Главная Новости Контакты

Санкт-Петербургский дацан Гунзэчойнэй празднует свой юбилей

дацан Гунзэчойнэй, Санкт-ПетербургВ этом году Санкт-Петербургский дацан Гунзэчойнэй отмечает своё 100-летие. В течение всего года, как сообщает пресс-служба дацана,  в Петербурге проходят выставки, концерты и другие события, посвященные этой дате.


Основные праздничные мероприятия намечены на конец сентября – начало октября, в них примут участие Полномочный представитель Его Святейшества Далай-ламы в России, Монголии и странах СНГ, Шаджин-лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, представители  буддийского духовенства страны, в том числе  – настоятель центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Мутл Овьянов, ведущие музеи Петербурга, российские и зарубежные ученые-буддологи и востоковеды, а также главы религиозных конфессий Петербурга, консульский корпус и главы регионов России.


Основным событием празднования станет посвященная 100-летию дацана общегородская историко-художественная выставка, которая пройдет в Петропавловской крепости с 28 сентября по 27 ноября. И, как сообщают  «Санкт-Петербургские ведомости»: «Тханки из дацана. Можно увидеть в Петропавловской крепости».


“В Инженерном доме Петропавловской крепости открылась выставка «Петербургский дацан. К 100-летию храма». Впервые в нашем городе реализован совместный выставочный проект буддийского храма и светских учреждений культуры.


Дацан в Старой Деревне был построен в 1909 – 1915 годах по проекту коллектива авторов во главе с известным мастером петербургского модерна Гавриилом Барановским. В 1934 году храм был закрыт, а культовые вещи переданы в Музей истории религии. Дацан был возвращен Ленинградскому обществу буддистов в 1990 году (здание признано памятником истории и культуры еще в 1968-м).


Любопытно, что первое собрание буддистских предметов было привезено в Петербург этнографом Герхардом Фридрихом Миллером после завершения обширной сибирской экспедиции 1732 – 1742 годов. На рубеже XIX и XX веков собственную буддистскую коллекцию собрал известный ювелир Агафон Фаберже, сейчас она хранится в Эрмитаже…


На открытии выставки директор Музея истории города Александр Колякин говорил о том, что дацан – это органичная часть Петербурга, города изначально многоконфессионального. Настоятель дацана Буда Бадмаев напомнил, что буддийская практика – это умение понимать друг друга и работать вместе. Выставка и стала хорошим примером такого совместного труда.


Действительно, даже межмузейные проекты – ныне редкость, а здесь выставлены предметы, документы и редкие фотографии из Эрмитажа, Кунсткамеры, Музея истории религии, РЭМ, петербургского Музея Рерихов, Института восточных рукописей РАН, всего около 200 экспонатов. Важной частью выставки стали танки – 20 буддийских икон из собрания Петербургского дацана. Они недавно отреставрированы и на время работы выставки стали доступны широкой публике.


По просьбе нашей газеты Ольга Хижняк, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории религии (ГМИР), рассказала о некоторых экспонатах. Прежде всего, внимания заслуживает комплекс, посвященный мистерии «цан», или «чам», что буквально означает «танец». В действии участвуют 108 персонажей в масках из дерева и папье-маше, например, бог смерти Яма. Кроме масок выставлены музыкальные инструменты – большие барабаны, трубы и медные тарелки.


В 1931 году художник Осор Будаев, некоторое время работавший в ГМИР, создал минеральными красками на ткани танку «Колесо бытия». К тем же годам относится его картина «Портреты бурятов», в которой народное искусство сочетается с реализмом. В 1937 году Будаев был репрессирован и погиб. Реабилитирован в 1959 году.


Среди икон из собрания петербургского дацана показаны не только известные далеким от буддизма зрителям изображения мирного божества, воплощающего милосердие и сострадание, но и гневного божества – защитника веры. Интересно изображение Куберы – божества богатства в виде всадника на льве, держащего в правой руке знамя, а в левой – мангуста. Как только Кубера надавливает на зверька, тот изрыгает драгоценности. Эта танка восходит к древнейшим добуддийским языческим верованиям.


В течение первой недели работы выставки монахи из Улан-Уде будут строить мандалу – обитель божества из разноцветного песка. 29 ноября в последний день ее работы мандала, по традиции, будет разобрана в знак мимолетности бытия”.


http://spbvedomosti.ru


фото маски Дмитрия Соколова

Инженерный дом, Петропавловская крепость, Санкт-ПетербургСанкт-Петербург, выставка, фото Д. Соколова

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag