Священнослужители проводят лекции для преподавателей “Основ религиозных культур”

img_3979Уже в апреле 222 калмыцких преподавателя наряду с преподавателями других 18-ти регионов России встретятся со своими учениками в новой ипостаси - они предпримут попытку воссоединения образовательного и воспитательного процессов в контексте школьного обучения в рамках новой предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».

Как известно, Министерство образования и науки РФ подготовило проект распоряжения Правительства России, предусматривающий организационные меры по апробации в субъектах РФ комплексного учебного курса, во исполнение поручения Президента России Дмитрия Медведева.

На основе нового закона в течение марта учителя Калмыкии, принимающие участие в образовательном эксперименте, в рамках курсов повышения квалификации будут получать знания от священнослужителей основных конфессий, представленных в республике. Как отметила Ректор Республиканского института повышения квалификации работников образования (РИПКРО) Лилия Мунчинова, «педагоги возьмут на себя ответственность способствовать нравственному развитию человека на основе культурной силы религий».

img_39639 марта в Центральном хуруле Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» доктор буддийской философии Геше Джампа прочел лекцию о Четырех благородных истинах для первого потока будущих преподавателей «Основ буддийской культуры». Как сообщил помощник Шаджин-ламы Калмыкии Хонгр Эльбиков, разъяснения по методике преподавания данного урока даются в соответствии с классической философской традицией известнейшего буддийского монастыря Дрепунг Гоманг, выпускником которого является Геше.

По словам наставника, Четыре благородные истины можно назвать блоком учений, включающим в себя ряд тем, которые просили раскрыть учителя, такие как Великое Освобождение, а также понятия Нирваны, Благородного восьмеричного пути и другие.

«Четыре благородные истины, включающие в себя 1) понятие о страдании, 2) понятие о корне страданий, 3) понятие о пресечении страданий, 4) понятие о пути, ведущем к прекращению страданий, можно разделить на две части, - сказал Учитель, давая объяснения по системе Его Святейшества Далай-ламы. - По принципу «плод - причина, плод - причина» в первую входят первые две истины, во вторую - две последующие. Вначале мы констатируем или признаем сам факт наличия страданий, затем ищем - в первом случае их причину, во втором - средства избавления».

img_5027Буддизм говорит о том, что весь мир наполнен страданиями - принимая это как истину, мы приходим к пониманию, что причина страданий кроется в трех ядах - гневе, привязанности и неведении. Третья, констатирующая, истина гласит: способ избавления существует, а четвертая предлагает путь, с помощью которого живые существа достигают неизменного счастья.

По словам Геше, понятие счастья в буддизме отлично от традиционного, так как основано на отсутствии даже малейшего чувства неудовлетворения. Оно как раз и связано с понятием Пробуждения или Освобождения от ядов (омрачений, негативных эмоций).

Под запись буддийский Учитель дал школьным педагогам знания о существовании трех видов страданий и двух видов счастья. «Просветление - это абсолютное счастье, относительное же в свою очередь является оборотной стороной трех видов страданий, зависящих от трех типов кармы - на уровне тела, речи и ума, и другой типологии кармы - положительной, отрицательной и нейтральной, - отметил Геше. - Мы можем полностью вычистить сознание от эмоций - клеш, так как они не есть наша природа, они не часть нашего ума, ведь если бы, например, гнев был качеством нашего ума, но мы бы всегда пребывали в гневном состоянии. Буддисты говорят, что изменение ума - самый действенный путь к счастью».

Наставления по Четырем благородным истинам Будда Шакьямуни даровал своим последователям в городе Варанаси при Первом повороте Колеса Учения после того, как достиг полного Просветления.

img_3967По сообщению Лилии Мунчиновой, темы «Будда и его учение», «Буддийская картина мира», «Буддийский священный канон», «Введение в буддийскую духовную традицию, культуру и религию», «Добро и зло. Нравственность и безнравственность», «Любовь к человеку и ценность человеческой жизни» войдут в предметный курс для учащихся 4-ых классов. Пятиклассникам предстоит освоить более серьезные темы, такие как «Буддизм в России», «Основы буддийского учения и этики», «Праздники буддийской культуры», «Священные буддийские сооружения» и другие.

Работники образовательных учреждений признают, что вооружить достаточными знаниями преподавателей дисциплин, имеющих религиозный уклон, могут только священнослужители.

«Не случайно Правительство РФ выбрало Калмыкию для апробации экспериментального образовательного проекта, - говорит начальник управления по надзору и контролю в сфере образования по РК Ирина Кавкишева. - Это, прежде всего, признание мирных и гармоничных отношений между проживающими в республике более 90 национальностями разных вероисповеданий; помимо этого это признание приоритета образовательной сферы в нашем регионе, где накоплен немалый опыт в реализации курсов культурологической направленности».

Многие исполнители проекта высказали слова благодарности представителям буддийского, православного, мусульманского, иудейского духовенства за помощь в процессе подготовки нового предметного курса. Было отмечено, что без их глубоких познаний и философских взглядов на темы духовного воспитания, их чувства ответственности за удачное осуществление проекта обойтись просто невозможно. Именно священнослужители могут научить светских педагогов говорить о сложных явлениях на языке, понятном каждому ребенку.

img_3975«Данное нововведение - это веление и требование времени, - сказала в своем выступлении Лилия Мунчинова. - Когда мы были школьниками, нам внушалось, что религия - это пережиток прошлого, орудие господствующего класса для поддержания своего главенства. В нашу эпоху эта установка потерпела крах».

«Этот эксперимент будет особым для нашей страны, потому что именно религия способна дать растущему человеку системное видение жизни, чего не доставало советской образовательной системе», - отметил секретарь Элистинской и Калмыцкой епархии отец Алексей, продолжая мысль Лилии Демьяновны.

Настоятель хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Анджа-гелюнг, зачитывая приветствие от имени Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, заметил, что наставления Геше Джампы - это продолжение обучающей программы, начатой личным переводчиком Далай-ламы, директором Библиотеки тибетских трудов и архивов Геше Лхакдором. «Буддийская община республики всегда готова привлекать опытных буддийских учителей, в силах которых оказывать необходимое содействие светским учреждениям для повышения уровня образования», - заявил он.

Для стажирующихся в новом предметном курсе педагогов была проведена экскурсия по всем уровням хурула - самого крупного в Европе буддийского храма.

Новости 12 Март 2010

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag