Дворцы из песка

d0b8d0b7d0bed0b1d180d0b0d0b6d0b5d0bdd0b8d0b51Бесчисленные совершенные миры, поражающие утонченностью линий, изяществом форм и гармонией красок… Их столько, сколько звезд на небесном своде, сколько просветленных существ в бесконечном пространстве. Глядя на них, мы обретаем благословение и очищаемся от омрачений.

Будда Шакьямуни две с половиной тысячи лет назад достигнув полно­го и окончательного Пробуждения в Бодхгайе, передал своим ученикам два вида учений. Первые из них - сутры, из­лагались им в форме диалогов и были доступ­ны широкой публике. Вторым же, тантрам, Будда учил тайно и лишь тех учеников, кото­рые обладали достаточно высоким духовным уровнем.

Являясь высшими поучениями, тан­тры предполагают достижение Пробуждения посредством созерцания божеств и их дворцов-мандал. А каждая мандала является гра­фическим изображением того или иного тант­рического учения, передавая его суть на языке символов, понятных посвященным. Ее можно читать, как текст, изучать и запоминать.

Осваивая тантру, ученик во всех под­робностях запоминает облик просветленного божества и его дворец, готовя себя к «вхожде­нию в мандалу», то есть в то чистое состояние ума, в котором пребывает божество.

Ритуалы построения песочных мандал, будучи тайными изначально, веками были совершенно недоступны для западного человека. Они изучались в стенах крупных тантрических монастырей, куда монахи пос­тупали для 15-летнего обучения.

Решение открыть песочные мапдалы иностранцам было принято Его Святейшест­вом Далай-ламой XIV.

Материал

d0b8d0b7d0bed0b1d180d0b0d0b6d0b5d0bdd0b8d0b5-0022Песочная живопись в той или иной степени присутствует у разных народов. Она распространена в Индии. Непале, у се­вероамериканского индейского племени навахо. Однако именно тибетцы достигли в этом искусстве необычайного совершенс­тва. Сам термин «песочная живопись» весь­ма условен, поскольку материалом для мандал служит не природный речной песок, как это часто полагают, но измельченная гор­ная порода. В Тибете, горной стране, мандалы строились из мелких полудрагоценных камней: бирюзы, яшмы, малахита, жемчуга, кораллов с их яркими и насыщенными естественными красками. Выбор столь дорогих материалов не случаен: помимо прочего мандала  является   подношением   просветленным существам и, как всякий дар, должна обладать красотой и совершенством. Ос­новные цвета, которые используются для этих целей, - белый, черный, синий, крас­ный, желтый и зеленый. Последние четыре цвета имеют три оттенка: темный, средний и светлый. Таким образом, в общей сложнос­ти получается 14 цветов.

Инструменты

В давние времена песок было при­нято наносить вручную, эта техника до сих пор применяется в некоторых тибетских мо­настырях. Теперь вручную наносятся лишь самые крупные осколки мрамора, основная же работа выполняется при помощи особых конусообразных металлических трубочек - чакпу. Средняя часть чакпу имеет неровную ребристую поверхность. Потирая эту поверх­ность рогом яка, монахи создают вибрацию, за счет которой песок ровной струйкой высы­пается через небольшое отверстие, позволяя выписывать замысловатые линии.

Медленное и мягкое трение позволя­ет высвобождать песчинку за песчинкой, в то время как при сильном и энергичном трении песок  бежит  ровной   струйкой.   Овладение этой техникой требует огромного терпения и упорной практики.

Освоение песочной живописи

d0b8d0b7d0bed0b1d180d0b0d0b6d0b5d0bdd0b8d0b5-0011Глядя на удивительную по красоте песочную мандалу, зритель неизменно зада­ется одним и тем же вопросом: «Есть ли здесь место импровизации или это всего лишь ме­ханическое воспроизведение заранее извест­ного рисунка?» Ставя вопрос таким образом, мы вырываем мандалу из контекста тантри­ческого ритуала, неотъемлемой частью кото­рого она является. Действительно, ценность этого ритуала не в последнюю очередь зави­сит от точности его воспроизведения. В тант­ре огромное внимание уделяется сохранению учения в первозданном виде. Именно поэто­му импровизация как понятие полностью от­сутствует в духовном искусстве.

Структура и цветовое решение пе­сочных мандал, а также последовательность их построения описаны в особых текстах, которые монахи заучивают наизусть. На на­чальных стадиях освоения песочных мандал они могут время от времени сверяться с жи­вописными изображениями, однако настоя­щие профессионалы работают исключитель­но по памяти.

Визуализация мандал

Овладение песочной живописью дале­ко не самая сложная задача, стоящая перед монахами. Конечной целью здесь является полное отождествление с просветленными энергиями, воплощенными в главном божестве мандалы.

Но правильная визуализация являет­ся залогом действенности ритуала. Поэтому монах должен выучить наизусть ритуальный текст и необходимые мелодии. Мандала - не­что гораздо большее, нежели шедевр изобра­зительного искусства. Мандала - это проекция высших миров, она способна воздействовать на самых разных уровнях, оставляя глубокий след в пространстве нашего сознания.

Разрушение мандалы

d0b8d0b7d0bed0b1d180d0b0d0b6d0b5d0bdd0b8d0b5-0033Каждый, кто впервые видит песочную мандалу, неизменно задается вопросом: «И что же будет дальше с этой неземной красо­той?» Ответ потрясает. Мандала просветлен­ного божества живет ровно столько, сколько длится сам ритуал. Ее нельзя оставлять, как экспонат для музея, ведь ее главное назначе­ние - служить основой для медитационной практики. Как только практика завершена, мандала должна быть разрушена!

Это зачастую вызывает разочарова­ние и грусть у зрителей мандалы. Но все здесь гораздо сложнее. Разрушение мандалы - не­обходимый ритуал, смысл которого подчер­кивает один из важнейших постулатов буд­дизма: идея о непостоянстве всего сущего.

Прежде чем разрушить мандалу. монахи просят просветленных божеств, ко­торые на протяжении всех этих дней пребывали в песочном дворце, вернуться в свои небесные обители. Мастер ритуала берет ще­потки цветного песка с каждого из санскрит­ских слогов, символизирующих будд пяти семейств, и помещает их в маленькую чашу, которую подносит ему монах-помощник.

Когда будды покинут мандалу, мас­тер ритуала надрезает ее с помощью ваджры (ритуального объекта, символизирующего нерушимую природу ума). После этого мона­хи сметают мандалу к центру и помещают пе­сок в большую чашу.

Итак, мандала перестала быть двор­цом просветленных существ, однако песок, благословленный многодневными ритуа­лами, по-прежнему обладает колоссальной очистительной силой. Эта мощная энергия должна быть направлена во благо всем жи­вым существам. По традиции монахи в кра­сивой процессии с трубами и цимбалами отправляются к реке или океану, чтобы под­нести благословленный песок в дар духам воды с просьбой принять его и распростра­нить благословение по всему миру.

Для западного человека ритуал, за­вершающий многодневные труды над песоч­ным дворцом, часто является совершенно непостижимым зрелищем. Те, кто изо дня в день следил за кропотливой работой монахов, испытывают особенно сильные чувства. Эти переживания навсегда останутся в их сердце, ибо в этот день им посчастливилось увидеть в действии великое древнее учение.

Журнал “Инейт”, 2007, № 11

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag