Главная Новости Контакты

Шаджин–лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче: «Образование - скрытое сокровище»

Ринпоче

В современном обществе возрастает роль образования и одновременно - воспитания гармонично развитой, нравственной личности. Сегодня мы публикуем беседу с шаджин-ламой Калмыкии Тело Тулку Ринпоче о том, как воспитывать детей, какие качества надо развивать у них, как родителям взаимодействовать со школой, а учителям – с многочисленными общественными организациями, чтобы это сотрудничество шло на пользу просвещению подрастающего поколения.

- Месяц назад учителя, ученики и их родители отпраздновали начало нового учебного года. Многие мамы и папы интересуются, как морально, психологически подготовить детей к школе? Что нужно говорить дошкольникам ученикам младших классов для того, чтобы вызвать их интерес к учебе?

- Думаю, что самое главное – дать правильные наставления детям. Очень важно рассказать им о важности процесса обучения. При этом недостаточно ребенку говорить о том, что он должен идти в школу, потому что так велит закон.

Категоричность по отношению к детям дошкольного возраста, когда им говорят: «Если не будешь ходить в школу и хорошо учиться, ты навредишь родителям и своему будущему», считаю, не должна присутствовать.

Во-первых, надо рассказать в удобной для малышей форме, что в современном мире, в нашей жизни образование играет важную роль. В беседе нужно упомянуть о смысле человеческой жизни, а им является обретение счастья, и если он хочет стать счастливым, ему необходимо учиться, получить образование.

В школу приходят дети с разными наклонностями, способностями, с разными характерами. Одни скромные, тихие, другие подвижные, активные, возможно, несколько грубоватые, но независимо от этого все наставления должны основываться на любви, сострадании и уважении к ребенку.

Необходимо рассказывать о важности почтения к окружающим, к учителю, старшим. И если об этом говорят родители, тем самым закладывается база, основа для всей семьи в целом.

Некоторые родители, отправляя детей в школу, рассуждают: пусть с ними занимаются учителя, вырастет ли человек образованный или необразованный – это задача учителей, а моя миссия - отправить его в школу. Этого на самом деле недостаточно, поскольку у учителей есть определенный лимит, круг обязанностей, и об этом нужно говорить в семье.

Кратко отвечая на ваш вопрос, я скажу, что самое главное - установить у ребенка мотивацию к учебе.

- Что самое главное в воспитании, в том числе, в семейном: доброта или строгость?

- Думаю, что периодически нужна строгость. Но она должна основываться на любви и сострадании. Мы должны понимать, с какой целью мы строги к ребенку, поэтому здесь важны объяснения, наставления, основанные на опять же любви, сострадании, уважении.

Например, когда я был маленьким, у меня были два учителя – строгий и мягкий, добрый. И я, конечно же, испытывал большую привязанность к доброму учителю, это в природе вещей, здесь притяжение происходит «автоматически».

Но сейчас я понимаю, что больше знаний я получил все же от строгого наставника, ведь его строгость была основана на любви и сострадании ко мне. Благодаря ему, его строгости и дисциплине я смог получить больше знаний, и это принесло пользу в моем образовании. Вот почему я считаю, что необходим баланс между строгостью и мягкостью, добротой. Необходима и дисциплина, и строгость, и доброе отношение.

Надо сказать, у современных детей быстрый ум, они буквально на лету схватывают любую информацию, поэтому в этом возрасте важно наставлять их.

Например, когда сын курит, недостаточно лишь ругать его: «Нельзя курить, зачем ты это делаешь?». Он должен знать, почему нельзя это делать, почему это грех и какие возможны последствия. Если мы подробно объясним ему об этом, то он поймет и будет ограничивать себя.

- Кто в семье главный для ребенка?

-Я думаю, что забота о нем – это обязанность и ответственность обоих родителей, нельзя кого-либо из них выделять. Они в равной степени ответственны за ребенка.

Мы должны понимать, что ребенок появляется благодаря отцу и матери; ребенок, жизнь появляется из двух начал, эти два начала несут равную ответственность.

- Что говорит буддизм о семейном воспитании?

- Буддизм не выделяет наставлений по отношению к отдельной семье, а говорит о бесчисленном множестве (количестве) живых существ. И важной в человеческой жизни наша религия определяет нравственность, то есть моральную дисциплину и этические принципы. Если мы хотим обрести счастье, обязательно надо практиковать доброту. Вне зависимости от того, является ли человек верующим, исповедует ли какую-либо религиозную традицию, является ли атеистом, - у каждого человека в сердце живут любовь и сострадание.

Мы говорим о том, что важно понимать хорошие качества, достоинства, мы рождаемся с ними. И Будда Шакьямуни, наш учитель, говорит: любовь и сострадание в вашей природе присутствуют изначально, и вы должны взращивать в своем уме эти качества, достоинства.

Если мы будем рассказывать своему ребенку о важности этих общечеловеческих ценностей, он поймет их и примет, будет использовать в своей жизни, а затем передаст своему ребенку.

Каждый человек должен понимать, что после того, как он родился, его тело меняется, с годами, с возрастом меняется и его менталитет, образ жизни, характер, потому очень важна забота о человеке, особенно в детском возрасте. Очень важно слушать ребенка, когда ребенок растет, у него появляются новые мысли, новый опыт, и давать правильные наставления на пути взросления.

Как-то ко мне пришли родители одного юноши и попросили совета. Их мальчик рос не очень смышленым, не был интеллектуально развит. Но он мечтал получить высшее образование, у него была очень сильная вера, он часто приходил в хурул и молился. После окончания школы он подал документы в вуз, но не поступил. И тогда он задал вопрос родителям: «Я все время хожу в хурул и молюсь. Подав документы в институт, я особенно усердно молился, так почему же Три Драгоценности - Будда, Дхарма и Сангха - не помогли мне?». Родители не смогли ответить и пришли ко мне, чтобы узнать, что ответить сыну. И я сказал: «Наверное, это не вина Трех Драгоценностей - Будды, Дхармы и Сангхи, а скорее всего, вина родителей, потому что они держали подростка в строгости, но не прикладывали усилий для того, чтобы он хорошо занимался, развивал свои способности». Здесь много моментов, на которые надо обратить внимание, много причин того, что ребенок не смог поступить в то учебное заведение, в котором желал учиться.

Мы должны понимать, что все зависит от самой личности, самого человека. Чтобы достичь своей цели – в данном случае речь идет о поступлении в вуз - он должен хорошо учиться в школе. Очень важно все время говорить об усердии, дисциплине, нравственности, и это должно начинаться в семье.

image2- Когда нужно начать приобщать ребенка к религиозному образованию, водить в хурул, рассказывать о деяниях Будды?

- Нет установленных правил, когда начать это делать, - в девять ли, десять лет. Когда ребенок мал и еще не может разговаривать, он все ощущает, чувствует. Например, когда он только начинает говорить и уже произносит бранные слова, которые где-то услышал, и родители делают замечание, наставляют его, учат доброму, - это и есть добродетельные деяния. Это уже дхарма, учение Будды.

Приобщать к духовному учению надо с малых лет, здесь нет возрастных ограничений.

- Молодые родители зачастую испытывают трудности в воспитании малышей. На кого им опираться в этом вопросе?

- Если у них нет родителей, они могут пойти в хурул, сангху – монашескую общину.

Наша основная задача – давать пояснения людям, духовные советы. Но надо, чтобы и родители проявляли усердие со своей стороны. Некоторые почему-то стесняются приходить, задавать вопросы. На самом деле, я думаю, никакого стыда здесь не должно быть.

В современном обществе наблюдается тенденция - то, чего действительно нужно стыдиться, мы не стыдимся. Например, курения в обществе, распития спиртных напитков. Мало кто стесняется спросить у человека, который разбогател, обманывая других, как именно он заработал деньги, ведь способы получения прибыли вызывают большой интерес. В то же время редко кто интересуется у хороших, достойных людей, как они стали такими.

- Какова роль бабушек и дедушек в семьях?

- Бабушки и дедушки – это люди, имеющие большой жизненный опыт. Ради того, чтобы мы хорошо жили, они претерпели невероятные трудности, и мы обязаны проявлять уважением к нашим старикам.

Они обладают великим достоинством – мудростью, и мы должны ее ценить.

Детям же общение с пожилыми людьми приносит пользу.

image3- Ваши советы молодым родителям.

- Раньше было нормой бить, наказывать детей, сейчас времена изменились, и подобный способ воспитания не приветствуется, считается негативным. В древних текстах говорится: чтобы придать форму куску золота, мастер стучит по нему молотком и зубилом. В данном случае под инструментами подразумевается строгость. Мастер, видя перед собой кусок драгоценного металла, предполагает, что из него сотворит. Так и учитель: общаясь с учеником, воспитывает в нем лучшие качества.

Наши дети как золото, но работать с ними нужно только с помощью слова.

- Что Вы желаете учителям накануне их профессионального праздника?

- Педагогам, много лет работающим в системе образования и недавно начавшим трудовую деятельность, я бы пожелал никогда не терять веры, надежды и силы духа.

На самом деле образование как скрытое сокровище. В современном мире оно является некой основой, и границ, пределов у образования нет.

Думаю, очень важно, чтобы учителя научили детей слушаться своих родителей. Если будет создана система, основанная на уважении, это принесет всем только пользу,

Хочу пожелать всем учителям, детям удачи, благополучия, процветания. Я всегда буду за вас молиться!

Нелли ХАЛГИНОВА

(Газета Калмыцкой республиканской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ «Партнерство через понимание» № 2 октябрь, 2013 г.)

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag