Мы идём за Ним, чьи слова истинны

В этом месяце в республиканской газете «Хальмг унн» вышло интервью священнослужителя Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Санала Мукубенова. Предлагаем его посетителям нашего сайта.

Мы идём за Ним, чьи слова истинны«Мукубенов Санал - один из молодых калмыцких монахов, получающих образование в буддийском монастыре Дрепунг Гоманг. Родился и вырос в Кетченерах, он правнучатый племянник знаменитого Геше Вангьяла, выходца из посёлка Шин Мер, человека, открывшего для Америки буддизм.

Несмотря на молодость, Санал в следующем году заканчивает 16 - летний курс обучения в монастыре, и ему предстоит еще в течение 6 лет сдавать экзамены на соискание ученой степени геше-лхарамбы. Это высшая степень учености в монастырской системе образования школы Гелуг тибетской традиции. Также он является монахом, имеющим обеты гелюнга (253 правила поведения).

Санал спокойно и тихо говорит о буддизме и практике, очень понятно и доступно, и я решился переложить на бумагу отрывки нашей беседы.

- Санал, сегодня никого не удивишь чтением мантр, многие калмыки и не калмыки крутят четки и бормочут молитвы. Польза от этого, несомненно, есть, конечно, многие считают, это занятие главным, если ты буддист?

- Разумеется, чтение мантр, полезно для практикующего. Это хорошо. Но одного механического чтения мантр недостаточно, задача в другом - через практику менять ум, сознание. Воспитать положительное, доброе состояние ума. С точки зрения буддизма все причины страданий кроются в нашем собственном уме, и главная из них - это неведение (авидья - на санскрите), его необходимо искоренить. Для этого надо всегда размышлять и помнить о Четырех Благородных истинах: истине о страдании, о причине страданий, о прекращении страданий и истине о пути, ведущем к прекращению страданий.

По сути весь буддийский путь сводится к трём практикам: практика слушания, размышления и медитации. Последнее переводится, как свыкание - то, к чему мы приучаем ум. Этому всегда должно предшествовать слушание и размышление. Надо своим умом дойти до истины. Будда говорил: “Монахи и ученые должны тщательно анализировать мои слова так же, как подвергают анализу золото посредством плавления, очищения и полировки, и принимать их только после этого, а не ради того, чтобы проявить уважение ко мне”. Будда не требовал веры, главным было - прийти к пониманию учения и его пользы для себя И уже после этого следовать ему, ведь это нужно самим людям, а не Будде, который из сострадания дал учение. Он здесь врач, а учение - лекарство.

- Медитация - это сосредоточенное углубление в себя, размышление и иногда вообще не размышление, то есть никаких мыслей не должно быть?

- Существуют разные виды медитации. Вот, например, мы сейчас ведем обсуждение буддизма, и это уже медитация - аналитическая В крупнейших монастырских университетах, таких, как Дрепунг, Сера и Ганден, основной формой обучения являются дебаты. Известно, что во время диспутов и споров хорошо понимается и запоминается изучаемый материал, так устроена человеческая психолэгия И этот метод взяли на вооружение древние буддийские учителя. Главная мотивация этих диспутов - разобраться в сути Учения, там не должно быть места гордыне. Диспуты - тоже пример аналитической медитации, так как происходит целенаправленный критический анализ определенных положений Учения Будды. Есть также второй вид - это закрепляющая медитация Главная её суть заключена в сосредоточении на определенном объекте. Камалашила - выдающийся индийский учитель в своем трактате “Ступени созерцания”, в разделе, посвященном шаматхе, подробно описал этот вид медитации. Термин “шаматха” означает успокоение ума. Это одно из необходимых условий для достижения Просветления

Будда давал учение разным людям,в соответствии с их уровнем понимания, поэтому его учение весьма обширно, в традиции говорится о 84-х тысячах совокупностях Учения, И порой, на первый взгляд, они отличаются между собой. Возьмем, например, концепцию о горе Сумеру и подобные описания устройства материального мира, это объясняется тем, что таковы были представления о мире в древней Индии 2500 лет назад. Для людей с таким пониманием Будда приводил примеры, исходя из их представлений о мире, иначе понимания было бы сложно достичь, В то же время в тантре Калачакры для подготовленных учеников Будда даёт совершенно другое представление о мире, где описывается движение планет и т.д., больше соответствующее реальности. Будда давал учение для людей с разным пониманием, так оно и было сохранено и записано его учениками. После же великие ученые, учителя Нагарджуна, Асанга и другие, привели его учение в систему. Они были пандитами - учеными монастыря Наланда, крупнейшего центра знаний Индии, а, может быть, и всего мира того времени. Университет Наланда насчитывал более 10 тысяч преподавателей и студентов, которые занимались философией, арифметикой и другими науками, известными в Индии в то время.

Имению подход ученых Наланды - “истина превыше всего” превалировал тогда и вдохновлял великие умы. Высший авторитет - это истина. Мы следуем этому не потому, что так сказал Будда, а потому, что сказанное им истинно, логично. Будда же просто открыл истину. Поэтому эти принципы универсальны и способны идти в ногу с современной наукой. Его Святейшество Далай-лама неоднократно говорил о том, что таков буддийский подход, мы должны принимать факты, а не опираться на досужие домыслы, В книге Геше Вангьяла “Лестница, украшенная драгоценностями” приводится цитата индийского учителя Шамкарапати: “Я не благоволю к Будде, я не сержусь на Капилу и других, я считаю учителем только того, чьи слова логичны”.

И еще, о доброте. “Цаган седкл” - доброе сердце. Это стержневое понятие в буддизме. Суть учения Будды - это ненасилие и концепция взаимозависимости. Чтобы практиковать ненасилие, нужно доброе сердце. Ненасилие не значит равнодушие, наоборот, иногда нужно

поступать решительно, пресекать какие-то разрушительные действия из вне, но в основе всегда должна быть искренняя сострадательная мотивация Как говорил Ганди: “Чтобы практиковать ненасилие (ахимсу), необходимо иметь мужество”.

Концепция о взаимозависимости очень глубока, и для настоящего её понимания необходима мудрость. Сострадание и доброта без мудрости, без правильного понимания реальности - слепы и неспособны приносить пользу.

Именно мудрость помогает состраданию быть действенным, эти две составляющие дополняют друг друга.

Будда- просветленный, достиг избавления от страданий и открыл эти знания для нас, поэтому, думаю, в этом заключается большая драгоценность калмыцкой культуры, наше наследие, и мы должны это понимать».

Менке КОНЕЕВ

«Хальмг унн», 05.07.2017

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag