Новая экспозиция «Наследие Индии» представлена в музее центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Новая экспозиция «Наследие Индии» представлена в музее центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»Экспозиция музея «Истории буддизма» центрального хурула Калмыкии пополнилась еще несколькими десятками интереснейших предметов буддийского искусства, предоставленных для выставки нашим другом, основателем проекта shakyamuni.ru, буддистом и коллекционером – Романом Анощенко.

Несколько лет назад, в 2007 году, посетители музея познакомились с фото выставкой Романа, который в этом же представил богатую, содержательную коллекцию почтовых марок и открыток, выпущенных в разные годы в буддийских странах. Эти затейливые, красочные и сложные по цветовой гамме и ритмической структуре экспонаты были интересны многим.

Вот уже полтора года как музее храма действует экспозиция «Опора на пути» из его же собрания, о которой мы писали ранее. Она включает в себя буддийскую скульптуру из металла, дерева, камня, мелкую пластику из кости, а также прекрасной сохранности гравюры из большой серии гравюр «Религиозные обряды и обычаи народов мира», выполненные известным французским гравером Бернардом Пикаром (Bernard Picart).

Серия «Религиозные обряды и обычаи народов мира» известна тем, что гравюры и оттиски с них создавались постепенно, известно, что гравер отдал этой работе двадцать лет своей жизни(1723-1743), серия состоит из двухсот пятидесяти гравюр.

Каждая из гравюр раскрывает перед нами историю знакомства европейцев с буддийскими странами, историю развития интереса Европы к буддийскому Востоку.

Недавно Роман Анощенко привез новые экспонаты, и мы добавили к уже выставленным образцам скульптуры, статуэтки Будд, бодхисаттв, выдающихся лам, известных святых.

Роман Анощенко со своими друзьями ежегодно совершает паломничество в Индию, на Учение Его Святейшества Далай-ламы, после Учения он обязательно посещает святые места, связанные с жизнью Будды Шакьямуни. Индия – великая страна, «страна богов», страна, где, более двух тысяч лет назад, принц, покинувший свой дворец и отказавшийся от царства, достиг невероятного, высочайшего состояния тела, речи и ума – пробуждения.

Все экспонаты из новой выставки привезены оттуда и имеют свою историю.

Небольшая модель глиняной ступы из Раджгира (h – 12см.), передает особую

теплоту и рукотворность древнейшего сакрального памятника Индии. Она слеплена из той самой земли, где ступала нога «Пробужденного», Бхагавана.

Новая экспозиция «Наследие Индии» представлена в музее центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»Достоверная, компактная модель великой вихары( храма) «Махабоддхи» (построенной в месте, где принц Сиддхартха стал Буддой), создана неизвестным ремесленником из Бодхгаи в середине XX века. Роман купил ее у сына этого мастера, торгующего сувенирами, неподалеку от самой святыни. Лругая модель «вихары» также вылеплена из необожженной «бодхгайской» глины. Возможно, многие из побывавших в Индии, почувствовали на себе благословение святых мест, там нас охватывает чувство покоя, щемящей грусти и отчего то становится хорошо на душе.

Эти два глиняных экспоната – редкий образец коллекции, уж очень хрупок материал, из которого они выполнены. Остается только удивляться, как Роман смог довезти их в целости из такой дали, учитывая множество переездов на автобусах, такси и авиа-перелеты.

Здесь же представлены любопытные образцы оберегов - «мирдэ» в кожаных чехлах, привезенные из паломничества в Непал: Лама Цонкапа, Гуру Ринпоче.

Нам, буддистам Калмыкии, они хорошо знакомы, у многих после ухода предков остались такие же святыни, обрамленные металлом, кожей, обшитые холстом, свидетели нелегких испытаний, выпавших на долю их хозяев. Обереги носили на груди в походах, во время переездов и перекочевок, молились, взывая о помощи и поддержке. В современной Калмыкии, «мирдэ-бурхн» носят в красивых небольших медальонах, также встречается разновидность оберегов – кулонов как ювелирных украшений, выполненных из драгоценных металлов (золота и серебра).

Есть 12 глиняных оттисков «ца-ца» с высоким рельефом разного размера из красной и белой глины. Представленные в них изображения Ваджрапани, Зеленой Тары, Авалокитешвары, крохотный отпечаток - копия стопы Будды, маленького размера (чуть более 1,5см) Будда на престоле, - каждый из предметов погружает нас в прошлое, в историю жизни Будды.

Посеребренная статуэтка Ламы Кармапы ХVI — го хорошо передает внешность этого большого Учителя, мощь и силу его личности.

Отлитые из темного металла изображения великого святого Миларепы и Гуру Падмасамбхавы - работы непальских умельцев, окружают статую главу школы Кагъю.

Несомненный интерес для зрителей представляет пластина из золотистого металлического сплава с тонким детальным рельефом, сюжеты которого повествуют о «Двенадцати великих деяниях Будды».

По моим личным наблюдениям, когда мы видим предметы буддийского культа в музее - скульптуры, тханка и мирдэ, то воспринимаем их иначе, чем на храмовом алтаре или домашнем. Дома глаз привыкает, теряется острота восприятия. Но несмотря на то, где находится изображение будд и бодхисатв, какого оно качества, оно символизирует его тело, отражает 32основных признака великой личности и 60 дополнительных признаков.

Если мы приняли Прибежище в Трех Драгоценностях и считаем себя буддистом, то к любому изображению будд должны относиться с почтением, уважением, любое изображение относится к одной из категорий 3 тел Будды, символу «нирманакая» - формному телу.

Когда я спросила у Романа, насколько часто он бывает в паломничествах, тот ответил, что каждый год. Он не только ездит сам, но помогает съездить тем, кто заинтересован в посещении святых мест буддизма.

На мой вопрос: «Не надоедает ли частое посещение этих стран?», он ответил: – Разве человеку, живущему в пустыне, может надоесть хождение к источнику за чистейшей водой?

Да, чистейшая вода Дхармы, дает нам очищение и вдохновение, ею невозможно напиться. За «водой из целебного источника», несущего силу и счастье, одаривающего вдохновением и любовью стремятся паломники в Индию, Шри-Ланку, Непал, Тибет и Бутан.

Как посланники святых мест, как отражение совершенных тел Будд, стоящие в витринах нашего музея статуи, вызывают неподдельный интерес зрителей, наделяя всех пришедших в храм равным благословением.

Герел НУРОВА,

фото Романа АНОЩЕНКО и Константина МАМЫШЕВА

Архив новостей, Новости 15 Сентябрь 2014

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag