Главная Новости Контакты

Далай-лама завершил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и даровал посвящение долгой жизни Белой Тары

Ле, Ладак, штат Джамму и Кашмир, Индия, 30 июля 2017 года – После ливня накануне вечером на площадке для проведения учений Шивацель стояли большие лужи, но едва ли кому-то из преданных учеников сырость помешала посетить третий, заключительный день публичных учений Его Святейшества Далай-ламы. По оценкам Ладакской буддийской ассоциации, организатора нынешних учений, здесь собралось около 60 тысяч человек.

Далай-лама завершил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и даровал посвящение долгой жизни Белой ТарыКак только Его Святейшество поприветствовал толпу и занял свое место на троне, его попросили представить новую книгу Церинга Сонама из Саспола, посвященную визитам Далай-ламы в Ладак на протяжении последних 50 лет.

«Наступил третий и последний день наших учений, – произнес Его Святейшество. – Первым делом я завершу чтение шестой главы “Пути бодхисаттвы”. Затем дарую посвящение долгой жизни Белой Тары, после чего вы сможете поднести мне молебен о долголетии, во время которого следует молиться и ученикам, и их ламе. Благодаря духовным узам, которые связывают учителя и учеников, во многом напоминающим связь родителей и детей, как говорил учитель школы кадам геше Потова, такие молитвы могут сослужить добрую службу.

Затем к нам присоединится уважаемая главный министр штата Джамму и Кашмир Мехбуба Муфти Саид. А пока я выполняю подготовительные церемонии, пожалуйста, начитывайте молитвы».

Приступив к чтению поэмы Шантидевы «Путь бодхисаттвы», Его Святейшество заметил, что хотя нас влекут восемь мирских забот, они не способны принести много пользы. Самое важное на пути к пробуждению – взращивать сострадание. А главное препятствие для сострадания представляет гнев, однако терпение, которому посвящена эта глава, выступает противоядием от гнева.

Далай-лама завершил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и даровал посвящение долгой жизни Белой ТарыВ строфах, которые читал Его Святейшество, указывалось, что половина причин пробуждения – заслуга самих Будд, а другая половина – заслуга живых существ. Если мы почитаем Будд, не следует ли также в равной степени почитать и живых существ?

Его Святейшество прервался ненадолго и посоветовал тем, кто сидит прямо под знойными лучами солнца, а в основном это были монахи и монахини, укрыть свои головы. И снова он пригласил учеников шестых, седьмых и восьмых классов школы Тибетской детской деревни S.O.S. и Ладакской публичной школы, которые вели диспуты перед началом учений, забраться под навес и сесть рядом с его троном.

Вернувшись к чтению поэмы, Его Святейшество спросил, что подумают о нас Будды и бодхисаттвы, посвятившие свои жизни благу живых существ, если мы будем презирать и обижать этих живых существ. Ответом служит строка-обещание из поэмы Шантидевы:

Отныне, дабы порадовать татхагат,

Стану я служить миру всем своим сердцем.

«Ум имеет отношение к мозгу, однако его природа – это способность к познанию, ясность и осознавание, – продолжил Его Святейшество. – Фундаментальная причина всезнающей мудрости Будды кроется в ясной природе ума, которым наделен каждый из нас. Но необходимо устранить препятствия к знанию. Именно это светоносное состояние ума, которое называют природой Будды, остается с нами на всем пути к обретению состояния Будды.

Далай-лама завершил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и даровал посвящение долгой жизни Белой Тары«В обычном бодрствующем состоянии нас постоянно отвлекает сенсорное сознание, связанное с восприятием органами чувств. Когда наступает наш смертный час, останавливается сердце, вместе с ним кровообращение, и умирает мозг. Однако известны случаи, когда практикующие продолжали посмертную медитацию и их тела оставались свежими на протяжении многих дней после зафиксированной клинической смерти. Нейрологи уже начали исследование этого явления. Мы объясняем это тем, что тонкое сознание все еще остается в теле. Грубый ум покидает тело, однако тонкий, не зависящий от тела ум, все еще присутствует. Именно это тонкое сознание переходит из одной жизни в другую. Он и есть основополагающая причина обретения состояния Будды, и мы достигаем тонкого ума во время медитаций о пустоте ума как такового».

Заключительная строфа шестой главы: «Ибо в самсаре терпение порождает красоту и здоровье, известность, долголетие и великое блаженство Чакравартинов» напомнила Его Святейшеству о Махатме Ганди. Поскольку тот бескорыстно служил народу Индии, несмотря на его скромный внешний вид, миллионы людей были преданы ему всем сердцем.

«Мы завершим учения этого года на шестой главе, – сказал Его Святейшество. – Если я буду здоров и смогу приехать в следующем году, мы с вами продолжим чтение “Пути бодхисаттвы”».

Далай-лама завершил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и даровал посвящение долгой жизни Белой ТарыЕго Святейшество отложил книгу в сторону и приступил к дарованию разрешения на практики долгой жизни Белой Тары. Предложив всем желающим принять на себя обеты мирян, он разъяснил роль четырех групп, входящих в Сангху, в свете «центральных земель». Одно из определений географическое, другое относится к наличию бхикшу и бхикшуни, полностью посвященных монахов и монахинь, а также мирян, мужчин и женщин, которые оберегают свои обеты. Его Святейшество добавил, что линия полного посвящения монахинь-бхикшуни не была передана в Тибет, хотя распространилась в Китае.

В ходе церемонии Его Святейшество также даровал обеты бодхисаттв. В заключение он дал передачи мантр Будды, бодхисаттвы Авалокитешвары, отметив, что того связывают тесные узы с народами Тибета и Гималайского региона, а также Манджушри и Арья Тары. Передавая мантры Хаягривы, Его Святейшество заметил, что они могут помочь тем, кто впадает в состояние транса из-за одержимости духами.

Затем монахи совершили подношение пуджи долгой жизни Его Святейшеству. Меценаты Ладакской буддийской ассоциации тоже приняли участие в шествии, держа в руках религиозные изображения и предметы культа, книги, мешочки с зерном и свертки парчи. Местные музыканты играли на трубах и барабанах. Проходя перед Его Святейшеством, мужчины и женщины снимали шляпы. Перед самым завершением церемонии прибыла главный министр штата Джамму и Кашмир Мехбуба Муфти Саид. Она поднесла Его Святейшеству традиционную шаль, а он ей – белый шелковый хадак.

Далай-лама завершил учения по поэме Шантидевы «Путь бодхисаттвы» и даровал посвящение долгой жизни Белой ТарыОбращаясь к собравшимся Цеванг Тхинлес, президент Ладакской буддийской ассоциации, выразил сердечную признательность Его Святейшеству, Тикси Ринпоче и Тукси Ринпоче, а также поприветствовал досточтимую госпожу главного министра. Он заметил, что во времена, когда повсюду властвует нетерпимость и религиозный экстремизм, а люди страстно желают мира, жителям Ладака выпало редкое счастье год за годом видеть Его Святейшество у себя в гостях. Он подчеркнул, что великое множество местных жителей ценят буддийские учения Далай-ламы и следуют его советам. Он молится и надеется, что Его Святейшество приедет сюда снова в будущем.

Поприветствовав Его Святейшество и других гостей, главный министр Мехбуба Муфти Саид поприветствовала всех ладакским: «Джулей!».

«Для меня большая честь быть здесь, – продолжила она. – Мы, жители Джамму и Кашмира, как и жители Ладака, бесконечно счастливы, что вы навещаете нас и одариваете своими благословениями. Я желаю вам самого крепкого здоровья и надеюсь на новые встречи в наших местах. Вы несете мир повсюду, где появляетесь. Я глубоко тронута вашими словами о размежевании мусульман и террористов, и вашим утверждением, что ислам – это религия мира. Если у вас будет такая возможность, я хотела бы пригласить вас даровать ваши умиротворяющие благословения и жителям Кашмирской долины тоже. Спасибо вам!»

Его Святейшество ответил: «Многие проблемы, с которыми мы сегодня сталкиваемся, наших собственных рук дело. Необходимо шире смотреть на происходящее, а не прятаться за узколобостью и недальновидностью. Если, к примеру, мы будем делать больший упор на идее единства всего человечества, от многих наших бед и следа не останется.

На протяжении веков в этой стране процветала межрелигиозная гармония. Индия должна стать живым примером всему остальному миру, показывая, что все религиозные традиции могут уживаться бок о бок во взаимном уважении. Я не устаю это повторять везде, куда бы ни приезжал. Это все, что я хотел сказать. Я посетил Нубру и Занскар, а также провел немало времени здесь, в Ле, и поездка удалась на славу. Я хотел бы поблагодарить вас всех!»

После того, как главный министр спустилась со сцены, Его Святейшество вернулся в Шивацель Пходранг, а толпа начала потихоньку рассеиваться. Однако многие долго еще не уходили, устроив пикники в тени огромных зонтов.

Перевод: Ольга Селезнева

dalailama.ru

Оставить ответ

Введите цифры изображенные на картинке:

Архивы

Translator

Russian flagItalian flagKorean flagChinese (Simplified) flagChinese (Traditional) flagPortuguese flagEnglish flagGerman flagFrench flagSpanish flagJapanese flagArabic flagGreek flagDutch flagBulgarian flagCzech flagCroat flagDanish flagFinnish flagHindi flagPolish flagRumanian flagSwedish flagNorwegian flagCatalan flagFilipino flagHebrew flagIndonesian flagLatvian flagLithuanian flagSerbian flagSlovak flagSlovenian flagUkrainian flagVietnamese flagAlbanian flagEstonian flagGalician flagMaltese flagThai flagTurkish flagHungarian flag