Великая Мать буддизма

Праджняпарамита

Праджняпарамита

Наверное, нет ни одной религиозной или духовной культуры, где бы мы ни встретились с почитанием образа Великой Матери. Мы находим его в египетских и вавилонских, иудейских и христианских, ведических и шаманских традициях. Буддизм не является исключением. В сутрах и тантрах, излагая доктрины праджняпарамиты и дзогчен, Будда учит, что мы должны воссоединиться с нашей истинной Матерью, абсолютной природой, которая дает рождение и питает наш изначально Просветленный ум. И чтобы помочь существам соединиться со своей Истинной природой, Великая Мать (санскр. Праджняпарамита) воплощается в разнообразных формах.

Едина во многих лицах

Тибетская богиня Тара (Освободительница), безусловно, является воплощением Великой Матери. Этимология имени Тара (скт. tAra; тиб. sgrol та) - от корня tR- звезда, (сравните лат. astrum-звезда), спасительница, переправляющая через океан (сансары).

В буддизме существуют различные истории о происхождении Тары (тиб. Дролмы). Первая начинается в незапамятные времена, в мире, который назывался «Пестрый свет», и в котором учил Будда по имени Звук Барабана. Тогда жила принцесса Еше Дава (Луна Мудрости), которая имела глубокую веру в этого Будду. В течение многих лет она делала подношения ему и окружающим его монахам. И вот однажды она решила принять обет бодхисаттвы, который состоял в обещании достичь Пробуждения на благо всех живых существ. Монахи, конечно, порадовались ее устремлению, но посоветовали больше молиться, чтобы в одной из будущих жизней родиться мужчиной. Они сказали, что только тогда она сможет по-настоящему практиковать Дхарму и помогать существам. Девушка была огорчена этими словами и ответила им так:

Ни мужчин, ни женщин.

Ни меня и ни тебя, разделений нет.

Обозначения «мужчина» и «женщина»

Заблуждающийся ум создает.

Кроме того она сказала, что есть много мужчин, идущих по буддийскому пути, но мало женщин, и поклялась, что будет в женском облике помогать всем существам, пока не опустеет сансара. Затем она погрузилась в состояние сосредоточения и провела в нем очень дол­гое время; в результате этого ее и стали называть «освободительница» или Тара. Благодаря усердной практике она постигла абсолютную истину и, воплотив божественные эманации, стала наставлять существа на путь к освобождению.

В другую космическую эпоху, родившись в мире Будды Амогхасиддхи, Тара вошла в другое состоянии медитативного сосредоточения, которое называется «покорение демонов», чтобы защитить существ от опасностей и страхов. И поскольку она приходила на помощь очень быстро, ее стали называть Стремительной и Бесстрашной.

А вот еще одна история. Во времена более поздней космической эпохи жил монах по имени Безупречные Свет, которому будды даровали посвящение света сострадания. Так он стал бодхисаттвой Авалокитешварой (тиб. Ченрезиг). Кроме того, пять будд даровали ему особое посвящение мудрости и сострадания, в силу которого из его сердца появилась Тара, сидящая в лотосовом бутоне. То была манифестация активности будд и помощи всем существам. Другая вариация на эту тему повествует о том, что две эманации Тары - зеленая и белая - появились как слезы Авалокитешвары, когда он увидел бесконечные страдания существ. Именно поэтому она получил а другое свое имя - Дочь Правителя мира. Кроме того, есть версия, где Тара рождается из синего лотоса утпалы, выросшего из глубин озера, которое образовалось от слез сострадания Авалокитешвары.

Покровительница путешествующих

Популярность Тары в Индии и в Тибете во многом была следствием того, что она, как покровительница путешествующих, оберегает от опасностей, встречающихся на трудном пути к какой-либо цели, земной или духовной. В тантрах, связанных с ее культом, говорится, что достаточно лишь произнести ее имя, чтобы она при­шла на помощь и все препятствия отступили. Как Мать всех будд, Тара иногда отождествляется с самой Великой Матерью (Праджняпарамитой), а в индийских комментариях к строфам ее восхваления говорится, что мудрой (жестом) ее правой руки является Даяние Прибежища, поскольку она сама есть воплощение главного буддийского прибежища в Трех Драгоценностях. Ведь ее ум - это Будда, ее речь - это Учение, а ее тело - это Сообщество практикующих (Сангха). В левой руке у Тары (зеленой) синий лотос утпала, раскрывающийся на закате и благоухающий под луной.

Тара - это имя целого класса божеств. Она может проявляться как имеющая тело всех пяти цветов, которые свойственны пяти изначальным буддам. Существует, по меньшей мере, десять форм зеленого цвета, семь - белого, пять - желтого, две - синего и одна - красного. Как сказал древний индийский ученый Сарваджнямитра: «Это всеобъемлющая форма, переливающаяся как кристалл, поскольку она изменяется в связи с обстоятельствами». Она может иметь мирные и гневные формы воплощения. Она может изображаться как стоящая и сидящая, с двумя, четырьмя, восемью и двенадцатью руками. Всего насчитывается до 76-и ее форм и традиционно провозглашается 108 ее имен.

Победительница великих страхов

Тара зеленого цвета, как супруга Амогхасиддхи, ассоциируется с элементом ветра и с растительностью, и поэтому иногда ее называют богиней лесов. В одной из историй она спасает дровосека из пасти льва, когда появляется перед ним как женщина, одетая в листву. Форма Тары, которая называется Кадиравани-Тара, носит цветок лотоса в своих волосах вместо драгоценной короны. А ее чистая страна на горе Потала или роща Кадиравани - это достаточно дикое место, в отличие от равнинных и мирных ландшафтов рая Сукхавати. 0бычно эти земли описываются как поросшие множеством деревьев, ползучих растений и прекрасных цветов. Там раздаются крики множества птиц, журчат ручьи и шумят водопады, а также бродит множество диких зверей.

В другой истории один воин проснулся в окружении тысяч вражеских солдат и в страхе произнес имя Тары, - в тот же миг богиня явилась ему, спустившись с небес. Появившийся из-под ее ног вихрь отнес солдата далеко от этого места, позволив ему спастись. В буддийской тантрической системе Тара отождествляется с элементом воздуха (санскр. вайю), который в символическом изображении ступы, являющейся образом или даже чертежом вселенной, выглядит как зеленая полусфера.

Традиционно считается, что есть восемь великих страхов или опасностей, от которых Тара всегда спасает. Опасности могут угрожать либо этой жизни из-за несчастий и смерти, либо последующим из-за рождения в дурных уделах существования или телах. Первая внешняя опасность - это опасность слона, тогда как внутренняя - опасность неведения и глупости; вторая - опасность льва или гордости; третья - опасность огня или ненависти; четвертая - опасность ядовитой змеи или зависти; пятая - опасность воров или ошибочных идей; шестая - опасность заточения в тюрьме или жадности; седьмая - опасность воды или желаний и привязанности; и восьмая - опасность демонов или сомнений.

Спасительница почивших

В «Тибетской книге мертвых» (тиб. Бардо-тходрол) Тара появляется вместе со своим супругом Амогасиддхи на пятый день посмертного состояния бардо. Когда начинает сиять зеленый свет очищенного элемента воздуха и трансформированных психических установок, тогда из северной страны осуществления активности (санскр. Кармапрасиддхи) появляется будда Амогхасиддхи с перекрещенной ваджрой в руках, на царе птиц (санскр. Чивамчивака). Он предстает вместе со своей супругой Самая - Тарой, и они окружены свитой божеств. Этого света «нестерпимо сияющего проявления силы вашего собственного изначального осознавания» не следует бояться. Но, напротив, следует опасаться возникающего вместе с ним тусклого красного света завистливых полубогов (санскр. асуров). Чтобы избежать перерождения в низших мирах, следует довериться ясному свету и отбросить влечение к тусклому красному свету.

Пока я блуждаю в сан cape, [влекомый] въедливой завистью,

Пусть Владыка Амогхасиддхи ведет меня за собой,

Направляя меня на пути Сияющего света,

Который является осуществляющей все Мудростью,

И пусть великая супруга Самая-Тара поддерживает меня сзади.

И, таким образом, пусть я буду спасен

Во время опасного перехода бардо;

И пусть Они меня сопровождают вплоть до состояния Совершенного Будды.

Дмитрий Устьянцев

Устьянцев Д. Великая Мать буддизма // Империя Духа. – 2010. – № 3 (9) март – апрель. – С. 36 – 37.

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag