Главная Новости Контакты

Пятая и шестая сессии учений Его Святейшества Далай-ламы ХIV

Пятая и шестая сессии учений Его Святейшества Далай-ламы ХIVВ монастыре Ташилхунпо (Билакуппе, штат Карнатака, Индия) 24 и 25 декабря продолжились учения Далай-ламы ХIV по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим.

Каждый день в монастыре читают практически одни и те же молитвы: утром молитву линии преемственности Ламрим, а вечером – молитву посвящения традиции Ламрим. Однако звучание этих молитв разнится день ото дня, поскольку их возглавляют мастера пения из разных монастырей. Чтение молитв завершается подношением мандалы и трех символических изображений просветленных тела, речи и ума. В этот день подношение совершал кхенпо монастыря Гьюдмед, а вслед за ним Тхуптен Сопа Ринпоче.

Его Святейшество Далай-лама объявил, что Сопа Ринпоче обратился к нему с просьбой помолиться за жителей Непала. В этом году на Непал обрушилось много бед – от разрушительного землетрясения в апреле до недавней блокады границы с Индией.

Его Святейшество сказал: «Тибет и Непал были добрыми соседями со времен Сонгцена Гампо, 33-го царя Тибета. Стены монастыря Джокханг украшают фрески работы непальских художников; в Тибете немало и других предметов искусства, сделанных руками мастеров из Непала. Землетрясение унесло множество жизней, многие люди остались без крыши над головой. Я с радостью узнал, что монахи и монахини трудились не щадя сил, помогая другим. Мы, живущие за пределами Непала, не так уж много можем сделать. Я внес пожертвование в фонд помощи пострадавшим от землетрясения. Но когда, вот как сейчас, не в наших силах оказать помощь на деле, остается только молиться об окончании страданий жителей Непала.

Мы все собрались здесь не ради развлечения или решения деловых вопросов, а чтобы послушать учения по Дхарме и сосредоточиться на произведениях, посвященных альтруизму и состраданию. Мы говорим о взращивании бодхичитты ради блага всех живых существ. Поэтому все живые существа желанные гости на нынешних учениях. На наших соседей обрушилось много страданий, поэтому я прошу каждого из вас от всего сердца за них помолиться».

Пятая и шестая сессии учений Его Святейшества Далай-ламы ХIVЗатем Его Святейшество продолжил чтение трактата Шамара Пандиты, в котором описывались тренировки в шести парамитах, делающие зрелым поток нашего ума. Первое достоинство, которое мы должны развить – это щедрость; подношение в дар другим материальных благ, учений по Дхарме и собственного бесстрашия.

Его Святейшество сказал: «Не ожидайте от этих практик немедленных плодов, и не отступайте. Если чувствуете усталость, передохните; очень важно не терять воодушевления».

Обратившись к чтению «Освобождения на вашей ладони», Его Святейшество заметил: «Многие свои проблемы мы создаем сами. Неблагоприятная карма возникает, когда мы проявляем недальновидность, движимые свойственным нам эгоизмом. Все хорошее, что происходит в нашей жизни, связано с альтруистическими переживаниями. Мы склонны забывать, что зависим от других живых существ. Другие к нам добры. Когда мы в конечном итоге обретем освобождение или пробуждение, это произойдет с опорой на других живых существ».

Его Святейшество очень рекомендовал прочесть «Восемь строф о преобразовании ума», «Три основы пути» и «Восхваление взаимозависимого возникновения», в которых даются весьма лаконичные советы на эти темы. Для себя он понял, что очень полезно выучить эти строфы наизусть и регулярно их повторять. По мнению Его Святейшества, если мы хотим стать счастливыми, нет ничего лучше, чем практиковать дарение и принятие. Он добавил, что его всегда вдохновляли следующие строфы из «Драгоценной гирлянды»Нагарджуны:

Да буду я дорог живым существам, как их собственная жизнь,

И да будут они мне дороже, чем даже моя жизнь.

Да пожну я плоды их дурных деяний,

А они – плоды моих заслуг.

Покуда остается несвободным где бы то ни было

Хоть одно живое существо,

Да пребуду я [в мире] ради него,

Пусть бы и обрел я уже высшее пробуждение.

И еще одна строфа из поэмы Шантидевы «Путь Бодхисаттвы» (Бодхичарья-аватара):

Подобно земле, пространству

И другим великим элементам,

Да буду я в многообразии форм служить

Животворной основой для неисчислимых существ.

Пятая и шестая сессии учений Его Святейшества Далай-ламы ХIVВернувшись после обеда, Его Святейшество снова принялся за чтение «Освобождения на вашей ладони», обратившись к главе под названием «Преобразование неблагоприятных обстоятельств в путь к Пробуждению». Как раз в этот момент налетел сильный порыв ветра, подхватил и разбросал страницы текста, который читал Его Святейшество. Линг Ринпоче тут же оказался у ног Далай-ламы и быстро собрал разлетевшиеся листы.

Его Святейшество заметил: «Ни одно явление не существует само по себе; привязанность и другие беспокоящие эмоции возникают только на основе ошибочных воззрений. Страх рождается из чрезмерной привязанности к собственному “я”. Размышления о пустоте помогают справиться с обоими ложными представлениями – о независимом существовании явлений и о независимом существовании нашего “я”».

В «Освобождении на вашей ладони» описывается особый метод, сочетающий две практики зарождения бодхичитты – семичленную практику причины и следствия , а также уравнивание и обмен себя на других. Первый шаг этой практики – развитие равностности, затем мы учимся видеть во всех живых существах своих матерей, признавать их доброту, а также доброту всех живых существ, развиваем желание отплатить за эту доброту и так далее.

Его Святейшество упомянул еще одну строфу, которую он необыкновенно любит. Это последние строки трактата Нагарджуны«Коренные строфы о срединности» (Муламадхьямака-карика). Правда, Его Святейшеству нравится немного изменять их. Вместо «я простираюсь перед Гаутамой», он предпочитает говорить:

Да благословит меня Гаутама.

Тот, кто движимый бесконечным состраданием,

Даровал благородное учение,

Дабы устранить наши ошибочные воззрения.

Когда Первый Далай-лама был уже в преклонном возрасте, он печалился, что вскоре должен будет покинуть этот мир, и один из учеников пытался его утешить: «Но ведь вы уйдете в Чистые земли Амитабхи». На это Гендун Друб ответил, что вовсе не желает уходить в Чистые земли, он хочет родиться там, где сможет помогать страдающим существам.

Заметив, что согласно правилам винаи буддисты не должны даровать учения, пока их об этом не попросили, Его Святейшество сравнил это с практикой некоторых христианских миссионеров, навязывающих свои учения даже тем, кто не желает их слушать. По его мнению, мы должны проявлять больше уважения друг к другу. Его Святейшество рассказал о своем посещении столовой для бедных в Австралии, которую учредил его стародавний друг Билл Круз. Однажды преподобный Круз представил Его Святейшество словами: «Это Далай-лама, прекрасный христианин». Когда пришла очередь Его Святейшества сказать несколько слов, он, в свою очередь, назвал своего друга-христианина прекрасным буддистом.

Пятая и шестая сессии учений Его Святейшества Далай-ламы ХIVЕго Святейшество рассказал также несколько историй о ламах из западных стран и Китая, которые вели себя недостойно, интересуясь лишь деньгами и сексом. Однажды он ответил одному китайцу, который жаловался на подобного учителя, что мало что может сделать, находясь в Индии. Он призвал учеников быть бдительными при выборе учителей, тщательно исследовать их квалификацию, и поведение и манеру держаться. Он отметил, что традиция монастыря-университета Наланда – бесценное сокровище, и тщательный подход к выбору учителя служит одним из путей ее поддержания.

25 декабря утром, выйдя на веранду монастыря Ташилхунпо, Его Святейшество Далай-лама первым делом представил недавно изданную автобиографию Джампы Калдена, умершего в этот день три года назад. Джампа Калден родился в Чамдо в 1923 году, а в 50-х годах присоединился к освободительному движению «Чуши Гангдрук». В изгнании он долгие годы работал в службе безопасности Центральной тибетской администрации, пока не вышел в отставку в 1987 году. Его Святейшество сказал, что представить новую книгу, опубликованную на тибетском языке Библиотекой тибетских трудов и архивов, его попросила семья Джампы Калдена и он с радостью выполняет их просьбу в присутствии жены и дочери ушедшего друга.

Затем Его Святейшество упомянул Ганден Три Ринпоче: «Я получил от него объяснения по “Ясному толкованию основ мадхьямаки” (Прасаннапада) Чандракирти, по трактатам Буддапалиты и многим другим. Он проявляет ко мне бесконечную доброту. Во времена своей бытности настоятелем монастыря Гьюдмед и монастыря Дрепунг Лоселинг Ганден Три Ринпоче не жалел сил, чтобы поднять уровень образования монахов. Это его заключительный год в качестве Ганден Трипы, нам всем следует молиться за него.

Три дня назад скончался Таглунг Цетрул Ринпоче. Пятый Далай-лама завязал тесные связи с Пемой Тринлеем и Тердагом Лингпой, а также с ламами линии преемственности “Северное сокровище” монастыря Дордже Драк. Таглунг Цетрул Ринпоче был главным ламой Дордже Драк и главой этой линии преемственности в изгнании. В последние годы своей жизни он также стал главой традиции ньингма. Он был великим учителем. Меня попросили сочинить молитву о его скорейшем возвращении и я с радостью это сделал. Пожалуйста, молитесь, чтобы наше желание поскорее исполнилось.

Сегодня также 32-я годовщина со дня смерти моего учителя и главного наставника, даровавшего мне монашеское посвящение, Кьябдже Линга Ринпоче. Он уже обрел новое рождение, однако три года назад в своем новом воплощении попал в серьезную автомобильную аварию. Как бы там ни было, сейчас его здоровье уже в полном порядке. Пожалуйста, помолитесь о его добром здравии, мы возлагаем на Линга Ринпоче большие надежды.

Пятая и шестая сессии учений Его Святейшества Далай-ламы ХIVБольшие ожидания я также возлагаю на новую инкарнацию моего младшего наставника Кьябдже Триджанга Ринпоче, но обстоятельства его нынешнего положения пока не ясны.

Ученики, приехавшие на учения из западных стран, телом вы здесь, с нами, но ваши сердца, наверное, сейчас дома, с родными, празднующими Рождество? Примите, пожалуйста, мои поздравления».

Затем Его Святейшество объяснил, что последним желанием Геше Цулги из канцена Трехор монастыря Сера Чже, монаха, которого он встречал в Индии и в Бостоне, в США в центре «Курукулла», было послушать его учения по молитве Нагарджуны «Восхваление радования живых существ». Его Святейшество сказал, что когда монах обратился к нему с этой просьбой, сочинение было ему неизвестно, и он ответил, что подумает о возможных учениях. В этом году нынешний учитель центра «Курукулла» геше Тенлей повторил просьбу своего предшественника. Его Святейшество уже получил объяснения от Гандена Три Ринпоче. Поскольку «Толкование бодхичитты» Нагарджуны тоже включен в буклет нынешних учений, он прочтет и его.

«Толкование бодхичитты» может служить источником философского понимания и чудесной тренировкой для ума. В нем исследуется«я» с точки зрения различных небуддийских и буддийских школ мысли. Самая суть этого труда заключена в следующих строфах:

76.

Желанный и нежеланный плоды

счастливой и дурной участей

возникают от помощи

или причинения вреда существам.

85.

Сыны Победителей культивируют Пробуждение,

имеющее крепкий корень сострадания,

растущее из ростка бодхичитты, —

уникальный плод [заботы] о благе других.

86.

Укрепившись в его культивировании,

они приходят в смятение от страдания других

и, отказавшись от блаженства медитации,

отправляются даже в Ад непрерывного мучения (Авичи).

«Это чудесное сочинение, вы можете без труда его прочесть. Что же касается главного смысла сочинения “Восхваление радования живых существ”, он выражается вот в этих строфах:

Поэтому принесение пользы живым существам – это наилучшее подношение мне,

Вред, причиненный живым существам, – худший вред, который можно мне причинить.

Так как я и живые существа одинаково испытываем счастье и страдание,

Как могут быть моими учениками те, кто причиняет вред живым существам?

До тех пор, пока мое учение, приносящее пользу живым существам, пылает здесь,

До тех пор, о стремящийся принести высшее благо другим, ты тоже пребывай.

Пятая и шестая сессии учений Его Святейшества Далай-ламы ХIVЕго Святейшество заметил, что если он несколько ускорит темп, то сможет завершить передачу двух произведений, которые они в настоящее время читают. Первым делом он обратился к разделу об аналитической медитации, випашьяне, трактата Шамара Пандиты. Он отметил, что Чже Ринпоче уже владел обширными познаниями к тому моменту, как Манджушри посоветовал ему уйти в затворничество и выполнять практики очищения и накопления заслуг. Он жил жизнью отшельника в Лхадинге, где написал«Восхваление взаимозависимого возникновения». Чже Ринпоче также писал, что для людей, обладающих обширными познаниями, может оказаться сложным принять идею, что живые существа присутствуют только лишь как обозначения, однако он подчеркивал, что следует подталкивать свой ум к этой идее. «Я» – это только обозначение, и, кроме обозначения, никакого другого «я» не существует.

Завершив чтение трактата Шамара Пандиты, Его Святейшество объяснил, что получил наставления по нему от одного монаха из Голока, и это замечательное сочинение. В ту пору у монаха не было передачи на раздел о випашьяне, и Его Святейшество попросил его найти кого-нибудь, кто мог бы дать необходимые объяснения. Монах из Голока вернулся в Тибет и нашел одного старого монаха, у которого была нужная передача; тот даровал ему учения и сразу после этого умер, будто только ждал случая передать учения, чтобы спокойно уйти.

После обеда Его Святейшество продолжил чтение «Освобождения на вашей ладони», прежде всего он уделил внимание разделу о сосредоточении, затем перешел к главе о випашьяне.

Что касается того, как проводить практики, Его Святейшество дал такой совет: «Первым делом в ходе своей ежедневной практики окидывайте мысленным взором весь путь, выбирайте то, на чем хотите сосредоточиться, и уделяйте этому внимание. Я выполняю гуру-йогу на основе Ганден Лха Гьяма (Сотни божеств радостной земли). Я размышляю о 37 факторах пробуждения, Четырех благородных истинах и исследую пользу от взращивания бодхичитты с опорой на сочинения Нагарджуны. Затем я медитирую о непостоянстве и смерти, а также о драгоценном человеческом рождении, а после перехожу к взращиванию бодхичитты – основной части практики».

Завершив чтение текста, Его Святейшество прочел колофон, в котором говорилось, что учения были дарованы по просьбе Янгзом Церинг из семьи Лхалу в память о ее умерших родных. Они были дарованы в 1921 году в тиши монастыря Чупсанг.

Учения дня завершило подношение цог в честь Кьябдже Линга Ринпоче, которое совершили согласно практикам Ваджрабхайравы, сопровождая быстрым, энергичным чтением молитв. Его Святейшество объявил, что надеется завершить учения по восемнадцати коренным текстам и комментариям традиции Ламрим в ближайшие три дня.

По материалам сайта: dalailama.ru

Пятая и шестая сессии учений Его Святейшества Далай-ламы ХIVПятая и шестая сессии учений Его Святейшества Далай-ламы ХIV

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag