Самые древние буддийские храмы России

Древние буддийские храмы РоссииНа территории СССР остатки древних буддийских храмов находили в Средней Азии – в Узбекистане и Таджикистане. Раскапывали их также в Киргизии и юго-востоке Казахстана.

А на территории России самые древние буддийские храмы находят  на Дальнем Востоке, они относятся к VII веку н. э. и связаны с государством Бохай (Цветущее), которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны. Бохайское государство было первым государственным образованием на территории Дальнего Востока России.

Однако имеются историчские сведения о том, что первые знакомства дальневосточных народов с буддизмом в виде отдельных артефактов приходятся на период распространения этой религии в Китае и Корее, то есть на I–IV вв. Этот факт подтверждается наличием в погребениях Корсаковского могильника на реке Амур, относящихся к I–II в. н. э., статуэтки Будды и фрагментов сосудов с изображениями цветков лотоса. Конечно, это не говорит о присутствии буддизма как религиозной системы. О том, в какой форме буддизм практиковался в Приморье и Приамурье в добохайский период, практически ничего не известно.

Амурская археологическая экспедиция исследовала за последние годы два храма в с. Тыр Ульчского р-на Хабаровского края, расположенного на правом берегу Амура в 120 км от его устья почти напротив впадения в него р. Амгунь. История возведения их известна благодаря надписям на каменных стелах, стоявших на вершине Тырского утёса, которые с конца 19 века хранятся в Приморском краевом музее им. В. К. Арсеньева во Владивостоке.

Древние буддийские храмы РоссииБуддийский храм 1433 г. в низовьях Амура возведён на месте буддийской кумирни, построенной монголам1260-1320 гг, когда в Тыре находилась ставка восточного наместника монгольского императора. Остатки пяти буддийских храмов найдены на территории современного российского Приморья: четыре в Уссурийском районе и один в Хасанском.

Все храмы возводились на искусственных насыпях, укрепленных каменными плитами. Крыши были двухъярусными и покрытыми черепицей.

Четыре уссурийских храма находились за пределами поселений и обносились валами. Хасанский храм стоял в городе, его статус был выше, а функции - сложнее.

Государство Бохай (698–926) включало в себя территории современного Приморского края, Приамурье, Северную Корею, а так же значительную часть Северо-Восточного Китая (Маньчжурию). Главной причиной возникновения бохайского государства явилось наличие производящего хозяйства (земледелия и животноводства) у наиболее развитых мохэских племен. Однако непосредственным толчком к объединению мохэсцев в единый союз, а затем в государство, послужило военное давление со стороны соседей — сначала Когуре и тюрок, а затем китайской империи Тан. В отличие от ближайших соседей, Бохай был независимым от Китая государством, что свидетельствует об экономической и военной мощи королевства. Государство имело развитую административную систему. Территория делилась на 5 столиц, 15 округов, 62 префектуры, 125 уездов. Идея пяти столиц уходит корнями в дальневосточную систему гармонии пяти элементов (металл, вода, дерево, огонь, земля). Во главе государства стоял кэду (король), указы которого имели силу закона. Исполнительная власть была сосредоточена в шести министерствах. Для вступления в чин госслужащие были обязаны сдавать экзамены.

Древние буддийские храмы РоссииВ государстве имелась сильная армия, а бохайская панцирная конница не знала себе равных. К тому же Бохай обладал мощным военно-морским и торговым флотом. Крупным морским портом на территории приморского края было, например, Краскинское городище (Хасанский район).

В VIII–IX вв. Бохай был сложившимся мощным государством, установившим обширные торговые и политические связи как с ближайшими соседями — Китаем, Кореей и Японией, так и с более отдаленными территориями. Для осуществления регулярных торговых связей с тюрко- и монголоязычными народами Южной Сибири и даже ираноязычными народами Средней Азии была создана Соболья дорога (севернее Великого шелкового пути), по всей длине которой существовали торгово-ремесленные колонии.

Археологические исследования свидетельствуют о том, что это была богатая, самобытная, высокоразвитая культура со своими ремесленными традициями, наукой и искусством.

Население Бохая занималось земледелием, скотоводством, охотой, морским и рыбным промыслами. Пушнина, шкуры животных, вяленая рыба, мед, кедровые орехи, морская капуста, лекарственные растения, агат в больших количествах поставлялись бохайцами на внешний рынок, в том числе в Китай и Японию. Были развиты ремесленные производства — металлургия и металлообработка, изготовление станковой, поливной и фарфоровой посуды, кровельной черепицы и кирпича, стекловарение, ткачество, камнетесное и камнеобрабатывающее, ювелирное дело.

Древние буддийские храмы РоссииВ средневековой Азии Бохай имел репутацию просвещенного королевства. Это подтверждает цитата русского востоковеда XIX в. В. Горского: «Бохай был одним из самых цветущих государств на берегу Восточного моря, страною просвещения и ученых». Бохай славился своими учеными, философами и поэтами. В городах строились библиотеки и университеты, в сельской местности открывались школы, где молодежь обучали грамоте. В источниках сообщается, что в государстве существовал закон, по которому совершеннолетним юношам знатного происхождения запрещалось жениться, пока они не овладеют грамотой и искусством стрельбы из лука. Это потрясающий факт, который указывает на наличие обязательной общеобразовательной системы. Для сравнения, в Европе общеобразовательная система появилась десятью веками позже. Существуют также сведения, что у бохайцев была собственная письменность.

Культура Бохая была открыта для внедрения элементов из других культур и стран. Но, конечно, в области культурных влияний и заимствований существовала и обратная связь. В Японии и Китае высоко ценилась бохайская музыка и поэзия. Так, например, японцы переняли у бохайцев особый жанр театрального представления — «бокай гаку», который исполнялся еще в прошлом столетии. У них же японцы позаимствовали миниатюрные скульптурки нэцкэ (хотя есть версия, что это результат более позднего влияния чжурчжэней). В исторических японских записях сохранились стихотворные буддийские молитвы бохайцев. В тех же источниках содержатся описания спортивных состязаний бохайских и японских лучников: «В 822 году прибывшие в Японию бохайцы приняли участие в матче верховой игры в поло».

Древние буддийские храмы РоссииИсследования археологов свидетельствуют о том, что в VIII веке буддизм стал доминирующей  религией на территории Бохая, и произошло это при поддержке государства. В этот период здесь активно строятся буддийские храмы и монастыри. В Приморье археологами открыты остатки пяти буддийских храмов бохайского периода: в Краскинском городище Хасанского района, а также в Уссурийском районе — Копытинский, Абрикосовский, Борисовский и Корсаковский. При  раскопках обнаружено много целых и фрагментированных статуэток Будды  из позолоченной бронзы, камня и обожженной глины.

Бохай просуществовал всего двести лет. Это было первое государство на территории Приморья. Именно государство Бохай заложило предпосылки для  возникновения Маньчжурского государства и Золотой империи чжурчжэней.

В начале Х в. юго-западные соседи бохайцев —   монголоязычные  кидани — начали набирать силу и активно завоевывать соседние территории. Двадцатилетняя война ослабила бохайцев, и в 926 году кидани смогли сломить их сопротивление. На месте бохайских руин они создали свое королевство (Восточный Дань). После падения Бохая часть его населения ассимилировалась с киданями и осталась на своих территориях, а  часть объединилась с чжурчжэнями и другими тунгусо-маньчжурскими народами. Это новообразование получило название «чжурчжэни» (непокорный народ).

Почти двести лет продолжалось противостояние между киданями и чжурчжэнями. В конце концов «непокорному народу» удалось не только разгромить киданей, но и отвоевать часть Китайской империи. Надо отметить, что кидани тоже были буддистами.

Государство Цзинь (1115-1234) было хозяином на территориях Приморья, Приамурья, Маньчжурии, Восточной Монголии, Северном и Центральном Китае. Китайская империя в этот период была фактически под управлением чжурчжэньской династии. Да и современные историки предпочитают его игнорировать, рассматривая цзиньскую династию как одну из китайских династий, и списывая все научные и культурные достижения этого периода в пользу Китая. А достижений было немало: чугун, порох, бумажные деньги. Все эти чжурчжэньские изобретения с успехом используются по сей день – и не только в Азии.

http://burnews.ru

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag