Барри Керзин: Верный путь к счастью

Барри Керзин Попробуйте проанализировать, что вы чувствуете, когда делаете что-то для других. Как правило, вы чувствуете удовлетворение. Я называю это беспроигрышной ситуацией, в которой обе стороны в выигрыше.

Другой человек чувствует себя хорошо, вы чувствуете себя хорошо обе стороны становятся счастливее.

Конечно, от того, какими средствами мы располагаем, зависит, сколько мы можем отдать другим. Но все же здесь важнее привычка к щедрости, привычка делиться. Совсем не обязательно думать, что прежде мне надо накопить столько-то денег, и только после этого я смогу что-то отдавать. Просто делитесь всякий раз, когда это возможно.

И, кстати, делиться можно не только деньгами. Щедрость также проявляется в доброте, в умении выслушать без осуждения. Например, ваша подруга только что рассталась со своим приятелем и просит вас поговорить с ней. Вы встречаетесь в кафе и разговариваете, вы просто слушаете ее. Это очень важно.

Есть очень много видов даяния, которые вовсе не требуют материальных ресурсов. Помощь другим это верный путь к счастью, это и есть смысл жизни.

У счастья есть разные уровни. Чувственные удовольствия лишь один, наиболее ограниченный уровень счастья. В таком счастье нет ничего плохого. Но оно не принесет нам более глубокого удовлетворения. Если в поисках счастья мы обратимся к собственному уму, то именно там мы найдем то, что ищем.

Речь идет о количестве и качестве счастья. Переживания счастья, связанные с органами чувств, более ограничены и недолговечны. Переживания счастья, связанные с умом, обретают все большую полноту, становятся глубже по мере того, как мы совершенствуемся в медитации, в практике любви и сострадания. Они более долговечны, чем чувственные удовольствия. И гораздо дешевле обходятся!

Есть медитация, в которой мы учимся распознавать доброту, присущую другим людям. У человека, который регулярно выполняет такую медитацию, открывается сердце, он начинает испытывать чувство близости к другим, которого не было прежде, начинает больше улыбаться искренней, непритворной улыбкой и в целом чувствует себя счастливее.

В этой медитации мы делим всех людей на три группы. Первая это наши близкие, те, кого мы любим (наша семья, друзья). Вторая группа это чужие для нас люди, с которыми мы не знакомы. А третья группа это люди, рядом с которыми мы чувствуем себя неуютно, те, кого мы даже могли бы назвать «врагами».

Увидеть доброту в людях из первой группы несложно. Собственно, их доброта по отношению к нам и есть тот признак, в силу которого мы отнесли их к группе близких нам людей.

В случае с людьми из второй группы нам необходимо понять, что все, чем мы пользуемся в жизни, мы получили благодаря доброте других. Например, мы сидим в мягком кресле, перед нами стол, нам светит лампа, у нас есть iPhone, здание, в котором мы находимся, защищает нас от непогоды, возможно, недавно мы вкусно пообедали.

Если задуматься, становится понятно, что каждая из этих вещей результат труда огромного количества людей, а иногда и животных. Даже чашка чая, которую мы выпиваем по утрам.

Размышляя подобным образом о так называемых чужих, незнакомых нам людях, мы постепенно изменяем свое отношение к ним, начинаем видеть в них тех, кто помогает нам существовать и наслаждаться вещами, которые нам нравятся. Без их труда мы бы не выжили и, уж конечно, не могли бы делать то, что мы делаем.

Итак, это была медитация, в которой мы распознавали доброту в чужих нам людях. А затем мы переходим к третьей группе, так называемых врагов. Когда во время своих лекций я спрашиваю слушателей, кто из них хоть раз в жизни гневался, почти все поднимают руки. И тогда я задаю следующий вопрос, а нравится ли вам гневаться?

Может, два или три человека поднимают руки. Никому не нравится гневаться. Так как же нам избавиться от этого чувства?

Можно послушать лекцию или прочитать книгу о том, как бороться с гневом. Это будет полезно, но не ослабит ваш гнев. Чтобы работать с гневом, нужна ситуация, когда прямо перед вами человек, который провоцирует вас, выводит вас из себя, как говорят японцы «дергает за нос». Именно в этот момент вам представляется возможность практиковать терпение, любовь и сострадание.

И если вы посмотрите на так называемого врага как на того, кто помогает вам совершенствоваться в практике терпения, то постепенно начнете относиться к нему как к учителю.

Могут ли гнев и эгоизм быть полезны? Конечно, да. Если человек гневается в стремлении навредить, то это плохо. В краткосрочной перспективе может показаться, что такое действие принесло результат, мы проявили силу, добились превосходства. Но только в краткосрочной перспективе.

Есть и другой тип гнева, когда внешне человек выглядит разгневанным, воинственным, но внутренне он стремится принести благо. Иногда мирные средства просто не работают, и приходится проявлять силу. Внутренняя мотивация при этом заключается в стремлении помочь другим.

Барри Керзин Например, это родители, которые исчерпали все мирные средства и вынуждены прибегнуть к более жестким методам. Они как бы надевают на себя гневную маску, внутренне испытывая любовь к ребенку.

Так они поступают, потому что знают, что действуют на благо ребенка. Вот такой «гнев», движимый положительной мотивацией, иногда может быть очень даже полезным.

С эгоизмом происходит то же самое. То, что внешне выглядит как проявление эгоизма, стремление добиться чего-то для себя, может на деле оказаться стремлением достичь в более отдаленной перспективе результата, который принесет пользу всем. То есть это не эгоизм в чистом виде, скорее, это выглядит как эгоизм. Здесь очень большую роль играет мотивация.

И еще один важный момент о сострадании и любви. Часто люди воспринимают эти качества как проявления слабости. Но это не так. Если вы посмотрите на мать Терезу, то увидите твердость в этой маленькой албанской женщине, наполненной любовью и состраданием.

Или Махатма Ганди, который положил конец трехсотлетнему господству британцев в Индии, потому что обладал невероятной силой сострадания. Его Святейшество Далай-лама иногда в нем видна невероятная сила, которая происходит из чувства уверенности, которое, в свою очередь, коренится в любви и сострадании.

Именно сострадание дает нам чувство уверенности в своих силах и помогает бороться за справедливость не с оружием в руках, но словом. Не испытывая гнева, не унижая других, но находя очень сильные слова в поддержку тех, кто несправедливо унижен и оскорблен. Это очень важный аспект сострадания, о котором часто забывают.

Его Святейшество Далай-лама говорит, что куда бы он ни поехал, каждый, кого он встречает, это друг. И здесь нет лукавства, это действительно так. Просто он обладает удивительной способностью в каждом видеть близкого человека, обладающего ценностью и достойного любви. Этот взгляд помогает нам почувствовать себя счастливее.

Барри Керзин буддийский монах, философ, личный врач Далай-ламы. В сентябре 2013 года Барри Керзин находился с визитом в России по приглашению верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и фонда «Сохраним Тибет».

Взгляд

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag