Санал Мукубенов: Я выбрал правильную дорогу

В июньском номере ежемесячного республиканского журнала «Байрта» за этот год опубликовано интервью с монахом Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» Саналом Мукубеновым, который завершил очередной, 15-й курс учебы в монастыре Дрепунг Гоманг (Индия), а в летние месяцы служит в родном хуруле. В интервью Санал-гелюнг рассказывает о своем пути в буддизм, жизни в монастыре и многом другом.

Санал Мукубенов: Я выбрал правильную дорогу«Сегодня у нас необычное интервью. А необычность его в том, что интервьюируемый нашего светского семейного издания - монах, гелюнг Санал Мукубенов. В следующем году он завершит 16-летний курс обучения в индийском монастыре Дрепунг Гоманг. Чтобы быть полезным мирянам, гелюнг Санал по своей инициативе ведет по скайпу воскресные лекции по философии буддизма, послушать которые собираются люди из самых разных точек мира, и во время своих приездов в Калмыкию продолжает общение с мирянами в рамках созданного им клуба изучения буддийской философии «Зая-Пандита».

Мы беседуем с гелюнгом Саналом в Центральном хуруле «Золотая обитель Будды Шакьямуни», и здешняя тихая, спокойная, и в то же время величественная атмосфера умиротворяет. Да еще к этому располагают местные коты, благословленные ламой Сопой Ринпоче. Они просто гуляют по хурулу и чувствуют себя здесь очень комфортно, это видно по их довольным мордочкам. Один из пушистых обитателей пришел к нам во время интервью, устроился рядом и как будто тоже слушал, как гелюнг Санал рассказывал о личном пути к буддизму, о том, как он борется с гневом, почему слушает русский рок и многом другом.

В поисках смысла

Санал Мукубенов: Я выбрал правильную дорогу- Расскажите, откуда вы родом? Где прошло ваше детство?

- Я принадлежу к роду Багшин Шевнр. Этот род начинает свою историю с начала 19 века. Главой буддистов Калмыкии в те времена был Сойбин багш. Слышал, что император Павел даровал ему в качестве отличительных символов посох и соболью шубу. У него в подчинении находились люди, их называли «шевнр». От них и произошел наш род. Родился я в 1983 году в Кетченерах, в семье чабана Бадмы Очировича. Он был известным коневодом в республике, большим знатоком скаковых лошадей. Его лошади участвовали в скачках и часто побеждали. Например, было несколько побед в джангариадах. Мама Роза Ангрыковна занималась ведением домашнего хозяйства. Она являлась внучатой племянницей геше Вангьяла. По другой линии мамин дядя был последним шинмерским монахом, правда, после советских репрессий ему пришлось размонашиться и сложить с себя обеты. Он женился на сестре геше Вангьяла. Моей мамы не стало, когда мне было 7 лет. Меня и одну из сестер, когда мы были еще маленькими, помогала воспитывать наша эджа. Самую младшую сестренку, так как она была грудного возраста, взяла на воспитание наша гага.

- В какой момент своей жизни вы решили стать монахом?

- Я с детства любил читать, мой дядя привил мне любовь к чтению, и так как он любил поэзию, помню, как мы учили с ним наизусть стихотворения. В старших классах я познакомился с творчеством Льва Толстого. Особенное впечатление на меня оказал его роман «Война и мир». После окончания

школы я пытался поступить в МГУ им. Ломоносова на географический факультет, но не смог набрать проходного балла. Вернулся домой и решил, что хорошо подготовлюсь и на следующий год буду пробовать поступать снова. Но за этот год я многое переосмыслил, прочитал книги Толстого «Круг чтения» и Елены Рерих «Основы буддизма» и для меня открылось какое-то новое духовное измерение. «Круг чтения» - это сборник мудрых изречений, рассказов, «чтение для души», как говорил сам Толстой. В этой книге много говорится о вещах, близких к буддизму, есть и биография Будды. И хотя Толстой был христианином, но его христианство было универсальным. Он не придерживался каких-то догм, а искал истину. В его понимании Бог – это закон справедливости и добра. После прочтения этих книг, размышлений я решил стать монахом.

- Как родные отнеслись к вашему решению?

Санал Мукубенов: Я выбрал правильную дорогу- Отец отнесся с пониманием, хотя ему было тяжело это услышать, ведь я единственный сын в семье. Родственники не могли понять моего выбора, потому что в школе я неплохо учился, и они надеялись, что я получу хорошее образование, достигну чего-то в жизни. Но сейчас, по прошествии многих лет, они приняли мой выбор.

- И вы вот так легко отказались от мирской жизни?

- Жизнь полна страданий. В каждой семье, пусть даже благополучной, возникают какие-то проблемы. Причины страданий в уме самого человека. Будда же предлагает в жизни другой выход. Можно обрести счастье по-настоящему, уничтожив эти причины. Эта мысль повлияла на мое мировоззрение. Есть в буддизме одна из основополагающих тем – размышление о непостоянстве и смерти. Оно отметает наши мирские корыстные устремления. Когда человек осознает, что он смертен и все, что он нажил, не сможет забрать с собой, то начинает вести себя более нравственно, мирская суета теряет для него смысл. Гораздо более важным становится, что ждет его после смерти. Если об этом серьезно задумываться, то начинаешь по-другому осмысливать всю жизнь. Я тоже когда-то после школы мечтал поступить в университет, завести семью. Но все это для меня потеряло смысл после таких размышлений. Будда говорил о том, что от того, как мы думаем и действуем, зависит наше счастье в этой и в будущих жизнях. Но нельзя помочь другим, не изменив себя. Поэтому, задумавшись обо всем этом, я решил посвятить себя духовному развитию.

- Вы являетесь правнучатым племянником монаха геше Вангьяла. Но вы не застали его при жизни. Как в вашей семье почиталась память о нем? Вы ощущали некую кармическую связь с ним?

- Вплоть до того времени, как пойти в монахи, я не знал, что геше Вангьял мой родственник. В советское время религиозная тема особо не афишировалась. Когда пошел подъем религиозного сознания у людей, родные начали говорить, что выходец из нашего рода Ботя Лиджиев стал известным учителем геше Вангьялом. Он жил в Америке, всем известна его книга «Лестница, украшенная драгоценностями», у него много учеников, некоторые приезжали из Америки в Шин-Мер. В нашей семье относятся к нему с большим уважением. Когда я был еще послушником в калмыцком хуруле, иногда возникали сомнения в том, действительно ли этот путь ведет к счастью. Но, как-то взглянув на фотографию счастливо улыбающегося геше Вангьяла, которая опубликована в его книге «Лестница, украшенная драгоценностями», я стал более уверен в этом.

Монастырская жизнь

- Почему из всех буддийских монастырей мира вы выбрали именно Дрепунг Гоманг?

- Так исторически сложилось, что монахи из Калмыкии традиционно обучаются в Дрепунг Гоманге.

- Сложно было после Калмыкии привыкать к другой жизни? Что для вас оказалось самым трудным?

- Не скажу, что я испытывал особые сложности. И вегетарианская еда мне понравилась, и от климата я особо не страдал. Конечно, какие-то сложности были. Непросто давался тибетский язык. Наверное, самая большая сложность заключалась в том, я был далеко от дома, и у меня не было возможности помогать пожилому отцу. Мы могли только созваниваться.

- Из чего состоит ваш обычный день в Индии?

- Если есть утренний молебен, то встаем полшестого или в пять утра. В 8 утра у всего нашего курса занятие по философии. С 9 до 11 утра длятся учебные дебаты. В 11 часов у нас обед, в 12 часов снова уроки или тихий час, далее самостоятельные занятия. В 5 вечера наступает ужин. Я лично не ужинаю. В 6 вечера у нас занятия по современным наукам – нейрофизиологии, физике, математике и теории эволюции, которые впервые ввели в обязательный курс обучения студентов Гоманг монастыря (а также других крупных монастырей) совсем недавно по настоянию Его Святейшества Далай-ламы. С 7 до 11 вечера длится вечерняя сессия дебатов. И затем сон. Между семестрами учебных дебатов бывают перерывы по 15 дней. В этот период мы уделяем больше внимания заучиванию текстов наизусть. Раз в неделю, в понедельник, у нас выходной.

- Почему вы отказались от ужина?

- Потому что это один из второстепенных монашеских обетов – принимать еду только до полудня. Это правило дано для всех монахов, но есть исключение для тех, кто по состоянию здоровья не может соблюдать это правило. В данном случае это не является нарушением. У меня пока получается его соблюдать.

Санал Мукубенов: Я выбрал правильную дорогу- Но, наверное, это сложно, не есть пищу после полудня?

- Нет, не так сложно. Я уже привык. Если я не успеваю до 12 поесть, то крайний срок – до 14 часов дня.

- Чем вы питаетесь в монастыре?

- В монастыре готовят пищу сами монахи. В начале моей учебы в монастыре, помню, что рацион был более скудным. Сейчас еда стала более разнообразной и калорийной. На завтрак нам дают пресную подслащенную лепешку и молочный тибетский чай с маслом. Бывает, дают и джем с маслом, если молебны заказывают какие-то спонсоры. На обед у нас опять лепешка, но побольше и жаренная в масле. К ней дают овощное рагу. В среду и воскресенье на обед у нас вместо лепешки рис, в овощную похлебку добавляют грибы или сыр, также дают фрукты. В Индии распространен овощ, что-то типа нашего кабачка. Из него в огромной кастрюле на 1,5 тысячи монахов варят рагу, иногда оно получается не очень вкусным. Поэтому приходится по возможности готовить что-то самим. Монахи из Калмыкии живут в своем отдельном общежитии, построенном благодаря шаджин-ламе Калмыкии Тэлу Тулку Ринпоче. Там у нас есть кухня, где мы сами можем приготовить себе еду. Еще до прихода в хурул, в 2000 году, я перестал есть мясо. Если не считать маленький перерыв по болезни, не ем его по сей день.

- Вы строгий вегетарианец?

- Нет, не строгий. До какого-то момента я не ел яйца, но потом почувствовал, что это сложно для меня. Поэтому начал употреблять яйца, но только заводские, так как из домашних есть возможность вылупления птенцов, и, потребляя их, можно принести им вред.

- В монастыре вам, наверное, пришлось позабыть о своих хобби?

- Монастырская жизнь не предполагает занятия какими-то отвлеченными вещами. Свободное время появляется только в выходной день. Вообще я люблю слушать музыку, хотя некоторые учителя считают, что это не совсем правильно для монаха, так как обычно музыку слушают для развлечения, а это отвлекает от серьезных вещей. Но я лично позволяю себе такую слабость (смеется). Слушаю русский рок, например, «Наутилус», «ДДТ», «Кино», потому что вырос на этой музыке. Это серьезная музыка, прослушивание которой помогает прочувствовать и осмыслить многое. Редко смотрю кинофильмы. Самые любимые из них – «Жизнь прекрасна», «Яков-лжец» и «Терминатор 2».

- А спортом вам разрешают заниматься, чтобы поддерживать себя в форме?

- Ученики-монахи занимаются спортом обычно по утрам. Я, например, делаю пробежку, хотя у нас в монастыре это не особо приветствуется. Учителя нам говорят: «Если хотите держать тело в тонусе, делайте простирания». Простирания тоже полезны, но я считаю, что бег необходим для развития дыхательной системы и сердца. Кто-то занимается йогой, кто-то делает гимнастику.

- Вы никогда не покидаете стены монастыря?

- Если мы покидаем монастырь на какое-то продолжительное время, то обычно это связано с религиозными, паломническими поездками. Например, мы ездим на учения Далай-ламы, он живет в Дхармсале. Также если нам нужно съездить в больницу в город или соседнее село. В любом случае, чтобы куда-то отлучиться на несколько дней, нужно получить разрешение у блюстителя дисциплины. А чтобы выехать в город или деревню в течение дня по каким-то хозяйственным делам, разрешения не нужно.

- Вы уже сказали, что большое влияние на ваши духовно-нравственные искания оказали произведения Льва Толстого. А что вы читаете сейчас?

- Люблю русскую классику, но сейчас в основном читаю учебную литературу. А из художественной недавно прочитал роман Гатапова «Темуджин», Калашникова «Жестокий век», также интересно читать дневники Л.Толстого.

- Как вы и другие послушники монастыря узнаете о том, что происходит в мире: читаете газеты, смотрите телевизор, пользуетесь интернетом?

- Обычно новости я узнаю из интернета, телевизора у нас там нет, газеты мы не читаем.

Жизнь прекрасна

- Вы приняли обеты гелюнга, которые включают в себя 253 правила поведения. Насколько сложно держать свою жизнь под таким строгим контролем?

- Эти правила существуют еще со времен Будды, но в связи с изменением времени, места, а также местных культурных особенностей они не трактуются буквально. Например, с чашкой для подаяния многие современные монахи сейчас не ходят, но, тем не менее, фактически мы живем благодаря помощи мирян. С другой стороны, принятие обетов не означает, что каждый монах способен их все сразу во всей полноте соблюдать, это очень сложно. Монах должен следовать неукоснительно дисциплине, развиваться в этом направлении.

- У вас были моменты, когда вам хотелось вернуться к мирской жизни?

- Всерьез таких мыслей не было. Ведя монашескую жизнь, мы много размышляем, и с годами я чувствую, что все больше укрепляюсь в своих воззрениях и в том, что я выбрал правильную дорогу.

- Как часто вы сталкиваетесь с людским негативом, злобой? Как вы поступаете в таких ситуациях?

- Да, когда выезжаешь из монастыря в большие города, редко, но приходится сталкиваться с людьми, которые показывают свое негативное отношение к нам, могут что-то сказать неприятное, прокричать вслед ругательства. Часто бывает, что нас принимают за кришнаитов или последователей какой-нибудь секты. Я стараюсь не реагировать на это, не создавать конфликтных ситуаций. Мы ведь должны следить, прежде всего, за своими поступками. Если человек проявляет ко мне агрессию, то это его карма. Если я отвечаю на агрессию, это уже моя карма, мой поступок. Так как я монах, я стараюсь контролировать себя и не отвечать агрессией на агрессию. А так в целом люди относятся к монахам с уважением.

Санал Мукубенов: Я выбрал правильную дорогу- Как часто вам приходится испытывать гнев? Как вы с ним боретесь?

- В буддийской традиции есть много техник борьбы с эмоциями, особенно такими разрушающими, как гнев. Три года назад в Калмыкии мы издали, а год назад снова переиздали книгу «Работа с гневом» и бесплатно ее распространяли. Она очень быстро разошлась, людям нравится. В ней доступным языком описаны очень древние техники работы с гневом, известные еще со времен Будды. Про себя могу сказать, что сам я с годами становлюсь спокойнее и испытываю меньше гнева. Монашеская жизнь и духовная практика сильно сказываются. Вспоминаю, каким я был до монашества – вспыльчивым, часто злился. Сейчас такие ситуации случаются намного реже.

- Многие люди, когда в их жизни происходят неприятности, сложные ситуации, ищут ответы на вопросы в книгах по психологии или обращаются к психологам или психотерапевтам. Как вы к этому относитесь?

- Если это им помогает, почему нет. Очень многие психологи, кстати, применяют буддийские техники. Психология - наука молодая, поэтому многие психологи, психотерапевты черпают идеи и опыт из многовековой традиции буддизма.

- Но много и таких, кто ищет решения проблемы, успокоения в хуруле или церкви… Правильно ли это?

- И в этом нет ничего плохого, если людям это помогает успокоиться, собраться, прийти к какому-то взвешенному решению.

- Вам осталось учиться один год. Чем планируете заниматься после?

- После обучения в монастыре я надеюсь получить высшую степень геше. Для этого нужно сдать очень сложные экзамены в течение шести лет. Я считаю, что главная задача монаха – это сначала получить знания, опыт и делиться ими с людьми. У нас в Калмыкии много буддистов, а знаний многим не хватает. Поэтому после завершения учебы я возвращусь в Калмыкию и постараюсь использовать свои знания и опыт на благо нашего народа.

- Вы счастливый человек?

- Знаете, я вот думаю иногда о себе прошлом и о себе нынешнем, и мне кажется, я стал намного счастливее. Жизнь монаха на самом деле полна счастья, как и любого человека, искренне следующего учению Будды».

Лариса ЭРЕНДЖЕНОВА

Снимки из фотоархива пресс-службы Центрального хурула РК «Золотая обитель Будды Шакьямуни»

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag