Главная Новости Контакты

В Ташилхунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим

В Ташилхунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим20 и 21 декабря Его Святейшество Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим. Утром 20-го числа, когда Его Святейшество пересекал храм, его встречали тибетцы, только что приехавшие из Тибета; на их лицах отражались радость и боль.

Его Святейшество занял место на троне, откуда его видело большинство собравшихся. Линг Ринпоче, один из тех, по чьей просьбе даруются нынешние учения по Ламриму, совершил три простирания перед Его Святейшеством, поднес ему мандалу и три символических изображения просветленных тела, речи и ума.

«Как я говорил на днях, – заметил Его Святейшество, – мы произносим молитвы не для того, чтобы прочистить горло, а чтобы наши встречи стали более значимыми и полными смысла. Поэтому сейчас мы прочтем молитвы о принятии прибежища и зарождении бодхичитты. Будда жил в Индии около 2600 лет тому назад и согласно традиции тхеравада отличался бесконечным состраданием и в совершенстве владел искусными средствами. Его учение стало одной из крупнейших мировых религий, Будду считают выдающимся учителем, учителем ненасилия. В наши дни люди, обладающие пытливым, скептическим умом, питают к его учению неподдельный интерес.

Учение Будды помогает нам сохранять покой ума, особенно, когда нас одолевают беды и несчастья. Даже неверующие люди зачастую проявляют любопытство к наставлениям Будды. Среди нас есть приверженцы идеи Бога-творца, и те, кто верит в закон причинно-следственных связей, среди последних ученики одного из направлений школы самкья, джайнисты и буддисты. Согласно закону причин и следствий, если вы хорошо относитесь к другим, то и сами будете счастливы, а если поступаете по отношению к ним плохо, то пожнете дурные плоды.

Суть буддийских учений – взращивание любви и сострадания с опорой на понимание взаимозависимого возникновения. Никто из нас не хочет страданий, откуда же они берутся? Мы сами творим их своими неправильными действиями. Вот почему Будда учил: “Не совершайте злодеяний; взращивайте добродетели; укрощайте свой ум”.

В Ташилхунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции ЛамримПока мы находимся во власти искаженных представлений о том, что вещи наделены самобытием, нас будут одолевать разрушительные эмоции, из-за которых мы и создаем себе столько проблем. Будда также учил: “Знайте о страданиях; преодолевайте их причины; обретайте истинное прекращение [страданий]”. Мы можем победить страдания, следуя по пути и обуздывая разрушительные эмоции».

Его Святейшество прервался ненадолго и попросил поднять руки тех, кто приехал на эти учения впервые. Поднялось несколько рук.

«Сутра сердца, которую мы только что прочли, была дарована на Горе Грифов ученикам, среди которых были боги, полубоги, а также люди. Запечатленная в ней беседа велась между существами с чистой кармой. Судя по всему, на Горе Грифов в тот раз собралось гораздо больше народа, чем можно было бы предположить, взглянув на это место сегодня».

Его Святейшество сравнил эту странность со случаем из жизни Миларепы. Во время одного из путешествий в Индию, его ученик Речунг собрал коллекцию наставлений по черной магии. Однажды, когда Речунг пошел за дровами, Миларепа нашел записи и сжег их. Вернувшись и поняв, что случилось, ученик сильно разозлился на учителя и начал его бранить, а тот в ответ вызвал сильнейший град. Сквозь шум града Речунг услыхал, как Миларепа его зовет, но не сразу разглядел, где спрятался учитель. В конце концов он обнаружил того внутри рога яка, хотя рог и был не больше, чем обыкновенно. Учитель пригласил ученика укрыться в роге вместе с ним. Подобные вещи, заметил Его Святейшество, возможны, когда вы полностью контролируете свои ум и энергии.

Таким образом, великое множество существ собралось на Горе Грифов, когда там беседовали Авалокитешвара и Шарипутра. Люди были в состоянии видеть Шарипутру, но Авалокитешвара оставался для них невидимым, и многим, наверное, казалось, что архат разговаривает сам с собой. Это не было учением для широкой публики, поэтому исторических записей о нем не сохранилось. По этой причине, многие сомневаются, можно ли считать «Сутру сердца» истинным учением Будды.

Говоря об истоках буддизма в Тибете, Его Святейшество сказал, что царь Трисонг Децен мог бы пригласить учителей из Китая, но он предпочел обратить свой взор в сторону Индии. В ту пору первые семь тибетцев были посвящены в монахи – решено было проверить, как тибетцы станут выполнять монашеские обеты. Некоторые люди и другие существа чинили препятствия распространению буддизма. Но несмотря на все превратности судьбы, тибетцы доказали свою преданность. Они в целости и сохранности сберегли традицию монастыря-университета Наланда, и что особенно важно, тщательно разработанные в ней логику и теорию познания, с их опровержениями воззрений других школ, утверждением собственных взглядов и отражением выдвигаемой на них критики.

В Ташилхунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции ЛамримПозже, уже после смерти царя Ралпачена, царь Западного Тибета Лха-лама Еше О лелеял мечту пригласить индийского учителя Атишу в Тибет, однако был похищен врагами, которые потребовали за него выкуп. Племянник царя Чжангчуб О хотел было заплатить выкуп золотом, собранным для Атиши. Однако дядя и слышать об этом не желал, настаивая, что готов пожертвовать собственной жизнью, только бы не чинить препятствий прибытию Атиши в Тибет.

Итак, Нгацо Лоцава отправился с посольством к Атише. Когда великий индийский учитель узнал о жертве Лха-ламы Еше О, он ответил, что их царь должно быть бодхисаттва, поэтому он не может отказываться от приглашения. Тара предсказала, что поездка Атиши в Тибет увенчается успехом, и ему будет помогать верный упасака (ученик).

Его Святейшество объяснил, что Чжангчуб О просил у Атиши не углубленных учений, а наставлений, которые тибетцы могли бы использовать в повседневной жизни. В ответ на эту просьбу Атиша сочинил «Светоч на пути к пробуждению». Это произведение предназначено для практикующих трех типов духовных способностей, и в то же время любой человек может выполнять эти практики за одну сессию.

Его Святейшество заметил: «Хотя я не буду давать учений по этому сочинению прямо сейчас, я принес с собой томик “Ламрима Ченмо”, который мне подарили давным-давно во время молебна о долголетии в Цанге и который я привез с собой из Тибета.

Я часто повторяю, что учения следует начинать с объяснений о пустоте, поскольку бесконечно важно знать, что прекращение [страданий] возможно. В “Восхвалении 17 пандитам славной Наланды” есть такие строки:

Пусть силой этого благословения я смогу заложить фундамент пути к свободе:

Постичь основополагающую природу реальности и значение Двух истин,

Достичь убежденности в Четырех истинах и в том, как самсара упрочивается и пресекается,

И силой достоверного познания взрастить прочную веру в Три Драгоценности.

В Ташилхунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции ЛамримМы собрались здесь на завершающую часть учений по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим. Нам нужно прочесть около пятисот страниц. Я постараюсь уложиться в десять дней. В прошлом году мы остановились на трактате Шамара об этапах пути к пробуждению. Сейчас я начну чтение учений Пабонки Ринпоче “Освобождение на вашей ладони”. Начнем с 11-го дня, когда он призвал учеников обратить пристальное внимание на свою мотивацию».

В учениях рассказывалось об адах, мирах голодных духов и животных, а также об опасностях перерождения в них.

Вернувшись после обеда, Его Святейшество заметил, что ему очень нравится сидеть на веранде, где его обдувает прохладный, свежий ветерок, однако, ему жаль, что он почти не видит лиц своих слушателей: большинство из них сидят в тени огромного навеса. Его Святейшество возобновил объяснения о мире животных, а после завершения обратился к разделу о карме из ламрима Шамара. Список десяти неблагих деяний завершают ошибочные воззрения. Как поясняется, ошибочные воззрения подразумевают отрицание закона причинно-следственных связей, возникающее из неведения; их также может спровоцировать гнев. К ошибочным воззрениям также относится отрицание Четырех благородных истин и Трех драгоценностей.

Деревни в окрестностях монастыря Ташилхунпо были окутаны густым утренним туманом, когда Его Святейшество Далай-лама приступил 21 декабря к учениям по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим.

«Все живые существа на земле стремятся к счастью и не желают страданий. Это вполне очевидно. Все хотят избежать боли, и ищут удовольствий с опорой на чувственное восприятие. Мы, люди, в ходе эволюции развили очень сложный мозг, позволяющий в полной мере использовать наши интеллектуальные способности. Ментальные переживания оказывают на нас гораздо более сильное влияние, чем переживания, полученные с помощью органов чувств. Начавшийся около двух веков назад бурный прогресс науки подстегнул материальное развитие. Поскольку материальные ценности приносят незамедлительное удовольствие, мы начали считать их критерием удовлетворения.

Одним из следствий этого стало сильное смещение фокуса современного образования на материальное развитие в ущерб внутренним ценностям. Но более комфортные материальные условия жизни не принесли нам внутреннего покоя. Если нет мира и покоя в уме, то страдает и наше физическое самочувствие. Взращивание внутренних ценностей – источник покоя ума, но ни одна религия никогда не сможет стать приемлемой абсолютно для всех. По примерным оценкам, около миллиарда жителей Земли вообще не питают к духовным материям никакого интереса. Решением здесь может стать только распространение светской этики. Этому пути на протяжении веков следовали в Индии, где воззрения гедонистической и нигилистической школы чарвака вызывали бурю философских возражений, однако учителей этой школы величали риши, или мудрецы.

В Ташилхунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции ЛамримЯ твердо верю, что если бы Будда появился среди нас сегодня, он бы проповедовал светскую этику. Уникальная черта его учений – объяснения бессамостности; и все же, вопреки этому, иногда кажется, что его учения подразумевали наличие у нас “я”. Будда давал подобные учения, чтобы помочь отдельным группам своих учеников его понять. Таким образом, в современном мире, вполне можно представить Будду обучающим нас светской этике, ведь именно она сегодня нужнее всего. Светская этика прекрасно вписывается в общий контекст учений Будды, цель которых – преодоление страданий и обретение счастья».

Возобновив чтение трактата Шамара Пандиты, Его Святейшество сказал, что наша задача прожить жизнь, наполненную смыслом. Любовь и сострадание приносят пользу и нам самим, и другим; а злоба ведет только к беде. Если мы создаем себе врагов, счастья нам не обрести.

Его Святейшество рассказал историю, которая произошла с ним в детстве, когда он жил еще в Лхасе. Во дворце Норбулинка жили птицы в клетках. Среди них был и попугай, кусавший за пальцы всех, до кого мог добраться, за исключением одного монаха, учителя Далай-ламы по каллиграфии. Этот монах всегда приносил угощение для попугая, орехи и злаки, и тот проникся такой благодарностью, что радовался, едва заслышав шаги своего друга. Его Святейшество позавидовал своему учителю и ему очень захотелось, чтобы попугайчик полюбил и его так же сильно; но однажды, после того, как попугай снова его укусил, он разозлился и ткнул в него палочкой. Так он поставил жирный крест на всякой возможности подружиться с птичкой.

Читая совет о принятии прибежища в Трех драгоценностях, который Пабонка Ринпоче дает в сочинении «Освобождение на вашей ладони», Его Святейшество рассказал об одной встрече в Парламенте мировых религий в Австралии. Два бирманских монаха попросили об аудиенции. Он согласился и, беседуя с ним, монахи признали, что все они следуют одному учителю, Будде, однако, по их мнению, между их традициями лежит огромная пропасть. Его Святейшество согласился, однако полностью их обезоружил таким замечанием: «Как бы там ни было, практики Дхармы должны опираться на винаю. Вы следуете правилам винаи традиции тхеравада, а мы – правилам винаи линии муласарвастивада». Оказалось, что эти монахи и не подозревали, что тибетские буддисты тоже соблюдают практики винаи.

Прочитав суровое замечание о традиции бон в «Освобождении на вашей ладони», Его Святейшество пояснил, что бон – традиционная религия Тибета, которая существовала там до появления буддизма. В наши дни монахи традиции бон учатся и проводят монастырские диспуты почти так же, как и буддийские монахи. Эта традиция сильно изменилась со времен появления буддизма в Тибете.

После обеда Его Святейшество сказал: «Грань, отделяющая буддизм от других религиозных традиций – это учение о взаимозависимом возникновении. Чже Цонкапа в “Восхвалении взаимозависимого возникновения” не оставляет сомнений, что эта идея заслуживает величайшего уважения».

Что касается строки: «Ведите других к принятию прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе» и завуалированной критике других религий в данном тексте, Его Святейшество пояснил, что очень важно не обидеть других, а способствовать межрелигиозной гармонии. Мы, как и последователи других буддийских традиций, принимаем прибежище в Трех драгоценностях ради помощь другим.

Его Святейшество затронул и тему женского лидерства: «Первобытные человеческие сообщества не особенно нуждались в сильном предводителе, однако постепенно развивающиеся сельского хозяйства и институт собственности требовали защиты. Решающим фактором при выборе предводителя становилась физическая сила, поэтому у мужчин возникло неоспоримое преимущество. Современное образование ведет к большему равноправию мужчин и женщин. Однако, повсеместно распространенное убеждение, что руководить должны мужчины, проникло и в религиозные сферы. Хотя Будда давал полные посвящения мужчинам и женщинам, бхикшу считались старшими и сидели в первых рядах, а бхикшуни за ними.

В Ташилхунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции ЛамримНам нужны женщины-лидеры не только в угоду большему равноправию. Нам крайне необходимы достоинства, присущие женщинам. Данные научных исследований показывают, что женщины более восприимчивы к страданиям других. Они от природы более склонны к сопереживанию. Посмотрите, герои войн и мясники в большинстве своем мужчины, тогда как там, где нужна забота о других, например, среди младшего медицинского персонала, как правило, больше женщин.

Я не шучу, когда утвердительно отвечаю на вопрос, может ли следующим Далай-ламой стать женщина. Это вполне вероятно. В Тибете уже есть прецеденты женских линий высоких перерождений. Китайцы критикуют мои замечания о возможной следующей реинкарнации. Это правда, что в прошлом китайский император обладал некоторым влияниям на процесс признания инкарнаций некоторых лам, но в те времена китайские императоры были буддистами.

Я бы сказал, что если современные китайские руководители хотят быть причастными к поиску следующего Далай-ламы, неплохо было бы им для начала найти новые воплощения Мао Цзэдуна и Ден Сяопина».

Вернувшись к чтению текстов Ламрима и объяснениям о карме, Его Святейшество заметил: «Что касается закона причинно-следственных связей, очень важно понять, к чему нам нужно стремиться и чего избегать».

Его Святейшество закончил чтение несколько раньше назначенного, и как обычно, учения завершились чтением молитвы посвящения традиции Ламрим, резкий тон которой все возрастал и возрастал, пока не достиг высшей точки, внезапно оборвавшись звенящей тишиной.

По материалам сайта: dalailama.ru

В Ташилхунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции ЛамримВ Ташилхунпо Далай-лама возобновил учения по 18 коренным текстам и комментариям традиции Ламрим

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag