. Люди, которые так привязаны к материальному благополучию, как правило, привязаны именно к чувственному уровню восприятия удовольствия. Если мы проанализируем это, то увидим существование более тонкого, более глубокого уровня постижения ощущения страдания и удовольствия. Этот уровень - ментальный.

Из-за различных мыслей мы можем переживать самые разные формы удовольствия и страдания. Человеческие существа обладают очень изощрёнными мыслями. Мы способны думать о прошлом и потому вспоминаем об очень грустных, неприятных событиях, что может привести нас в состояние печали, тревоги, ментального несчастья.

Эти уровни переживания несчастья и тревоги связаны с концептуальными мыслями, присущими людям. Даже на физическом, чувственном уровне мы видим, что наше тело обладает природой страданий, связанных с рождением, смертью и так далее. Если мы будем внимательно анализировать реальность, то увидим, что с годами наше тело начинает переживать всё больше страданий, но если вы анализируете, то способны сохранить покой ума даже на пороге старости. Если вы привязаны к физическим удовольствиям и не проводите глубинного анализа реальности, то когда вы начинаете стареть и страдания старости подступают к вам, вы утрачиваете всякую надежду. Когда реалист, думавший о смерти с самого начала, оказывается на пороге смерти, он способен сохранить покой ума. Представьте, например, человека, который страдает от рака и скоро ему грозит смерть. Если он исследовал реальность прежде, то может продолжить свой анализ. Он может думать так: «До тех пор, пока у меня есть это загрязнённое тело, его природа состоит в том, чтобы в конечном итоге умереть». Если он способен удерживать концентрацию на этих мыслях, тогда его ум не придёт в крайнее волнение. Если он способен поддерживать в себе покой ума на протяжении долгого времени, то этот покой ума может в целом положительным образом сказаться на излечении этой страшной болезни. Позитивные эмоции и покой ума, который испытывает этот человек, могут в конечном итоге помочь ему излечиться.

Представим себе человека, который верит только в то, что материальный прогресс может принести счастье. Когда такой человек постепенно начинает понимать, что, несмотря на материальное благополучие он не обладает покоем ума, то непременно придёт к выводу, что именно ментальное состояние отвечает за переживаемое нами счастье. Именно в этом контексте современные учёные начинают проявлять всё больший интерес к изучению эмоций и подобных аспектов буддийского учения. Конечно, нам трудно доказать что-то другому человеку. Например, когда мы смотрим на очень дорогое лекарство, то не можем сказать: «Это лекарство самое дорогое, поэтому оно является самым лучшим лекарством для всех болезней без исключения». Подобным образом буддизм, каким бы глубоким ни было это учение, не может быть навязан всем людям без исключения, потому что у них существуют самые разные предрасположенности, самые разные характеры. Для кого-то буддизм может быть очень эффективным учением, для кого-то - нет. Даже во времена Будды не случилось так, что все существа без исключения стали буддистами. Многое зависит от ментальных предрасположенностей живых существ. Именно поэтому Будда с большим уважением относился ко всем религиозным верованиям, которые существовали в его время.

Для людей, которые хотят достичь высшего освобождения, Будда преподал концепцию бессамостности и другие учения буддизма. Все последователи буддизма устремляются к состоянию Будды, но Будда не навязывал им всем учение о тонкой пустоте. Он преподавал пустоту, например, с точки зрения Читтаматры, и более грубые уровни бессамостности. Почему Будда преподавал именно эти грубые формы бессамостности и пустоты, несмотря на то, что он знал о существовании высшего тонкого уровня пустоты и что именно этот уровень пустоты способен привести к полному Просветлению? Это говорит о том, что Будда принимал во внимание различные ментальные наклонности живых существ.

Если человек задавал Будде конкретный, чётко очерченный вопрос, он давал подробный ответ. Нам же необходимо опираться на логический анализ. Например, как это изложено в тексте Нагарджуны, где он отвергал позиции других школ и утверждал позиции высшей школы Мадхьямака. Необходимо понимать контекст написания этого текста и его цель. Те люди, которые верят в творца, в конечном итоге должны признать, что абсолютно все зависимо существующие явления связаны с независимой причиной, каковой является бог-творец. Когда человек сталкивается с каким-либо природным катаклизмом или другими трудностями, тогда порой он начинает винить во всём бога-творца, задавать вопрос, почему бог-творец насылает такие трудности на человеческих существ? Происходит ли это потому, что он не понимает реального положения вещей? Но тогда этот человек противоречит самому себе, так как ранее верил в его всемогущество и всеведение. Таким образом, отвергается сама концепция существования всемогущего и всезнающего бога-творца.

Если мы проанализируем буддийскую философию, то увидим, что философы, относящиеся к высшим школам философской мысли, целиком и полностью отвергают позиции философов низших школ. Даже внутри Мадхьямаки есть те, кто верит в неотъемлемое существование и не верит в него. Соответственно, философы первой категории, которые отвергают неотъемлемое существование, опровергают положения философов второй категории, допускающих какой-то уровень неотъемлемого существования. Размышляя об этом, мы приходим к выводу, что буддизм является уникальным учением. Он обладает особой точностью формулировок и логического анализа.

Важно понимать, что текст Шантидевы «Бодхичарья-аватара» опирается на представления об отсутствии независимого существования, на позицию Чандракирти. Сутью буддизма является концепция взаимозависимого возникновения. Эта концепция обладает разными уровнями постижения. Первый, грубый уровень - это взаимозависимое возникновение, связанное с причинностью, то, что принимают все школы философской мысли единогласно. Будда говорил, что всё то, что возникает с опорой на условия и причины, не может существовать независимо. Если что-то возникает, то оно должно опираться на соответствующие причины и условия. Это приводит нас к пониманию того, что результаты возникают с опорой на причину. Именно так результаты связаны с причинами. Вы можете спросить, связаны ли причины с результатами, то есть сохраняется ли обратный порядок? Для того, чтобы что-то называлось причиной, мы должны найти что-то, что является результатом. Нечто может быть названо причиной, только если есть результат. Без него называть тот или иной объект причиной будет абсолютно бессмысленным. Например, семя даёт начало ростку. Мы говорим, что семя является причиной для появления ростка, но если мы не видим ростка, то, как мы можем назвать семя причиной? Для того чтобы говорить, что семя является причиной для возникновения ростка, мы должны видеть росток, то есть результат.

Таким образом, когда мы говорим, что результат зависит от причины, то также должны говорить, что и причина зависит от результата. Мы имеем дело с взаимозависимостью. Если результат зависит от причины, а причина от результата, что же делает возможной такую взаимозависимость? То, что явления существуют на уровне ментальных обозначений. Мы понимаем взаимозависимость, связанную с причинностью, и приходим к выводу, что существуют более тонкие уровни взаимозависимости. И это взаимозависимость, связанная с ментальными обозначениями, с ярлыками, которые мы накладываем на тот или иной объект. Мы понимаем, что всё возникает лишь с опорой на ментальные обозначения. Это показывает нам, что тот или иной объект, предстающий перед нашими глазами, не является независимым, прочно и нерушимо существующим. Вот так мы постигаем взаимозависимость на разных уровнях. Так мы понимаем слова Будды о том, что всё существует на уровне пустоты, полагаясь на разные уровни постижения.

Есть уровни пустоты, которые признаются всеми школами философской мысли, а есть уровни пустоты или бессамостности, которые признаются только теми школами философской мысли, которые признают бессамостность всех явлений. И, наконец, самый высший уровень постижения - те школы, которые признают не только бессамостность всех явлений, но и самого «я». По мере нашего продвижения в понимании бессамостности или пустоты от более грубых к более тонким уровням, мы начинаем видеть, что чем глубже мы постигаем взаимозависимое возникновение, тем меньше пространства остаётся в нашем уме для более грубых форм неведения, для цепляния за явления и объекты как реально существующие.

Буддизм, который распространён в Тибете, - это буддизм, который делал акцент на развитии Бодхичитты, то есть буддизм Махаяны. Что касается философии, тибетский буддизм опирался на позиции школы Срединного Пути, которая отрицает существование какой бы то ни было объективной реальности. Тибетский буддизм говорит о цели достижения Просветления и соответствующих этому состоянию четырёх телах Будды. Это традиция, которая была унаследована из университета Наланда, находившегося прежде в Индии. Являясь практикующими тибетского буддизма, мы должны понимать, в чём состоит наша цель. Наша цель - полное Просветление, состояние Будды. Нам также нужно понимать, каким образом можно достичь состояния Будды. Его можно достичь, следуя соответствующими путями.

На этом мы завершаем введение в буддизм и сейчас начнём устную передачу на текст Шантидевы «Бодхичарья-аватара». Этот текст в русском переводе называется «Путь Бодхисаттвы» или «Вступление на путь Бодхисаттвы». Нам нужно постичь, что такое полное Просветление. Для того чтобы понять это, нам нужно знать, что противостоит полному Просветлению, а противостоит ему неведение. Только искоренив омрачения, человек может прийти к полному Просветлению. Что такое Просветление? Какое определение мы можем дать этому слову? Это некое состояние ума, которое свободно от умопостроений, от измышлений любого рода. Что же такое эти умопостроения или измышления? Они бывают разных форм и видов. Первое - это неведение, цепляние за независимо существующие явления, дуалистические представления и так далее. Если мы сможем устранить все эти ментальные измышления, то мы сможем достичь состояния Будды, полного Просветления.

Этот текст посвящён образу жизни, пути Бодхисаттвы. Что же это за путь Бодхисаттвы? Это путь практики шести парамит (совершенств). Это те практики, которые необходимо исполнять Бодхисаттве. Они ведут к полному Просветлению. «Бодхичарья-аватара» подробно описывает образ жизни и практики Бодхисаттвы, что именно должен он практиковать для того, чтобы прийти к полному Просветлению. Главы, на которые разбит текст, соответствуют парамитам, которые Бодхисаттва должен исполнять.

По-тибетски текст называется «Бодхисаттвачарья-аватара» (Bodhissattvacaryâvatâra). Тибетский текст начинается с санскритского названия. Мы можем спросить, почему санскритское название находится в самом начале тибетского текста? Дело в том, что переводы на тибетский язык в основном осуществлялись с санскрита и других индийских языков, лишь несколько текстов были переведены с китайского. Это указывает на то, что текст, который сейчас перед нами, был переведён с санскрита, поэтому оставлено изначальное название. Шантидева возносит почтение всем Буддам и Бодхисаттвам. И дальше содержится посвящение: Шантидева посвящает все практики, связанные с развитием Бодхичитты на благо всем живым существам. Хотя в тексте упоминаются Будды и Бодхисаттвы, здесь также подразумеваются Пратьекабудды, шраваки и другие.

Итак, глава первая «Хвала Бодхичитте»:

Перед Сугатами, неотделимыми от Дхармакаи,
Перед их Благородными Сыновьями,
А также перед всеми, кто достоин поклонения,
Я простираюсь в глубочайшем почтении.

Здесь возносится хвала Сугатам. Под словом «Сугаты» понимаются Будды. Благородные сыновья - это Арьи. Когда говорится «неотделимыми от Дхармакаи», здесь имеются в виду качества реализации, которыми наделены Будды и Бодхисаттвы. Под Дхармакайей понимается качество Дхармы, то есть способность прекращать омрачающие эмоции, снимать завесы неведения и также духовная реализация, которая достигнута. Здесь также подразумеваются Арьи - те благородные существа, которые идут путём Шраваков и Пратьекабудд.

Далее автор пишет:
Стих второй:

Я кратко разъясню здесь,
Как исполнять обеты Сыновей Сугат,
Согласно Слову Будды.

Здесь Шантидева даёт обещание составить текст. Под Сыновьями Сугат или Сыновьями Будд понимаются здесь Бодхисаттвы, которые дали обещание достичь состояния Будды ради счастья всех живых существ. Они дали обязательства исполнять практики Бодхисаттв и работать на благо всех живых существ. Практику Бодхисаттв можно свести к нравственным дисциплинам: воздержание от неблагих деяний, взращивание добродетелей, труды во благо всех живых существ. Шантидева обещает преподать эти три вида нравственной дисциплины, которые являются общими для всех Бодхисаттв.

Шантидева говорит, что всё, что он будет разъяснять, будет соответствовать слову Будды, то есть он будет придерживаться священных текстов. Он не хочет создавать какой-то новый труд, но опирается на аутентичные источники, на то, что уже было преподано ранее предшествующими Буддами и Бодхисаттвами. Теперь вопрос: если это всё уже было преподано в других текстах, тогда этот текст всего-навсего повторение? Тогда мы имеем дело с изъяном повторения? Нет, это вовсе не так. В уже существовавших священных писаниях эти практики были более подробно и детально описаны, а здесь автор предлагает нам краткую версию.

Чандракирти в своём тексте «Дополнение к срединному пути» говорил, что нам нужно положиться на два крыла. Положившись на два крыла, Бодхисаттва достигает состояния Просветления. Это означает, что содержание буддийской Дхармы, называем ли мы её полной буддийской Дхармой или Дхармой, унаследованной от университета Наланда, необходимо понимать в контексте двух истин. Мы полагаемся на относительную истину, то есть на обширные практики Ламрима, которые позволяют нам накапливать заслуги. Затем мы размышляем об абсолютной истине, взяв за основу учение о пустоте и безграничной мудрости. С помощью этих двух аспектов мы достигаем состояния Просветления. Буддизм, который унаследован от университета Наланда, основан на концепции двух истин. Мы идём по пути метода и мудрости и достигаем цели - двух тел Будды - Дхармакаи и Рупакаи.

Для того, чтобы идти по духовному пути к полному Просветлению, необходимо трансформировать свой ум, перевести его из обыденного состояния в более высокое. Эта трансформация может произойти только в том случае, если она имеет прочную основу, то есть реалистичную картину мира. Если наша практика не основана на реалистичном подходе, тогда едва ли мы можем надеяться на подлинную трансформацию нашего сознания. Однако есть отдельные случаи, когда с особой целью мы применяем своё воображение и опираемся на мысленные представления о том, чего не существует на самом деле. Даже в Тантре существуют такие практики. Но если наша трансформация должна основываться на реалистичном мышлении, то каким образом всё это происходит? С помощью реалистичного постижения действительности нам удаётся победить неведение. Трансформация становится возможной в том случае, если мы сталкиваемся с двумя противоборствующими факторами. Например, возьмём для рассмотрения холодное и горячее. Если увеличивается тепло, то холод уменьшается. По мере того, как увеличивается холод, уменьшается тепло. Подобным образом, когда сгущается тьма, уходит свет. Когда усиливается свет, уходит тьма. В сфере медицины, когда вы начинаете принимать какие-то лекарства, они начинают влиять на баланс элементов в вашем теле. Лекарство, которое вы принимаете, и элементы вашего тела имеют противоположные характеристики. Воздействие лекарства устраняет дисбаланс элементов в организме, который ведёт к болезни. В сфере ума, мы опять же можем увидеть противоборствующие факторы.

Например, вы смотрите на какой-то объект и думаете, что он очень приятный и прекрасный, а другой человек смотрит на тот же объект и считает его неприятным и отвратительным. Эти два ментальных состояния не могут возникнуть в одном человеке в один и тот же момент времени. Чем больше вы смотрите на кого-то, как на своего врага, тем меньше вы можете думать о нём как о друге. Два ментальных состояния отношения к человеку как к врагу или как к другу не являются противоборствующими в том смысле, в каком противостоят друг другу два физических состояния, например, холодное и горячее, однако они являются противоположными в сфере восприятия.

Говорим мы о физическом объекте или о ментальной сфере, в обоих случаях мы можем видеть проявление непостоянства. Непостоянство в грубой форме проявляется вследствие существования тонкого, моментального непостоянства. Если бы не было непостоянства на тонком уровне, то мы не могли бы заметить непостоянство на очевидном уровне. Мы видим, что с приходом осени все листья опадают. Когда начинается весна и собираются все необходимые факторы, листья вновь вырастают. И мы замечаем эти очевидные перемены, которые происходят в окружающем нас мире. Но они могут возникнуть только при существовании перемен на более тонком уровне. Без них очевидные изменения невозможны. Всё то, что возникает в силу разнообразных условий и причин, носит название составные явления. Эти явления проявляются с опорой на определённые причины и условия и, следовательно, в них заложен компонент непостоянства. Всё что является составным, обладает непостоянной природой. Кроме того, существует ещё один уровень перемен или непостоянства. Когда возникает новая причина, новое условие, то возникает новый результат. Изначальное существование объекта прекращает своё существование.

Даже если мы говорим о ментальных состояниях, мы можем проследить два типа непостоянства. Первое - природное непостоянство, проявляющееся вне зависимости от существующих причин и условий. Объект меняется от одного момента времени к другому, например, растение, постоянно находящееся на улице, где очень холодно, не может расцвести. Если вы внесёте его в свой тёплый дом, то у него появляется возможность вскоре образовать бутоны. Таким же образом мы имеем дело с переменами, касающимися человека, с переменами в ментальной сфере, и таким образом, второй тип - непостоянство, которое привнесено человеком. Представим себе человека, обладающего каким-либо неведением, например, незнанием алфавита. Но вот приходит учитель и начинает учить его буквам. Под влиянием учителя неведение, которое было присуще вам и из-за которого вы не знали алфавит, постепенно уходит. Вы изучаете буквы и тем самым устраняете неведение, связанное с незнанием алфавита. Ум оказывает большое воздействие на наше физическое благополучие. Рассматриваем ли мы человека на уровне семьи, общества или целого мира, ментальный покой является источником благополучия в целом. Потребность в этом мире и покое испытывает как вся вселенная, так и существа, населяющие её. Каким же образом нам породить то, к чему мы все так стремимся? Здесь мы должны работать над вторым видом непостоянства, где непосредственное воздействие оказывает ум.

Как можем мы создать вокруг себя счастье и покой на индивидуальном или семейном уровне? Даже если вы не можете думать обширно, на международном уровне, то достаточно посмотреть на самого себя. Каждому из нас хочется спокойно спать, быть здоровым или хочется славы и так далее, но всё это зависит от того, насколько усмирённым, насколько дисциплинированным является наш ум. Если наш ум дисциплинирован и усмирён, тогда мы можем получить все те вещи, к которым мы так стремимся. Это дисциплинированное состояние ума приводит к тому, что у нас хороший сон, хорошее пищеварение и, как следствие, хорошее здоровье, долгая жизнь. В силу того, что у вас есть покой ума, у вас больше друзей. Все те, кто окружают нас, будут говорить, что это такой добрый, милый человек. В дни новогодних праздников больше людей принесут вам подарки. Но если ваш ум беспокоен, не усмирён и не дисциплинирован, если он постоянно в возбуждённом состоянии, всегда нацелен на то, чтобы обмануть других, то в силу такого состояния ума вы не можете спокойно спать. Это сказывается на балансе элементов в вашем теле. Страдает иммунная система, печень и желудок плохо работают, старение наступит намного раньше, придут болезни и от них будет очень сложно излечиться. В самых ужасных случаях, когда человек полностью теряет покой ума и его ум возмущён, он может даже совершить самоубийство. Если у человека полностью отсутствует сочувствие к другим, если он думает только о том, как эксплуатировать другого человека, использовать его в своих интересах, то он всегда будет чувствовать себя одиноким. Даже родственники не захотят заботиться о нём, не захотят быть рядом с ним. При возникновении трудностей и отчаяния у такого человека окружающие испытывают радость, некоторые могут даже пожелать ему скорой смерти. Когда он оставит этот мир, все вздохнут с облегчением, и даже после смерти все будут продолжать говорить дурные вещи о нём. Поэтому необходимо культивировать спокойное состояние ума. Это то, что можем сделать только мы сами. Нельзя обратиться к врачу с просьбой даровать нам покой ума. Это не поможет. Покой ума даёт большую внутреннюю силу. Вы становитесь более расслабленным, более спокойным.

Теперь вопрос в том, каким же образом нам породить эту внутреннюю силу? Её даёт нам честность, приверженность правде. Это имеет большое значение. И ещё, чем больше в вас сострадания и любви к другим существам, тем меньше в вас страхов, вы не думаете о том, что же случится с вами, как всё сложится в вашей жизни, потому что ваш ум нацелен в большей степени на принесение добра и блага другим существам. Из-за отсутствия эгоцентризма в вас меньше страхов, порождается огромная внутренняя сила.

Чрезмерная эгоистичность и отсутствие сострадания порождают очень много страхов и отсутствие уверенности в своих силах. Такой человек более склонен к гневу, у него обычно взрывной вспыльчивый характер. Если человек поддерживает в себе сострадание, тогда количество страха сокращается. Сострадание становится его естественным состоянием. Внутренняя умиротворённость растёт. Думаю, подобным образом мы приходим к выводу, что люди, полагающие, что источником счастья является материальное благополучие, очень сильно заблуждаются. Спокойный, умиротворённый человек останется таковым как в окружении материальных благ, так и при их отсутствии. Даже если он лишён материального благополучия, то это не оказывает существенного воздействия на покой его ума.

Покой ума достигается посредством трансформации сознания. И каким же образом нам трансформировать своё сознание? Это осуществляется с помощью взращивания веры. Однако, эта трансформация может быть не настолько прочной, не настолько стабильной, как та, в основе которой лежит размышление и логический анализ. Поэтому более эффективной является попытка трансформировать свой ум через размышление, через логический анализ. Такая трансформация имеет более прочные и надёжные корни. Поскольку у нас есть развитые умственные способности и мы способны анализировать, размышлять и исследовать, нам нужно использовать это для того, чтобы укрепить покой ума. Культивируя позитивные состояния ума, мы сможем естественным образом уменьшить его негативные состояния.

По материалам синхронного перевода лекций

Текст подготовили: Надежда Дегтяренко, Валентина Головкина

Продолжение следует…

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag