Сегодня в Калмыкии день памяти

Утром монахи-гецулы Центрального хурула Йонден Легцог (Канур -гецл) и Лобсанг Цунду прочли молитву на митинге памяти жертв депортации калмыцкого народа, ежегодно проводимом 28 декабря у мемориала «Исход и возвращение».

В 9 утра в Центральном хуруле был проведён обряд йорял (цог) посвящённый памяти наших предков и всех трагически погибших в годы сталинского террора.

28-12-11

27 декабря 1943 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило Указ Президиума Верховного Совета СССР “О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР”. На следующий день - 28 декабря 1943 года началась насильственная массовая высылка калмыков в Сибирь и другие регионы страны .

Ранним утром тысячи семей состоящих из женщин, стариков и детей были собраны у зданий сельских советов, в г.Элисте сборным пунктом был кинотеатр «Родина»; погружены в специально подогнанные машины, в основном «студебеккеры» (помощь союзников для воюющей Красной армии) и отвезены на железнодорожные станции (Дивное, Кизляр), откуда начался их тяжкий путь в ссылку. Об этом дне и последовавших за ним 13 годах написано уже немало историками, исследователями, - это необходимо для последующих поколений, но у каждого из нас есть личные, семейные воспоминания и своя память о тех годах.

Это грустная дата в истории нашего народа и мы храним воспоминания о тех годах, о людях, погибших в ссылке, о стойкости и тихом мужестве сильных представителей нашего народа, не оставлявших веру в «три драгоценности» и оказывавших поддержку всем, кто нуждался в ней.

Вместе с народом в ссылке оказались бывшие ламы и священнослужители. Для некоторых из них это была не первая высылка, многие отбыли заключение отдельно, попав в горнило трагических «чисток» 30-х годов. Оказавшись оторванными от родных мест, растеряв близких и связь с родными, воевавшими на фронтах, многие наши земляки, испытывали потрясение, равного которому ещё не было в их жизни. Опорой и утешением для большинства явилось присутствие лам в одном с ними селе, населённом пункте. Это считалось удачей. Это можно сравнить со светильником надежды во мраке кромешной ночи.

К нему можно было пойти тайком после рабочего, светового дня (по темноте) и поговорить о пропавших на фронте отце, брате, помолиться за скорое их возвращение, за возвращение всех калмыков в исконные земли. По свидетельству очевидцев, лам, оказавшихся в совместной ссылке, старались беречь, им несли самое дорогое (скудную пищу: горстку муки, сахар, несколько картофелин, всё то, что могли раздобыть в тяжёлое время).

Можно представить, как этим немногочисленным, оставшимся в живых, представителям буддийского духовенства было нелегко видеть страдания народа, смерть, холод и голод, в первые годы (1944-45), особенно в зимнее время, выкашивавший земляков. Желание помочь и невозможность оказать эту помощь, должно быть, была хуже наказания.

Но они шли к людям, держа за пазухой завёрнутый драгоценный текст, раскрывали его при тусклом, мерцающем свете зажжённой щепы (если повезёт керосиновой лампы) и читали, чтобы укрепить несчастных, обездоленных, униженных и осветить им путь словами Дхармы, зародить в их умах веру и дать им опору. Среди высланных лам встречались также эмчи, оказывавшие помощь обессиленным людям.

17 марта 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР издал Указ “О снятии ограничений в правовом положении с калмыков и членов их семей, находящихся на спецпоселении”. Долгожданная свобода казалось, окрылила всех.

После окончания ссылки, те, кому удалось выжить, вернулись в родные края и увидели восстановление Калмыцкой Автономии. Была радость по случаю возвращения на родину, значительное улучшение жизни и одновременно печаль от того, что стремительно терялись язык и старинные народные обычаи, в стране царил атеизм, официально ставший нормой. Что они испытывали?
Сегодня мы можем лишь догадываться. Мы стараемся воздать должное их служению, их верности обетам, их мужеству и стойкости.

Мы молимся за всех погибших жертв репрессий, за ушедших в те годы членов сангхи, за торжество справедливости и процветание веры. «Ом мани падме хум»

Строками из великого текста святого Шантидэвы «Бодхичарья-аватара» мы делаем посвящение заслуг:

41. «Пусть ни одно существо не страдает,
Не совершает пагубного, не болеет,
Пусть никто не знает уныния,
Презрения и унижений.

42. Пусть процветают монастыри,
И пусть непрерывным будет чтение и изучение текстов.
Пусть сангха всегда пребывает в согласии,
И дела её будут успешными».

28-12-11-2

Новости 28 Декабрь 2011

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag