В Центральном хуруле состоялся ритуал Цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензин Дугда

Пять лет назад, 13 марта, не стало драгоценного Учителя — досточтимого геше-лхарамбы Тензин Дугда (1938-2012). Прибыв по приглашению из Индии, он 17 лет своей жизни посвятил благородному делу возрождения буддийских традиций в Калмыкии, найдя здесь последний покой.

В минувшее воскресенье, 12 марта, в молельном зале Центрального хурула РК состоялся ритуал Цог, посвященный памяти досточтимого геше Тензин Дугда.

В Центральном хуруле состоялся ритуал Цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензин ДугдаГеше Дугда родился в 1938 году в Центральном Тибете в местечке Тшумо. В возрасте 20 лет он вслед за Его Святейшеством Далай-ламой ХIV покинул оккупированный Тибет. Вместе с другими монахами на земле Индии возводил буддийский монастырь Дрепунг-Гоманг, учился в нем, защитил ученую степень геше-лхарамбы. Геше Дугда былодним из старейших монахов Дрепунг-Гоманга. И первый доктор буддийской философии на калмыцкой земле, куда по поручению Его Святейшества Далай-ламы приехал в 1995 году.

Драгоценный наставник геше Тензин Дугда с первого года своего пребывания в Калмыкии неустанно передавал знания буддистам: монахам и мирянам. Не считаясь с собственной усталостью и возрастом, он делился с ними бесценным опытом. Геше Дугда внес огромный вклад в становление и развитие Калмыцкого хурула.

Учение, ретриты, посвящения и благословения божеств даровал в течение всего своего пребывания в Калмыкии геше Тензин Дугда. За эти годы у него появилось огромное количество учеников как среди монахов, так и среди буддистов-мирян, не только Калмыкии, но и других регионов России. Он передавал своим ученикам важнейшие учения, полученные им от его духовных наставников, от великих практиков Сутры и Тантры.

Благодаря его наставлениям многие практикующие смогли услышать во всей полноте Учение Будды, войти во врата Дхармы и стать истинными буддистами. Всем, приходящим к нему в минуты скорби, утрат, он дарил утешение, помощь, истинную любовь и сострадание. А теперь уже пятый год прихожане нашего хурула скорбят по нему.

Перед началом воскресного ритуала Цог в дугане был установлен портрет драгоценного Учителя – досточтимого геше-лхарамбы Тензин Дугда. Распорядитель службы ген Нгаванг Лодой объявил о проведении ритуала «Лама Чопа» с чтением мантр. Этот ритуал почитания Учителя пользуется у буддистов особой популярностью, ведь делая подношение высокому духовному наставнику, вы делаете подношения всем Буддам сразу.

Разновидностей Цога существует примерно столько же, сколько божеств в буддийском пантеоне, и каждый буддийский храм составляет свое расписание Цогов.

В Центральном хуруле состоялся ритуал Цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензин ДугдаВерховный лама Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче говорил в свое время: “Я полагаю, что в каждой религиозной традиции есть своя церемония подношения Цога. Также различные направления буддизма, школы сакья, ньингма, кагью, гелуг, дзэн-буддисты хранят свои традиции этих ритуальных подношений, которые передавались из поколения в поколение на протяжении многих веков.

Основная цель этой практики – совершить подношение Буддам и Бодхисаттвам, и тем самым накопить заслуги. Я считаю, что сам текст «Ламы Чопы» или «Гуру-йоги», который используется в церемонии, является источником большого вдохновения. Всякий, кто знакомился с ним, кто получал комментарий на него, конечно, согласится со мной: этот текст необыкновенный, обладающий огромной вдохновляющей силой. Это очень красивая поэзия. Цог могут выполнять не только ламы и монахи, но все буддисты, все желающие”.

Каждый буддист должен знать о ценности и пользе этого ритуала, который ускоряет темпы на пути к Просветлению. Основной смысл Цога заключается в практике даяния. Если вы способны искренне поднести все самое прекрасное Буддам и Бодхисаттвам, это означает, что вам для них ничего не жалко – ни еды, ни питья, ни денег, ни своего счастья, ни даже собственного тела. Но это не только серьезная атака против эгоизма: Цог помогает расстаться с тремя омрачениями, которые держат нас в самсаре – неведением, привязанностью и гневом.

Под руководством опытных мастеров монахи в монастырях Индии проводят Цог довольно часто. Они как никто лучше знают этот ритуал с различными уровнями значения.

На санскрите Цог звучит как «ганачакра». Слово «Гана» переводится как «накопление» или «сбор», а слово «чакра» буквально означает «колесо». «Колесо накопления» – таков прямой перевод этого словосочетания. А накоплений или собраний, согласно буддийским текстам, во время Цога происходит несколько: собрание практикующих, собрание подношений, собрание божеств, и в конце концов – заслуг и мудрости.

В Центральном хуруле состоялся ритуал Цог, посвященный памяти геше-лхарамбы Тензин ДугдаВ основном Цог проходит в Индии в молельных залах монастырей – дуганах, однако ритуал не требует специального помещения, ведь абсолютно любое место, куда призываются Будды трех времен со своим окружением, становится священным.

В Калмыкии, как и в Индии, ритуалы Цог проводятся регулярно. В Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни» монахи устраивают Цог каждую пятницу.

Сам досточтимый геше-лхарамба Тензин Дугда, будучи старейшим ламой Калмыкии, говорил об этом так: “Каждую пятницу в Центральном калмыцком хуруле наши монахи делают подношение Цог для умерших или погибших людей: с помощью ритуала ламы накапливают заслуги и посвящают их умершим, чтобы те могли получить перерождение в одном из благоприятных миров. Этот вид Цога, конечно же, отличается от Цога, который делается в особые дни – 10-й и 25-й лунные дни – теми, кто имеет посвящение в Тантру. Если вы спросите, кто является для буддистов наивысшим Полем накопления заслуг, то я могу ответить, что таким полем является наибодрейший коренной Учитель, особенно тот, кто даровал нам тантрическое посвящение и комментарий, а значит, обладает по отношению к нам тройственной добротой. Когда мы делаем подношение Цог «Лама Чопа», Учитель становится неотделим от всех Будд, Бодхисаттв, даков, дакинь, идамов, защитников Дхармы – от всех высших существ”.

Пресс-служба Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»


Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag