В Астраханской области идут реставрационные работы Хошеутовского хурула | Буддизм в Калмыкии

В Астраханской области идут реставрационные работы Хошеутовского хурула

Хошеутовский хурул«Когда храмы были большими» так называется статья известной журналистки Калмыкии Раймы Саряевой, посвященная реставрационным работам Хошеутовского хурула в Астраханской области.

Старейший буддийский храм Европы после многолетней реставрации, похоже, откроется. Об этом, собственно, в прошлом году извещал информационный щит рядом со стройкой: начало «ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Калмыцкий хурул, 1818 г.» – 15.08.2013, окончание – 1.08.2014 г.».

200 лет назад был заложен Хошеутовский (Большой Тюменевский) хурул – «в честь ратных подвигов живых и павших и в благодарность Будде, даровавшего победу» в военной кампании России против Наполеона в 1812-1814 годах. Идея его строительства, как писали историк Иван Борисенко и архитектор Баатр Мошулдаев в тоненькой 35-копеечной книжке, посвященной хурулу на Волге, принадлежала младшему сыну Тюмень-Джиргалана – Батур-Убуши.

В 1813 году, когда Наполеон был изгнан из пределов России, калмыцкие воины приняли участие в заграничном походе русской армии, который принес освобождение народам Европы. Второй калмыцкий полк действовал, сообщают авторы, на Варшавском направлении, сражался за освобождение герцогства Варшавского и Саксонии. По-прежнему воины полка проявляли исключительное бесстрашие и героизм. Так, в боях за г. Сезанн полк Тюменя разбил на своем участке 3 французских эскадрона, за что 10 его воинов получили высшую награду солдатской доблести – орден Святого Георгия.

Хошеутовский хурулК 1814 году, когда приступили к строительству храма в Тюменевке (ныне село Речное Астраханской области), на территории Калмыкии существовало три стационарных храма и не более шести деревянных сюмэ. Как сказано упомянутыми авторами, в 1798 году «в Бага-Цохуровском улусе в урочище Цаган-Аман Орчи-ламою был построен первый оседлый хурул». Затем, в 1800-м, в Малодербетовском улусе «Сойбин-лама основал Дэду Ламин хурул». Спустя пять лет «усилиями  гелюнга Габун Бунтарова развернулось строительство Сере-Джана Рацан малого хурула Ики-Цохуровского улуса, известного еще под названием Зюнгарский».

В конце октября 2013-го я побывала в селе Речном вместе с кандидатом исторических наук Арлтаном Басхаевым и неравнодушным к истории и культуре калмыков Александром Болтыровым, гендиректором Калмыцкого отделения страховой группы «УралСиб». Хурул почему-то показался мне маленьким.

Хошеутовский хурулНезавидная судьба у него, многострадальная и трагическая, как и у народа, построившего его. А ведь исследователь истории и быта астраханских калмыков Иродион Житецкий более 120 лет назад назвал храм «самым изящным зданием во всей степи калмыцкой». В годы «культштурма» он прекратил богослужения и какую-либо деятельность. Как информирует один из сайтов, «здание главного сюмэ приспосабливали и использовали некоторое время под клуб. А в пятидесятые годы здесь разместили зерносклад. В начале шестидесятых были разобраны малые башни и галереи, что нанесло комплексу огромный ущерб: оказалась утраченной устремленная к центру композиция. Был разрушен также верхний деревянный ярус башни над молельной частью».

Пять лет назад газета «Харабалинские вести» писала: «Как прискорбно и больно, что эту красоту не смогли по достоинству оценить наши недалёкие предки, в 30-х годах прошлого века устроившие здесь школу, потом – склад, а потом и вовсе забросившие, наверно, «за ненадобностью», этот замечательный памятник, чем не преминули воспользоваться «люди добрые», разворовавшие, разграбившие и почти уничтожившие культурное и архитектурное наследие. То, что сегодня осталось, сохранилось чудом, а ещё - благодаря неутомимому энтузиасту, добровольному (и, кстати, неоплачиваемому) сторожу, скромной речновской женщине Валентине Константиновне Захаровой, которая живёт напротив хурула и пытается сохранить хотя бы его частицу». Правда, Валентину Захарову называют и Валентиной Тихоновой.

Хошеутовский хурулКроме мелкого ремонта в прошлом и позапрошлом веках, состоялись две крупные реставрации архитектурного ансамбля: 1867 и 1907 – эти даты были выбиты над главным входом. Только в советское и постсоветское время хурулу не везет с ремонтом.

В 1989 году Астраханский облисполком выделил средства (40 тысяч рублей), а студенты пединститута произвели археологические раскопки на территории хурула. Был вскрыт фундамент колоннадной дуги, исследовано подполье. Тогда же, 25 лет назад, было принято решение поставить памятник на консервацию и обеспечить его охрану. Даже был создан оргкомитет по спасению Хошеутовского хурула из представителей Калмыкии и Астраханской области.

Журналист Надежда Балакаева, не раз извещавшая общественность о судьбе хурула, около четырех лет назад сообщила: «В 1989 году, на волне возрождения духов​ ности, роста интереса к ис​ торическому прошлому было принято совмест​ ное решение о начале рес​таврационных работ, создан оргкомитет и разработан проект реставрации. Астра​ ханская газета “Волга” пи​ сала: “В целях сохранения памятника и укрепления межнациональной дружбы комиссия во главе с предсе​ дателем Астраханского облисполкома А. П. Гужвиным и председателем Совмина Калмыцкой АССР Б. Ч. Михайловым постановила на​ чать поэтапную реконструкцию памятника”. Был утвержден объем работ, сос​ тавлена смета на 1 млн. руб​ лей. По тем временам солидная сумма. Планирова​ лось также вернуть Речно​ му историческое название Тюменевка, объявлялся и конкурс на лучший па​ мятник нойону Серебджабу Тюменю. Затем были мно​ гочисленные встречи деле​ гаций с обеих сторон по согласованию необходимых мер. Подрядчиком работ выступила Тосреставрация”. Но тогда же выяви​ лись и разногласия – кал​ мыцкая сторона настаивала на передаче хурула буд​ дийской общине и проведе​ нии реставрации большей частью силами верующих. Астраханцы же возражали. (В этом году тоже были попытки передать его общине буддистов, даже выезжала группа энтузиастов в Астрахань для встречи в минимуществе области, но что-то не срослось – Р. Г.).

Хошеутовский хурулВ 1991 году, после прек​ ращения финансирования, все работы были свернуты. В следующем году из-за роста цен проект вообще был закрыт. Деньги исчез​ ли, как и весь стройматери​ ал – по словам Лидии Зулаевой, председателя калмыц​ кого отделения Всерос​ сийского общества охраны памятников, нашей сторо​ ной были завезены вагон первоклассного леса, десят​ ки тонн меди, цемента и т. д.» (конец цитаты).

В 2003-м ЮНЕСКО внесло Хошеутовский хурул в список «ис​ чезающих культурных па​ мятников общемирового значения». Годом позже был создан попечительский совет, в который вошла и экс-депутат Госдумы Александра Буратаева. На пер​ вый этап реставрационных работ, как сообщала Надежда Балакаева, «было выделено 6 млн. рублей. Однако практичес​ ки ничего не изменилось. В декабре 2008 года, в ходе подготовки к 400-летию добровольного вхождения калмыцкого народа в состав России, в Астрахани побывала делегация Народного хурала во главе с вице-спи​ кером Хонгром Эльбиковым. Ее принял председа​ тель Госдумы Астраханской области Александр Клыканов. В ходе совещания сто​ роны приняли единодуш​ ное решение о необходи​ мости восстановить хурул… Министерством культуры Астраханской области подготовлена проектно-сметная документа​ ция реставрационных ра​ бот. В который уж раз?!

Первый этап реставрации – укрепление стен, ремонт кровли и благоустройство территории, по словам гу​ бернатора Александра Жилкина, обойдется в 19,3 млн рублей. Однако пока у исторического памятника нет юридически ответ​ ственного собственника. Нет ясности и в том, как он будет использоваться. Сре​ ди предлагаемых вариантов – действующий храм, музей старинного оружия, филиал музея-заповедни​ ка. Но уже сейчас Хошеутовский хурул включен в туристический маршрут “Кочевые народы” и вызы​ вает большой интерес у ту​ ристов» (конец цитаты).

В книжке, написанной Иваном Борисенко и Баатром Мошулдаевым четверть века назад (кстати, надо бы переиздать ее), справедливо сказано: «Этот храм – наше отражение. В нем, как в капле воды, наша историческая судьба, национальное достоинство, наша память… Спасти его еще возможно. И это зависит от нас».

Хошеутовский хурулВидимо, не все зависит от нас, если за долгие годы его восстановления в прошлом году приступили к очередной реставрации, которая шла ни шатко, ни валко. Заказчиками ремонтных работ выступили министерства культуры РФ и Астраханской области, генподрядчиком – московское ООО «Норд-Билд-2». Поговаривают, в прошлом году на реставрацию из федеральной казны выделено якобы 29 миллионов.

Пару-тройку и более лет назад будто бы инвестировались еще по 2 и 5 миллионов. Не знаем, не будем утверждать. Мы лишь нашли документ минкульта РФ от 12 апреля 2012 года по открытому конкурсу на право заключения госконтракта «на продолжение проведения ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия (памятнике культуры и истории) религиозного назначения Калмыцкий хурул, 1818 года, с. Речное, Харабалинский район».

Согласно документу, срок выполнения работ – с момента заключения контракта до 28 сентября 2012 года. Начальная (максимальная) его цена – 7  999  999, 85 рублей. И это только один лот, на который подала заявку лишь одна фирма – «Норд-Билд-2». Поэтому уже 24 мая конкурс признан несостоявшимся.

Но вот еще цитата из статьи Надежды Балакаевой, опубликованной в 2010-м: «Из интервью заместителя директора Астраханского му​ зея-заповедника Андрея Курапова газете “Кавказс​ кий узел” известно, что в этом году на ремонт здания Хошеутовского хурула из федерального бюджета бы​ ло выделено шесть миллио​ нов рублей, а в прошлом го​ ду – два миллиона. Правда, исходя из визуального ос​ мотра хурула, с трудом верится, что эти деньги использованы по прямому назначению. Пожертвований, помимо тех средств, что время от времени выделяла Москва, действительно было доста​ точно. К примеру, местные жители помнят, как к ним приезжали представители телекомпании Би-Би-Си с целью узнать, как расходуются 1,5 млн долларов, пожертвованных на рестав​ рацию хурула…».

На стройке, когда мы приехали, находились рабочие Александр Горелов и два Алексея – Тихонов и Лунёв. Рядом с хурулом замешивал раствор местный пенсионер Дюсюмбай Исимбаев (на снимке). Он сообщил, что четвертый сезон помогает рабочим. «А что дома делать? Лучше помогу здесь, – Дюсюмбай Утепкалиевич улыбнулся. – Летом здесь побольше людей работает. Вот уже пропитку против древоточца сделали, старые стропила сняты, перекрытие новое».

Рабочие сказали, что выполняют лишь реставрацию: «Мы ведь ничего не трогаем, новодела здесь нет, как было, так и остается всё». «А вот здесь родовая тамга князя Тюменя, – показываю на кирпичную кладку, несколько кирпичей с выдавленным рисунком лука и стрелы. – Вы ведь ее сохраните? Или она исчезнет?». Ответ был в том духе, что тамга закроется штукатуркой. Странно, если «как было, так и остается всё», то почему хотя бы не оставить кусок (метр на метр) кирпичной кладки – для истории?

Позвонила на днях прорабу стройки Александру Полякову, напомнила, что официально реставрация завершается 1 августа (как написано на информационном щите), спросила, успевают ли к этому сроку. Александр Владимирович не дал прямого ответа, сказал лишь: «Да, должны сдать, должна комиссия принимать». На стройке сейчас, по словам Полякова, трудится больше десятка человек. Посетовал Александр Владимирович на то, что «сегодня вот опять нет света». Спросила его и про тамгу. Из его слов поняла, что она скроется за новым покрытием стен.

Заживет ли новой жизнью храм Победы – неизвестно. Ведь, поговаривают, в смету не вошли работы по теплоснабжению, проведению теплотрассы, водопровода и канализации. Странно, обычно ремонты включают в себя и данные виды работ. Примерно то же самое было с реконструкцией Нацбиблиотеки в Элисте, куда были вбуханы т. н. «юбилейные» деньги.

… А хурул всего лишь кажется заложником между двумя регионами – он как будто поднялся над мирской суетой: возвышается над деревенькой и похож сейчас на белый корабль, пришвартованный к левому берегу Волги. Авторы книги «Хошеутовский хурул» (которую предлагаю дополнить и переиздать) Иван Борисенко и Баатр Мошулдаев четверть века назад верили, что он будет спасён: «Храм еще стоит, не сдается. Каждым квадратным сантиметром стены, каждой клеточкой сопротивляется ветру, морозам, сырости, жаре… Он еще на что-то надеется, ждет помощи…».

Спросила вчера у Мошулдаева: «25 лет назад вы написали, что спасти храм еще возможно. Вы еще верите в это?». Баатр Викторович ответил: «Тогда спасти его было можно. Имею в виду не столько само сооружение, сколько росписи на стенах, которые уже давно осыпались. Да и работы, периодически там возобновляемые, велись неквалифицированно. Рабочие просто счищали фрески».

Какова дальнейшая судьба храма Победы? – на этот вопрос хотелось бы получить внятные ответы. От кого только?

Райма Саряева,

«Степная мозаика»

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag