Буддизм в период правления Угэдэй-хана

Монгольский хан Угэдэй

Независимо от того, обратился ли Чингисхан в конце своей жизни в буддизм или нет, мы, тем не менее, можем смело утверждать, что именно он положил начало контактам монгольских правителей с тибетскими ламами. Эти связи не были утрачены и после его смерти.

Угэдэй, третий сын Чингисхана, в 1229 году унаследовал престол отца. Став Великим Ханом монгольской империи. Он лично участвовал в покорении Северного Китая и Средней Азии.  Монгольские войска наголову разбили последнего хорезмшаха Джелал ад-Дина, полностью покорили Кавказ, Волжскую Булгарию, ряд русских княжеств, а Польша и Венгрия были попросту разорены.

Угэдэй не только расширил границы империи Чингисхана, но и продолжил совершенствовать жизненный уклад монголов. По его приказу была организована почтовая служба; произведена первая в истории перепись населения, а также колоссальной реформе подверглась система налогообложений.

«Сокровенное сказание монголов»:

«Взойдя на родительский великий престол, вот что совершил я после деяний государя и родителя. Я окончательно покорил Лихудский народ – это, во-первых. Во-вторых, я учредил почтовые станции для ускорения передвижения наших послов, а также для осуществления быстрой доставки всего необходимого. В-третьих, я приказал устроить колодцы в безводных землях, чем доставил воду и корма своему народу. И, наконец, учредив должности алгинчинов и танмачинов, установил полный покой и благоденствие для всего государства. Итак, я прибавил четыре своих дела к деяниям своего родителя-государя».

Как видно из приведенной цитаты, Угэдэй-хан во всем стремился продолжить начинания своего отца Чингисхана. По его ли завету Угэдэй продолжал развивать духовные связи с Тибетом?

«Желтая книга»:

«К концу своей жизни Чингисхан завещал своим сыновьям и братьям пригласить из Тибета ламу Гунданбу и оказать ему почтение».

Действительно, вскоре из Тибета в Каракорум был приглашен Гунтен-лама, великий практик Калачакра-тантры, которому множество источников приписывают почитание со стороны самого Суту Богдо Чингисхана. Угэдэй получил наставления по буддийской практике и принял посвящение в тантру Херуки.

Кончог Тенпа «Океан книг»:

«Угэдэй-хан, выполняя завещание отца – Чингисхана, пригласил из Тибета ламу Гун-данбу. Дав ему аудиенцию в Хара-хорине, Угэдэй-хан, Сайн-ахай и другие последовали за ним и приняли посвящение в Херуке. Это первое посвящение, дарованное монгольскому хану».

Так, согласно преданиям, Угэдэй стал первым ханом Монголии, который получил посвящение в буддийскую Тантру.

Угэдэй-хан вел переписку с Сакья-пандитой Кунга Гьялценом, который когда-то состоял в дружественных отношениях с его отцом Чингисханом. Сакья-пандита, узнав о том, что Угэдэй стал Великим ханом Монголии, отправил тому в подарок золотую статую одного из буддийских защитников. Угэдэй-хан в ответ отправил Сакья-пандите официальное приглашение посетить новую столицу Монголии, однако встреча так и не состоялась по причине смерти Угэдэя.

Угэдэй основал новую столицу монгольской империи – город Каракорум, план которого был намечен еще при Чингисхане.

От отца Угэдэю достался военный трофей – золотая статуя Дзу-Шакьямуни, отлитая по приказу уйгурского кагана Богучара еще в VIII – IX веках, в период правления Уйгурского каганата. Эту статую, вместе с коллекцией буддийских рукописей и уйгурской монашеской общиной Угэдэй-хан перевез в новую столицу империи.

Там, в Каракоруме, 1228 году он основал буддийский храм, где и была установлена эта статуя. Уйгурские и монгольские ламы с тех пор проводили в этом монастыре молебны.

Эрднипель  «Конечная причина религий в Монголии»:

«В некоторых историях пишут: Угэдэй-хан, по завещанию своего отца Чингисхана, перевез из Хара-балгасуна в Хара-хорин построенный уйгурами храм Дзу-Шакьямуни вместе с изображением божества. Там он восстановил его и, собрав уйгурских и монгольских лам, проводил богослужения».

Хранение статуи Дзу-Шакьямуни в будущем послужило причиной возведения монастыря Эрдни-Дзу на территории Каракорума.

Подробное описание храма и внутреннего убранства мы можем найти в записях Гильома де Рубрука – монаха-францисканца, который, уже после смерти Угэдэя, посетил Каракорум. Статуи Будды Шакьямуни произвели на него огромное впечатление. В своем дневнике он сравнивал Дзу-Шакьямуни с блаженным Христофором, который, согласно католическим мировоззрениям, был великаном.

Гильом де Рубрук «Путешествие в восточные страны»:

«К югу, ставят они главный идол, который я видел в Каракоруме, такой же величины, как рисуют блаженного Христофора. Один несторианский священник, прибывший из Катайи, говорил мне, что в этой земле есть идол такой большой, что его можно видеть издали за два дня пути. Кругом ставят они другие идолы; все они очень красиво позолочены. На этом сундуке, который напоминает собою стол, они ставят светильники и жертвы. Все двери храмов отворяются на юг противоположно обычаю сарацин. Точно так же у идолопоклонников, как и у нас, есть большие колокола».

В 1241 году Угэдэй-хан скончался. Несмотря на его завещание, в котором он прочил свой престол любимому внуку Ширамуну, в политической борьбе одержал победу его старший сын Гуюк.

В 1246 году Гуюк был избран Великим ханом Монголии.

«Сокровенное сказание монголов» характеризует отношения между отцом и сыном как напряженные. В частности Угэдэй-хан критиковал Гуюка за излишнюю надменность и жестокость: Гуюк сдирал кожу с лица у пленных солдат.

Придя к власти, Гуюк-хан стал покровителем несторианской церкви. Более того, как сообщает Плано Карпини – католический монах, посетивший Каракорум с посланием от Папы римского, перед дворцом Гуюк-хана была построена христианская часовня.

Джиованни дель Плано Карпини «История монгалов»:

«Этот император может иметь от роду сорок или сорок пять лет или больше; он небольшого роста; очень благоразумен и чересчур хитер, весьма серьезен и важен характером. Никогда не видит человек, чтобы он попусту смеялся и совершал легкомысленный поступок, как нам говорили христиане неотлучно с ним пребывавшие. Говорили нам также христиане, принадлежавшие к его челяди, что они твердо веруют, что он должен стать христианином».

Два главных министра Гуюка – Кадак и Чингай также были христианами, и поэтому в Каракорум стеклось большое количество несторианских священников.

Впоследствии христиане-несториане играли при дворе Гуюка существенную роль. Гуюк-хан умер через два года после того, как взошел на престол.
Арши ЧОНГОНОВ,член Союза писателей России,

сотрудник литературно-переводческого отдела

«Золотой обители Будды Шакьямуни»

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag