Главная Новости Контакты

О затворничестве в Алцынхуте на божество Ямантаку рассказывает участница

геше-лхарамба досточтимый Тензин ДугдаВ июле в поселке Алцынхута Кетченеровского района состоялось затворничество на божество Ямантаку под руководством геше-лхарамбы Тензин Дугда, которое длилось 10 дней.  Благодаря местной администрации  и  жителям поселка нам были предоставлены все необходимые условия.

В Калмыкии – буддийской республике, к сожалению,  до сих пор нет ритритного центра.  Затворничество (или ритрит) - это важная часть буддийской практики. Все буддийские мастера и начинающие практики прошлого и настоящего проводят долгое время в затворах. Эта практика возрождена в Калмыкии благодаря тибетским монахам и особенно  геше  Тензину Дугда. Он уже много лет помогает буддистам не только Калмыкии, но и Краснодара, Ростова, Волгограда провести ритриты. Недавно к нему за помощью в проведении ритрита обратились буддисты из Санкт-Петербурга.  В основном уходят в затворничество в городе, на съемных квартирах. А для большой группы людей найти подходящее место трудно. Так, весною группа из 48 человек уходила в в ритрит на божество Ваджрайогиню в хуруле поселка Ульдучины, группа из 32 буддистов провела в затворничестве на божество Авалокитешвару в Тавн-Гашуне на отдаленной чабанской точке.

Приглашение провести  затворничество в поселке Алцынхута поступило еще весною и, после согласования с Учителем, было принято. С пониманием к данной практике подошли местные жители. Для затворничества был выбран детский садик, там могли разместиться все 22 человека. Садик расположен в центре села. По условиям затворничества никто не имеет право пересекать границу, за которой сидят затворники, разговаривать с ними. Нас никто ни разу не потревожил.

Село находится на необычном священном  месте. Здесь когда-то стоял  большой хурульный комплекс, в котором  были пять родовых хурулов: Баруна сюм, Кетчнря сюм, Аавихна сюм, Нойнахна сюм, Асмуда сюм. Строители в свое время  натыкались на старинный фундамент. Сейчас на этом месте построены школа и спортивный городок.
хурул в Алцынхуте, Намка Кичиков
В советское время село носило название «Заливной», оно было известно всей республике и за ее пределами благодаря Намке Кичикову. Народный эмчи, казалось, может вылечить любую болезнь и вернуть с того света. Намка Долдушевич родился в 1901 году в местечке Авжн Барунова рода Абганеровского улуса, в семь лет он стал хувараком Малодербетовского Чееря-урула и с увлечением изучал медицину. Намка Кичиков завершил образование и нес службу гелюнга – эмчи. После революции в годы репрессий, когда расстреливали священнослужителей, уничтожали хурулы,  родственники  уговорили его снять монашеский сан. Благодаря чему он остался в живых. Он продолжал тайно практику духовного лица и лекаря, поскольку всегда старался помочь людям. В последующие годы Намка спас от разных недугов и болезней тысячи людей. Он помогал людям в ссылке в Сибири и по возвращению на родину.  О знаниях и умениях Намки Кичикова и по сей день ходят легенды.

Намка Кичиков знал астрологию, составлял гороскопы, владел приемами гадания. К нему обращались с просьбой освятить танки, статуэтки и тексты, провести обряды по случаю рождения, смерти, удаления препятствий и проблем. Ему приходилось тайно принимать людей, проводить ритуалы. Все знали Намку Кичикова как врача и священнослужителя, а он также трудился и на благо совхоза.

В начале шестидесятых годов здесь стали создавать совхоз, и Намка Кичиков принял активное участие в становлении хозяйства: выполнял функции снабженца, выбивая совхозу стройматериалы, технику, рабочую силу. Со времен Намки Кичикова поселок Алцынхута совхоза имени А. Чапчаева слывет крепким хозяйством.

В этом году исполняется 110 лет со дня рождения Намки Кичикова. Его именем названа улица, на которой он жил, на его доме открыта мемориальная доска. В новом хуруле, построенном уже в постсоветское время на правой стене у алтаря висит тханка с его изображением. До сих пор люди приходят в его дом за благословением. Сейчас в нем проживает семья его сына с женой и тремя детьми. Многие посетители отмечают радушие хозяев дома. Они радушно принимают каждого, угостят калмыцким чаем, выслушают.
хурул п. Алцынхута
Намки Кичикова не стало в 1985 году,  совсем немного он не дожил до  визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в Калмыкию в 1991 году. С момента приезда Его Святейшества началось возрождение буддизма в Калмыкии, появились первые монахи, которым даровал обеты Его Святейшество Далай-лама XIV.

А ровно через 10 лет после ухода Намки Кичикова на калмыцкую землю приехал геше-лхарамба Тензин Дугда, чтобы помочь возрождению буддийского учения и монашеской сангхи. Геше-ла даровал монашеские обеты желающим встать на монашеский путь калмыкам. С того времени почти все священнослужители Калмыкии получили от него благословение на монашеские обеты.

К сожалению Намка Кичиков не дожил до этого времени, но он сохранил огонь веры в сердцах людей, в тяжелые годы забвения донес до них сокровенные знания. Жители села помнят, что, даже в советское время многие из мирян уходили в затворничество. В условленное место им приносили односельчане еду. А поздно вечером затворники выходили и забирали ее.

Вокруг села есть холмы, на которые нельзя подниматься, у них обычно проводил Намка Кичиков буддийские ритуалы, обряд призывания дождя, совершал подношения хозяевам местности. Обычно, те, кто дома держал красную корову, рано утром совершал подношение молоком и маслом от красной коровы на святых холмах.

Конечно же, были и такие, которые не понимали и не принимали этих обычаев и обрядов, смеялись, писали доносы партийным чиновником. Писали доносы, клевету и на Намку Кичикова, ему запрещали принимать людей, проводить обряды. Но имена тех людей канули в лету, а имя Намки Кичикова живет в памяти людей,  и благодарность ему жива по сей день. Среди пожилых участников затворничества были те, кто в свое время приезжали на прием к Намке. Манджиева Зоя Бадмаевна рассказала, что в далеких 80-х годах Намка вытащил ее с того света. Когда, она в местном хуруле увидела его изображение, у нее невольно выступили слезы. «Как хорошо, что жители чтут его память, а у меня появилась возможность через столько лет поклониться земле Намки Кичикова», - сказала она.

Вероятно, поэтому так благоприятно сложились обстоятельства для желающих уйти в ритрит в поселке Алцынхута. Жители села от всего сердца помогали  свершиться данному событию. А участники ритрита  завершили благополучно свое затворничество, все обязательства по практике  они выполнили.

участники ритритаучастники ритрита

Ямантака – гневное воплощение бодхисаттвы Манджушри впервые упоминается в «Гухьясамаджа-тантре» (3 в.). Наиболее известной формой Ямантаки является Ваджрабхайрава («угрожающая ваджра»). Полное описание Ваджрабхайравы дано в «Ваджрабхайраватантре».

Чже Цонкапа, основатель школы Гелуг, приверженцами которой являются калмыки, подчеркивал важность практики Ваджрабхайравы (Ямантаки) и всячески ее распространял. Его усилиями она стала одной из трех главных тантр, преподаваемых во всех монастырских университетах этой школы. До сих пор эта практика считается одной из наиболее важных как для монахов, так и для практикующих мирян. Учения и ритриты по этим практикам регулярно проводятся в разных частях света.

Геше-лхарамба Тензин Дугда всегда приветствует желание мирян заняться духовной практикой, уйти в затворничество. Нам невероятно повезло осуществить ритрит под его руководством. Геше-ла передавал напрямую свои знания и опыт.

Все участники ритрита в свое время прошли ритуал посвящения в тантру Ямантаки. Большинство получили посвящение у Его Святейшества Далай-ламы XIV в 2009 году в Дхарамсале во время Учений для российских буддистов. Другие получили посвящение у Богдо-гегяна и Ело Ринпоче. С посвящением Ямантаки, относящегося к высшей Аннуттара-йога тантре, сопряжены определенные обязательства, которые необходимо выполнить. Одно из обязательств - затворничество.
участники ритрита в АлцынхутеПодготовка к огненной пудже, Алцынхута
Практикующий, получив Посвящение, вступает на путь тантры, и его цель - принести благо всем живым существам. Однако для того чтобы действительно выполнить эту задачу, нужно быть просветленным, и поэтому на начальных этапах тантрического пути практикующий старается добиться максимального отождествления с просветленным божеством, представляя его зрительный образ, читая его мантры и совершая огненные пуджи.

Геше Тензин Дугда перед  затворничеством вначале даровал комментарий на полную садхану Ямантаки «Победа над Марой» по тексту «Прекрасное изложение глубинного пути великого секрета первой стадии практики Одиночного Героя Ваджрабхайравы» Ти Гьялцена Сенгье.

Высокообразованный ученый досточтимый геше Дугда понимал, что ученикам необходимо иметь полный текст, поэтому он издал и передал в дар практикующим издания садханы  с транслитерацией тибетского текста и комментарий.

Не все желающие сумели уйти в затворничество, но теми кто выбрался из суеты обыденных дел и посвятил себя духовной практике, можно было гордиться За них, конечно же, был рад  и геше Дугда. Был среди нас и буддист, который приехал из Москвы, взявший отпуск за свой счет и заранее написавший заявление об увольнении в случае опоздания на работу. Были среди участников и бабушки по 70, 80 лет. Они, несмотря на свой преклонный возраст, отправились укреплять свою буддийскую практику. Самой старшей Ксении Цереновне уже 82 года.

Участники ритрита не должны были покидать своего места, пока не выполнят основного обязательства - начитывание определенного количества мантр. Наши бабушки начитывали мантры быстрее некоторых молодых. Сказались опыт и привычка.
Ритрит по Ямантаке в Алцынхуте
Геше Дугда являл собой образец для подражания и вызывал всеобщее восхищение. Посмотрев на своих разновозрастных учеников и учитывая жаркое лето, геше-ла назначил щадящий режим занятий. Сессии должны были длиться по два часа, а отдых после сессии – три часа, первая сессия начиналась в 4 утра. Во время сессии геше-ла почти не двигался, в то время как мы по нескольку раз меняли позы, а в середине дня поливали себя водой. Когда Учитель выходил на улицу,  мы видели совершенно мокрую майку.

Днем из-за горячего ветра с пылью нельзя было открыть окна, поэтому было душно в комнате. У кого-то поднималось давление, у кого-то болела голова, нападала бессонница, а кому-то непрестанно хотелось спать, у кого-то сдавали нервы. Приходилось даже приглашать врача. Для нас была большая удача, что рядом с нами в такие трудные минуты находился Учитель и присматривал за нами. Один из участников подвернул ногу, другой хотел бежать из замкнутого пространства, третий был в отчаянии, что не поспевал за Учителем. Текст, с помощью которого проходил ритрит носит название «Победа над Марой», и в действительности каждый из нас побеждал своего Мару. А день, когда все начитали необходимое количество мантр, был самым счастливым для участников ритрита, это был день огромной Победы. Все радовались друг за друга, благодарили за помощь и просили прощение, если что было не так.

За этим счастливым днем последовал долгожданный ритуал – Огненная пуджа или джинсек. Она радует божеств, и они помогают практикующему двигаться по пути. Огненная пуджа, выполняемая после затворничества, устраняет неблагую карму, накопленную в силу нестабильной медитации, неправильного или неполного чтения мантр.

Силами жителей села рядом с хурулом был сооружен очаг, напротив очага воздвигнут трон с невысокой стенкой, которая должна защищать мастера ритуала от огня. Эту стену окрасили в белый цвет, и на нее нанесли слог БАМ, символизирующий элемент воды. С правой стороны от трона поставили стол, накрытый белой материей. На этом столе были расставлены два набора из пяти видов подношений, которые были подготовлены участниками ритрита. Жители села также принесли свои подношения:  масло, молоко, чай. Каждый был рад по возможности участвовать в этом большом ритуале, в котором приняли участие монахи из Центрального хурула Калыкии -  Нгаванг Лодой, геше Нгодуп, нгарампа Тубтен Шакья, настоятель Алцынхутинского хурула ген Таргье.

Монахи проводят ритуал призывания Бога Огня, чтобы подношения не были попросту поглощены обычным пламенем. Основная цель ритуала - устранение препятствий на пути к Просветлению,  оставленных обычными недобродетельными деяниями, в особенности нарушенными обетами и обещаниями, а также предотвращение неблагоприятного хода событий.

После завершения ритуала пламя оставили медленно догорать. Гасить его можно только смесью воды и молока. Оставшийся пепел затем собирают в сосуд и относят к проточной воде и высыпают.

От имени всех участников ритрита самая старшая затворница из нас Ксения Цереновна преподнесла хадаки и подношения геше-лхарамбе Тензин Дугда с благодарность за проведенную практику. А также монахам за проведение ритуала джинсек, настоятелю местного хурула ген Таргье, генеральному директору племзавода имени А. Чапчаева Ивану Эрендженову и главе Алцынхутинского СМО Владимиру Дондыкову за приглашение и предоставление всех условий для ритрита.
 Ритрит по Ямантаке в Алцынхуте Ритрит по Ямантаке в Алцынхуте
Кроме денежного подношения, хурулу поселка Алцынхута подарили изображение божества Ямантаки, а детскому садику изображение Богини высшей совершенной мудрости Праджняпарамиты. Отдельно поблагодарили мы  наших поваров - Оксану Бовджанову и Елизавету Манджиеву.  Учитель во время ритрита сказал, что человек, который помогает затворнику совершить духовную практику, зарабатывает такую же заслугу, как и сам затворник. Нелегко перечислить всех, кто помогал, кто оказывал медицинскую помощь, кто строил очаг, завозил воду и делал многое другое для затворников. Поэтому геше-лхарамба Тензин Дугда поблагодарил всех жителей села за радушие и теплый прием.

Все участники ритрита уезжали домой счастливые и удовлетворенные, с благодарностью  к алцынхутинской земле и ее жителям.

Монахи задержались в поселке с тем, чтобы провести молебен для жителей села, а затем освятили место под строительство ступы. По воспоминаниям сына Намки Кчикова Юры, у отца стоял макет ступы, но он тогда не знал, что это такое. Однажды макет упал и, подняв его, Юра спросил: «Что это?»,  и отец сказал: «Это ступа и когда-нибудь вы ее построите».

Ко мне в библиотеке хурула часто обращаются читатели с просьбой дать хоть какой-нибудь материал о Намке Кичикове. Но, в распоряжении библиотеки только газетный материал, который мы храним в тематической папке «Судьбы калмыцких священнослужителей». Хотя, при одном упоминании поселка Заливной, я часто слышу от самых разных людей истории о том, как они побывали у Намки. Складывается такое впечатление, что нет ни одного человека, кто не слышал бы его имени. Так появилось предложение от читателей буддийской библиотеки собрать воспоминания, рассказы очевидцев о калмыцком докторе, выпускнике буддийского университета Намке Кичикове  и выпустить книгу, посвященную его памяти.

Обращаемся с просьбой ко всем, у кого есть желание принять участие в этом благородном деле, отозваться. Вы можете написать сами или прийти в библиотеку хурула рассказать о своем знакомстве с Намкой Кичиковым, или позвонить. Наши контакты: 4-00-12 – библиотека хурула, наш электронный адрес: altn_cyme@mail.ru. Можете звонить на сотовый номер телефона: 89054841579. Самое главное оставить свои координаты.  В сентябре в библиотеке планируется заседание клуба «Манджушри», посвященное его памяти, «110 лет со дня рождения Намки Кичикова». Приглашаем всех, кому дорога память о народном эмчи.

Надежда Бакараева,  заведующая библиотекой центрального  хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

 Ритрит по Ямантаке в Алцынхуте Ритрит по Ямантаке в Алцынхуте Ритрит по Ямантаке в Алцынхуте Ритрит по Ямантаке в Алцынхуте Ритрит по Ямантаке в Алцынхуте Ритрит по Ямантаке в Алцынхуте

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag