Главная Новости Контакты

Выпускник университета Дрепунг Гоманг - настоятель хурула города Лагани

Настоятель хурула в г. Лагани гелюнг Лобсан Цунду (Виталий Манкиров)В 2007 году впервые из Калмыкии в Индию выехала большая группа паломников,  чтобы принять участие в подношении Пуджи долгой жизни Его Святейшеству Далай-ламе. После завершения этого ритуала, в котором приняли участие буддисты Монголии, Тывы, Бурятии, Калмыкии, России,  калмыки отправились в паломничество по святым местам буддизма.

Почти сто человек сопровождали молодые монахи- выпускники буддийского университета Дрепунг Гоманг, имеющие сан гелюнгов,  Анджа Харцхаев и Виталий Манкиров. Их, выпускников буддийского университета, шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче назначил настоятелями. Анджа Харцхаев стал настоятелем центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни»,  а Виталий  возглавил буддийский храм в городе Лагани.

Буддийский храм в Лагани был первым культовым сооружением в Калмыкии, возведенным по всем буддийским канонам. На его открытие приехали люди из всех районов республики и  из Астраханской области. Тогда он казался всем каким-то чудом,  и был по тогдашним меркам очень большим. Нам не с чем было сравнивать  этот храм, так как по республике открывались молельные дома, переделанные из жилых домов, заброшенных детских садиков и прочих, оказавшихся не у дел, строений.

Виталий в это время учился в монастырском университете Дрепунг Гоманга и был одним из лучших не только среди студентов своего монастыря.  Он всегда принимал участие в олимпиадах монастырей традиции Гелуг и был победителем. Им по праву гордились в университете, его исключительные способности не давали  другим никаких шансов на победу. Сам же Виталий об этом ничего не рассказывает, наоборот, говорит, что ему необходимо еще много учиться.

Оба, и Виталий и Анджа, очень скромные молодые люди. Несмотря на то, что занимают довольно высокие посты, всегда стараются оставаться в тени. Вот почему наша большая толпа, впервые в 2007 году отправившаяся  по святым местам, довольно смутно представляла себе, кто же перед нами. Для молодых монахов это путешествие стало потрясающей школой выдержки, терпения, сострадания к неопытным паломникам, к мирянам, мало что знающим о святых местах.

Когда мы добрались до Бодхгайи, то лишь оставив вещи в гостиницах, сразу же отправились к  месту Просветления Будды. Оно произвело на всех огромное впечатление, кто-то совершал обходы, кто-то простирался, кто-то молился. Уже стемнело, когда мы направились к выходу. Вот тут-то в темноте и стали теряться паломники. Отстала от группы и я. Но не огорчилась, я запомнила место, где стоял наш автобус, и отправилась туда. Каково же было мое потрясение, когда автобуса я не нашла. Ночи в Бодхгайе темные. От фонаря на столбе четко очерчивается светлый круг, за которым темным-темно. Без знания языка, не помня название гостиницы,  совершенно не представляя себе   куда идти, я побрела  к освещенному фонарем столбу. И какова же была моя радость, когда я увидела стоящего там Виталия.

- Я потерялась! Даже не представляла себе что делать, - сказала я ему, чувствуя, как с моих плеч сваливается гора страхов и тревоги.

- Постоим здесь, сейчас еще заблудившиеся паломники подойдут, - сказал он. И, правда, не прошло и десяти минут, как из темноты с воплем облегчения, чуть не падая Виталию на грудь, врывались в круг под фонарем перепуганные путешественники. Потерявшихся оказалось довольно много. Вскоре, разбившись на несколько групп, одни отправились в тибетские кафе на ужин, другие остались с Виталием поджидать остальных, потерявшихся в Бодхгайе.

Во время путешествия мы самым разным образом испытывали их терпение. Одни ссорились друг с другом, другие непрестанно жаловались то на одно, то на другое, третьи  требовали к себе особого внимания. Как молодым монахам удавалось сохранять спокойствие, ровное отношение ко всем, стойко перенося истерики, недоразумения, которые то и дело возникали с постоянной периодичностью, я тогда понять не могла. Но в итоге их терпение было вознаграждено: разношерстная толпа вскоре все же превратилась в настоящих странствующих пилигримов, умиротворенных, набожных, великодушных.

Сейчас я понимаю, что их сердца были наполнены состраданием к нам. Нельзя не заметить, что у монахов развито необыкновенное чувство любви к матери. Здесь нет ни слов, ни других открытых проявлений, но это чувствуется, эту любовь можно даже ощутить, настолько она чиста и нежна. Как удается их преподавателям - монахам, аскетам так культивировать это чувство у юношей и  обращать его ко всем живым существам?

Первое большое путешествие по святым местам Индии было своеобразным экзаменом для буддийских монахов, недавних студентов буддийского университета Дрепунг Гоманг. А для паломников оно стало незабываемым, исключительным событием жизни.

После паломничества досточтимый Лобсан Цунду (Виталий Манкиров)  с головой ушел в работу. Быть настоятелем буддийского храма далеко не просто. Помимо того, что сюда идут за помощью и советом миряне, все заботы о хуруле, вся деятельность на плечах настоятеля.

- С момента открытия хурула прошло достаточно времени.  Храм обветшал, стала протекать крыша, нужен был капитальный ремонт и реконструкция.  На пожертвования  верующих, опираясь на помощь организаций Лаганского района, мы отремонтировали крышу, заменили окна, двери. Уложили плитку во дворе, - рассказывает Виталий, - работы было много.

Храм преобразился. Здесь чисто, ухожено, в молельном зале очень красиво и уютно. Здесь бережно хранится танка, на обратной стороне которой Его Святейшество Далай-лама по буддийской традиции оставил отпечатки своих ладоней. Это произошло во время первого визита нашего духовного лидера и Учителя  в 1991 году. Тогда на вертолете он прилетел на встречу с жителями Лаганского района, освятил храм, благословил мирян.

- До меня в хуруле работал ген Наванг Лодой, - говорит Виталий, - Он много сделал для возрождения буддизма в районе. Мне досталось, можно сказать, хорошее наследство. При нем здесь у храма была возведена ступа Просветления. Сейчас у нас в районе уже несколько ступ. Возводятся в селе Красинском и на Сухой Торге. В центре города скоро торжественно откроется Лотосовая ступа.  Почему Лотосовая?  Лаганский район - край лотосов, а лотос - символ пробуждения Будды. Когда Будда родился и сделал свои первые семь шагов, то там, где он оставил отпечатки своих ног, выросли лотосы.

Лаганцы знают о главном  назначении  буддийской ступы, о том, что даже  тень субургана, упавшая на живое существо, дарует ему заслугу. Те, кто обходит ее, кто совершает подношения, очищаются от негативных впечатлений в уме, вследствие чего возрастает заслуга и мудрость. Энергия, исходящая от ступы, во благо, дарит мир, гармонию, умиротворяет людей и очищает местность. Хотя о всестороннем интересе к буддийскому Учению говорить пока не приходится.

-  У нас в районе есть люди, интересующиеся философией буддизма, есть и те, которые серьезно занимаются духовной практикой,  стараются ездить в Элисту на Учения. Но их мало. То поколение, которое не только верило, но и знало Учение, ушло. Остались современные бабушки и дедушки, которые мало что знают о Дхарме. Я убежден, если у человека сильное желание изучать буддизм, заниматься духовной практикой,  он будет это делать. Как, к примеру, в старину, у многих людей было желание практиковать Дхарму, они многое изучали. Они практиковали. Они отправлялись в Тибет к Его Святейшеству Далай-ламе. Они преодолевали огромные расстояния, переходили снежные перевалы, шли через пустыни и дикие места. Они погибали в пути, терпели тяготы труднейшего путешествия, но они шли, и ничто не могло их остановить. Они знали, что буддизм - Учение о нашем уме. Они знали, что все наши болезни, страдания, проблемы - в нашем уме. Буддийская Дхарма учит человека избавляться от страданий, быть счастливым, помогает понять, в чем смысл нашей жизни. Оно учит тому, чтобы человек не страдал.

У настоятеля Лаганского хурула мало свободного времени. Он молод, но к нему за советом и помощью идут люди намного старше его. И это не случайно.  Монашеская община в буддизме занимает  важное место и  является объектом Прибежища и почитания. Лобсан Цунду (Виталий Манкиров) - гелюнг, соблюдающий 253 обета, имеющий полный монашеский сан, мудрый и сострадательный человек. Свою жизнь он посвятил служению своему народу. Он следует по буддийскому пути отречения и по праву снискал уважение лаганцев.  Я пишу эти строки и вижу, как он машет рукой и не соглашается с моими словами. И хотя это совсем не  пафосные строки, они ему не нравятся. Скромный, сдержанный, истинный буддийский монах, настоятель Лаганского хурула, наш земляк Виталий Манкиров.

Инна ДЖУРАЕВА, фото автора и Виктора МОСКВИЧА

А.Берзин и монахи Калмыкии у буддийского храма в ЛаганиНастоятель хурула Лагани гелюнг Лобсан Цунду (Виталий Манкиров) встречает гостей

Один ответ на “Выпускник университета Дрепунг Гоманг - настоятель хурула города Лагани”

  1. Юлия Жиронкина сказал:

    Прекрасная статья! Большое спасибо автору за эти искренние и прочувствованные впечатления. Очень надеемся, что и Инна и в дальнейшем будет писать о буддистах Калмыкии. Творческих успехов и всего самого доброго!

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag