Главная Новости Контакты

Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче: «Важен правильный образ мышления»

FotoВ современном обществе возрастает роль образования и одновременно - воспитания гармонично развитой, нравственной личности. Мы продолжаем публикацию беседы с шаджин-ламой Калмыкии Тело Тулку Ринпоче о том, как воспитывать детей, какие качества надо развивать у них, как родителям взаимодействовать со школой, а учителям – с многочисленными общественными организациями, чтобы это сотрудничество шло на пользу просвещению подрастающего поколения.

Сегодня досточтимый Ринпоче-ла рассказывает о сотрудничестве Центрального хурула с различными организациями, делится мнением о том, в связи с чем назрела необходимость внедрения новых методов в образовании, и какие задачи он считает важнейшими для нашего общества:

- Я думаю, что одной из главных задач государства должно быть особое, повышенное внимание к молодежи, потому что она – наше будущее. Станет ли наша республика развиваться, сохраним ли мы национальную культуру, традиции и язык, - все это напрямую зависит от молодежи, все это - в ее руках.

Известно, что органы власти работают по разным направлениям. Я считаю, что важнейшими из них являются две структуры – занимающиеся вопросами образования и здравоохранения.

Нам необходимо развивать образование. Мы живем в 21 веке, веке научно-технического прогресса, и нам нужно не отставать от него.

С учетом меняющегося современного мира, внедрения технологий необходимо, чтобы менялись подходы и способы образования со стороны отраслевого министерства и самих учителей. Почему? Образование, которое мы получали в детстве, и образ нашего мышления в те годы, конечно, отличаются от нынешнего образования и образа мышления современной молодежи.

FotoЯ говорю об этом как шаджин-лама Калмыкии, который в этом качестве работает уже более 20-ти лет, на основе своего опыта, и моя первая задача, конечно же, давать наставления.

Думаю, что это должны быть советы, каким образом развивать ум, повышать уровень знаний в области буддийского учения. А методы работы могут быть разные - через фильмы, музыку, искусство, живопись… И если мы будем использовать их, у молодежи появится интерес, возрастет ее образовательный уровень.

Нужно проводить семинары, симпозиумы, конференции, посвященные новым методам преподавания различных предметов. К примеру, сейчас в четвертом классе изучают основы религиозных культур и светской этики. Когда несколько лет назад в Калмыкии объявили о начале эксперимента, некоторые были обеспокоены: мол, у учителей не опыта. Но я сказал, что тревожиться не стоит - есть хурул, монахи, которые могут помочь педагогам, и мы организовали для них семинары. Думаю, знания, которые учителя обрели на этих занятиях, действительно помогли им.

-Насколько важен предмет «основы религиозных культур и светской этики» в познании мира и воспитании?

- На мой взгляд, программа полезна. Она приносит пользу конкретному человеку. Если учитель – буддист, то укрепляется его вера, он начинает понимать, что значит Три Драгоценности, что значит Прибежище, глубже вникает в аспекты буддизма. Если же педагог не буддист, преподавание основ религиозных культур и светской этики становится для него еще одним шагом к пониманию другой культуры.

Мы живем в обществе, в котором люди разделены друг от друга принадлежностью к религиозным культурам: например, «ты – буддист, я – мусульманин», я же считаю, что мир станет гармоничнее, если все мы станем больше общаться, вступать в диалог с окружающими, несмотря на разность религиозных взглядов.

Если же говорить об основах буддизма, то скажу следующее. Знания в этой области, основанные на воспитании в человеке любви, сострадания и такого важного качества, как альтруизм, когда вы считаете других более значимыми, чем вы сами, помогают гармонизировать отношения в семье.

Foto- Расскажите о тибетской школе, которую Вы посещали несколько лет назад вместе с калмыцкими учителями.

- В ней преподают те же базисные предметы, что и в индийских школах, а также историю и культуру Тибета, дают вводные знания по буддизму, ведь в прошлые времена светская и духовная власть в Тибете были тесно переплетены. Разработана соответствующая система преподавания с первого по выпускной класс.

В Индии занятия ведут на английском языке, но один час ежедневно в этой школе посвящают тибетскому языку. В нашей республике, к сожалению, калмыцкий язык изучают не чаще трех раз в неделю, таким образом, упускается возможность лучше обучить детей их родному языку.

Наш хурул в какой - то степени старается помочь, здесь в течение четырех лет действуют бесплатные курсы для желающих изучать калмыцкий язык; таким образом, можно говорить о нем не только как о религиозном, но и духовном, образовательном, культурном центре.

- Как Вам видится развитие буддийского образования в республике?

- У нас есть планы, некоторые из них можно реализовать, некоторые – нет, так как все связано с финансовой поддержкой. Но самое главное, чтобы у людей, обращающихся к нам, было желание больше узнать о буддизме.

Первая задача - обратить внимание молодежи на его пользу и достоинства. В начале беседы я заметил, что нам нужно заботиться о молодежи, рассказывать ей о нравственности, внутренней дисциплине. И если юноши и девушки будут придерживаться их, это принесет пользу не только им самим, но и всей республике и нашей стране. Как вы думаете, почему в России процветает коррупция? Из-за недостатка нравственности. И если мы хотим, чтобы наша молодежь в будущем не погрязла в коррупции, мы нашим детям должны говорить о важности соблюдения этических норм и моральных принципов.

FotoНа государственном уровне можно было бы разработать комплекс мер для приобщения детей с первого класса к духовным ценностям, морали. К примеру, мальчикам и девочкам семи лет рассказывать о них с помощью рисунков и мультипликационных фильмов.

К важнейшим задачам относится также сохранение национальной культуры, менталитета и одновременно – воспитание в детях хорошей привычки быть открытыми для всех.

-Каким должно быть взаимодействие учителей, коллектива школы с родителями?

-Его требуется усилить. Если ребенок, к примеру, плохо учится или не дисциплинирован, стоит сразу же об этом сообщить родителям и дать им советы, в лучшую сторону эту ситуацию можно изменить только совместными усилиями.

Мы должны думать о ребенке как о личности, человеке и не «отфутболивать» от себя.

В каждой школе примерно раз в месяц организуют родительские собрания, но нельзя забывать и об индивидуальных встречах с мамами и папами, когда у учителя есть возможность пообщаться с родителями того или иного ученика. Требуется выстраивать отношения с родными учеников, потому что дома, в семьях, бывают ситуации, о которых педагог обязательно должен знать.

- Центральный хурул успешно сотрудничает не только с системой образования, но и с другими структурами. Как строится это взаимодействие?

Церковь, религия отделена от государства, об этом гласит Конституция, но с 1992-го года священнослужители хурула стали давать лекции, посещать общеобразовательные учреждения. Надеюсь, что большинство руководителей все-таки осознают, насколько важно буддийское образование и какова польза буддизма – не только веры, но и философии, помогающей молодому поколению справляться со стрессами.

Со школами мы работаем, а в высшем учебном заведении Калмыкии – Калмыцком госуниверситете – впервые я выступил с лекцией только в 2003 году. Сегодня мы взаимодействуем не только со средней и высшей школой, но и с Министерством внутренних дел.

Иногда сотрудники органов внутренних дел приводят подростков, состоящих на учете, и просят, чтобы детям дали наставления. И ламы беседуют с ними, проводят для них экскурсии. Заметьте, эту форму работы придумали не мы – к нам обратились о сотрудничестве.

Этот пример наглядно свидетельствует о том, что люди понимают роль религии в обществе, особенно в борьбе с социальными проблемами.

FotoАлкоголизм, наркомания, подростковая преступность - это вопросы этических норм, морали и здесь смысл в том, что буддизм предлагает научить правильному образу мышления, независимо от того, живешь ли ты в бедной или богатой стране: ты можешь быть счастлив!

Еще один пример. Три года назад на Ур – Сар наши прихожане по призыву священнослужителей стали отказываться от алкоголя. Одна группа не потребляет спиртные напитки в течение всего этого святого месяца, вторая – расстается с вредной привычкой на всю жизнь.

Только за один год в хурул обратилось около ста хронических алкоголиков, их приводили жены, родственники. Мы объясняли, почему отказ от алкоголя важен для семьи, психического, физического здоровья, как это повлияет на жизнь, и, приняв решение, люди брали обет перед лицом всех святых cуществ, перед Буддой, родственниками на определенный период. Многие брали обет на всю жизнь, и это знаменательно.

Как видите, в работе хурула немало мероприятий, необходимых обществу, вот почему я нередко повторяю, что он не только религиозный, но и культурный центр Калмыкии.

Нелли ХАЛГИНОВА

Газета Калмыцкой республиканской организации Профсоюза работников образования и науки РФ «Партнерство через понимание», № 3.

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag