В Тибете женщины рожают от Богов

Интервью с Его Святейшеством Богдо-гэгэном. Марина Монгуш

d0b1d0bed0b3d0b4d0be1Его Святейшество Халха Джецун Дамба, Джампел Намдрол Чокьи Гьялцен родился в 1932 году в столице Тибета Лхасе. В четырехлетнем возрасте он был признан реинкарнацией Халха Джецуна Дамбы (Богдо-гэгэна, или Богдо-хана, Монголии) регентом Ретингом Ринпоче и многими высокопоставленными духовными иерархами, а также государственными оракулами Тибета.

Его Святейшество Богдо-гэгэн Джебцун Дамба хутухта в особом представлении не нуждается. В Туве его помнят как мастера, который дал Посвящение в Калачакру Тантру в 2003 году. Римпоче давал очередное Учение своим сторонникам в Туве летом 2005 года; мы встретились с ним немного позже, в октябре, - он находился в своей резиденции в окружении множества русскоговорящих учеников, некоторые из которых сопровождали его во время поездки по России.

Мне было необходимо обсудить с Римпоче вопросы, которые в современной этнографии пока остаются без ответов. Московские коллеги так и напутствовали: во что бы то ни стало получи ответы, мы должны понять с чем имеем дело. Римпоче любезно согласился уделить мне время. Вопросы под этнографическим соусом нисколько его не удивляли, он отвечал на них легко и предельно просто. Удивило его то, что они исходили от представителя официальной науки, которая, как известно, ни в чертей, ни в духов не верит.

— Позвольте привести пример из жизни тувинской семьи. Умирает старый и больной человек. На обряды поминок, которые устраивают на 7-е и 49-е сутки, приглашают шамана. Он устраивает «встречу-разговор» с сунезин умершего, чтобы справиться, как он добрался до Эрлика - страны мертвых, узнать его последние пожелания. Во время такого «общения» сунезин сообщает шаману, где и когда он переродится, какого пола он будет, по каким особым признакам на теле можно будет отличить его от других и т.д. Через указанное время все происходит именно так, как было предсказано. Можно ли в данном случае говорить об осознанном перерождении? И может ли подобную информацию получить от сунезин буддийский монах?

— В Тибете, как Вы знаете, традиционно распространены бон и буддизм. Подобные случаи часто встречаются в бонской традиции. Там тоже есть специальные люди, которые вступают в контакт с сунезин (тиб. лханг кедрэ) умершего, получают от него информацию, просьбу и пожелания. Например, он может передать родственникам покойного, что его сунезин просит совершить тот или иной ритуал и т.д. Иногда он сообщает, где собирается переродиться, и по каким признакам можно будет его найти. Бывает, что сунезин рассказывает, где какие мои вещи оставил, где что спрятал. И когда проверяют, оказывается, что все сходится до мелочей.

В буддизме «общение» с сунезин не практикуется. Буддийский монах не вступает в контакт с умершим, пи совершает определенные обряды, чтобы помочь ему и бардо (промежуточном состоянии между смертью и новым рождением), очиститься от отрицательной нармы. Тем не менее, буддисты признают, что после смерти рядом с телом находится дух-сопроводитель. Это существо из тонкого мира, не имеющее формы, очень привязанное к умершему (у каждого человека есть такой дух). Оно не имеет никакого отношения к умершему, однако последователи бона именно его принимают сунезин покойного. Они считают, что информация, полученная отдуха-сопроводителя, есть информация от покойного. Но на самом деле это не так.

Буддисты считают, что 49 дней - это максимальный срок, после которого человек, что бы с ним ни происходило в бардо, какие бы он там состояния ни испытывал, заново перерождается. В течение этого времени дух-сопроводитель постоянно находится среди родственников умершего, он поддерживает свое присутствие тем, что вступает в контакт с шаманом и передает ему информацию, просьбы и пожелания якобы от лица умершего. После 49 дней дух-сопроводитель исчезает, от него ничего не остается. Он обычно выполняет отнюдь не благую функцию: беспокоит родственников умершего, заставляет их страдать, суетиться, выполнять какие-то обряды и ритуалы. Однако из этого не следует, что шаманы, вступающие в контакт с духами-сопроводителями, все делают неправильно, а буддийские монахи, которые этого не делают, поступают правильно. Каждый следует своему пути, поэтому противопоставлять их не следует.

Что касается вопроса, является ли этот случай примером осознанного перерождения, скажу сразу: нет. Способностью осознанно перерождаться обладают высокие тулку, а в вашем случае речь шла о самом обычном человеке.

Другой пример, записанный мною во время полевых исследований в Туве. Умер пожилой человек. Шаман, который устраивал «встречу-разговор» с его сунезин, передал от его имени следующие слова: «Я должен был умереть в 76 лет, но ушел, на пять лет раньше. Это случилось по недоразумению». Можно ли уйти, не исчерпав кармический срок жизни? Если да, то как это отражается на следующем воплощении?

— Да, такое случается. Если, например, человеку по его карме отведено 80 лет, а он умирает в 70, то считается, что он получил огромные препятствия на пути к долгой жизни, в результате чего ушел на 10 лет раньше. Если он родится заново человеком, то проживет те 10 лет, которые называются хама - остаток прошлого рождения. Когда в Тибете умирают маленькие дети, обычно все понимают, что это неисчерпанная карма, идущая из прошлой жизни. Это очень обыденное явление в жизни тибетцев. В таких случаях обращаются к астрологу, он делает расчеты и устанавливает причину преждевременной смерти. Если человеку отведено 85 лет, - он столько и проживет. Дольше прожить невозможно, карма жизни иссякает в любом случае.

— Можно ли, используя определенные духовные практики, отодвинуть срок смерти?

—Да, это возможно. Существуют определенные практики по продлению жизни, выполняя которые можно отодвинуть этот срок на 10-20 лет. Так, человек, который должен был прожить 70 лет, может прожить гораздо дольше, регулярно выполняя такие практики. Истинному буддисту легче прийти к пониманию подобных вещей. Буддисту также легче умирать: если при жизни он был Практиком, то может переродиться в течение семи дней после смерти, не дожидаясь 49. Для родственников его смерть не становится чем-то тяжелым, обременительным. Он уходит легко и быстро перерождается.

Вы несколько раз бывали в Туве, где давали разные Посвящения. Люди, обладающие тонким зрением, рассказывают следующее. Перед тем как дать Посвящение в Калачакру Тантру в 2003 году, Вы совершали подготовительный ритуал в Тоджинском кожууне, на который помимо местных жителей пришли также духи - хозяева местности. Последние выглядели очень страшно, они были очень голодные и ободранные. Но во время обрядов и ритуалов эти духи стали преображаться, от них начал исходить приятный свет. Как Вы можете прокомментировать это?

d0b1d0bed0b3d0b4d0be3—Я рад слышать об этом, потому что одной из главных целей подготовительных ритуалов к Калачакре Тантре является именно благословение местных духов, принесение им пользы. Если духи получили удовлетворение от ритуалов, значит, в будущем это место, то есть Тува, будет развиваться в позитивном русле, ускорятся созидательные процессы. Это также свидетельствует о том, что ваша республика и ее народ получили благословение самого божества Калачакры. Это очень благоприятный знак.

Несколько лет назад Вы давали в Москве Посвящение в Чакрасамвару. Вы тогда просили мужчин визуализировать духовную подругу в соитии, а женщин - духовного друга соответственно. Одна моя приятельница призналась, что у нее были яркие сексуальные переживания во время сна после Посвящения. Это было, по ее мнению, единство пустоты и блаженства. Как Вы можете прокомментировать этот опыт?

— Судя по этому опыту, Ваша приятельница получила полное Посвящение. В Тантре говорится о четырех видах посвящения, одно из которых - тайное. Она получила именно это тайное посвящение. Если она практикует Тантру Чакрасамвары, то будет очень быстро двигаться по пути духовной эволюции. Если же не практикует, то это переживание для нее станет хорошей опорой для практики в будущем, ибо оно дает большое вдохновение и ведет к сиддхам.

— Этнографические материалы, собранные у разных народов мира, показывают, что человеку свойственно вступать в интимный контакт с существами иной природы. И это вовсе не игра больного воображения…

— В Тибете бывают случаи, когда женщины во сне переживают сексуальный опыт, к ним приходят некие существа из мира сансарических божеств и духов, вступают в контакт, в результате чего у них рождаются дети. Это обычно происходит с незамужними женщинами. Что касается мужчин, у них тоже во сне могут быть опыты сексуального характера. Если, проснувшись, мужчина обнаруживает, что произошел выброс семени, это означает, что у него возникли препятствия на пути к здоровью и долгой жизни. Через семя у мужчин выходит энергия, жизненная сила.

Духи-хозяева местности или другие существа из тонкого мира имеют свойство вторгаться в нашу жизнь. Они могут либо помогать нам, либо чинить препятствия. Склонить человека к сексуальному контакту - в их силах. Для того, чтобы быть с духами в гармоничных отношениях, именно им посвящается самая первая торма в буддийских ритуалах. Вы уверены, что российские академические круги поймут нашу с вами беседу?

Почему нет? Я специально приехала в Дхарамсалу, чтобы способствовать сближению науки и религии. То, что мы с Вами беседуем, и есть попытка найти общий язык. Вы не согласны?

— В последнее время часто приходится слышать, что наука очень близко подошла к буддизму. Буддизм - это не столько религия, сколько наука о сознании. Мы, буддисты, считаем, что существует два вида живых существ, которые по разному воспринимают мир: семдзова и мондзова. Первые как раз являются учеными, - они исследуют видимый мир, который можно трогать, осязать, пробовать на вкус и цвет. Ко второй категории относятся буддисты, - они исследуют феномены невидимого мира, то, что нельзя увидеть, услышать грубым физическим зрением и слухом. Если семдзова и мондзова объединят свои усилия, неведению не останется места в нашей жизни.

d0bcd0bed0bdd0b3d183d188Интервью подготовила Марина Монгуш - доктор исторических наук, профессор Института туризма и гостеприимства, филиала Российского государственного университета туризма и сервиса.

В Тибете женщины рожают от Богов. Интервью с Его Святейшеством Богдо-гэгэном вела Марина Монгуш // Империя Духа. – 2010. – № 4 (10) июнь. – С. 28 – 32.

Фотографии журнала “Империя Духа”

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag