Главная Новости Контакты

О ретрите-ньюнгнэ, завершившемся в Калмыкии

геше Лобсан ГьяцоИтак, накануне великого буддийского праздника  мы, 60 человек, приняли участие в ретрите по очистительной практике Ньюнгнэ. Это практика Тысячерукого Авалокитешвары, сочетаемая с принятием восьми однодневных обетов Махаяны и постом прошла  под руководством геше  Лобсана Гьяцо - буддийского монаха, выпускника монастырского университета Дрепунг Гоман, доктора буддийской философии, профессора. Геше Лобсан Гьяцо эрудированный, высокообразованный, интеллигентный человек, строгий и вместе с тем очень добрый.

Вначале считалось, что ретрит будет нестрогим,  участники ретрита будут приезжать в монастырский комплекс и уезжать домой. Но обеты должны приниматься на рассвете, женщинам в храме ночевать не разрешено, поэтому буквально накануне было решено один день ретрита провести  в  хуруле «Геден Шеддуб Чой Корлинг», а после обеда выехать в поселок Бага Бурул, где недавно был построен буддийский храм. Председатель буддийской общины села Валерий Кутушов  подготовил все к приезду гостей. Женщины расположились в зале местного сельского клуба, мужчина в хуруле.

Условия спартанские. Хорошо было тем, кто приехал со спальными мешками. Были те, кто собирался буквально в последние часы, так что сразу стали делиться одеялами, пледами, чтобы в весенние прохладные ночи соседи не мерзли.

В одной из книг католический священник, исследуя буддизм, о ретритах написал, что, время от времени буддисты уходят в затворничество, где предаются «сладкому ничегонеделанию». Вот в такое «сладкое ничегонеделание» и отправились 60 человек, часть из которых были новички. Приехали буддисты из  соседних областей: Виктор из Ростова на Дону, Марина  из Волгограда, Лена и Олег из Краснодара. Из местных каждый день на сессии приходила бабушка, нарядно одетая, с четками в руках, усердно вместе со всеми начитывала мантры.

4 июня встали на рассвете, когда заря еще не окрасила горизонт, и спали птицы. Утренние сборы при свете уходящей луны, в 5 утра все уже  молельном зале хурула. Сегодня начнется двухдневный пост в сочетании с интенсивной практикой Тысячерукого Авалокитешвары. После небольшого вступления наставника геше Лобсана Гьяцо, простираний, поднесения мандалы и других ритуалов, проведенных монахом, мы приняли восемь однодневных обетов Махаяны.

В первый день ретрита можно пить день, но пища исключительно вегетарианская. Мы должны поесть  только один раз до полудня. В небольшой столовой нам сварили молочный суп и рисовую кашу. Для чего же мы берем эти обеты?  Обращаясь к буддам и бодхисаттвам, мы говорили: «С этого момента и до завтрашнего рассвета, ради всех живых существ, чтобы принести им благо, освободить их, избавить  от голода,  недугов, чтобы достичь чистого, наивысшего просветления, принимаю обеты».

К 4 обетам не убивать, не  воровать, не лгать, не нарушать целомудрия, каждый из нас дал обещание: «не выпью даже капли алкоголя - причины множества пороков, не сяду на высокий трон, не стану принимать пищу в неположенное время, воздержусь от духов и украшений, песен и танцев».

В практику двух дней входят чтение мантр и дхарани Авалокитешвары, простирания, визуализации и медитация, а также подношение цога. Три сессии по три часа интенсивной работы. Дважды за сессию надо сделать простирания. Геше Лобсан Гьяцо принял во внимание различный уровень физической выносливости  участников, разрешив выполнять простирания в предельно мягком режиме. Скажу сразу, было очень нелегко. Была еще четвертая, скажем так, неофициальная сессия, где мы слушали Учение и начитывали мантру «Ом мани Падмэ Хум». Геше говорил о пользе начитывания  шестислоговой мантры Авалокитешвары, каждый слог из которой закрывает врата в шесть миров -  в мир ада, мир претов,  мир животных,  людей, асуров и богов. Считается, что каждый из шести слогов этой мантры сокращает пребывание в одной из форм бытия в круге бесконечных перевоплощений. Эту мантру называют сокровищем мудрости и кратким учением

Лобсан Гьяцо также говорил о том, что калмыкам надо возродить традицию коллективного чтения молитв.

- Во многих селениях республики есть хурулы, как было бы хорошо, если люди приходили сюда в свободное время, чтобы совершать простирания и начитывать мантры, - сказал он, - Хорошо также иметь в Калмыкии ретритные центры, где может интенсивной духовной практикой заняться любой желающий, и где бы миряне проводили затворничества, встречи и Учения.

Одна из участниц ретрита рассказала о том,  как после возвращения из ссылки калмыки собирались вместе и начитывали мантры. Но стариков уже нет и традиция, к сожалению, еще не восстановлена.

Буддийский монах Лобсан Гьяцо рассказывал о Бодхисаттве Авлокитешваре, воплощающем в себе сострадание всех будд. Одиннадцатиликого Авалокитешвару называют милосердным Владыкой, он являет великое сострадание всех Татхагат, полностью вырывает корни загрязнённости и страданий существ в их рождениях и смертях. Не быть привязанным к жизни и смерти, не входить в нирвану, откликаться на мольбу любого, кто обратится к нему за помощью. У тысячерукого Авалокитешвары, состраданием побеждающего зло, разрушающего препятствия на праведном пути, главная цель – принесение истинного блага живущим существам.

В 9 вечера завершился первый день ретрита, на следующее утро мы должны были взять обет молчания и соблюдать строгий сухой пост. 3 июня, те, кто считали, что могут, забывшись, говорить, на рассвете залепили себе  скотчем рот. В храме тишина, только щелканье четок, а  у крыльца - прерывистое дыхание простирающихся.

ретрит-ньюнгнэ в хуруле Бага Бурулав хуруле Бага Бурула

Между сессиями женщины спешили в клуб, чтобы в краткий промежуток немного отдохнуть. Чувство голода было не столь сильным, но жажда иссушила губы затворников. Но, тем не менее, какое-то особое вдохновение царило среди нас. Хорошее настроение, улыбки, трогательная забота друг о друге украсила этот день. А еще на самом деле поддерживали строки молитвы: «какие бы телесные умственные страдания ни возникли во время соблюдения поста, да смогу я, думая, что это очистит страдания всех скитальцев, добровольно принять их на себя ради блага и счастья других».

В ночь на 4 июля полная луна заливала все ярким светом, на синем небе сияли звезды, кроны деревьев раскачивал ночной ветерок. Встали ни свет ни заря. Двигались осторожно, Веру Бамбаевну водили под руку, ей нездоровилось. Хотя геше Лобсан Гьяцо разрешил тем, у кого проблемы со здоровьем, попить немного воды, никто этим разрешением не воспользовался. Вера Бамбаевна стойко переносила свою слабость, другие тоже.

На рассвете в день великого буддийского праздника все приняли однодневный обет Махаяны, совершили простирания, прочитали обширную молитву благопожеланий, сделали подношение хурулу Бага Бурула, Учителю, посвящение заслуг и засобирались домой. В центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» торжественный молебен, там снова встретятся участники ретрита-ньюнгнэ.

Все время пребывания в ретрите было наполнено большой работой, которая начиналась на рассвете и завершалась после заката солнца. Не верьте тому, кто скажет, что ретрит - это «сладкое ничегонеделанье».

Нина ШАЛДУНОВА, фото автора

Бага Бурул,ретрит, отдых в хуруле Бага БурулаБага Бурул, обход хурулаПосле ретрита, Бага Бурул

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag