Главная Новости Контакты

Интервью с Еше Лодоем Ринпоче

- Ринпоче-ла, расскажите, пожалуйста, о роли духовного Учителя в жизни буддиста.

- Среди большого разнообразия наставников выделяют 3 типа: Благой Друг в общем смысле, Благой Друг с точки зрения Великой Колесницы Махаяны и наставник в Тайной, Алмазной Тантрической Колеснице. Если говорить о достоинствах, которыми должен обладать духовный Учитель, то первое, на что обращают особое внимание, - соблюдение Учителем полных монашеских обетов. Благой Друг должен держать обеты гелюнга в чистоте не менее 10 лет, поскольку в течение этого времени он проверяет свои собственные способности, свою силу. Во-вторых, наставник должен быть сведущим в Трипитаке - трёх корзинах, содержащих канонические собрания текстов школ классического буддизма, а в особенности в разделе Винаятипака, в котором изложен кодекс дисциплинарных правил буддийского монаха.

Помимо этого Благой Друг должен обладать безграничной любовью по отношению к ученикам. В чем выражаются такие качества? В неустанном, длительном, ежедневном даровании Учения своим воспитанникам, в тщательном руководстве по духовному пути. Все вышеперечисленное касаемо простого наставника, наставника 1-го типа.

Учитель Махаяны должен обладать 10 достоинствами. Нам необходимо анализировать поведение ламы с точки зрения его действий тела, речи и ума. На уровне телесном ему надлежит быть спокойным, уравновешенным, не совершать резких движений; речь должна быть мягкой, размеренной и доходчивой, а ум наполнен мудростью.

С точки зрения Тайной колесницы наставник должен обладать 20-ю достоинствами или добродетелями - 10-ю внешними и 10-ю внутренними: на уровне внешнем - быть способным давать учения по Тантре, различные посвящения; внутренние достоинства же имеют отношение к мудрости.

- Возможно ли, что ученик, встретив не самого совершенного Учителя, достигнет Просветления, будучи очень преданным своему Гуру?

- На вопрос, сможете ли вы достичь Просветления, имея сильную веру в наставника, который не является превосходным, нельзя ответить односложно. Существуют наставники, которые являются Буддами; есть Учителя-Бодхисаттвы; наставляют учеников и простые люди. С другой стороны, в священных текстах говорится, что ученик должен видеть своего Учителя как полностью просветленное существо. И если Гуру правильно дает наставления по Тантре, то это, безусловно, принесет огромную пользу ученику в духовном пути. Если у ученика есть искренняя вера в наставника, но наставник не обладает возможностью хорошо преподать учение, то я думаю, от такого наставника большой пользы ученику не будет.

Поэтому людям важно анализировать поведение своего Гуру, его жизнь, размышлять о том, сумеет ли он привести к конечной цели. Думайте над тем, стоит ли доверяться этому Учителю. Наставнику же, наоборот, нужно проверять своих учеников: выяснив, каким складом характера он обладает, сделать выводы относительно наиболее подходящих и полезных для него учений.

Требуется время, чтобы Учитель и ученик присмотрелись друг к другу, а затем согласились на своеобразный тандем, сотрудничество. Благой друг потому и называется благим, потому что ведет нас к благому, к нашему собственному развитию. Опираясь на неблагого наставника, в своей практике мы не придем ни к каким достижениям, и таковых нам необходимо избегать. Одна из буддийских молитв содержит пожелание «ни секунды не задерживаться в окружении неблагих наставников и плохих друзей».

- Духовный путь начинается с осознания того, что все наше существование пронизано страданием. Расскажите, пожалуйста, о Вашем собственном опыте и Ваших личных переживаниях в момент, когда Вы пришли к пониманию Первой Благородной истины.

- Почему в буддизме, и в Хинаяне, и в Махаяне, очень большое значение придается осознанию страдательности сансарического существования и предлагается множество практик, пресекающих это страдание? Потому что все наше бытие действительно пронизано страданием. Но с другой стороны никакое живое существо не хочет испытывать страданий и, наоборот, хочет пребывать в счастье. Однако из-за обманчивой природы сансары мы совершаем неблаговидные поступки, ведущие к страданиям. В буддизме говорится о методе достижения счастья путем пресечения страданий, и в связи с этим размышлениям о страдании уделяется так много внимания.

Все люди в этом мире прилагают огромные усилия, чтобы достичь непрекращающегося счастья. Но большинство из них ошибаются в избираемых методах для получения счастья, в том, какие причины следует закладывать. Например, многие люди думают, что истинное счастье - это жизнь в богатстве. Они прикладывают неимоверные усилия, работают, не спят ночами, буквально всю свою жизнь посвящают тому, чтобы заработать побольше денег. Но в момент смерти, когда вы уходите из мира, ваши деньги станут для вас обузой. Сильно привязавшись к вещам, вам будет очень трудно обрести драгоценное человеческое рождение в следующей жизни. Буддисты не утверждают, что человеку для жизни ничего не нужно, буддисты говорят, что губительным для человека становится привязанность к имуществу.

Обычно люди ошибаются относительно того, зачем нам необходимы денежные средства. Богатый человек, совершая для других живых существ благо, может посредством своего состояния копить духовные заслуги. Таким образом, вы получите и удовольствие, и пользу. Но если материальное благополучие ставить во главу угла, вам никогда не достичь конечной цели - всю жизнь вы будете просто копить деньги, приобретете привязанность к вещам, несущую в себе страдание, и накопите негативную карму.

- Как людям избавиться от тяги к обогащению?

- Необходимо понять, что богатство не обладает самобытием. Не стоит стремиться к собственному богатству. Оно может помочь вам проявить заботу об окружающих. Если вы поразмышляете, то поймете, что богатство непостоянно - иногда у вас много денег, иногда мало, иногда их нет совсем. Не стоит привязываться к их количеству. Если вы сможете осознать, что богатство непостоянно и в нем нет смысла, то если вдруг вы потеряете свои деньги, это не будет вас ранить. Если же у вас будет много денег, вы сможете потратить их с умом.

Необходимо также понимать, что богатство - результат ваших предыдущих деяний, плод вашей благой кармы. Но как и любая карма, благая карма может закончиться - не исключено, что однажды вы станете нищим. Осознавая такое положение дел, вы зарождаете в своем уме непривязанность к материальному. Это очень важно.

- Как человеку, совершившему негативный поступок, раскаиваться, чтобы искупить накопленную неблагую карму?

- Поскольку с точки зрения буддизма мы не имеем своего первого рождения, но вращаемся в этом круговороте бытия с безначальных времен и наших перерождений накопилось бесчисленное количество. В каждой из жизней мы совершали как плохие, так и хорошие деяния. Но если разобраться, каких деяний за нашей спиной больше, то думаю, что плохое мы, конечно, совершали чаще. Почему так? Потому что благие поступки всегда совершать труднее, чем отрицательные. Как же свести на нет действие отрицательной кармы? Следует на ежедневной основе применять четыре силы практики очищения.

- У наших родственников и друзей часто возникают трудности, проблемы в семье и на работе, болезни. Как мы можем помочь нашим близким, если чувствуем, что мудрого совета дать не в состоянии, а если и в состоянии, то человек может его не услышать. Как сделать нашу помощь действенной?

- Своим близким и друзьям мы можем помогать как материально, так и духовно. Например, если человек болеет, вы можете за ним ухаживать и таким образом облегчать его страдания. Но в жизни случаются разные ситуации: иногда вы можете поучаствовать в проблеме, внимательно выслушав человека; иногда необходимо дать совет человеку, который запутался и не знает, как дальше быть. Естественно, не стоит ожидать, что сразу же после вашего совета человек изменит свое отношение к жизни и начнет творить только добрые дела. Но, как говорят, вода камень точит: если вы терпеливо, осторожно, снова и снова объясняете, к примеру, механизм действия кармы, то постепенно у человека, которому вы хотите помочь, зародится соответственное понимание, и в результате ваша помощь станет действенной. Если человеку, испытывающему трудности, не на кого опереться, не к кому обратиться, то неприятности в его жизни будут накладываться одна на другую. Поэтому в целом, лучше стараться давать советы людям, чем вообще их не давать, но важно, чтобы ваши советы были продуманными. Стоит учитывать также то, что есть религиозные люди, а есть люди, которые вообще ни во что не верят. Но если изредка советовать родственникам или друзьям сходить в хурул, церковь или мечеть, то это определенно принесет пользу.

- Ринпоче-ла, спасибо Вам за обстоятельный разговор, за то, что уделили нам время.

- В свою очередь я тоже вас благодарю и надеюсь, что все мной сказанное принесет большую пользу.

По материалам устного перевода Чагдыра Санджиева

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag