Заседание клуба «Манджушри» было посвящено современному изобразительному искусству калмыков

Клуб "Манджушри", С.Г. Батырева, центральный хурул КалмыкииВ библиотеке центрального хурула республики “Золотая обитель Будды Шакьямуни» 15 мая состоялось очередное заседание литературно-просветительского клуба «Манджушри» на тему «Буддийские мотивы в изобразительном искусстве Калмыкии». На   заседании клуба  пришли народный художник РК Александр Поваев, заслуженный художник РК Владимир Куберлинов, скульптор Николай Галушкин, доктор искусствоведения С.Г. Батырева, кандидат филологических наук Эллара Омакаева.  А также  кандидат социологических наук, заслуженный деятель Российского общества социологов Людмила Намруева, преподаватель университета, кандидат филологических наук  Нина Кокшаева, художник-тханкописец, выпускница Института тибетской тханкописи (г. Дхармасала, Индия) Татьяна Музраева со своими воспитанниками.   На заседании  присутствовали учащиеся прикладного отделения Элистинского училища искусств, студенты Института калмыцкой филологии и востоковедения, социокультурного направления, миряне.

В этом году в главном буддийском храме  проходят юбилейные мероприятия, посвященные 10-летию  центрального хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни» и 80-летию Его Святейшества Далай-ламы XIV.

Буддизм возрождается в республике и находит свое отражение во многих процессах, в том числе и в изобразительном искусстве. Ярким примером тому служит современная буддийская архитектура города, конечно же,  хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни». Буддийскими символами наполнено творчество калмыцких художников.  И этому  посвящена третья глава в новом исследовательском труде Светланы  Батыревой «Буддийские тенденции в изобразительном искусстве Калмыкии. Изобразительное искусство Калмыкии XX века (1957 — 2000 гг.)». В обширной монографии приведены основные периоды развития изобразительного искусства: формирование профессионального изобразительного искусства в 30-е - начале 40-х годов; калмыцкое изобразительное искусство 60-х годов в ускоренном темпе постдепортационного развития; 70-80-е годы. Исследования коснулись  искусства эпохи развитого социализма, перестроечного периода,  калмыцкого искусства рубежа веков во взаимодействии традиций.

Светлана Гариевна  - доктор искусствоведения, профессор, заведующая музеем традиционной калмыцкой культуры имени  Зая Пандиты, председатель Калмыцкого отделения Ассоциации искусствоведов России, заслуженный деятель искусств Республики Калмыкия, на встрече  представила свою новую монографию. Ее новая работа посвящена  анализу произведений калмыцкого изобразительного искусства.

центральный хурул Калмыкии, клуб "Манджушри"Здесь же состоялась презентация работ художников  Калмыкии, также вызвавшая большой интерес у присутствующих.

Народный художник Республики Калмыкия Александр Поваев рассказал о буддийской теме  в своем творчестве.  Художник отметил важность выхода в свет новой монографии Светланы Батыревой.

- Поскольку Светлана Гариевна долгие годы хорошо знает творчество  художников Калмыкии, следит за их ростом, то, вряд ли кто ещё смог бы провести данное исследование более полно и дать подробный анализ истории развития изобразительного искусства республики, - отметил Александр Поваев.

Скульптор Николай Галушкин рассказал о своем участии в изготовлении статуи Будды для хурула «Золотая обитель Будды Шакьямуни».

Народный художник РК Владимир Куберлинов представил свою ученицу Цагану Иванову, тема дипломной  работы которой - буддийский алтарь. Студентка 4 курса Элистинского училища искусств вырезает из дерева алтарь, украшенный буддийскими символами и атрибутами. Цагана рассказала о  своем открытии буддизма и специфике данного вида искусства.

О буддийских канонах рассказала художник-тханкописец Татьяна Музраева – выпускница Института тибетской тханкописи.

Кандидат филологических наук Эллара Уляевна  говорила о большой  исследовательской работе Светланы Гариевны,  о монографии,  необходимой и важной, посвященной творчеству калмыцких художников.

Кандидат социологических наук Людмила  Намруева в своем выступлении отметила, как буддийское искусство влияет на мировоззрение человека, на его самоидентификацию и определение этнической принадлежности к своему народу.  Например, она рассказала,  её маленькая  дочь, рассматривая иллюстрации книги «Старокалмыцкое искусство», стала задаваться глубокими философскими вопросами о жизни, её предназначении, о перерождениях.

Почти каждый из выступающих отметил необходимость сохранения национальной культуры, языка, как самого драгоценного наследия предков.

Буддийское искусство Калмыкии как часть национальной культуры исторически претерпевала различные периоды расцвета и забвения, но современное её состояние говорит о незыблемости традиций и новом всплеске интереса к ней.

Надежда БАКАРАЕВА,

заведующая библиотекой центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag